Особенности составления штатного расписания в учреждениях УИС
Организационно-штатная работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 21.06.2010 N 276 (далее - Инструкция N 276). Рассмотрим ее положения.
Инструкция N 276 издана в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", и устанавливает для всех учреждений и органов УИС (далее - учреждения) общие принципы и единый порядок ведения организационно-штатной работы, основанный на строгом исполнении федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ и Минюста, актов ФСИН.
Цели организационно-штатной работы (п. 6 Инструкции N 276):
- реализация единой штатной политики;
- соблюдение государственной штатной дисциплины;
- руководство установленными Инструкцией N 276 основными принципами организационно-штатной работы;
- формирование организационной структуры с учетом задач и функций, объема оперативно-служебной деятельности;
- разработка штатного расписания в строгом соответствии с нормативами штатной численности, утвержденными постановлениями Правительства РФ, приказами Минюста и ФСИН;
- недопущение дублирования в работе учреждений, а также произвольного изменения структур и штатных расписаний, утверждение которых относится к компетенции ФСИН;
- необходимость целевого использования бюджетных средств.
Кто осуществляет организационно-штатную работу в учреждениях? Как определено п. 5 Инструкции N 276, возложение обязанностей по организационно-штатной работе в учреждениях УИС осуществляется:
- в ФСИН - организационно-инспекторским управлением;
- в территориальных органах ФСИН - группой оргштатной работы и (или) помощниками начальника территориального органа по организационно-штатной работе, находящимися в непосредственном подчинении начальника территориального органа ФСИН;
- в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН, - отдельными сотрудниками кадровых подразделений, на которых в установленном порядке возложены соответствующие обязанности;
- в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах - отдельными сотрудниками кадровых подразделений, на которых в установленном порядке возложены соответствующие обязанности;
- в учреждениях, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН, - отдельными сотрудниками кадровых подразделений, на которых в установленном порядке возложены соответствующие обязанности.
На каждое учреждение возлагаются определенные обязанности. В частности, на организационно-инспекторское управление ФСИН, являющееся головным подразделением, осуществляющим общее руководство и координацию организационно-штатной работы в УИС, а также определяющим выбор формы реализации управленческих решений по организационно-штатным вопросам, возлагаются следующие обязанности:
- формирование и осуществление единой организационно-штатной политики в УИС;
- организационно-методическое обеспечение деятельности субъектов организационно-штатной работы;
- разработка проектов нормативных правовых актов Минюста, актов ФСИН, регламентирующих организационно-штатную работу;
- разработка и сопровождение проектов приказов Минюста, утверждающих перечни должностей начальствующего состава в УИС, а также формы статистической отчетности о штатной численности, проектов приказов ФСИН, утверждающих штатное расписание центрального аппарата ФСИН, организационные структуры и штатные расписания учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН, территориальных органов ФСИН, примерные структуры и расчеты штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов УИС;
- подготовка предложений по распределению и перераспределению лимитов штатной численности федеральных государственных служащих и работников УИС с учетом предложений заинтересованных структурных подразделений ФСИН;
- ведение штатных расписаний, утверждаемых приказами ФСИН;
- ведение централизованных учетов лимитной и штатной численности по учреждениям, категориям должностей и источникам финансирования;
- организация и осуществление контроля за соблюдением государственной штатной дисциплины посредством проведения анализа представляемых учреждениями отчетов, сверок штатной численности с базой данных штатных расписаний, выезда в учреждения должностных лиц организационно-штатного отдела организационно-инспекторского управления ФСИН для проведения проверок;
- подготовка информационно-аналитических и справочных материалов по вопросам организационно-штатного обеспечения УИС.
За счет каких источников осуществляется финансирование штатной численности учреждений? Как определено п. 12-14 Инструкции N 276, источник финансирования зависит от вида учреждения, а именно:
1) за счет средств федерального бюджета содержится штатная численность (п. 12 Инструкции N 276):
- центрального аппарата ФСИН;
- учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН;
- федеральных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования ФСИН;
- аппаратов территориальных органов ФСИН;
- подразделений, подчиненных территориальным органам ФСИН;
- исправительных, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов, межрайонных уголовно-исполнительных инспекций УИС;
2) за счет доходов от деятельности в пределах соответствующей сметы доходов и расходов содержатся (п. 13 Инструкции N 276):
- штатная численность федеральных государственных унитарных предприятий УИС; гостиниц; спортивных (спортивно-оздоровительных) баз (комплексов); подсобных сельских хозяйств; управлений (отделов) торговли; подразделений торговли, общественного питания исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов и т.д.;
- отдельные должности рабочих и служащих образовательных учреждений ФСИН; центров трудовой адаптации осужденных; учебно-производственных (трудовых) мастерских; лечебно-производственных (трудовых) мастерских; центральных баз материально-технического и военного снабжения; жилищно-коммунальных управлений (отделов); центров инженерно-технического обеспечения; межрегиональных ремонтно-восстановительных баз; учебных центров (пунктов); автомобильных баз; железнодорожных хозяйств; больниц (поликлиник) (для сотрудников УИС); центров медицинской и социальной реабилитации; центральных производственной и измерительной техники лабораторий; детских оздоровительных лагерей; оздоровительных баз отдыха и т.д.;
3) за счет бюджетных и внебюджетных средств капитального строительства и ремонта содержатся (п. 14 Инструкции N 276):
- штатная численность рабочих и служащих технического надзора отделов капитального строительства, подчиненных территориальным органам ФСИН;
- отдельные должности рабочих и служащих исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов, занятых на обеспечении капитального строительства и ремонта.
Разработка и утверждение штатного расписания
Начать следует с того, что разработка штатного расписания возлагается на специально созданные комиссии:
- в ФСИН - на Центральную штатную комиссию;
- в территориальных органах ФСИН - на штатные комиссии, состоящие из заместителя начальника территориального органа ФСИН, руководителей финансово-экономического, юридического и организационно-аналитического подразделений; помощника начальника территориального органа ФСИН по организационно-штатной работе.
Какими документами необходимо руководствоваться при разработке штатного расписания? Как определено п. 26 Инструкции N 276, к таким документам относятся:
- акт о создании учреждения;
- учредительные документы (положения, устав) учреждения и его структурных подразделений;
- лимиты численности и бюджетные ассигнования, утвержденные ФСИН на соответствующий год;
- расчеты, характеризующие объем оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности в целом, а также по входящим структурным подразделениям учреждения и отдельным должностям;
- расчеты, характеризующие объем сметы строительства и (или) сметы доходов от деятельности, - при разработке штатного расписания с содержанием отдельных должностей за счет сметы строительства и (или) доходов от деятельности;
- типовые организационные структуры и штаты, нормативы штатной численности, утвержденные в установленном порядке, и методические указания по их применению;
- перечень должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Президентом РФ;
- перечень должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава, замещаемых сотрудниками УИС, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Минюстом;
- реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, классных чинов, утвержденный Президентом РФ;
- профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевых профессий рабочих;
- профессиональные квалификационные группы должностей и профессий рабочих и служащих УИС, утвержденные в установленном порядке;
- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
- должностные оклады сотрудников УИС, утвержденные приказами ФСИН;
- размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) рабочих и служащих, утвержденные приказом ФСИН;
- Инструкция N 276.
Подготовка проекта штатного расписания состоит из нескольких этапов.
На первом этапе разрабатывается организационная структура учреждения.
На втором этапе производится расчет штатной численности, который осуществляется с учетом:
- функций структурных подразделений учреждения и должностных обязанностей федеральных государственных служащих и работников УИС;
- планируемого объема оперативно-служебной (производственной) деятельности;
- примерных нагрузок на федеральных государственных служащих и работников УИС;
- возможностей выделения (перераспределения) штатной численности.
На третьем этапе разрабатывается проект штатного расписания.
После этого производится расчет расходов на денежное довольствие (оплату труда) с учетом планируемого численного и должностного состава учреждения.
Стоит отметить, что для учреждений, выполняющих однородные по характеру служебной и производственной деятельности задачи и функции, штатные расписания разрабатываются на основе типовых (примерных) штатных расписаний.
В штатные расписания периодически вносятся изменения, которые связаны с изменением штатного состава. По общему порядку предложения о внесении изменений в штатные расписания направляются в ФСИН начальниками или и. о. начальника учреждений два раза в год к 1 мая и 1 декабря. Однако по приказу ФСИН предложения могут быть направлены и в иные сроки.
К сведению. Вместе с предложениями представляются подробные обоснования, подтверждающие необходимость организационно-штатных изменений, финансово-экономическая справка (приложение 1 к Инструкции N 276), отражающая экономические последствия предлагаемых изменений, заверенная главным бухгалтером учреждения и гербовой печатью, а также справка подразделения кадров об укомплектованности сокращаемых должностей (п. 30 Инструкции N 276).
Порядок оформления и ведения штатного расписания
Штатное расписание составляется по единой форме. Примерная его форма представлена в приложении 2 к Инструкции N 276.
Требования к подготовке штатного расписания | Требования к подготовке перечня изменений в штатное расписание |
Проект штатного расписания оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Текст печатается на одной стороне листа в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 13 | Внесение изменений в штатное расписание осуществляется приказом соответствующего руководителя |
На титульном листе штатного расписания указываются полное наименование учреждения в соответствии с учредительными документами; место его дислокации (республика, край, район, город); лимит наполнения и режим содержания (для исправительных учреждений и следственных изоляторов); основной вид экономической деятельности, связанный с трудовой адаптацией осужденных (для исправительных учреждений); источник содержания | Перечень изменений составляется по единой форме (приложение 3 к Инструкции N 276) |
В содержательной части штатного расписания наименование структурных подразделений учреждения, должностей, специальных званий, классных чинов, категорий должностей указываются полностью без сокращения в единственном числе в именительном падеже | Вносимые в перечень изменений наименования учреждений (структурных подразделений учреждения), мест дислокации, должностей, специальных званий (классных чинов, категорий должностей) и размеры должностных окладов должны соответствовать нормативным правовым актам РФ, изданным по соответствующим предметам правового регулирования |
Штатная численность отдела в учреждении должна быть не менее 5 ед. (если иное не предусмотрено другим нормативным правовым актом РФ); в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах - не менее 4 ед. | В случае, если в учреждении вводится новое структурное подразделение, под его наименованием в скобках указывается "(создается вновь)", в случае ликвидации структурного подразделения в скобках указывается "(ликвидируется)", а ниже под этой записью - "(сокращаются все должности)", при реорганизации структурного подразделения указывается "(реорганизуется в...)", в случае переименования структурного подразделения указывается "(переименовывается в...)" |
В графе "Наименование структурных подразделений и должностей" указываются наименования структурных подразделений учреждения в последовательности, предусмотренной типовыми структурами или типовыми штатными расписаниями, наименования должностей указываются по старшинству начиная с руководителей; наименования структурных подразделений учреждения выделяются полужирным шрифтом с подчеркиванием; при необходимости в табличной строке под наименованием структурного подразделения учреждения в скобках может указываться место дислокации | Наименования структурных подразделений учреждения и должностей вносятся в перечень изменений в той же последовательности, как это установлено штатным расписанием |
Допускается включать в штатное расписание составные наименования должностей, разделяемые знаком "-"; статус (специальное звание и должностной оклад) устанавливается по должности, обозначенной в первой части двойного наименования. По второй части должности запись в графе "Наименование структурных подразделений и должностей" производится в обратном порядке, а по остальным графам проставляются прочерки | При сокращении штатной численности в перечне изменений по каждой сокращаемой должности заполняются графы, предусмотренные штатным расписанием ("Наименование структурных подразделений и должностей", "Специальное звание, классный чин, категория должности", "Должностной оклад", "Источники содержания"), и в графе "Сокращается" проставляется количество сокращаемых штатных единиц (должностей). В графе "Вводится" проставляется знак "-" |
В графе "Специальное звание, классный чин, категория должности" против каждой должности, включенной в штатное расписание, указываются: - по должностям, подлежащим замещению лицами рядового или начальствующего состава, - специальное звание рядового и начальствующего состава; - по должностям федеральных государственных гражданских служащих - классный чин; - по должностям служащих - категории должностей (руководитель, специалист, служащий), по профессиям рабочих - рабочий | При введении штатной численности в перечне изменений по каждой вновь вводимой должности заполняются графы, предусмотренные штатным расписанием ("Наименование структурных подразделений и должностей", "Специальное звание, классный чин, категория должности", "Должностной оклад", "Источники содержания"), и в графе "Вводится" проставляется количество вводимых штатных единиц. В графе "Сокращается" проставляется знак "-" |
В графе "Количество должностей" указывается количество единиц, устанавливаемых по каждому наименованию должности | |
В последней табличной строке каждого структурного подразделения учреждения в графе "Количество должностей" подводится черта и под ней проставляется суммарное числовое значение штатных единиц | |
В последней табличной строке штатного расписания проставляется итоговое числовое значение штатных единиц | |
В графе "Должностной оклад" против каждого наименования должности, включенной в штатное расписание, указывается размер должностного оклада, установленный для одной должности | |
В графе "Источники содержания" против каждого наименования должности указывается сокращенное наименование источника финансирования (разд. IV Инструкции N 276). При включении в штатное расписание одинаковых наименований должностей, содержащихся за счет разных источников финансирования, эти наименования вписываются раздельно (последовательно в разных табличных строках). Допускается не указывать в графе "Источники содержания" сокращенное наименование источника содержания, если он является единственным для этого учреждения. В данном случае источник содержания указывается на титульном листе после наименования учреждения |
В каком количестве составляются штатные расписания и перечни изменений? Как определено п. 36 Инструкции N 276, указанные документы издаются в ФСИН не менее чем в четырех экземплярах. Первый экземпляр направляется в управление делами, второй - в организационно-штатный отдел организационно-инспекторского управления, третий - в финансово-экономическое управление, четвертый - непосредственно в учреждение.
При этом в территориальных органах ФСИН количество издаваемых экземпляров штатных расписаний и перечней изменений определяется руководителями территориальных органов ФСИН.
Внесение изменений в штатные расписания осуществляется с учетом следующих особенностей: прежние наименования должностей и специальных званий, цифры, определяющие количество должностей и размеры должностных окладов, источники содержания перечеркиваются одной тонкой линией и рядом вносятся новые реквизиты с условным обозначением (индексом) приказов, в соответствии с которыми утверждаются перечни изменений (п. 37 Инструкции N 276).
В прикладываемой к штатному расписанию справке о штатной численности отражается номер и дата приказа, которым утверждены перечень изменений, присвоенный приказу индекс и новые числовые значения штатной численности (приложение 4 к Инструкции N 276).
Обратите внимание! Одновременно с ведением штатных расписаний, издаваемых в печатном виде с использованием текстового редактора Microsoft Word, осуществляется ведение штатных расписаний в электронном виде (п. 40 Инструкции N 276).
Контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины
Ответственность за организацию и соблюдение государственной штатной дисциплины возлагается на руководителей учреждений.
Контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины возлагается на субъекты организационно-штатной работы, а также на финансово-экономические и ревизионные подразделения центрального аппарата ФСИН, территориальных органов ФСИН.
При проведении проверок особое внимание уделяется (п. 57 Инструкции N 276):
- соблюдению требований законодательства РФ, нормативных правовых актов Минюста, актов ФСИН и Инструкции N 276, определяющих порядок составления и утверждения штатных расписаний;
- соответствию штатной численности утвержденным лимитам численности;
- соответствию организационных структур и штатных расписаний объемам служебной или производственной деятельности учреждений, вытекающим из функций и задач, на них возложенных;
- соответствию действующих штатных расписаний учредительным документам, типовым организационным структурам, типовым штатным расписаниям, нормативам штатной численности;
- правильности установления штатными расписаниями специальных званий, классных чинов, категорий должностей, а также должностных окладов федеральным государственным служащим и работникам УИС;
- соответствию фактической численности федеральных государственных служащих и работников УИС, а также выплачиваемых им должностных окладов численности и должностным окладам, установленным штатным расписанием;
- правомерности использования федеральных государственных служащих и работников УИС в соответствии со штатными расписаниями и должностными обязанностями.
Результаты проверки оформляются справкой.
Какие нарушения государственной штатной дисциплины являются грубыми? Перечень таких нарушений приведен в п. 53 Инструкции N 276:
- утверждение штатных расписаний (перечней изменений) должностными лицами, не наделенными такими полномочиями;
- утверждение штатных расписаний (перечней изменений) с нарушением нормативов штатной численности и порядка ее финансирования, типовых организационных структур, типовых штатных расписаний с превышением лимитов численности и бюджетных ассигнований;
- включение в штатные расписания должностей, а также установление специальных званий и должностных окладов (тарифных ставок), не предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
- неправильное применение показателей, характеризующих категорию, объем служебной или производственной деятельности учреждений при отнесении их к группе по оплате труда;
- включение в штатные расписания должностей, содержащихся за счет источников финансирования, не предусмотренных Инструкцией N 276;
- содержание федеральных государственных служащих и работников УИС на должностях, не предусмотренных штатными расписаниями, сверх установленной штатной численности;
- замещение должностей начальствующего состава лицами, не имеющими специальных званий;
- использование не по прямому назначению федеральных государственных служащих и работников УИС, назначенных на должности, введенные в штатные расписания.
Руководитель проверяемого учреждения по результатам проверки принимает меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, в необходимых случаях утверждает план соответствующих мероприятий.
В необходимых случаях по результатам проверки издаются приказы ФСИН и территориальных органов ФСИН, в которых отражаются выявленные нарушения и недостатки, мероприятия по их устранению, а также устанавливается степень ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной штатной дисциплины.
А. Беляев,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"