Постановления Правительства РФ по вопросам строительства
В последних числах сентября правительство приняло два документа, касающиеся строительства, - постановления N 791 *(1) и N 802 *(2). Оба нормативных акта уже вступили в силу. Представляем их краткий обзор.
Перечень проектной документации многоразового использования
Постановлением N 791 на Минрегион возложена обязанность формирования и ведения реестра, в который должна включаться информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объектов культуры, образования, здравоохранения, спортивных зданий и сооружений и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов. Такой реестр будет размещаться на официальном сайте Минрегиона в сети Интернет. Как следствие, возникнет обязанность использования такой проектной документации либо необходимость представить обоснование невозможности или нецелесообразности ее применения для строительства аналогичного объекта.
Правила консервации и расконсервации объектов
Постановление N 802 (применяется с 15 октября 2011 года) должно больше заинтересовать читателей, поскольку им утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила). Напомним, в силу п. 4 ст. 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. Пункт 9 названной статьи указывает, что порядок консервации объекта капитального строительства может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, Постановление N 802 является именно таким нормативным правовым актом.
Примечание. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более шести месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) обязан обеспечить приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
Обратите внимание! Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору).
В решении о консервации объекта должны быть определены (п. 5 Правил):
- перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований п. 9 Правил (см. ниже);
- лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
- сроки разработки технической документации*(3), необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации;
- размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).
На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ, а также составляются ведомости, в которых указываются сведения:
- о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте (в том числе неиспользованных и подлежащих хранению);
- о наличии сметной документации;
- о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
В состав работ по консервации объекта входят в том числе (п. 9 Правил):
- выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
- монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
- освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
- приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
- отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
- принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
- техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
- внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений (если законодательством предусмотрено проведение такой экспертизы) либо подготовку новой проектной документации.
Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта (п. 13 Правил).
К сведению. Решения о консервации и о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности принимаются в форме акта Правительства РФ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией такого объекта или с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Зачем бухгалтеру нужно знать порядок консервации и расконсервации?
Подпункт 9 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет включить во внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов. Минфин в письмах от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590 и от 18.03.2009 N 03-03-06/1/164 отмечал: расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому такие расходы, включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ. Названная норма применяется и в отношении объектов, строительство или реконструкция которых не завершены, то есть позволяет застройщикам сэкономить на налоге на прибыль, признав в налоговом учете расходы на консервацию.
К сведению. В случае приостановления работ участники строительного процесса оформляют акт о приостановлении строительства по форме КС-17 (Письмо Минфина РФ от 11.12.2009 N 03-03-06/1/805).
Однако чтобы признать расходы в целях налогообложения, необходимо доказать их обоснованность. Вместе с тем ни пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, ни другие нормы гл. 25 НК РФ не содержат перечня учитываемых при консервации затрат. Поэтому на практике нередко возникают споры с инспекторами, которые часть расходов классифицируют как связанные с консервацией, а часть признают "излишними" (считая, что их осуществление не является обязательным) и исключают их из состава расходов, уменьшающих налоговую базу. С этой точки зрения бухгалтеру, конечно, полезно знать, что есть специальный документ - Правила, в котором приведен перечень работ, проводимых при консервации (п. 9), хотя и другие положения Правил тоже представляют интерес для бухгалтера, в частности описание последовательности действий при консервации.
Обратите внимание! Правила позволяют признать в составе налоговых расходов затраты на проведение инвентаризации, подготовку проектно-сметной документации, выполнение работ, обеспечивающих прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Примечание. Конституционный суд неоднократно указывал, что бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Конкретные виды работ определят технические специалисты, поэтому налоговым инспекторам будет сложно обосновать их "избыточность" (для этого необходимо проведение экспертизы, но налоговые органы нечасто прибегают к такому способу добывания доказательств). Заметим, по общему правилу изначально предполагается, что все произведенные организацией расходы являются обоснованными. Доказать обратное должен налоговый орган (определения КС РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П).
В заключение - коротко о бухгалтерском учете. Подрядчик в случае выполнения работ по консервации объекта незавершенного строительства отражает операции в учете в общеустановленном порядке через счет реализации. Типовая корреспонденция счетов для этого случая приведена в таблице (при условии, что договор не подпадает под действие ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"*(4)).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены расходы на выполнение работ по консервации объекта | ||
Отражена выручка от реализации работ по консервации объекта | ||
Начислен НДС с реализации | ||
Списаны расходы на выполнение работ | ||
Получены денежные средства от застройщика за выполненные работы | ||
Отражены штрафные санкции за нарушение условий договора подряда | ||
Получены денежные средства от застройщика за нарушение условий договора подряда | ||
Начислен НДС с суммы штрафа* | ||
* Напомним, Минфин и налоговые органы настаивают на том, что продавец (подрядчик) обязан начислить НДС с суммы штрафных санкций, полученных от покупателя (заказчика работ). Суды данную точку зрения не поддерживают. |
К сведению. Для целей налогового учета доходы, полученные от выполнения работ по консервации объекта, подрядчик отражает в составе выручки от реализации, штрафные санкции - во внереализационных доходах.
Типовая корреспонденция счетов для застройщика приведена в таблице.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены затраты на разработку проекта консервации | ||
Списаны затраты на консервацию, предъявленные подрядчиком | ||
Погашена задолженность перед проектной организацией | ||
Оплачены услуги подрядчика | ||
Отражены штрафные санкции по договору, подлежащие уплате подрядчику | ||
Перечислен штраф подрядчику | ||
Отражены расходы на охрану объекта | ||
Отражены расходы на освещение объекта |
От редакции. Отдельные нюансы, связанные с консервацией не завершенных строительством объектов, рассматривались в статье "Типичные ошибки, допускаемые при консервации объекта незавершенного строительства", N 7, 2011.
С.С. Кислов,
эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации".
*(2) Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства".
*(3) Под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией, включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 N 116н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"