"Люди - главная ценность компании" (интервью с А.А. Смолдарь, руководителем отдела бухгалтерского учета и налогообложения компании "Эрманн")
С этого номера мы открываем новую рубрику - "Карьера". В ее рамках редакция "Актуальной бухгалтерии" будет беседовать с руководящими сотрудниками крупных компаний. Говорить будем об учете, приеме на работу новых специалистов и проблемах, с которыми может столкнуться каждый бухгалтер. Первое интервью для новой рубрики мы взяли у Анны Анатольевны Смолдарь, руководителя отдела бухгалтерского учета и налогообложения компании "Эрманн".
Расскажите, пожалуйста, об основных этапах Вашей карьеры? Как Вы пришли в компанию?
В начале 2000 года в компании не было HR-отдела, персонал в основном набирали по рекомендациям работающих сотрудников. Так и я попала в фирму "Эрманн". Объем работы в бухгалтерии рос, и штат нужно было расширять, причем бухгалтер нужен был с опытом работы, учить и объяснять времени не было. Я в то время была главным бухгалтером в маленькой компании, в подчинении у меня был всего один человек. Я сознательно сменила должность главного бухгалтера на позицию бухгалтера в иностранной компании - для карьеры это очевидный рост. Сначала я отвечала за один участок учета. Но главный бухгалтер понимала, что ей нужен заместитель, тот, кто возьмет на себя часть обязанностей. И она доверила их мне, предложив эту должность. Потом была реорганизация в финансовом департаменте, в результате которой был выделен отдел бухгалтерского учета и налогообложения. Сегодня я отвечаю за организацию бухгалтерской службы, за подготовку финансовой отчетности, управляю персоналом отдела.
Примечание. Я пришла в компанию бухгалтером на участок, а со временем стала начальником отдела.
Какова структура финансового направления в компании "Эрманн"? Какие отделы существуют?
На сегодняшний день в финансовом департаменте несколько отделов: отдел бухгалтерского учета и налогообложения, руководителем которого я являюсь; отдел по управлению денежными средствами и отдел управленческого учета. За налоговый учет и подготовку налоговой отчетности, взаимодействие с налоговыми органами отвечает главный бухгалтер.
Сколько человек работает в отделе бухучета и налогообложения? Как меняется штат сотрудников?
С момента основания компании штат сотрудников отдела увеличился в два раза. Сейчас работают десять человек.
Есть ли в отделе текучка кадров? Часто ли Вы набираете новых сотрудников?
Новый персонал мы давно не набирали. У нас практически нет текучки работников. В апреле будет 12 лет, как я пришла в компанию. Стаж работы бухгалтеров в отделе составляет от 4 до 12 лет. Для меня как для руководителя это ценно. Люди, которые работают в компании много лет, имеют большой багаж знаний, на них всегда можно положиться. На их помощь всегда можно рассчитывать. Когда я подбирала персонал, в первую очередь уделяла внимание, конечно же, профессиональным качествам, предъявляла высокие требования к знанию бухгалтерского и налогового учета. Немаловажны и для компании, и для меня личностные качества. Потому что люди - наша ценность, наше конкурентное преимущество. Это отмечают и новички, и те, кто уходит от нас. Коллектив заставляет задержаться здесь.
Примечание. В отделе практически нет текучки кадров. У большинства сотрудников стаж работы в компании от 4 до 12 лет.
При наборе персонала предпочтение отдается кандидатам, которые уже имеют опыт работы в аналогичным областях?
В описании позиции для кадрового агентства мы, конечно, указываем на предпочтение опыта работы на том или ином участке. Но не всегда удается найти такого кандидата. Когда мы начали сотрудничать с розничными сетями, искали человека с опытом учета расчетов с покупателями-ритейлерами, со знанием специфики таких клиентов. Такого не нашли. Но на собеседование пришла бухгалтер, которая на тот момент имела огромный опыт работы на всех участках бухгалтерского учета, и после общения с ней стало понятно, что она справится и с этим. Принципы учета, технология одинаковы, главное - умело их применять.
Помимо найма опытных сотрудников Вы выращивали своих специалистов?
Да, было и такое. Например, агентство предложило бухгалтера с незначительным опытом работы. Но у нее было большое стремление развиваться и работать здесь. Я при общении с кандидатами чувствую, сможет ли человек работать. Как показывает время, этот подход оправдан.
Примечание. Если при поиске человека с опытом работы на определенной должности мы никого не находим, то выращиваем своих специалистов.
Вы пользуетесь только РСБУ или применяете иную систему учета?
Как компания со 100-процентными инвестициями мы ведем также учет по немецким стандартам HGB, торгового баланса Германии. Ежегодно готовим финансовую отчетность для материнской компании, для дальнейшей консолидации отчетности всего концерна "Эрманн". Подготовкой отчета занимается старший бухгалтер отдела бухучета и налогообложения, она же отвечает за расчеты с материнской компанией и с иностранными партнерами.
Примечание. Помимо РСБУ мы ведем учет по немецким стандартам HGB, торгового баланса Германии.
Эта система учета ведется параллельно с РСБУ?
Мы используем те же счета, что и для российского учета. Альтернативные счета предусмотрены для тех объектов, по которым существует разница в стандартах, например в учете основных средств, в признании расходов будущих периодов. Наше законодательство в бухучете приблизилось к МСФО. Лет 7-8 назад было гораздо сложнее работать, различия были большие.
Примечание. При подготовке отчета для материнской компании мы используем счета РСБУ. Разница в стандартах есть, например, в учете основных средств.
Проводится ли в компании обучение сотрудников финансового сектора?
Деньги на обучение компания выделяет ежегодно. Для разных должностей количество семинаров разное. Например, для позиции бухгалтеров - по возможности один или два раза в год. Семинары либо обзорные - по изменениям в законодательстве, либо по узкой тематике - по учету командировочных или представительских расходов. Для старших бухгалтеров предусмотрено по два семинара в год. Законодательство очень часто меняется, надо быть в курсе.
Вы сдаете отчетность в электронном виде. А электронные счета-фактуры используете?
Нет, пока не используем. Но как компания, которая применяет все новые технологии, позволяющие снижать затраты, со временем скорее всего будем. Это произойдет, когда утвердят формат электронных счетов-фактур и наши партнеры будут готовы к обмену ими. Многие розничные сети уже предлагают нам внедрить электронный документооборот. Вплоть до прописывания этого условия в договоре. Но пока мы готовы только принимать от них документы за те услуги, которые они нам оказывают.
Что касается передачи документов им, то сложность состоит в подписании. Это передача права собственности на товар, для нас важно иметь законное подтверждение перехода.
Примечание. Электронные счета-фактуры компания пока не использует. Ждем, пока утвердят их электронный формат.
Как сейчас компания проверяет новых контрагентов при заключении договора?
Проверка поставщиков происходит при заключении договора. Каждый департамент компании, заключая договор, представляет документы по единому списку. Мы запрашиваем пакет документов: устав фирмы, ее отчетность, в случае необходимости или каких-то сомнений - нотариально заверенные доверенности на право подписания документов.
Примечание. Заключая договор с новым поставщиком, мы проводим его проверку.
Часто ли Вы обращаетесь в Минфин России и ФНС России за разъяснениями положений законодательства?
Если по тому или иному вопросу существуют спорное мнение, мы обращаемся за разъяснениями в налоговую инспекцию, в которой администрируется наша компания. Писали и в Минфин России и получили положительный ответ.
Пользуетесь ли Вы корректировочными счетами-фактурами?
До поправок в Налоговый кодекс в соответствии с соглашением о коммерческих условиях мы предоставляли клиентам скидку с изменением цены товара и оформляли кредит-ноту и счет-фактуру с минусом. Начиная с октября мы внесли изменения в соглашения и теперь выплачиваем премию без изменения цены товара, соответственно без НДС. Таким образом, корректировочные счета-фактуры в этом случае мы не будем использовать.
Пока было принято решение использовать корректировочный счет-фактуру только для случаев уменьшения цены товара в связи с претензиями, которые мы получаем от клиентов и в случае возврата продукции.
Сейчас мы настраиваем систему учета по новым правилам, это больше технологический вопрос. Форму корректировочного счета-фактуры пока не программируем. Ждем формата, утвержденного ФНС России. Есть письмо о том, что в настоящее время прорабатывается вопрос о создании более удобной (компактной) формы корректировочного счета-фактуры.
Примечание. Корректировочные счета-фактуры мы будем использовать только в случае уменьшения цены товара. От их применения при предоставлении скидки покупателям мы отказались.
Работают ли в компании иностранные сотрудники?
Из 380 работников фирмы 9 человек - экспаты. На этапе развития компании в России их было гораздо больше, они занимали руководящие должности, организовывали производство. На сегодняшний день их задачи выполнены, они обучили и передали свои знания другим сотрудникам. Но по-прежнему генеральный директор, директор производственно-технического департамента - иностранцы.
Беседу провела
К. Ширинян,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.