Расчеты по выданным авансам
Аванс - это предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги. Аванс засчитывается как часть оплаты при окончательном расчете заказчика с исполнителями. В случае расторжения договора аванс подлежит полному или частичному возврату. Рассмотрим особенности бюджетного учета расчетов по выданным поставщикам авансам.
В силу п. 202 Инструкции N 157н*(1) расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) учитываются на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам".
Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071).
Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071).
Согласно Приказу Минфина РФ 173н*(2) записи в Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) производятся на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих принятие учреждением перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иными участниками договоров (соглашений) денежных обязательств, а также первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение (погашение) принятых денежных обязательств.
В графе "Наименование показателя" Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) записываются наименования кредиторов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов).
В Главную книгу (ф. 0504072) переносятся обороты по операциям, отраженным в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), за исключением операций по оплате (исполнению, погашению) обязательств перед кредиторами, которые отражаются в соответствующих журналах операций (ф. 0504071).
Размер авансовых платежей в 2012 году
Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах:
Размер авансового платежа | Предмет договора |
До 100% | - об оказании услуг связи; - о подписке на печатные издания и об их приобретении; - об обучении на курсах повышения квалификации; - об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; - о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; - о проведении Всероссийской олимпиады школьников; - о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение - по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравсоцразвития с иностранными организациями; - об оказании транспортных услуг по перевозке гуманитарных грузов железнодорожным транспортом в ходе проведения гуманитарных операций, заключаемым МЧС и (или) получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении МЧС, с российскими организациями-исполнителями; - о реализации соглашений об оказании финансовой помощи на восстановление (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов и приобретение основных средств в Южной Осетии и Абхазии; - о проведении мероприятий по тушению пожаров |
До 60% | - об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ; - по договорам (контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в случае, когда для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета |
До 50% | По договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных пп. 17.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
До 30% | - по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, связанных с предоставлением безвозмездной технической и гуманитарной помощи иностранным государствам на двусторонней основе, а также на поставку воздушных судов и авиационных тренажеров для нужд учебных заведений и центров подготовки персонала гражданской авиации; - по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, не превышающую 600 млн. руб. Если сумма превышает 600 млн. руб., последующее авансирование выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта); - по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ |
Бюджетный учет операций по авансовым выплатам
Согласно п. 80 Инструкции N 162н*(3) операции по счету оформляются на основании договоров, контрактов, документов поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Приведем проводки, которыми оформляются операции по авансовым платежам, регламентированные Инструкцией N 162н.
1. Перечислены авансы:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (0 206 21 560-0 206 26 560, 0 206 31 560-0 206 34 560, 0 206 41 560, 0 206 51 560, 0 206 61 560, 0 206 62 560, 0 206 91 560)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" (0 201 11 610, 0 201 21 610, 0 201 27 610), 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" (0 304 05 221-0 304 05 226, 0 304 05 241, 0 304 05 251, 0 304 05 261, 0 304 05 262, 0 304 05 290, 0 304 05 310-0 304 05 340).
2. Зачет обязательств по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (0 302 21 830-0 302 26 830, 0 302 31 830-0 302 34 830, 0 302 61 830, 0 302 62 830, 0 302 91 830)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (0 206 21 660-0 206 26 660, 0 206 31 660-0 206 34 660, 0 206 61 660, 0 206 62 660, 0 206 91 660).
3. Списание с балансового учета нереальной к взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам:
Дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (0 206 21 660-0 206 26 660, 0 206 31 660-0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 51 660, 0 206 61 660, 0 206 62 660, 0 206 91 660).
Согласно п. 339, 340 Инструкции N 157н для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников предназначен забалансовый счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.
4. Поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году:
Дебет счетов 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (0 206 21 660-0 206 26 660, 0 206 31 660-0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 51 660, 0 206 61 660, 0 206 62 660, 0 206 91 660).
6. Принятие на основании Уведомления по расчетам по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм восстановленного неиспользованного остатка межбюджетного трансферта прошлых лет в уменьшение расходов по межбюджетным трансфертам:
Дебет счета 0 206 51 560 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счета 0 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
7. Зачет межбюджетных трансфертов, предоставленных организациям или бюджетам соответствующих публично-правовых образований, согласно отчету о произведенных расходах:
Дебет счетов 0 302 41 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 302 51 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счетов 0 206 41 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 0 206 51 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
8. Начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими организациями, бюджетами межбюджетных трансфертов:
Дебет счетов 0 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам", 0 205 51 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит счетов 0 206 91 660 "Уменьшение кредиторской задолженности по авансам по оплате прочих расходов", 0 206 51 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
Рассмотрим на примерах применение счета 206 00 "Расчеты по выданным авансам" в учреждениях силовых министерств и ведомств.
Пример 1
Учреждение в рамках бюджетной деятельности заключило договор с транспортной организацией на оказание услуг перевозки на сумму 50 000 руб. Организации-перевозчику перечислен аванс в размере 30% суммы договора.
В бюджетном учете расчеты с организацией будут отражены следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс (50 000 руб. х 30%) | 1 206 22 560 | 1 304 05 222 | 15 000 |
Принята к учету сумма оказанных услуг | 1 401 20 222 | 1 302 22 730 | 50 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 1 302 22 830 | 1 206 22 660 | 15 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком (50 000 - 15 000) | 1 302 22 830 | 1 304 05 222 | 35 000 |
Пример 2
В 2011 г. учреждение заключило с фирмой-поставщиком договор на приобретение за счет бюджетных средств основных средств на сумму 95 000 руб. Перечислен аванс - 28 500 руб. В дальнейшем основные средства в учреждение так и не поступили. В 2012 г. фирма-поставщик признана судом банкротом, у нее отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Таким образом, в учреждении сложилась безнадежная к взысканию дебиторская задолженность, которую учреждение вправе списать с балансового учета на основании заключения суда о банкротстве.
Данную ситуацию в учете учреждения необходимо отразить следующими записями:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 28 500 |
Списана безнадежная к взысканию дебиторская задолженность | 1 401 20 273 | 1 206 31 660 | 28 500 |
Принята к забалансовому учету дебиторская задолженность | 28 500 |
Пример 3
Изменим условия примера 2. Предположим, что после перечисления аванса (28 500 руб.) поступили основные средства - хозяйственный инвентарь на меньшую сумму, чем прописано в договоре, - 20 000 руб.
В этом случае бухгалтерские операции в учреждении будут отражены так:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 28 500 |
Получены основные средства от поставщика | 1 101 36 310 | 1 302 31 730 | 20 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 20 000 |
Списана безнадежная к взысканию дебиторская задолженность | 1 401 20 273 | 1 206 31 660 | 8 500 |
Принята к забалансовому учету дебиторская задолженность | 8 500 |
Пример 4
Учреждение в январе 2012 г. заключило договор на поставку мягкого инвентаря на сумму 150 000 руб. По условиям договора в этом же месяце перечислен аванс - 45 000 руб. В феврале 2012 г. поставщик вернул сумму аванса в связи с невозможностью исполнения им условий договора.
В бюджетном учете эта ситуация будет отражена следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику | 1 206 34 560 | 1 304 05 340 | 45 000 |
Поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году | 1 304 05 340 | 1 206 34 660 | 45 000 |
Пример 5
Казенное учреждение 19.12.2011 перечислило поставщику аванс в размере 5 000 руб. за оказание услуг в области информационных технологий. Поставщик услуги не оказал и 12.01.2012 вернул аванс учреждению на его лицевой счет. 16.01.2012 оно перечислило полученную сумму возврата в доход бюджета*(1). Учреждение не наделено полномочиями администратора доходов.
В учете учреждения данные операции следует отразить проводками:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Декабрь 2011 года | |||
Перечислен аванс поставщику | 1 206 26 560 | 1 304 05 226 | 10 000 |
Списание по завершении года сумм произведенных платежей*(2) | 1 304 05 226 | 10 000 | |
Январь 2012 года | |||
Возврат суммы аванса на лицевой счет учреждения | 1 304 05 226 | 1 206 26 660 | 10 000 |
Начислена задолженность перед бюджетом*(3) | 1 401 10 130 | 1 303 05 730 | 10 000 |
Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности прошлых лет | 1 303 05 830 | 1 304 05 226 | 10 000 |
*(1) Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению дебитором учреждения на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" для перечисления в доход соответствующего бюджета. В случае, если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили, минуя указанный счет, на лицевой счет учреждения, не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете они подлежат перечислению учреждением в установленном порядке в доход соответствующего бюджета (п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 N 8н). *(2) Пункт 111 Инструкции N 157н. *(3) Пункт 260 Инструкции N 157н. |
К сведению. Согласно письмам Минфина РФ от 12.01.2012 N 02-04-09/23, от 03.02.2012 N 02-04-10/367 суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход федерального бюджета по КБК 000 1 13 02991 01 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" с указанием в разрядах 14-17 кода соответствующего кода подвида доходов бюджетов: 0300 - средства, поступающие от деятельности прочих учреждений, 0200 - средства, поступающие от деятельности, осуществляемой учреждениями УИС.
Пример 6
Изменим условия примера 5. Денежные средства от дебитора поступили сразу на счет доходов бюджета. Администратор кассовых поступлений направил учреждению Извещение (ф. 0504805).
В этом случае в январе 2012 года учреждению необходимо сделать следующие записи:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена сумма аванса, поступившая в погашение дебиторской задолженности | 1 303 05 830 | 1 206 26 660 | 10 000 |
Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений | 1 304 04 130 | 1 303 05 730 | 10 000 |
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства
и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
*(3) Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"