Особенности списания задолженности
Иногда в деятельности учреждений образования возникают обстоятельства, вследствие которых на балансовых счетах образуется дебиторская или кредиторская задолженность. По истечении определенного времени ее списывают с бухгалтерского учета, при этом всегда возникает множество вопросов. В этой статье дадим ответы на самые основные из них. Рассмотрим, какими проводками отражается в бухгалтерском учете операция по списанию задолженности и как сумма задолженности учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Общие положения
В договорах, заключаемых образовательными учреждениями с другими учреждениями и организациями, оговариваются обязательства сторон.
Обязательство, предусматривающее или позволяющее определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения.
Примечание. Задолженностью считается сумма финансовых обязательств, денежных долгов, подлежащая погашению, возврату в определенный срок.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Если к указанному сроку обязательства не исполнены, то в учете учреждения возникает задолженность.
Задолженность бывает дебиторской или кредиторской.
Дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся учреждению, со стороны других учреждений, организаций и физических лиц, являющихся его должниками. Она возникает вследствие невыполнения договорных обязанностей, невозможности проведения расчетов с подотчетными лицами за выданные им денежные суммы и т.д. Например, когда по тем или иным причинам учреждение не имеет возможности взыскать долги с контрагента.
В то же время учреждение может являться должником по отношению к другим учреждениям, организациям и физическим лицам, то есть в его учете может числиться кредиторская задолженность: перед поставщиками за поставленные материальные ценности в случае ликвидации организаций-поставщиков, невостребованные суммы депонентов и др.
Просроченная дебиторская задолженность характеризуется выведением из хозяйственного оборота части активов, в связи с чем бухгалтерии образовательного учреждения следует контролировать структуру просроченной задолженности, вести работу по ее взысканию.
Задолженность, не погашенная своевременно и не обеспеченная соответствующими гарантиями или иными предусмотренными законодательством способами, признается сомнительной.
В Гражданском кодексе приведены случаи, с наступлением которых сомнительная задолженность переходит в разряд безнадежной:
- истечение общего срока исковой давности (ст. 196);
- прекращение исполнения обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416);
- прекращение исполнения обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- акт о ликвидации организации (ст. 419).
О списании задолженности
Приведем ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие у образовательных учреждений при списании задолженности.
Как исчисляется срок исковой давности? Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Он составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
При исчислении срока исковой давности нужно учитывать следующие особенности.
1. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исключения из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами. При этом ст. 200 ГК РФ определено, что течение срока исковой давности по обязательствам:
а) с определенным сроком исполнения - начинается по окончании срока исполнения;
б) срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования - начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования - по окончании указанного срока.
2. Срок исковой давности может прерываться, а после перерыва его отсчет возобновляется (ст. 203 ГК РФ), то есть время до перерыва в новый срок не засчитывается. Прерывание срока исковой давности возможно в случаях:
а) предъявления иска в установленном законодательством РФ порядке;
б) совершения должником определенных действий о признании своего долга. Это могут быть:
- частичная оплата задолженности;
- обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
- подписание акта сверки задолженности и т.п.
3. Течение срока исковой давности может быть приостановлено, что означает, что он не исчисляется в том периоде, когда согласно предусмотренным законом обстоятельствам защиту прав осуществить невозможно. Обстоятельства, с наступлением которых срок исковой давности может быть приостановлен, приведены в ст. 202 ГК РФ, то есть если:
- предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
- истец или ответчик находятся в составе ВС РФ, переведенных на военное положение;
- на основании закона Правительством РФ установлена отсрочка исполнения обязательств (мораторий);
- приостановлено действие закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение.
При этом следует учитывать, что течение срока исковой давности приостанавливается при условии, что приведенные в указанной статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или составляет менее шести месяцев - в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Оставшаяся часть срока увеличивается до шести месяцев, а если срок исковой давности составляет шесть или менее месяцев - до срока давности.
Таким образом, при установлении срока исковой давности образовательным учреждениям следует учитывать приведенные выше особенности его исчисления.
Нужно ли перед списанием задолженности проводить инвентаризацию обязательств по расчетам и затем издавать приказ руководителя о списании с бухгалтерского учета задолженности в связи с истечением срока исковой давности? Инвентаризации обязательств по расчетам в учреждении должно уделяться особое внимание, поскольку в результате ее проведения выявляется обоснованность сумм, числящихся на счетах бюджетного учета. Инвентаризационной комиссией в ходе документальной проверки состояния расчетов устанавливается, в частности, правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности.
Сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражаются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).
Списание безнадежной задолженности производится по каждому обязательству на основании:
- документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- приказа (распоряжения) руководителя о списании задолженности в качестве безнадежного долга.
С учетом вышеизложенного для списания задолженности учреждению нужно проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в ходе которой и выявляется наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности, а для ее списания следует получить разрешение руководителя, оформленное в виде приказа.
Такое же мнение содержится в постановлениях ФАС ЗСО от 29.07.2009 N Ф04-3773/2009(9432-А45-15), N Ф04-3773/2009(11692-А45-15), ФАС ДВО от 25.08.2009 N Ф03-3449/2009, Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 N 3596/08.
Как долго должна учитываться на забалансовых счетах списанная задолженность? Согласно п. 339 Инструкции N 157н*(1) после списания с балансового учета задолженность неплатежеспособных дебиторов должна учитываться на забалансовом счете 04. Это необходимо для того, чтобы в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) наблюдать за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.
Пунктом 371 Инструкции N 157н определено, что списанная задолженность, не востребованная кредиторами, должна учитываться на забалансовом счете 20.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты.
Порядок списания с баланса задолженности, не востребованной кредиторами (в том числе и сроки ее учета на забалансовом счете), устанавливается приказом об учетной политике учреждения.
Какими проводками отражается операция списания безнадежной задолженности (установленной при инвентаризации расчетов по обязательствам) на основании приказа руководителя учреждения? Приведем основные проводки по списанию задолженности в бухгалтерском учете:
Содержание операции | |||||
Инструкция N 162н*(1) | Инструкция N 174н*(2) | Инструкция N 183н*(3) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Списание дебиторской задолженности по доходам | |||||
0 401 10 173 | 0 205 хх 660*(4) | 0 401 10 173 | 0 205 хх 660 | 0 401 10 173 | 0 205 хх 000 |
Списание дебиторской задолженности по произведенным авансовым платежам | |||||
0 401 20 273 | 0 206 хх 660 | 0 401 20 273 | 0 206 хх 660 | 0 401 20 273 | 0 206 хх 000 |
Списание дебиторской задолженности по предоставленным кредитам, займам (ссудам) | |||||
0 401 10173 | 0 207 хх 640 | 0 401 10173 | 0 207 хх 640 | 0 401 10173 | 0 207 хх 000 |
Списание дебиторской задолженности по подотчетным суммам | |||||
0 401 20 273 | 0 208 хх 660 | 0 401 20 273 | 0 208 хх 660 | 0 401 20 273 | 0 208 хх 000 |
Списание задолженности по депонированным суммам | |||||
Не предусмотрено*(5) | |||||
0 304 02 830 | 0 401 10 173 | 0 304 02 830 | 0 401 10 173 | 0 304 02 000 | 0401 10 173 |
Списание кредиторской задолженности | |||||
п. 167 приложения 1 | |||||
0 302 хх 830 | 0 401 10173 | 0 302 хх 830 | 0 401 10 173 | 0 302 хх 000 | 0 401 10 173 |
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утверждена Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. *(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утверждена Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утверждена Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. *(4) Вместо символа "хх" нужно поставить код, соответствующий объекту учета и содержанию хозяйственной операции. *(5) По мнению автора, задолженность можно отразить аналогичной проводкой, приведенной в п. 138 Инструкции N 174н. |
Как было указано выше, при списании задолженности одновременно ее суммы учитываются на забалансовых счетах 04, 20.
Рассмотрим порядок списания задолженности на примере.
Пример 1
Согласно приказу руководителя бюджетного учреждения, изданному на основании акта о результатах инвентаризации, в бухгалтерском учете списаны выданные ранее за счет бюджетных средств подотчетные суммы для приобретения хозматериалов в размере 300 руб., депонированные суммы заработной платы - 15 500 руб. (Согласно Письму Минфина РФ от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 исходящие остатки по состоянию на 01.01.2011 по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, переносились на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.)
По истечении пяти лет из забалансового учета была исключена ранее списанная дебиторская задолженность по организациям-должникам в сумме 6 000 руб.
По приносящей доход деятельности вследствие ликвидации организаций-дебиторов списана дебиторская задолженность в сумме 20 000 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана задолженность по подотчетным лицам | 4 401 20 273 | 4 208 34 660 | 300 |
Списана задолженность по депонированным суммам заработной платы | 4 304 02 830 | 4 401 10 173 | 15 500 |
Списана задолженность по организациям-должникам | 2 401 10 173 | 2 205 31 660 | 20 000 |
Учтена дебиторская задолженность за балансом по подотчетным лицам | - | 300 | |
Учтена дебиторская задолженность за балансом по организациям-должникам | - | 20 000 | |
Учтена задолженность по депонированным суммам | - | 15 500 | |
Списана с забалансового учета задолженность по организациям-должникам | - | 6 000 |
Как отразить в бухгалтерском учете образовательного учреждения поступление дебиторской задолженности на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства? Согласно п. 2.5.4 Порядка N 8н*(2) суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета (п. 2.5.6 Порядка N 8н).
Если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета N 40105, 40201, 40204 минуя счет N 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.
В отношении поступления сумм дебиторской задолженности, образовавшейся в процессе исполнения им сметы доходов и расходов текущего года за счет средств от приносящей доход деятельности, п. 4.9 Порядка N 88н*(3) предусмотрено, что эти суммы учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств как восстановление кассовых расходов с отражением по тем кодам классификации расходов федерального бюджета, по которым ранее были произведены кассовые расходы.
Если суммы дебиторской задолженности образовались в процессе исполнения учреждением сметы доходов и расходов прошлых лет, они отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств как поступления доходов текущего года без включения в разрешение получателя указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности.
Зачисленные на счет учреждения суммы возвратов одновременно учитываются на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" как восстановление выбытий (п. 376 Инструкции N 157н).
Например, поступление на лицевой счет получателей бюджетных средств дебиторской задолженности:
а) по ранее перечисленным авансовым платежам отражается проводкой:
Дебет счетов 0 304 05 ххх "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" (вместо символа "ххх" указывается соответствующий код КОСГУ), 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 206 хх 660 "Расчеты по выданным авансам" (вместо символа "хх" нужно поставить код, соответствующий объекту учета и содержанию хозяйственной операции)
б) от организаций-должников сопровождается записью:
Дебет счета 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 205 хх 660 "Расчеты по доходам"
Возвращенные суммы прошлых отчетных периодов, поступившие на лицевой счет учреждения, перечисляются в доход соответствующего бюджета. Это отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет счета 0 210 02 ххх "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (вместо символа ххх указывается соответствующий код дохода)
Кредит счетов 0 304 05 ххх "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами", 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Для бюджетных и автономных учреждений - получателей субсидий независимо от того, зачисляются средства прошлого финансового года или текущего, данная операция рассматривается как восстановление кассового расхода и полученные средства в доход бюджета не перечисляются. При этом следует учитывать, что указанные средства должны направляться на те же цели, на которые были выделены первоначально.
Зачисленные на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения суммы возвратов учитываются на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" как восстановление выбытий. Аналитический учет по этому счету ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 368 Инструкции N 157н).
Операции по поступлению денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета (п. 72 Инструкции N 174н, п. 72 Инструкции N 183н).
Проводки по отражению операций поступления дебиторской задолженности в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений аналогичны указанным выше. Так, возврат дебиторской задолженности по ранее перечисленным авансовым платежам отражается следующим образом:
а) для бюджетных учреждений:
Дебет счета 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 206 хх 660 "Расчеты по выданным авансам"
б) для автономных учреждений:
Дебет счета 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
Кредит счета 0 206 хх 000 "Расчеты по выданным авансам"
Поступление дебиторской задолженности на счета учреждения от организаций-должников сопровождается записью:
а) у бюджетных учреждений:
Дебет счета 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 205 хх 660 "Расчеты по доходам"
б) у автономных учреждений:
Дебет счета 0 201 11 000 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 205 хх 000 "Расчеты по доходам"
Указанные проводки применяются учреждениями при поступлении дебиторской задолженности, не списанной на забалансовый счет 04, как нереальной к взысканию. А как отразить поступление дебиторской задолженность в случае возобновления процедуры возврата задолженности, нереальной к взысканию и учитываемой на забалансовом счете 04? К моменту ее поступления задолженность уже не числится на балансовых счетах. По мнению автора, перед осуществлением указанных проводок ее нужно восстановить и одновременно списать с забалансового учета. Инструкции по бухгалтерскому учету не содержат конкретных проводок по восстановлению дебиторской задолженности, поэтому автор предлагает свой вариант.
Например, списанную задолженность бюджетного учреждения по произведенным авансовым платежам в случае изменения имущественного положения должников восстанавливаем проводкой:
Дебет счета 0 206 хх 560 "Расчеты по выданным авансам"
Кредит счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Одновременно списываем задолженность с забалансового счета 04.
Пример 2
На балансе автономного образовательного учреждения числится сомнительная задолженность по авансовым платежам на поставку химреактивов (выплата произведена за счет субсидии на выполнение государственного задания) в сумме 1 800 руб.
На забалансовом счете 04 числится дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, по организациям-должникам по платным услугам в сумме 18 000 руб.
На лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства, поступила задолженность от одной из организаций-должников в сумме 7 000 руб. и осуществлен возврат авансового платежа.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила дебиторская задолженность по авансовым платежам | 4 201 11 000 | 4 206 34 000 | 1800 |
Восстановлена списанная ранее на забалансовый счет дебиторская задолженность по организации-должнику | 2 205 30 000 | 2 401 10 173 | 7 000 |
Одновременно списана дебиторская задолженность с забалансового учета | - | 7 000 | |
Поступила дебиторская задолженность от организации-должника | 2 201 11 000 | 2 205 30 000 | 7 000 |
Можно ли списать дебиторскую задолженность на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа и включить ее во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль? Из статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) следует, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в частности в случаях:
- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Можно ли на основании акта судебного пристава учесть дебиторскую задолженность во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль, однозначно ответить нельзя. Существует два мнения.
Первое заключается в том, что акт о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа подтверждают безнадежность долга. Поэтому такой долг учитывается в составе внереализационных расходов. Так, в письмах Минфина РФ от 19.08.2011 N 03-03-06/2/131, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/352, от 15.03.2011 N 03-03-06/2/42, от 09.08.2010 N 03-03-06/1/533 указано, что с учетом основания окончания исполнительного производства, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ и свидетельствующих о невозможности исполнения должником обязательств, а также правовой позиции ВАС, изложенной в Определении от 07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, для целей налогообложения прибыли признается безнадежной.
Кроме того, данное мнение поддерживается и арбитрами. Судьи признали обоснованным включение в состав внереализационных расходов дебиторской задолженности, которая списана на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства (постановления ФАС ВСО от 10.07.2009 N А33-13724/08, от 11.01.2009 N А33-16180/06-Ф02-6655/08, ФАС МО от 24.06.2009 N КА-А40/4219-09, от 22.07.2008 N КА-А40/6358-08, от 07.05.2008 N КА-А40/3514-08, от 22.11.2007 N КА-А40/11780-07, ФАС ПО от 28.04.2009 N А57-20120/2008, ФАС СЗО от 19.05.2008 N А42-9501/2005 и др.
Другое мнение изложено в Письме Минфина РФ от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184. Как считает финансовое ведомство, по основаниям, прямо не перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ (долги с истекшим сроком исковой давности, а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации), дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (см. также письма от 06.02.2007 N 03-03-07/2, от 05.09.2007 N 03-03-06/1/644).
Аналогичное мнение высказывают арбитры: акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной, поскольку по окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует в определенный момент времени исключительно выводы, перечисленные выше, и не делает каких-либо заключений о характере задолженности и о том, что возвращение учреждению исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения (постановления ФАС ЗСО от 05.11.2008 N Ф04-6742/2008(15365-А46-40), Ф04-6742/2008(15373-А46-40), от 13.02.2008 N Ф04-580/2008(1258-А46-40), от 18.06.2007 N Ф04-3765/2007(35137-А27-40), от 23.05.2007 N Ф04-2656/2007(33916-А03-25), ФАС СЗО от 19.12.2005 N А56-4970/2005, ФАС СКО от 01.03.2007 N Ф08-778/2007-329А, ФАС УО от 11.03.2008 N Ф09-1254/08-С2 и др.).
Каким мнением руководствоваться, образовательные учреждения должны определить самостоятельно, однако, как считает автор, с учетом последних писем Минфина, названного определения ВАС и постановлений ФАС списание дебиторской задолженности можно производить на основании акта судебного пристава-исполнителя.
И. Шиндер,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 N 8н.
*(3) Порядок осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"