С 1 января 2012 года поликлиника является федеральным бюджетным учреждением и получает субсидии на выполнение государственного задания. Разъясните, какой счет следует использовать в соответствии с Инструкцией N 157н*(1) во избежание нарушения методологии при отражении расходов, осуществляемых за счет субсидий: счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" либо 401 20 "Расходы текущего финансового года".
Государственное задание бюджетного учреждения формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных учредителями. Для федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Минздравсоцразвития, ведомственный перечень государственных услуг (работ) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 N 1165н. Так, например, разд. I "Услуги" данного перечня включает в себя:
- медицинскую помощь, за исключением медицинской помощи, входящей в базовую программу;
- специализированную медицинскую помощь, кроме высокотехнологичной медицинской помощи, по профилям и специальностям (например, психиатрия, наркология, венерология и т.д.), оказанную в амбулаторных условиях, в условиях стационара;
- первичную медико-санитарную помощь, специализированную (за исключением высокотехнологичной) и скорую медицинскую помощь, в том числе специализированную.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из федерального бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат:
- на оказание государственных услуг в рамках выполнения государственного задания;
- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается указанное имущество (в том числе земельные участки).
Порядок определения нормативных затрат на оказание федеральными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Минздравсоцразвития, государственных услуг определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.12.2011 N 1534н (далее - Порядок N 1534н). В силу п. 7 данного порядка нормативные затраты на оказание государственной услуги на соответствующий финансовый год определяются как произведение нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги и объема оказания услуги. Например, предоставление государственной услуги в виде оказания медицинской помощи в психиатрии будет определяться исходя из количества пациентов, обратившихся за данной помощью в медицинское учреждение, и затрат, связанных с лечением данных пациентов.
Далее следует отметить, что в соответствии с Порядком N 1534н нормативные затраты делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.
В условиях поликлиники к прямым нормативным затратам будут отнесены расходы на оплату труда врачей и медицинского персонала исходя из количества указанных специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуги в виде медицинской помощи (п. 9 Порядка N 1534н).
В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат (п. 11 Порядка N 1534н):
- расходы на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);
- расходы на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинским учреждением на праве оперативного управления или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем;
- расходы на приобретение услуг связи;
- расходы на приобретение транспортных услуг;
- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи;
- прочие расходы на общехозяйственные нужды.
Таким образом, из вышесказанного следует, что у медицинского учреждения существует необходимость ведения бухгалтерского учета в разрезе прямых и общехозяйственных расходов.
Согласно п. 134-140 Инструкции N 157н для ведения такого учета предусмотрен счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", который детализирован следующими аналитическими счетами:
- 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";
- 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";
- 109 80 "Общехозяйственные расходы";
- 109 90 "Издержки обращения".
Счет 401 20 "Расходы текущего финансового года" не имеет деления на аналитические счета учета прямых, накладных и общехозяйственных расходов. Это связано с тем, что на данном счете раскрывается обобщенная информация о всех расходах учреждения, в том числе о расходах медицинского учреждения в рамках выполнения государственного задания по всем видам оказываемых услуг в течение текущего финансового года.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 153 Инструкции N 174н*(2), в соответствии с которым только расходы, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующие себестоимость услуг, оказываемых бюджетным учреждением в рамках государственного задания, относятся на финансовый результат текущего финансового года. На основании первичных (сводных) учетных документов указанные расходы отражаются по дебету следующих счетов:
- 4 401 20 262 "Расходы на пособия по социальной помощи населению";
- 4 401 20 263 "Расходы на пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления";
- 4 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами";
- 4 401 20 290 "Прочие расходы".
Таким образом, в целях соблюдения методологии по отражению расходов, осуществляемых за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, поликлинике в части затрат, формирующих себестоимость медицинских услуг, следует использовать счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2012 г.
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"