Транспортный налог в разъяснениях и комментариях
Перемены транспортного налогообложения в последнее время становятся поводом для беспокойства автовладельцев почти каждый год, но в преддверии предстоящего, 2012 года пока все спокойно. Возможно, правила налогообложения, действующие сейчас, многих устраивают, поэтому решено ничего не менять? Взамен перечня новшеств транспортного налогообложения представляем небольшой обзор разъяснений финансового ведомства за 2011 год, посвященных нюансам расчетов с бюджетом по транспортному налогу.
Автомобили для хозяйственно-бытовых функций
Как может догадаться читатель, автомобили такого типа выделены неспроста. О них говорится в Методических рекомендациях по применению гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ*(1), которые до настоящего момента являются действующим рекомендательным документом. В нем, в частности, сказано, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94*(2) автомобили специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. Раз так, их можно исключить из транспортного налогообложения. Например, организация в целях приема и обслуживания населения, проживающего в удаленных местах, в рамках централизованных поставок для территориальных подразделений приобрела автомобили передвижных (мобильных) клиентских служб, изготовленные на базе цельнометаллических фургонов "Газель" и УАЗ с комплектацией оборудования, установленного на едином шасси заводом-изготовителем, с указанием в ПТС типа автомобиля - "Лаборатория". Такие транспортные средства вполне можно считать автомобилями передвижной (мобильной) клиентской службы, однако освободить их от налогообложения не так просто, как может показаться из Методических рекомендаций по применению гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ.
Финансовое ведомство в Письме от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10 вообще игнорирует данный документ, делая акцент на положения Налогового кодекса и решение высшей судебной инстанции. Главным фактором, определяющим объект обложения транспортным налогом, является регистрация транспортных средств в установленном порядке (ст. 358 НК РФ), что дает им право участвовать в дорожном движении. Даже если автомобиль является специализированным и используется для выполнения производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не непосредственной перевозки грузов и людей, то его все равно следует поставить на учет, в частности, зарегистрировать в органах ГИБДД или Гостехнадзора. В таком случае независимо от того, для каких целей предназначены специальные автомобили передвижной клиентской службы и какое оборудование на них размещено, они будут объектом обложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ. Такая позиция отражена, в частности, в Определении ВАС РФ от 28.04.2007 N 2965/07. В Минфине с ней согласны. А Методические рекомендации по применению гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, вероятно, уже устарели и не соответствуют современному толкованию норм НК РФ.
Незарегистрированные автомобили
Ситуацию, когда автомобили находятся в гараже, не участвуют в дорожном движении и в подразделениях ГИБДД не зарегистрированы, трудно представить, но она возможна, если например, транспортные средства получены по договорам об отступном или о залоге, то есть ими попросту расплатились за невыполненные обязательства. В таком случае кредитор, намеревающийся не использовать авто, а продать, не обязан ставить их на учет, что, в свою очередь, позволяет не платить транспортный налог (подтверждение - Письмо Минфина РФ от 01.08.2011 N 03-05-05-04/18). Отметим, что у транспортных организаций автомобили предназначены для оказания услуг, а не для продажи в целях исполнения невыполненных обязательств. Поэтому данную ситуацию мы упомянули скорее для расширения кругозора бухгалтера транспортного предприятия.
"Возраст" транспортных средств
Транспортный налог относится к числу региональных, поэтому его ставку (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ), порядок и сроки его уплаты устанавливают органы власти субъектов РФ. Они также вправе на основании п. 3 ст. 361 НК РФ ввести дифференцированные налоговые ставки с учетом категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса. Письмо Минфина РФ от 27.05.2011 N 03-05-05-01/36 как раз посвящено вопросу исчисления количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для целей уплаты транспортного налога.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска (п. 3 ст. 361 НК РФ). Таким образом, при определении этого числа учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска ТС, включая период, за который уплачивается налог.
В частности, при исчислении за 2010 год транспортного налога в отношении транспортного средства 2004 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска, - шесть, то есть с 2005 по 2010 год. В текущем 2011 году рассматриваемый показатель увеличится до семи лет и т.д. Остается добавить, что такой порядок расчета больше пригодится владельцам легковых автомобилей, для которых больше вероятность того, что налоговая ставка дифференцирована по рассмотренному показателю - количеству лет, прошедших с года выпуска ТС.
Преемственность "транспортного" налогообложения
Консолидация бизнеса в России в кризисный и послекризисный период - распространенное явление, особенно в банковской сфере. Однако в других отраслях экономики требования к ведению деятельности от года к году повышаются, поэтому и транспортная компания может быть реорганизована. Напомним: при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Порядок уплаты налогов реорганизованного юридического лица регламентирован положениями ст. 50 НК РФ. Исполнение обязанностей по уплате им налогов возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны последним до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени по перешедшим к нему обязанностям.
Реорганизация юридического лица сама по себе не изменяет сроков исполнения правопреемником (правопреемниками) его обязанностей по уплате налогов (п. 3 ст. 50 НК РФ). При преобразовании одной компании в другую правопреемником реорганизованной организации по исполнению обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо, что вопросов не вызывает. Не так очевидно то, что если транспортные средства реорганизованного общества переходят к правопреемнику, то правопреемник обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период (как до, так и после реорганизации). В такой итоговой декларации бухгалтеру нужно исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованному обществу и принятых на баланс вновь возникшим юридическим лицом (письма УФНС по г. Москве от 26.05.2011 N 16-15/051755@, от 24.05.2011 N 16-15/050649@). При этом декларация по транспортному налогу за налоговый период представляется правопреемником в инспекцию, которая имеет сведения о зарегистрированных в органах ГИБДД транспортных средствах на реорганизуемое юрлицо.
Лизингополучатель или лизингодатель?
На вопрос о том, кто является плательщиком транспортного налога при приобретении автомобиля по договору лизинга, финансовое ведомство уже неоднократно давало ответ в своих разъяснениях. Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 N 03-05-05-04/12 интересно тем, что в нем задан более чем конкретный вопрос.
Лизингодатель предоставил лизингополучателю во временное владение и пользование транспортные средства, которые зарегистрированы в ГИБДД МВД на срок лизинга за лизингополучателем, то есть в свидетельстве о регистрации транспортного средства как собственник указан лизингополучатель, в строке "Особые отметки" - "Временный учет по договору лизинга, номер и дата". В паспорте транспортного средства в строке "Наименование собственника" указано "Лизингодатель", а в строке "Особые отметки" - "Лизингополучатель, временный учет по договору лизинга". Правомерно ли условие договора, что платить транспортный налог должен лизингополучатель?
К сожалению, чиновники не дали утвердительный ответ на четко поставленный вопрос.
Правилами регистрации автомототранспортных средств*(3) предусмотрена возможность регистрации автомобилей, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. Поэтому если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком транспортного налога является лизингополучатель. Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком налога признается лизингодатель.
Если вернуться к поставленному вопросу и внимательно его проанализировать, то можно сделать вывод о недостаточности для ответа имеющихся данных. В частности, неизвестно, зарегистрировано ли предварительно транспортное средство за лизингодателем. Тот факт, что в ПТС указана временная регистрация за лизингополучателем, не позволяет сделать вывод, "основная" ли это регистрация ТС или "дополнительная" постановка на учет по месту эксплуатации автомобиля. Если бы об этом было что-нибудь сказано, финансовое ведомство, возможно, дало бы более исчерпывающий ответ, не предоставляя налогоплательщику - автору запроса самому выбрать один из вариантов. Не будем гадать на кофейной гуще, напомним лишь главное. Транспортная организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован только на эту организацию.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(3) Утверждены Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"