Комментарий к письму Минфина РФ от 14 августа 2009 г. N 03-11-06/2/153, письму Минфина РФ от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547 и письму Минфина РФ от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63
Минфин России вновь поднимает вопрос о налогообложении доходов в виде субсидий, полученных коммерческими организациями для возмещения своих затрат. Вывод финансистов остается неизменным: данные субсидии не могут рассматриваться как средства целевого финансирования и, соответственно, подлежат включению в состав доходов независимо от применяемого режима налогообложения.
Общий и упрощенный режимы
В период финансового кризиса многие организации терпят убытки и не способны произвести все запланированные расходы. Федеральные и региональные органы власти часто приходят на помощь представителям бизнеса и выдают убыточным предприятиям субсидии на возмещение их затрат. В Минфин России часто приходят запросы по поводу того, следует ли учитывать такие субсидии в составе доходов.
В первом комментируемом письме Минфина России (от 14.08.2009 N 03-11-06/2/153) дан ответ на подобный запрос организации, состоящей на УСН. Так как порядок определения доходов организаций, состоящих на общем режиме и "упрощенке", одинаков, вывод финансистов касается обоих указанных налоговых режимов.
Основная суть письма Минфина России такова: субсидии, полученные коммерческими организациями, никак не могут быть признаны средствами целевого финансирования. Имущество, полученное налогоплательщиками в рамках целевого финансирования и освобожденное от налогообложения, перечислено в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Субсидии, направленные на покрытие расходов, в данном перечне не упомянуты. Значит, они подлежат включению в состав расходов, причем внереализационных.
Существуют также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, которые не подлежат налогообложению (п. 2 ст. 251 НК РФ). К коммерческим организациям такие поступления не имеют отношения.
Во втором комментируемом письме (от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547) Минфин России делает вывод, что субсидии не подлежат дополнительному налогообложению. Это означает, что общая налоговая база будет равна нулю. Субсидии учитываются в составе доходов, а затраты, на возмещение которых они направлены, включаются в состав расходов. Правда, данное правило не действует, если организация состоит на УСН с объектом налогообложения "доходы": ведь расходы не участвуют в формировании налоговой базы. Однако в данном случае субсидии все равно увеличивают налоговую базу. В противном случае у налогоплательщика появилась бы необоснованная налоговая выгода.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Также Минфин России указал, что отчитываться по расходованию таких средств не надо: ведь коммерческие организации не являются прямыми получателями средств из бюджета (ст. 6 БК РФ) и не ведут отдельный учет полученных субсидий.
"Вмененный" спецрежим
Третье комментируемое письмо Минфина России (от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63) посвящено учету субсидий не только при общем и упрощенном режимах, но и при ЕНВД. Главной особенностью "вмененного" спецрежима является то, что налоговая база не зависит от доходов и расходов, а берется исходя из того или иного физического показателя.
Однако субсидии, полученные "вмененщиками" в целях возмещения расходов, все равно подлежат включению в налоговую базу. Ведь на ЕНВД переводится не налогоплательщик в целом, а определенный вид деятельности. А как мы уже отметили, субсидии являются внереализационными доходами, то есть не относятся к выручке от операционной деятельности.
Поэтому организации, состоящие на ЕНВД и получающие субсидии из бюджета, должны платить с них налог на прибыль или "упрощенный" налог в общем порядке. А индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", включают субсидии в налоговую базу по НДФЛ.
Правда, существует возможность для предпринимателей не включать субсидии в состав доходов. Это происходит, если субсидии направлены на возмещение затрат на уплату процентов по займам или кредитам (п. 35 ст. 217 НК РФ). Если же цель субсидий - покрыть какие-либо иные затраты, то от налогообложения таких доходов не уйти.
В опубликованных письмах не указан такой спецрежим, как ЕСХН. Однако и сельхозпроизводители, состоящие на ЕСХН, должны учитывать субсидии, полученные из бюджета в целях возмещения своих затрат, в составе доходов. Так сказано в письме Минфина России от 16.07.2009 N 03-11-06/1/33.
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.