Отражение в учете участия организации в выставочных мероприятиях
В настоящее время для продвижения своей продукции организации участвует в различных выставочных мероприятиях и всевозможных рекламах и конференциях. При этом возникает вопрос, как правильно отразить в учете реализацию своей продукции, а также учесть дополнительные расходы организации для целей налогообложения. На этот вопрос мы и ответим в данной статье.
Чаще всего на таких мероприятиях организация либо реализует свою продукцию, либо раздает рекламную продукцию. Что касается реализации продукции, то в данном случае, в соответствии с нормами ст. 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), реализация продукции на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники. Данная норма не распространяется на расположенные в этих местах магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места (помещения и автотранспортные средства, в том числе прицепы и полуприцепы), открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Таким образом, при реализации продукции на выставочных и прочих рекламных мероприятиях, применять контрольно-кассовую технику не нужно.
Теперь рассмотрим, каким образом в учете отразить дополнительные расходы, связанные с организацией таких мероприятий. Как уже отмечалось, продажа демонстрируемой продукции на выставке осуществляется с целью ее рекламы и дальнейшего продвижения. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами организации признаются любые затраты организации при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В связи с этим, возникающие дополнительные расходы можно включить в состав расходов организации.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к расходам организации на рекламу относятся следующие затраты:
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Таким образом, расходы организации в связи с ее участием в выставочных мероприятиях следует расценивать как рекламные расходы. Согласно нормам п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Получается, что расходы организации на рекламу могут быть разделены на нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые расходы перечислены в ст. 264 НК РФ. Все остальные расходы будут являться нормируемыми.
При этом налоговое законодательство не содержит конкретный перечень затрат, которые следует относить к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Поэтому у участника выставки-продажи могут возникнуть споры с налоговыми органами, если он не будет нормировать рекламные расходы, которые прямо не поименованы в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Рассмотрим распространенные затраты и порядок их отражения при участии организации в выставках-продажах.
Уплата вступительного взноса
Зачастую организаторы подобных мероприятий устанавливают вступительные взносы для участников. По мнению налоговых органов, только эти расходы можно включить в базу для исчисления налога на прибыль. Эти расходы организация может включить в полном объеме. При этом не стоит забывать о том, что расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, поэтому данные расходы следует подтвердить соответствующим документом.
Арендная плата зала и прочего инвентаря
Как правило, для того чтобы продемонстрировать свою продукцию, а тем более привлечь покупателей, необходимо разместить ее таким образом, чтобы это удобно было посетителям, используя при этом стенды и полки. Мы считаем, что затраты на аренду выставочного зала (зала для размещения и демонстрации продукции) можно признать затратами на участие в выставках-продажах, а значит, отразить их в составе ненормируемых рекламных расходов. В аналогичном порядке учитываются и расходы по аренде выставочного оборудования. Хотя и в данном случае не исключены споры с налоговыми органами.
Специализированная одежда сотрудников
Для того чтобы привлечь внимание покупателей, организация изготавливают одежду сотрудникам, участвующим в выставке, со своим логотипом. Для изготовления такой одежды организация несет определенные затраты. Расходы можно отнести к числу ненормируемых, поскольку в соответствии с налоговым законодательством данные затраты на такую одежду связаны с привлечением покупателя и, как следствие, получением дохода. Однако стоит отметить, что поскольку данные расходы не перечислены в п. 4 ст. 264 НК РФ, то их отнесение к числу ненормируемых расходов может вызвать споры с налоговыми органами.
Однако, существует практика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. N А43-1729/2004-32-152), в соответствии с которой участник выставки-продажи вправе учесть эти затраты в качестве ненормируемых расходов на рекламу, поскольку затраты на изготовление такой одежды связаны с оформлением витрин, выставок-продаж, экспозиции. В таком же порядке могут быть учтены затраты на приобретение костюмов для проведения рекламной акции на выставке-продаже.
Реклама об участии в выставке
В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, реклама об участии в выставке может быть размещена в СМИ, а также в транспорте.
Затраты на публикацию в СМИ сведений об участии в выставке-продаже могут быть учтены как рекламные расходы, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль. Иными словами, такие расходы можно отнести в состав ненормируемых расходов. При этом стоит помнить, что в соответствии с Законом N 38-ФЗ, размещенная реклама должна сопровождаться пометками: "реклама" или "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий. Если данные правила не соблюдены, то учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль полностью не получится, поскольку в ином случае информация, размещенная в СМИ, не будет являться рекламой.
Что касается рекламы, размещенной в транспортных средствах, во избежание споров с налоговыми органами, лучше учитывать в составе нормируемых расходов.
Изготовление буклетов, листовок и дисконтов
В соответствии со ст. 264 НК РФ, в состав ненормируемых расходов включены расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации. В связи с этим, изготовление иной продукции следует учитывать в рекламных расходах в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Но если исходить из того, что перечень расходов на участие в выставках, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в полном объеме, не ограничен, то в их состав участник выставки-продажи может включить рассматриваемые затраты.
Изготовление и приобретение сувениров
Данный вид расходов также не упомянут в ст. 264 НК РФ, но исходя из уже сложившейся судебной практики, их можно признать рекламными (постановление ФАС Московского округа от 23 августа 2007 г., 30 августа 2007 г. N КА-А40/8398-07 по делу N А40-73314/06-115-452).
Но существует судебная практика, которая устанавливает, что расходы на изготовление сувенирной продукции должны учитываться в составе расходов в размере не более 1% выручки от реализации (постановление ФАС Московского округа от 18 декабря 2007 г. N КА-А40/13151-07 по делу N А40-192/07-4-2).
Таким образом, выбирать способ отражения данных расходов возлагается на организацию, которая готова оспаривать свою правомерность в суде.
Изготовление визиток организации
Расходы на изготовление визиток относят к рекламным расходам лишь в том случае, если на них размещена информация о рекламируемой продукции. В этом случае они учитываются в составе прочих в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
Если визитки содержат только информацию об организации, то расходы на их изготовление нельзя считать рекламными и по этой же статье учитывать их при исчислении налога на прибыль. Такого мнения придерживаются чиновники в письме Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/801. В соответствии с нормами п. 1 ст. 264 НК РФ, если соблюдены требования ст. 252 НК РФ, такие расходы можно учесть в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Дегустация рекламируемой продукции
В данном случае необходимо определить цель данной процедуры. Так, если дегустация рекламной продукции проводится с целью ознакомления с нею неопределенного круга потребителей и поддержание интереса к организации и к ее продукции, то у данной организации возникают рекламные расходы. Такие расходы можно учесть как расходы на иные виды рекламы, которые признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
О. Носова,
бухгалтер, эксперт журнала
"Российский бухгалтер", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.