Реорганизация юридического лица в форме преобразования
Рассмотрим процедурные вопросы реорганизации: подготовку необходимой документации, сроки ее представления, состав заявителей, условия внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации и размещения в СМИ информации, уведомляющей о государственной регистрации юридического лица.
Уведомление о предстоящей реорганизации
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), в соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При изменении организационно-правовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
На основании п. 1 ст. 60 ГК РФ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием ее формы. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление направляется лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В нем указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Рекомендуемая форма заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации приведена в письме ФНС РФ от 23.01.09 N МН-22-6/64@.
Согласно п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Как следует из анализа норм подп. "б" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, учредитель юридического лица может быть заявителем только при государственной регистрации юридического лица при его создании. Применительно к случаю, указанному в ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, аналогичных положений не содержится. Следовательно, учредитель юридического лица подписать и подать в регистрирующий орган в установленном порядке сообщение о начале процедуры реорганизации не вправе.
Положения ГК РФ и Закона N 129-ФЗ не содержат указаний об обязательном нотариальном удостоверении подписи в уведомлении о начале процедуры реорганизации, представляемом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Обязательная форма такого сообщения нормативными правовыми актами не установлена.
Рекомендуемая форма заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации не содержит поля, предназначенного для свидетельствования нотариальной подписи заявителя. Таким образом, законных требований о том, что подпись в уведомлении о начале процедуры реорганизации в форме преобразования должна быть нотариально удостоверена, на наш взгляд, не установлено, вне зависимости от того, представляется ли такое уведомление по рекомендованной ФНС РФ форме или по другой.
Тем не менее, имеются судебные решения с противоположной точкой зрения по этому вопросу.
В постановлении ФАС Московского округа от 28.01.11 N КГ-А40/16703-10 суд установил, что в представленном организацией в регистрирующий орган уведомлении о начале процедуры реорганизации подпись заявителя не засвидетельствована в нотариальном порядке. Судами сделан правильный вывод о том, что имеющиеся в материалах регистрационного дела заявления оформлены с нарушением требований законодательства, в связи с чем регистрирующим органом обоснованно указано на непредставление надлежащих документов. Отказ в государственной регистрации юридического лица, в связи с непредставлением определенных Законом о государственной регистрации документов, произведен в полном соответствии с требованиями ст. 23 этого закона.
Суд подтвердил, что требования о нотариальном свидетельствовании подписи, предусмотренные ст. 9 Закона N 129-ФЗ, регулирующей порядок представления документов при государственной регистрации, распространяются и на уведомления, представляемые в соответствии со ст. 13.1 этого закона.
Юридическое лицо, относительно которого принято решение о реорганизации в форме преобразования, обязано в течение трех рабочих дней после даты принятия решения сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации, приложив к данному уведомлению решение о реорганизации. Иных документов нормативные правовые акты не устанавливают. При этом передаточный акт и разделительный баланс, а также учредительные документы должны быть представлены не в составе приложения к уведомлению о начале процедуры реорганизации, а при государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно подп. "б" и подп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), а также передаточный акт или разделительный баланс. Аналогичных положений ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.
В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.
Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Уведомление органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, об исполнении обязанности по письменному уведомлению известных ему кредиторов о начале реорганизации, не предусмотрено. Это объясняется тем, что требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. Кроме того, документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (прекращения деятельности) присоединенного юридического лица, могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления его кредиторами соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 13 письма ФНС РФ от 23.01.09 N МН-22-6/64@).
Закон N 129-ФЗ не относит к документам, представляемым в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, какое-либо уведомление органа об исполнении обязанности по письменному уведомлению известных организации кредиторов о начале реорганизации.
Если юридическое лицо, не дожидаясь внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что оно находится в процессе реорганизации, разместило в СМИ, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, первое сообщение о начале процедуры реорганизации, это является нарушением законодательства.
Случаи отказа в государственной регистрации установлены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим, и публикация сообщения о начале процедуры реорганизации ранее внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, основанием для отказа в государственной регистрации организации, созданной в результате реорганизации, в нем не указано. Следовательно, такое обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика.
В определениях ВАС РФ от 25.11.10 N ВАС-15303/10 и от 12.05.09 N ВАС-5476/09 указано, что ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации. Таким образом, после принятия решения о приватизации необходимо в течение трех рабочих дней уведомить о начале процедуры реорганизации регистрирующий орган, а после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в журнале "Вестник государственной регистрации" уведомление о своей реорганизации. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган необходимо в письменной форме информировать всех известных кредиторов о начале реорганизации.
Отмена решения о предстоящей реорганизации
Пунктом 2 ст. 49 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Законодательством не установлен запрет на отмену юридическим лицом решения о добровольной реорганизации (до завершения процесса реорганизации). Следовательно, по смыслу п. 2 ст. 49 ГК РФ оно обладает правом на отмену решения о реорганизации. При этом сообщение в регистрирующий орган о начале реорганизации в установленном порядке не влияет на указанное право.
Судебная практика подтверждает вывод о том, что юридическое лицо обладает правом на отмену решения о реорганизации.
ФАС Московского округа в постановлении от 27.12.10 N КГА40/14435-10 отметил, что неопределение Законом N 129-ФЗ, постановлением Правительства РФ N 439 от 19.06.02 и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС РФ от 01.11.04 N САЭ-3-09/16@ и имеющих признаки нормативного правового акта, порядка внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку действующее законодательство не содержит запрет участникам (учредителям) юридического реорганизации лица до завершения процесса реорганизации отменить ранее принятое решение о реорганизации юридического лица.
Суд указал, что в данном случае совершение соответствующих регистрационных действий возможно по аналогии с установленным порядком регистрации при принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.10 N 18АП-8858/2010 отмечено, что в настоящее время отсутствует форма заявления, утвержденная уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, предусматривающая внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающихся отмены ранее принятого решения о реорганизации.
Само по себе отсутствие в установленной ф. Р14001 специального раздела, предусматривающего внесение сведений об отмене решения уполномоченного органа юридического лица о реорганизации, либо формы заявления, позволяющей заинтересованному лицу (заявителю) обратиться в регистрирующий орган с целью внесения соответствующих изменений, не может являться препятствием для реализации прав юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
Гражданским законодательством не установлены препятствия для отмены ранее принятого решения о реорганизации юридического лица, иное противоречило бы принципу приобретения и осуществления гражданских прав участниками гражданских правоотношений своей волей и в своем интересе, установленному ст. 2 ГК РФ.
Приведенные позиции судов правомерно применять в том смысле, что юридическое лицо имеет право отменить решение о реорганизации до ее завершения.
Трудовые правоотношения
В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен его перевод на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается.
Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) является основанием прекращения трудового договора. Однако в данном случае это основание не применяется. Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 75, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.
Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией является основанием прекращения трудового договора.
При реорганизации увольнения работников, по общему правилу, не происходит, оно производится только в случае их отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Работодатель обязан известить работников о предстоящей реорганизации не позднее чем за два месяца (чтобы работники могли реализовать свое право на увольнение в связи с реорганизацией).
Если при проведении реорганизации трудовые отношения с работниками не могут быть продолжены по причине отсутствия вакантных должностей, то расторжение с ними трудового договора возможно только на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников), с соблюдением предусмотренной для таких случаев процедуры.
Исполнение обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ
Кроме обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Приказом ФНС РФ от 09.06.11 N ММВ-7-6/362@ утверждена ф. N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации", а также порядок ее заполнения.
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о страховых взносах
Плательщики страховых взносов обязаны письменно в свободной форме сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
В силу ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган предоставляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) (в случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре);
в) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
г) передаточный акт или разделительный баланс;
д) документ об уплате государственной пошлины;
е) документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ, а также с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.08 N 56-ФЗ.
Закон N 169-ФЗ изменил перечень документов, необходимых к представлению в регистрирующий орган организацией, осуществляющей реорганизацию. Решение о реорганизации юридического лица теперь не относится к числу документов, представление которых в регистрирующий орган является необходимым.
Изменения в положения ст. 14 Закона N 169-ФЗ вступили в силу 1 июля 2011 г.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведена в приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.02 N 439 (ф. N Р12001).
В общем случае государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, уплачивается в размере 4 000 руб.
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной
гражданской службы III класса
"Бухгалтерский учет", N 1, 2, январь, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.