Жилищный надзор в свете нового законодательства
В данном сообщении я хотел бы кратко рассказать о том, что у нас происходит с государственным жилищным контролем, что мы имеем, что хотим иметь и на какой точке находимся. И кратко я хотел бы поговорить о состоянии ЖКХ, что же все-таки происходит сегодня у нас в стране по этим вопросам.
В настоящее время органы государственного жилищного контроля, государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации продолжают работать в соответствии с постановлением правительства N 1086 от 26 сентября 1994 г. Государственные жилищные инспекции работают во всех субъектах Российской Федерации, во всех 84 субъектах. Численность на 1 июня этого года составила 2726 человек, в том числе 1857 инспекторов, инспекторского состава, остальное - специалисты, обслуживающие, руководство и т.д. Это немалая численность, хотя мы считаем ее недостаточной, особенно с вступлением в силу закона ФЗ-242 и расширением полномочий государственных жилищных инспекций, или, как сейчас они будут называться, органов, уполномоченных на проведение жилищного контроля, надзора. Итак, кратко результаты работы.
На текущий момент госжилинспекциями Российской Федерации обследован , по состоянию за 9 мес. будет 1,5 млрд. - это ровно 50% от всего наличествующего жилищного фонда всех форм собственности, 3 млрд. 106 млн. на текущую дату. Это неплохой результат, лучшими у нас являются здесь инспекции г. Москвы, 140% обследовали. То есть по второму кругу уже 40% прошли, все и плюс еще по второму кругу. Госжилинспекция Коми - 130%, Московская область - 90%, Санкт-Петербург, Самара, Башкортостан - вот наши лучшие коллективы в этом плане. За этот же период выявлено более 410 тыс. нарушений в жилищной сфере. Вот поразительно, чем больше работаем, чем больше вскрываем, тем больше появляется и тем больше надо работать. Уже сменилась структура правонарушений, больше сейчас привлекается собственников, нанимателей, и сама по себе даже эта структура о многом говорит. Цифра свыше 410 тыс. - это, конечно, здорово, и все равно это на 4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Здесь у нас прекрасно работают госжилинспекции Республики Коми, Москвы, Башкортостана, Нижегородской, Московской области, Санкт-Петербурга. Я буду говорить, почему я хочу назвать их, чтобы вы знали лучших, и по каким видам, и в целом потом будет у вас представление вообще о госжилинспекциях Российской Федерации, которые к концу года станут все органами, уполномоченными на производство жилищного контроля, надзора Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за этот же период было выдано 317 300 исполнительных документов, в том числе предписаний, протоколов, актов, я не буду уже по видам говорить за отсутствием времени. Это огромная цифра. Только один акт составить, только одно административное дело провести - это, знаете, очень сложная и тонкая кропотливая серьезная работа. А здесь уже приближаемся к полумиллиону за 9 месяцев.
Кроме тех, что я назвал, хорошо работают Республика Татарстан, Кемеровская область, Ставропольский край. За этот же период было оштрафовано, вынесено постановление о наложении штрафных санкций за нарушение жилищного законодательства Российской Федерации в соответствии с КОАП по трем статьям, 7.21, 7.22, 7.23 на сумму 254 млн. руб. за 9 месяцев. Это сумма будет 320 млн. руб. Растет буквально на глазах, по 1015% ежегодно вырастает эта сумма. И здесь только одна госжилинспекция Москвы оштрафовала на 33 млн. руб., Санкт-Петербург на 27 с небольшим млн. руб., Нижний Новгород 25,7 млн. руб. Так что, видите, результаты неплохие. За этот же период все инспекции рассмотрели 343 тыс. жалоб, по ним приняты соответствующие решения.
Что нам удалось? В соответствии с постановлением правительства N 549 о порядке поставки газа для обеспечения коммунальных бытовых нужд граждан. 1,5-2 года мы работали исключительно напряженно по выполнению этого постановления. И нам удалось в разы снизить случаи взрывов бытового газа. 30-40 было ежегодно. Мы имеем на сегодня, за этот год, постучу, 4 случая и всего 2 погибших и 10 раненых, в то время как были десятки раненых, сотни ежегодно. Эта работа все-таки дала свои результаты. И понимаем, что останавливаться в этом плане нельзя, и знаем, что эту работу надо продолжать. Несмотря на то, что нас сейчас перегружают и по 123-му закону, по 242-му закону, по ряду законов об энергоэффективности, там много на нас возложено, тем не менее, мы настроены эту работу продолжать, и послабления по проведению этой работы опять нас вернут к гибели, увечьям граждан, к массовым взрывам, а каждый такой взрыв - это, понимаете, не только многомиллионные убытки, это и жесткие моральные, душевные травмы и т.д., и гибель, конечно, что нельзя допускать.
На III квартал я поставил следующие задачи инспекциям. Во-первых, необходимо адаптироваться под требования Федерального закона N 123 о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты. Принятый 4 июня Государственной Думой закон не совершенен, мягко говоря, мы от него ожидали гораздо большего, но плох или хорош закон, он закон, и мы его выполняем и будем выполнять.
Затем 8 июля Госдума приняла, и 13 июля Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля и надзора. А также и муниципального надзора. Закон 242-й, который еще больше нам поставил задач, связанных со сферой управления многоквартирными домами, ТСЖ. И здесь буквально требуется как минимум 20-30%-ное увеличение численности всех инспекций. Что у нас, к сожалению, пока идет очень медленно. В связи со всем этим мы обратились к президенту Российской Федерации, и он подписал поручение - номер его 20.59 от 18 июля, здесь он поручает Минэкономразвития, Минюсту и нам, Минрегиону России, - в срок до 1 октября обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся уточнения полномочий органов государственного жилищного надзора в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. После принятия этих изменений мы на базе его сделаем проект постановления правительства Российской Федерации о государственном жилищном контроле и надзоре в Российской Федерации и закон о внесении изменений в Жилищный кодекс в ст. 20. Мы здесь имеем в виду следующее.
Статью 20 ч. 1 изложить в следующей редакции:
Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами государственного управления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности, содержанию общего имущества собственника помещения в многоквартирном доме и требований к качеству и порядку предоставления коммунальных услуг, повышению энергетической эффективности, далее, устранению выявленных нарушений, и деятельностью указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также деятельность по приему и учету уведомлений о начале осуществления деятельности по оказанию услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Это все будет отнесено к компетенции органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение этого контроля.
Следующий пункт.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, далее региональный государственный жилищный надзор, органы государственного жилищного надзора в порядке, установленном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не высшим должностным лицом субъекта, а установленным уполномоченным органом правительством Российской Федерации, федеральным органом.
Мы имеем в виду, что это будет Министерство регионального развития.
И последняя ч. 2.1 настоящей статьи. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также утверждение структуры органа государственного жилищного надзора осуществляется по согласованию с уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На совещании у Председателя Правительства эти инициативы были одобрены. Теперь главное, чтобы не получилось так, что все это пройдет через горнило, чистилище и выйдет вместо этого прекрасного ребенка, какое-нибудь непонятное существо. Но мы настроены биться за наши предложения и будем надеяться, что это все будет принято.
Субъекты Российской Федерации не ждут, когда все это будет принято, и в результате выйдет соответствующее постановление. Ориентируясь на 242-й закон, ряд субъектов уже принял решение о реорганизации государственных жилищных инспекций. Так, например, Мосжилинспекция решением мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина уже провела реформирование, и во всех округах, и в административных округах, сформированы инспекции жилищного надзора, как органы, уполномоченные на проведение жилищного надзора в городе Москве. Без увеличения численности. То есть они уже изменили название, определили и уточнили функции, в том числе с учетом 123-го и 243-го закона, и приступили к работе с 1 августа. Аналогичные действия совершены в Республике Башкортостан, принят указ президента республики и внесены все соответствующие изменения. Также действует и еще ряд субъектов.
Следующее.
Итак, общее направление в этой сфере, в сфере контроля и надзора, контроль трехуровневый предусматривается - муниципальный, региональный и федеральный. А надзор над ними един, это будет регистрироваться, видимо, в соответствующей службе, которая будет создана или организована. Контролирующие организации будут аккредитовываться на право производства надзора, в отношении тех или иных видов деятельности. Это не только в жилищной сфере - это имеется в виду все надзоры в России, имеющиеся сегодня место быть в Российской Федерации, их под 40, фитосанитарный, пробирный, санэпиднадзор и т.д. - все виды надзора.
Как это будет выглядеть? Еще не знаю. Все должно быть определено постановлением правительства. Это очень непросто. Что такое муниципальный контроль? Какое сейчас основное имущество? Муниципальное (у нас жилищное) составляет где-то порядка 50% с хвостиком. Регионального имущества, я думаю, 3-4%, может, меньше, федерального имеется в виду военное и прочее, тоже под 4-4,5%, имущество собственников частное. Но что может сказать муниципальная инспекция, если она и необходимых полномочий не имеет. И как же она будет контролировать это огромное поле, огромное пространство? Безусловно, она не справится. Может быть, закон несколько поторопились принять под эту редакцию. Может, вслед надо быстрее принимать подзаконные акты, чтобы насытить это поручение содержанием. Но здесь больше вопросов, чем ответов.
Региональный уровень - здесь понятно, государственные жилищные инспекции на месте есть и способны решить многие вопросы, но их надо также усиливать. Может быть, муниципальные инспекции делегируют свои полномочия региональным, но тогда зачем вообще нужно упоминание этого нонсенса. Федеральный уровень. Что мы за своими федеральными объектами будем надзирать? Где-то в Ленске, в Якутске 2-3 дома федеральных, и инспектор с Москвы поедет смотреть состояние, как там готовятся к зиме или по жалобе. Тоже нонсенс. Это все требует уточнений, разъяснений пока мы не имеем. И идет процесс осмысливания этого всего.
И аккредитация надзорных органов. Если они все аккредитуются, то потом надо идти проверять, как же работает контроль и прочее - здесь тоже не все так просто. Поэтому это общее направление, на что сейчас ориентированы мы, и еще имеется время для того, чтобы здесь подготовиться к этой работе и организовать себя должным образом. И еще есть возможность в третьем законе внести все уточнения, пояснения, все углы сгладить и т.д., чтобы больше уже не принимать изменений в Жилищный кодекс через такое короткое время. То есть это принятое третье изменение должно разрешить все проблемы и позволить там хотя бы какое-то время спокойно поработать по тем нормативно-правовым актам, которые уже приняты, второе изменение, это третье, и постановление. Вот, пожалуй, все. Большего сказать я в этом плане просто не рискую. И давайте посмотрим, поработаем над тем, что уже есть.
Н. Васютин,
главный государственный жилищный
инспектор Российской Федерации
"Коммунальщик", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жилищный надзор в свете нового законодательства
Автор
Н. Васютин - главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации
"Коммунальщик", 2011, N 12
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru