О минимальном размере оплаты труда. На что повлияет изменение федерального МРОТ?
Вознаграждение за труд не ниже определенного минимального лимита - право каждого, гарантированное п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Вполне логично, что порядок установления данной величины прописан в ТК РФ. Так, ст. 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) вводится одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Федеральным законом от 1.06.11 г. N 106-ФЗ МРОТ в Российской Федерации был повышен на 6,5%, в результате чего его величина составила 4611 руб. Следует отметить, что предшествующий МРОТ в размере 4330 руб. в месяц был установлен с 1 января 2009 г.
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 г. характеризуются положительной динамикой по большинству показателей, отражающих восстановительные тенденции развития экономики, что, скорее всего, и послужило основанием для принятия решения об индексации МРОТ. Его увеличение является одним из этапов работы по приближению величины МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Однако даже новое значение МРОТ пока до такового не дотягивает. Последняя величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации была установлена за II квартал 2011 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.11 г. N 772, согласно которому величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 7023 руб.
Вместе с тем, поскольку величина МРОТ "привязана" к прожиточному минимуму, с течением времени она не может оставаться неизменной. В частности, прожиточный минимум согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.97 г. N 134-ФЗ, определяется Правительством Российской Федерации ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Еще в 2007 г. участники Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений со стороны профсоюзов настаивали на включении в соглашение пункта, согласно которому МРОТ должен был бы достичь прожиточного минимума к 2008 г. Однако Правительство Российской Федерации, ссылаясь на увеличение безработицы и другие плохо управляемые тенденции в экономике, настаивало на продлении этого срока до 2011 г. (ст. 421 ТК РФ).
На что повлияет изменение федерального МРОТ?
С 1 июня 2011 г. общая сумма месячной зарплаты, начисляемой работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени за месяц и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже 4611 руб. Следовательно, если в организации есть зарплаты меньше нового МРОТ, то их следует повысить на основании ст. 133 ТК РФ. Необходимо отметить, что ранее частью 2 ст. 129 ТК РФ было прямо предусмотрено, что в величину установленного федеральным законом МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты работникам. Таким образом, было понятно, что именно должностной оклад (тарифная ставка) должен быть не ниже установленного МРОТ. Если же помимо оклада (тарифной ставки) работнику полагались какие-либо компенсации и надбавки, то таковые следовало начислять "сверх". Соответственно общая сумма выплат по итогам месяца в пользу работника должна была быть больше МРОТ. Тем самым, в частности, соблюдалось право каждого на оплату труда без дискриминации (п. 3 ст. 37 Конституции).
Однако Федеральным законом от 20.04.07 г. N 54-ФЗ ч. 2 ст. 129 ТК РФ с 1 сентября 2007 г. была признана утратившей силу. Как уже было сказано, теперь в соответствии со ст. 133 ТК РФ не ниже МРОТ должна быть вся месячная зарплата работника. В результате получается, что сам оклад может и не дотягивать до этой величины, главное, чтобы не меньшая сумма была выплачена по итогам месяца.
Впрочем, в большинстве случаев при установлении заработной платы работодателю, представляющему "частный" сектор, приходится ориентироваться на величину минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, где он расположен. Федеральный МРОТ следует применять работодателям тех регионов, где региональный МРОТ не установлен либо организация от него отказалась (ст. 133.1 ТК РФ).
Если временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком начались 1 июня 2011 г. и позднее, то при исчислении соответствующих социальных пособий средний заработок за каждый месяц расчетного периода не может быть менее 4611 руб. (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 г. N 255-ФЗ). С 1 июня 2011 г. максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для работников со страховым стажем менее шести месяцев также повысился до 4611 руб. за календарный месяц (ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Если период нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам работников со страховым стажем менее шести месяцев начался до 1 июня 2011 г. и продолжается после этой даты и им полагается пособие, рассчитанное исходя из МРОТ, то следует брать размер МРОТ на дату наступления нетрудоспособности или отпуска, т.е. 4330 руб. Следовательно, за период после 1 июня 2011 г. работникам в этом случае ничего пересчитывать и доплачивать не нужно. Если средний заработок работников оказался выше 4330 руб. за месяц, то за период после 1 июня 2011 г. пособие следует рассчитать исходя из максимального размера - 4611 руб. Обратите внимание: если женщина, страховой стаж которой на момент начала отпуска по беременности и родам составил менее шести месяцев, выбрала для расчета пособия по беременности и родам правила 2010 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 8.12.10 г. N 343-ФЗ) и ее средний заработок был более 4330 руб. в месяц, то переходящее пособие женщине следует выплатить до 1 июня 2011 г. из расчета 4330 руб. за календарный месяц. Поэтому за период после 1 июня 2011 г. пособие женщине следует пересчитать с учетом максимума 4611 руб. за календарный месяц и доплатить.
Увеличение МРОТ не приведет к увеличению размера страховых взносов за 2011 г. для предпринимателей. Напомним, что размер страховых взносов, которые предприниматели в обязательном порядке уплачивают в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, а в ФСС РФ - в добровольном порядке, рассчитывается исходя из стоимости страхового года, которая напрямую зависит от МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года (ст. 2, 13, ч. 1, 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.09 г. N 212-ФЗ, ст. 4, 5 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения. Однако ни в НК РФ, ни в ТК РФ не представлено норм, обязывающих (в отличие от МРОТ) применять этот показатель в расчетах.
При этом повышенный МРОТ, как и ранее, применяется для регулирования оплаты труда, а также определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Е. Шмелева,
аудитор ООО "Бейкер Тилли Русаудит"
"Финансовая газета", N 22, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.