Резюме третьего поколения
Сегодня соискатели могут создать видеорезюме, чтобы лично рассказать о своих достижениях и предоставить работодателю возможность заочно познакомиться еще до собеседования. Но как оценить качества сотрудника, изложенные в непривычной форме? На какие моменты обратить внимание, просматривая ролик, рассказал специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев.
Первоначально видеопрезентации заказывали топ-менеджеры ведущих российских и международных компаний. И сегодня именно они задают тон и формируют эталон этого вида самопиара у кандидатов. Высокооплачиваемые руководители имеют возможность обратиться к ведущим специалистам в области рекламы и потратить средства на качественную съемку и монтаж мини-фильма. Тренд поддерживают и молодые специалисты (до 35 лет), хорошо знакомые с IT-технологиями. Качество их роликов, обычно, хуже. Однако само наличие видеорезюме характеризует кандидата как человека, который следит за тенденциями. Пользуется ли этот способ подачи информации популярностью у рекрутеров? Что полезного они могут узнать из ролика?
За красивые глаза
Видеорезюме позволяет соискателю подать свою кандидатуру в лучшем виде. Правда, иногда презентация оказывается лучше самого претендента на вакантное место. Как уже говорилось, в создании роликов кандидатам помогают pr-специалисты, готовые преподнести клиента в самом выгодном свете. Поэтому кадровику приходится иметь дело с правдой под толстым слоем грима. Разглядеть истинное лицо соискателя в этом случае сложно, придется отфильтровать работу пиарщиков и вычленить ту информацию, которая характеризует претендента.
Итак, оцениваем видеорезюме с технической точки зрения и пытаемся разобраться в том, кто "снимал кино". Первое, на что следует обратить внимание - это декорации. Обычно в качестве интерьера выбирается рабочее место, фон городского парка или фасад делового центра. Но именно эта, кажущаяся на первый взгляд, разумность может сигнализировать о том, что в данном случае без профессиональных пиарщиков не обошлось. Должно насторожить и то, что одежда кандидата строго соответствует дресс-коду компании работодателя. Или в картинке ненавязчиво присутствует ее продукция. Как правило, pr-специалист, снимающий видеорезюме, считает, что "родные детали" положительно настраивают работодателя к соискателю.
Далее стоит присмотреться к светотехнике и звуковому сопровождению видеорезюме. Дело в том, что правильное освещение под силу операторам-профессионалам. Для любительской съемки характерны мерцающие светлые точки, "снежок" на темных участках и отсутствие четкости - на ярких. А там, где потрудились профессионалы, картинка будет безупречной. То же самое можно сказать о звуке. Отсутствие характерного фонового шума - дыхания, шуршания одежды, а также равномерность записи говорят о работе TV-специалистов.
Само по себе привлечение на помощь профессионалов не может характеризовать соискателя с плохой стороны. Просто кадровику лучше не обращать внимания на привлекательность "картинки", а сконцентрировать свое внимание на том, как и что рассказывает о себе кандидат.
Невербальный анализ
Видеорезюме - очень удачный формат для рекрутера, так как он позволяет за несколько минут познакомиться с кандидатом и сделать о нем первые выводы. На что обратить внимание, анализируя презентацию соискателя?
На бумаге все знания сотрудника выглядят абсолютно одинаково и равнозначно. Когда же человек рассказывает о них, одним своим талантам он уделяет больше внимания, а значит считает их сильными, другие же лишь безэмоционально проговаривает, следовательно, он упоминает о них в угоду работодателю. Рекрутеру стоит отметить те моменты, на которых сам соискатель делает акцент. Если он оживлен и с увлечением рассказывает о каких-то своих прошлых обязанностях, это свидетельствует о том, что именно они доставляют ему удовольствие и он лучше всего с ними справлялся.
Также можно оценить искренность кандидата, вычленяя из рассказа подмену одного ответа другим, близким по содержанию. Например, если соискатель начинает говорить о своих достижениях, но вместо этого просто перечисляет функции, которые выполнял на предыдущем месте работы. Уходя подобным образом от обозначенной темы, он пытается опустить информацию о себе, поскольку, по его мнению, она не соответствует ожиданиям работодателя.
Кроме ложной положительной реакции, видеорезюме может сформировать и необоснованно негативную оценку у hr-специалиста. Это случается, если ролик не самого лучшего качества, а кандидат не имеет опыта работы перед камерой. Однако это не повод отказываться от удобного способа оценить претендента.
В отличие от собеседования, видеорезюме позволяет рекрутеру обдумать каждый свой вывод. Здесь не нужна молниеносная реакция. Что-то показалось подозрительным? Можно еще раз пересмотреть запись.
Все за и против
Видеорезюме пока является новым способом кандидатов заявить о себе, поэтому стоит разобраться, в каких случаях этот метод самопрезентации уместен. Рекрутеры отмечают, что привычное резюме позволяет лучше оценить узких специалистов, технических сотрудников, бухгалтеров. Четкая структура изложения информации помогает увидеть весь опыт кандидата, наличие необходимых навыков.
Ролики могут быть полезны при отборе соискателей, в работе которых важную роль играет внешний вид, коммуникативные навыки или владение современными технологиями. Видеорезюме позволяет оценить презентабельность претендента. Если компания намерена нанять сотрудника, внешний вид которого должен быть безупречен, достаточно посмотреть ролик, чтобы проанализировать этот аспект.
Также с помощью видеорезюме можно сделать вывод о коммуникативных навыках человека. Люди, которые умеют общаться и знают, как себя преподнести, не станут читать текст по бумажке. Велика вероятность, что в кадре они будут чувствовать себя свободно и раскованно, говорить четко и даже импровизировать, а не произносить заученные фразы.
Есть вакансии, при выборе сотрудника на которые видеорезюме может стать важным аргументом в пользу кандидата. В частности, таким образом стоит оценивать телевизионных журналистов и ведущих, актеров и героев для рекламы, операторов, дизайнеров, режиссеров-постановщиков, а также блогеров, в обязанности которых будет входить создание роликов для сайта. Такой формат презентации позволяет кандидату не только рассказать о себе, но и показать навыки съемки и монтажа, фрагменты лучших сюжетов и интервью, продемонстрировать владение спецэффектами, представить графические работы - все это будет наглядно демонстрировать умения претендента. При выборе специалистов, которым предстоит трудиться "в кадре", это возможность показать себя в деле. Здесь рекрутер может сразу увидеть навыки работы перед камерой и качество речи. Если работа сотрудника связана с "картинкой" (дизайнеры, верстальщики, художники), кандидат может предложить работодателю для просмотра своеобразное динамическое портфолио. Кадровику понадобится несколько минут, чтобы познакомиться с претендентом и плодами его труда.
Рекрутерам не стоит относиться к роликам, как к основному источнику информации о кандидате. Обычное резюме с понятной структурой позволяет быстро проанализировать опыт работы соискателя. А с помощью видео можно проверить действительное владение необходимыми навыками и ознакомиться с работами специалиста. Поэтому новый метод презентации - это дополнительный инструмент, который уже на первом этапе отбора поможет сделать правильный выбор и выделить самых достойных претендентов.
Ю. Кондратьев,
специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ"
"Расчет", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru