При продаже квартиры прежний владелец снимается с регистрационного учета. Другого жилья у него нет, зарегистрироваться он не может.
Нужно ли ему оформлять временную регистрацию в таком случае?
Какова ответственность за отсутствие регистрации?
Могут ли такого гражданина прописать "по социальному адресу"?
В соответствии с частью 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О регистрации граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Во исполнение части 4 ст. 3 Закона N 5242-I постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно ст. 10 Закона N 5242-I нарушение требований данного Закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством РФ. В частности, частью 1 ст. 19.15 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан за проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации по месту пребывания или по месту жительства в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Отметим, что административную ответственность влечет проживание гражданина именно по месту жительства или по месту пребывания без регистрации. При этом в ст. 2 Закона N 5242-I и п. 3 Правил даны легальные определения понятиям "место пребывания" и "место жительства". Так, к местам пребывания отнесены: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом N 5242-I, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Из приведенных законоположений следует, что регистрация гражданина по месту пребывания или месту жительства обусловлена наличием у него жилищных прав в отношении жилых помещений, где он проживает временно (место пребывания) либо постоянно или преимущественно (место жительства). Такого же мнения придерживается и Верховный суд РФ (смотрите решение от 27.08.2003 N ГКПИ03-894). Поэтому при отсутствии у гражданина каких-либо жилых помещений, которые бы отвечали установленным ст. 2 Закона N 5242-I и п. 3 Правил признакам места пребывания или места жительства, на наш взгляд, обязанность зарегистрироваться и, соответственно, административная ответственность за отсутствие регистрации на такого гражданина возложены быть не могут. В связи с этим смотрите, например, решение Новосибирского областного суда от 26.07.2011 по делу N 7-189-2011, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://oblsud.nsk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=cs&cas; решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.08.2009 N 12-121/09, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.alppp.ru/court/20-apelljacionnyj-sud/08-2009/reshenie-sankt.
В то же время обращаем Ваше внимание на то, что регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 ст. 3 Закона N 5242-I). Поэтому злоупотребления гражданином в этой области нарушают права других граждан и государства, вследствие чего недопустимы. Гражданин, продавший единственное принадлежащее ему жилое помещение, тем не менее в силу своих потребностей вынужден будет подыскать себе для проживания иное жилое помещение, которое будет занято им на основании семейных отношений (у родственников) либо договорных отношений (по договору найма, в том числе социального), либо на другом основании. Если такое помещение будет отвечать установленным ст. 2 Закона N 5242-I и п. 3 Правил признакам места пребывания или места жительства, гражданин обязан в нем зарегистрироваться в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 688 пункт 24 Правил был дополнен указанием на то, что регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания. Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
Буквальное толкование названного положения Правил в сопоставлении с Примерным положением об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 670, приводит к выводу о том, что если у гражданина отсутствует место пребывания или место жительства, в которых он должен зарегистрироваться, то он обязан обратиться в учреждение социального обслуживания лиц без определенного места жительства для получения временного приюта и оказания социальных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг,*(1) после чего он подлежит регистрации по месту пребывания по адресу данного учреждения.
Однако, по нашему мнению, правомерность такого обязания вызывает сомнения в свете установленного п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" принципа, согласно которому государством гарантируется право граждан на социальное обслуживание, однако само социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения гражданина. Таким образом, понуждение к обращению в учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий недопустимо. Кроме того, положение о том, что регистрация на основании п. 24 Правил осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства, фактически приводит к полной зависимости регистрационного учета гражданина от усмотрения администрации такого учреждения. Поэтому, на наш взгляд, обращение гражданина в учреждение социального обслуживания лиц без определенного места жительства должно носить добровольный характер. Если гражданин реализует такое право, он должен быть зарегистрирован по месту пребывания по адресу такого учреждения.
Отметим, что, к сожалению, никаких официальных разъяснений, а также материалов правоприменительной (в том числе судебной) практики в отношении п. 24 Правил нам найти не удалось. Наше мнение может расходиться с позицией контролирующих органов. Поэтому во избежание претензий с их стороны рекомендуем обратиться с запросом в Федеральную миграционную службу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
29 мая 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статус конкретных учреждений и порядок предоставления ими гарантированных государством социальных услуг устанавливаются органами власти субъектов РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"