Кадровый аутсорсинг
Любое предприятие может столкнуться с ситуациями, когда для обеспечения его эффективной и бесперебойной работы требуются сотрудники на определенный срок (например, на сезон, или на замену временно отсутствующего штатного персонала) или определенной квалификации, когда возникает необходимость выполнить непрофильные функции, а нужных специалистов в штате не имеется. При этом нанимать новых сотрудников в штат экономически невыгодно, так как это влечет большие расходы на поиск, привлечение, отбор и адаптацию новых работников, оформление их в штат, организацию рабочих мест. В таких случаях на помощь и приходит аутсорсинг.
Заметим, что термин "аутсорсинг" в российском законодательстве отсутствует, но это не мешает применять на практике договоры, предметом которых является предоставление персонала.
В первом случае, когда предприятию необходимы сотрудники на определенный срок, применяется аутсорсинг кадров.
Во втором случае, когда предприятию необходимы квалифицированные специалисты, суть аутсорсинга заключается в передаче на договорной основе определенных непрофильных функций внешним исполнителям - аутсорсерам (аутсорсинг-провайдерам), которые специализируются на конкретных видах деятельности и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.
Какие функции можно передать по договору аутсорсинга? На практике различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов и производственный аутсорсинг.
IT-аутсорсинг - это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-сервера и сайта, техническая поддержка; хостинг; защита информации и т.д.).
Аутсорсинг бизнес-процессов - передача компании-аутсорсеру функций отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; ведение бухгалтерского учета; аудит; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).
Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки или даже весь производственный цикл. Возможен также вариант продажи своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. Например, предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции, а все промежуточные звенья производственного цикла отданы сторонним предприятиям.
Таким образом, можно сказать, что аутсорсинг - это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
Правовые основы аутсорсинга
Договор аутсорсинга не входит в число поименованных в ГК РФ. Вместе с тем ст. 421 ГК РФ гласит, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Гражданское законодательство позволяет сторонам заключать договоры, как предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами, так и не предусмотренные, а также содержащие элементы различных договоров (смешанный договор).
Одним из возможных вариантов заключения договора аутсорсинга является договор возмездного оказания услуг. Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Позиция налоговых органов в настоящее время также заключается в том, что договор аутсорсинга - это разновидность договора на оказание услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 15 июля 2008 г. N 20-12/066875).
В отличие от других видов услуг (например, ремонта и пр.), имеющих разовый, эпизодический, случайный характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года).
Как уже отмечалось выше, предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала исполнителя заказчику. Работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате предоставляющей организации-аутсорсера. С этой организацией работники состоят в трудовых отношениях, то есть заключают трудовые договоры, получают заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности и компенсации. При этом организация или индивидуальный предприниматель, которые привлекают работников по договору аутсорсинга, не оформляют с ними никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений.
Следует отметить, что работники не могут быть предметом договора аутсорсинга, поскольку люди не относятся к объектам гражданских прав. В противном случае такой договор будет признан недействительным (ст. 128 и 168 ГК РФ).
Договор аутсорсинга заключается в простой письменной форме. Связано это с тем, что положениями Гражданского кодекса РФ не установлено определенных требований к форме договора возмездного оказания услуг.
Для уменьшения налоговых рисков при заключении договоров аутсорсинга необходимо учитывать следующее:
- в договор рекомендуется включить все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством для договоров данного вида, а предмет договора должен быть четко прописан. К существенным условиям договора аутсорсинга, помимо предмета договора, относятся также стоимость услуг, порядок их оплаты, права и обязанности сторон, условия предоставления персонала (в том числе количество направляемых сотрудников, их трудовые функции и квалификации), срок действия договора, объем подлежащих выполнению работ. Такой вывод содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г. N А56-25656/2007, ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2008 г. N А65-5908/2008, Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2008 г. N А41-К2-15159/07;
- в тексте договора надо дословно использовать терминологию НК РФ;
- если деятельность аутсорсера лицензируется, то нужно проверить наличие лицензии;
- операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены и подтверждены документами, а именно: договором, если необходимо - копией лицензии, счетом-фактурой, актом об оказании услуг, подписанным обеими сторонами договора.
Бухгалтерский и налоговый учет аутсорсинга
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг компаний-аутсорсеров признаются на основании ПБУ 10/99, и в зависимости от вида услуг относятся к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам.
В налоговом учете расходы на аутсорсинг уменьшают базу по налогу на прибыль. Этот факт подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. N 14616/07. Затраты на оказываемые исполнителем услуги включаются в зависимости от их вида в состав расходов на основании пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Но только не нужно забывать, что они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).
При этом должно соблюдаться одно важное условие: привлеченные сотрудники должны работать по специальности, которая не предусмотрена штатным расписанием компании.
Это условие может быть нарушено лишь в случае, если привлечение дополнительного персонала (в т.ч. для выполнения функций, возложенных на действующие подразделения организации) обусловлено объективными причинами. Например, если в связи с нехваткой штатных сотрудников дополнительный персонал привлекается организацией с непрерывным производственным циклом (письмо Минфина России от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/444).
В остальных случаях расходы на оплату услуг по договорам аутсорсинга признаются экономически обоснованными, только если функции, выполняемые привлеченным персоналом, не дублируют обязанности штатных подразделений организации. Об этом сказано в письмах Минфина России от 5 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/222, от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/257, от 31 мая 2004 г. N 04-02-05/3/42 и ФНС России от 20 октября 2006 г. N 02-1-08/222.
Иногда возможно отстоять право списать затраты на аренду персонала в расходы даже в случае, когда специальность привлеченных сотрудников совпадает с функциями штатных работников. Для этого необходимо сделать следующее:
1. При заключении договора со сторонней организацией необходимо детально прописать обязанности сторон, определить конкретный перечень операций, которые будет выполнять сторонняя организация, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки выполнения обязательств.
2. Если вы привлекаете сотрудников, специальность которых совпадает с функциями штатных работников, надо акцентировать внимание на большом объеме работы. Например, в период сдачи отчетности фирме потребовался еще один бухгалтер. В этом случае принимать дополнительного специалиста в штат на короткое время нецелесообразно, а прибегнуть к помощи аутсорсинговой компании, напротив, выгодно.
3. Необходимо хорошо подготовить документы, чтобы из них было видно, какую работу выполняли штатные и привлеченные сотрудники. Например, согласно трудовому договору, штатный бухгалтер компании разрабатывает учетную политику, готовит и сдает отчетность. А привлеченный бухгалтер в это время, согласно акту выполненных работ, ведет только текущий учет. Возможна и обратная ситуация, когда по договору аутсорсинга привлекается бухгалтер на подготовку и сдачу отчетности, а весь текущий учет ведет штатный бухгалтер.
4. Кроме того, для доказательства экономической эффективности сделки аутсорсинга можно сделать расчет плановых затрат для двух ситуаций. Первая: принятие дополнительных сотрудников в штат. Вторая: привлечение сотрудников по договору аутсорсинга. Из такого расчета должно быть видно, что совокупные затраты во второй ситуации значительно меньше затрат в первой. Внимание налоговиков нужно обратить на то, что привлечение персонала отразилось или должно было отразиться на величине прибыли компании.
5. Специалисты также советуют в заключаемых договорах избегать слов "аутсорсинг" и "аутстаффинг", чтобы лишний раз не привлекать внимание проверяющих. Лучше использовать термины "аренда персонала", "привлечение работников со стороны".
Налоговые органы могут не признать расходы на аутсорсинг, если обнаружат так называемые симптомы необоснованной налоговой выгоды, приведенные в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53:
1. Подозрительными налоговикам кажутся договоры аутсорсинга (аренды персонала), заключаемые между взаимозависимыми компаниями.
2. Признаком "схемы" для инспекторов будет тот факт, что компания, предоставляющая персонал, имеет только одного постоянного клиента.
3. Если компания-аутсорсер была создана незадолго до заключения договора аутсорсинга - это тоже может послужить свидетельством необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, необходимо убедиться в том, что все привлекаемые работники у аутсорсера (исполнителя) оформлены по трудовому договору. Если такие договоры будут отсутствовать, то работодателем по отношению к таким сотрудникам будет выступать заказчик со всеми вытекающими из этого обязанностями. Это следует из статьи 16 ТК РФ.
Некоторые виды договоров аутсорсинга
Рассмотрим некоторые виды договоров аутсорсинга.
Наиболее востребована в настоящее время такая разновидность аутсорсинга, как аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Аутсорсеры предлагают свои услуги в области постановки, ведения, восстановления бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств с привлечением юристов-аутсорсеров.
Как правило, ведение учета специализированной организацией ведется по следующей схеме. В штате организации имеется специалист, который ведет первичную учетную документацию, которая затем передается в специализированную организацию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Преимущества данного вида аутсорсинга очевидны: организация экономит на содержании высококвалифицированного специалиста, оплата труда которого достаточно высока. Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, справочно-правовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.).
В соответствии с подп. в) п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
Передача бухгалтерского учета специализированной организации фиксируется в приказе об учетной политике на соответствующий финансовый год. Формирование учетной политики может быть поручено специализированной организации (п. 5 ПБУ 1/98).
Интересы налогоплательщика-организации может представлять в налоговых правоотношениях его уполномоченный представитель (пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ).
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Пример
ООО "Прометей" заключило с фирмой ООО "Баланс" договор возмездного оказания услуг, предметом которого является ведение бухгалтерского и налогового учета, а также представительство в налоговых органах. Ежемесячная стоимость услуг фирмы ООО "Баланс" составляет 70 800 руб., в том числе НДС - 10 800 руб.
В бухгалтерском учете ООО "Прометей" должны быть сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислены денежные средства фирме ООО "Баланс" | 70 800 | ||
Приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта приемки-сдачи оказанных услуг | 60 000 | ||
Учтена сумма НДС на основании счета-фактуры фирмы ООО "Баланс" | 10 800 | ||
Принята к вычету сумма НДС со стоимости приобретенных услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета | 10 800 |
В налоговом учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ) являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией. Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль расходы по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсерами признаются в полном объеме в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения норм ст. 252 НК РФ (расходы должны быть обоснованы, то есть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Организации и предприниматели на УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" имеют право учитывать расходы на бухгалтерские услуги при расчете единого налога. Этот вид расходов включен в общий список расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.
Особое внимание в договоре аутсорсинга необходимо уделить соблюдению конфиденциальности и ответственности за ее нарушение. Отдельно в договоре следует оговорить ответственность сторонней организации за ошибки, допущенные при ведении учета или составлении отчетности.
В соответствии с п. 5 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет осуществляет специализированная организация, подписывается руководителем этой организации и руководителем специализированной организации-аутсорсера. А согласно п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с российским законодательством.
Что касается налоговой отчетности, то именно организация, доверившая учет сторонней фирме, несет ответственность в соответствии с НК РФ и именно ей в случае обнаружения нарушений придется платить недоимки, штрафы и пени. Поэтому в договоре следует предусмотреть такую степень ответственности специализированной организации, которая дала бы возможность хотя бы частично возместить суммы уплаченных штрафных санкций за ее счет. При этом следует помнить, что уголовная и административная ответственность за выявленные нарушения все равно лежит на руководителе и главном бухгалтере организации (если такая должность предусмотрена в штате).
Договор аутсорсинга может быть заключен и на услуги по подбору персонала. Осуществлять подбор кадров организация может собственными силами, а может и с помощью специализированных (рекрутинговых) компаний. Как правило, эти организации имеют в своем штате специалистов, предоставляющих высококачественные услуги по подбору персонала с использованием самых современных технологий (проведение консультаций, специальных тренингов, тестирования и пр.).
В налоговом учете расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом они должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ (должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода).
Трудности при подтверждении экономической оправданности произведенных расходов могут возникнуть в том случае, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала. Налоговые органы в этой ситуации считают, что произведенные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные и, следовательно, учитывать для целей налогообложения.
Во избежание конфликтов с налоговой инспекцией в договоре услуги специализированных организаций можно попробовать квалифицировать не только как услуги по подбору кадров, но и как информационные услуги. Последние учитываются в целях налогообложения на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ. Определяющей здесь будет формулировка обязанностей исполнителя. Например, если в обязанности агентства входит проведение собеседования, профессиональное тестирование, проверка представленных кандидатами рекомендаций, то эти услуги следует отнести к услугам по подбору персонала. Если исполнителю поручены сбор и анализ информации, представление сведений об имеющихся в базе данных лицах, осуществляющих поиск работы, то эти услуги будут являться информационными. Заключение договора на информационные услуги и правильное оформление акта об оказанных услугах позволит организации - заказчику учесть все расходы в уменьшение прибыли при расчете налога на прибыль.
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", учитывают расходы, предусмотренные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Перечень данных расходов является исчерпывающим, и затраты на оплату услуг по подбору персонала в нем отсутствуют. Следовательно, организации и ИП, применяющие УСНО, не вправе уменьшить сумму облагаемых доходов на расходы, связанные с оплатой услуг аутсорсера по подбору персонала.
Договор об услугах по подбору персонала следует отличать от договора по предоставлению персонала, или аутсорсинга персонала.
В налоговом учете расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, и учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Сумма оплаты за предоставленный персонал устанавливается заранее и не зависит от фактически выполненного этим персоналом объема работ.
Документом, подтверждающим фактическое выполнение обязательств, предусмотренных договором о предоставлении персонала, является акт (или иной документ) о предоставлении персонала, а не акт об оказании услуг.
Следует отметить, что организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", учитывают расходы, предусмотренные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Перечень данных расходов является исчерпывающим, и затраты на оплату услуг аутсорсинга персонала в нем отсутствуют. Следовательно, организации и ИП, применяющие УСНО, не вправе уменьшить сумму облагаемых доходов на расходы, связанные с оплатой услуг аутсорсера по предоставлению персонала (письмо Минфина России от 28 ноября 2006 г. N 03-11-04/3/511).
Еще одно достаточно распространенное направление аутсорсинга бизнес-процессов - аутсорсинг в области консультационных услуг. В налоговом учете такие расходы являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией: расходы на юридические и информационные услуги - пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги - пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В этом случае также не следует забывать о нормах ст. 252 НК РФ (расходы должны быть обоснованы, то есть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Отметим, что в перечень расходов, которые организации и предприниматели на "упрощенке" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" могут учесть при расчете единого налога, оплата консультационных услуг не входит. Это значит, что организации и предприниматели, применяющие УСНО, уменьшать свои доходы данными расходами не вправе.
Отличие аутсорсинга от аутстаффинга
Аутстаффинг (англ. out - "вне" + англ. staff - "штат") - вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера. При этом сотрудник продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия.
Компания-аутстаффер предоставляет сотрудников требуемой квалификации и несет ответственность за качество выполняемых персоналом услуг, если качество клиента не устраивает, персонал будет заменен на другой требуемой квалификации.
Главное различие аутсорсинга и аутстаффинга состоит в том, что при аутсорсинге организация отдает внешним исполнителям часть своих же функций, при аутстаффинге передается конкретный сотрудник внешнего исполнителя, который оформляется в штат нанявшей его организации, но фактически работает на прежнем месте и выполняет прежние функции. В роли аутсорсеров могут выступать организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся в конкретном виде деятельности: аудите, бухгалтерском учете, информационных технологиях. В роли аутстаффера чаще всего выступают кадровые агентства, имеющие в своем штате специалистов различного профиля.
Преимущества и недостатки аутсорсинга
В чем основные преимущества аутсорсинга?
1. Аутсорсинг дает возможность сосредоточиться на основном бизнесе и таким образом получить конкурентное преимущество. Кроме того, при аутсорсинге высвобождаются ресурсы организации, ранее задействованные во второстепенных функциях и направлениях.
2. Аутсорсинг часто (но не всегда) ведет к снижению затрат. Ведь нередко привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги "оптом".
3. Аутсорсинг обеспечивает доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный IT-отдел).
4. При аутсорсинге снижаются расходы на содержание персонала, поскольку не нужно платить заработную плату, исчислять и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы.
5. При аутсорсинге уменьшается объем кадрового делопроизводства и бумажной работы. Так, например, организация работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возложена на работодателя (ст. 66 ТК РФ). Организация или индивидуальный предприниматель, заключившие договор аутсорсинга, таковыми не являются.
6. Аутсорсинг обеспечивает более высокое качество выполнения работ за счет специализации аутсорсера на определенном виде предпринимательской деятельности.
7. При аутсорсинге отсутствуют вынужденные простои в работе.
8. Применение договора аутсорсинга дает возможность работать на специальных налоговых режимах, так как при аутсорсинге существует возможность не увеличивать показатель численности персонала.
Расчет численности персонала (средней или среднесписочной) используется, в частности, в следующих случаях:
- для подтверждения права на применение "вмененки", УСНО, УСНО на основе патента и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- для расчета налоговой базы по ЕНВД в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности;
- для определения необходимости подачи отчетности в электронном виде. При расчете численности персонала учитывать работников, привлекаемых по договору аутсорсинга, не нужно. Связано это с тем, что у организации и индивидуального предпринимателя, заключивших договор аутсорсинга, не возникает с работниками, предоставленными по этому договору, отношений на основании трудовых или гражданско-правовых договоров (ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2008 г. N А33-15004/07-Ф02-3499/08 и ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф04-5942/2008(12623-А27-27)).
Пример
Численность персонала индивидуального предпринимателя Петрова С.И., применяющего упрощенную систему налогообложения, составляет 90 человек. В связи с производственной необходимостью предпринимателю требуется нанять еще 20 человек. Каким образом следует поступить Петрову С.И., чтобы не утратить право на применение УСНО?
Среднесписочная численность работников индивидуального предпринимателя на УСНО не должна превышать 100 человек. Если Петров С.И. примет на работу все 20 человек, то он не сможет применять "упрощенку", поскольку численность персонала составит 110 человек. Поэтому в данном случае 10 человек он может привлечь, заключив договор аутсорсинга. Условия для применения упрощенной системы налогообложения не нарушатся, и менять налоговый режим индивидуальному предпринимателю не придется.
А. Манцурова,
кадровый эксперт
"Российский бухгалтер", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.