Баланс обособленного подразделения
Филиалы и представительства акционерного общества в обязательном порядке должны быть выведены на отдельные балансы. Для ООО и унитарного предприятия принятие решения (о выделении филиала на отдельный баланс или оставлении без оного) остается за руководством. Выведение филиала на отдельный баланс означает, что учет имущества этого подразделения организации, как и источников его образования, ведется обособленно от учета имущества и источников его образования головной организации. Об этих и других вопросах, связанных с обособленными подразделениями, читайте в книге С. Верещагина "Обособленные подразделения организации".
Для филиала целесообразно разработать и утвердить рабочий план счетов, который далеко не всегда будет тождественен рабочему плану счетов головной организации либо других филиалов.
Однозначно ответить на вопрос, какие счета должны быть в рабочем плане счетов филиала, нельзя. Гораздо проще сказать, каких счетов там быть не может, поскольку филиал не имеет права проводить некоторые финансово-хозяйственные операции.
У филиала нет уставного капитала, в который учредители должны внести денежные средства либо имущество при его создании. Таким образом, в рабочем плане счетов филиала не может быть балансового счета 80 "Уставный капитал".
Филиал не ведет никаких расчетов с учредителями организации. Следовательно, у него нет информации, подлежащей отражению на счете 75 "Расчеты с учредителями".
Обособленное подразделение не имеет права выкупать у акционеров (учредителей) акции (доли) организации. Значит, у него не будет операций, подлежащих отражению на балансовом счете 81 "Собственные акции (доли").
Организация обязана за счет чистой прибыли создать резервный фонд. Он может быть израсходован на покрытие убытков, а в акционерном обществе еще и на погашение облигаций и выкуп акций в случае отсутствия иных средств (ст. 35 Закона N 208-ФЗ, ст. 30 Закона N 14-ФЗ, ст. 16 Закона N 161-ФЗ).
Эти операции может осуществлять только организация. Следовательно, в балансе филиала не может быть счета 82 "Резервный капитал".
По поводу остальных счетов такого однозначного вывода сделать нельзя. Все будет зависеть от вида деятельности филиала и выстроенной схемы взаимоотношений между обособленным подразделением и головной организацией.
Расчеты между филиалами, выведенными на отдельный баланс, и головной организацией согласно Инструкции по применению плана счетов следует отражать на балансовом счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
Головной организации имеет смысл для каждого из филиалов, выделенных на отдельный баланс, вести свой регистр аналитического учета (субсчет) по счету 79.
Филиал, по мнению автора, может все операции по движению ресурсов между ним и головной организацией, равно как и с другими филиалами, также выделенными на отдельные балансы, учитывать на счете 79 без отражения расчетов на одном субсчете, а движения имущества - на другом.
Оптимально, на взгляд автора, разработать такую схему документооборота между филиалами, при которой документы передаются из одного филиала в головную организацию, а уже от нее - другому филиалу.
Такая схема позволяет головной организации отслеживать движение документов между подразделениями в течение отчетного периода. Конечно, работы для бухгалтерии головной организации прибавится, но зато облегчит деятельность бухгалтерии филиалов.
Первичным документом по проведению расчетов филиала с головной организацией может служить извещение (авизо), форму которого организация вправе разработать самостоятельно. Главное, чтобы этот документ содержал обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Далее вниманию читателей будет предложен один из вариантов отражения имущества филиала, источников его образования и движения ресурсов между подразделениями в регистрах бухгалтерского учета.
Основные средства
Согласно Инструкции по применению Плана счетов балансовый счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
К основным средствам также следует отнести материальные ценности организации со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб., предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода и учитываемые на балансовом счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
В соответствии с п. 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, учет основных средств по объектам рекомендуется вести с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, по форме N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Представляется, что по находящемуся в филиале объекту основных средств инвентарная карточка N ОС-6 должна находиться там же.
Поступление объекта ОС согласно постановлению Госкомстата России N 7 оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). Так что если объект поступает непосредственно в филиал, составление акта удобнее возложить на его сотрудников. Там же следует начислять амортизацию по указанному объекту (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).
Если амортизация по объекту в регистрах бухгалтерского учета начисляется в другом размере, чем для целей налогообложения прибыли, будут возникать временные разницы.
При применении разных способов начисления амортизации по объекту основных средств в бухгалтерском и налоговом учете также образуются временные разницы.
Их возникновение в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, приведет к начислению отложенных налоговых активов или отложенных налоговых обязательств.
Их начисление и погашение также оптимально вести в регистрах бухгалтерского учета филиала.
Объект основных средств, числящийся за филиалом, может быть списан с его баланса, например, по причине продажи или передачи на баланс другого филиала (головной организации). В последнем случае реализация не происходит, объект передается от одного материально ответственного лица организации другому.
Порядок отражения в учете объектов ОС, передаваемых из филиала в филиал, рассмотрим на примере.
Пример
По решению головной организации из филиала N 1, выведенного на отдельный баланс, в филиал N 2, который тоже находится на отдельном балансе, передается объект основных средств (легковой автомобиль). Автомобиль был приобретен и принят к учету филиалом N 1 в марте 2010 года; его первоначальная стоимость - 600 000 руб.; срок полезного использования - пять лет. Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным способом.
Ежемесячно с апреля 2010 года по этому автомобилю начислялась амортизация (в бухгалтерском и в налоговом учете) в размере 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.).
В филиал N 2 автомобиль передан в мае 2011 года.
За период эксплуатации по нему была начислена амортизация в размере 140 000 руб. (10 000 руб. х 14 мес.).
Передача ОС из одного филиала в другой оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (N ОС-2), форма которой утверждена постановлением Госкомстата России N 7.
Накладная выписывается материально ответственным лицом филиала N 1, передавшим автомобиль, в трех экземплярах. Первый экземпляр остается у него как оправдательный документ, второй отдается материально ответственному лицу филиала N 2, принявшего машину, третий сдается в бухгалтерию филиала N 1.
С накладной необходимо передать и все документы на машину.
На основании этой накладной бухгалтерия филиала N 1 выписывает извещение (авизо) в трех экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию головной организаций, другой - в филиал N 2, третий оставляет у себя.
Вместе с авизо бухгалтерии филиала N 1 необходимо передать и инвентарную карточку на машину.
Авизо (извещение) может иметь следующий вид.
Извещение N 36
от 29 мая 2011 года
Передача автомобиля гос. N А 375 БВ 99 инв. N 138-2 в филиал N 2
Основание: распоряжение ООО "Альфа" N 123 от 25.05.2011,
накладная N ОС-2 N 1/012 от 25.05.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Первоначальная стоимость переданного в филиал N 2 автомобиля | 600 000 | 600 000 | ||||||
Сумма амортизации по переданному автомобилю | 140 000 | 140 000 | ||||||
Всего | 600 000 | - | 600 000 | 140 000 | - | - | 140 000 |
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Бухгалтерия филиала N 1 передачу автомобиля в другое обособленное подразделение организации должна отразить записями:
Д-т 79 К-т 01 - 600 000 руб. - отражена первоначальная стоимость переданного в филиал N 2 автомобиля;
Д-т 02 К-т 79 - 140 000 руб. - отражена амортизация, начисленная по переданному автомобилю.
Бухгалтерия филиала N 2 на основании полученных первичных документов (накладной по форме N ОС-2, инвентарной карточки по форме N ОС-6 и авизо) отражает получение автомобиля проводками:
Д-т 01 К-т 79 - 600 000 руб. - отражена первоначальная стоимость полученного автомобиля;
Д-т 79 К-т 02 - 140 000 руб. - отражена амортизация, начисленная по полученному автомобилю.
Бухгалтерия головной организации перемещение объекта ОС с баланса одного филиала на баланс другого должна отразить записями:
Д-т 01 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 600 000 руб. - отражена первоначальная стоимость переданного филиалом N 1 автомобиля;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") К-т 02 - 140 000 руб. - отражена амортизация по переданному филиалом N 1 автомобилю;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 01 - 600 000 руб. - отражена первоначальная стоимость принятого филиалом N 2 автомобиля;
Д-т 02 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") - 140 000 руб. - отражена начисленная амортизация по принятому филиалом N 2 автомобилю.
Но бухгалтерия головной организации вместо четырех вышеуказанных проводок может сделать одну:
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 460 000 руб. - отражена передача автомобиля из филиала N 1 в филиал N 2 по остаточной стоимости. Филиал N 2, получивший автомобиль, продолжает начислять амортизацию по той же норме, что и филиал N 1.
А источники начисления амортизации могут быть другими. Допустим, в филиале N 1 амортизация начислялась за счет общепроизводственных расходов (счет 25), в филиале N 2 - за счет издержек обращения (счет 44).
Материально-производственные запасы
Информация о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других подобных ценностях организации (в т.ч. находящихся в пути и переработке) подлежит отражению на балансовом счете 10 "Материалы".
Материалы могут быть приняты к учету головной организацией, а затем переданы филиалу; непосредственно филиалом.
Передаваемые головной организацией филиалу материалы отражаются по фактической себестоимости без учета НДС (п. 153 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н). При этом в учете головной организации делаются следующие проводки:
Д-т 10 К-т 60 - отражена стоимость приобретенных материалов;
Д-т 19 К-т 60 - учтена сумма предъявленного поставщиком НДС;
Д-т 68 К-т 19 - НДС по приобретенным материалам принят к вычету;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом") К-т 10 - отражена передача материалов филиалу.
Поступление материалов от поставщиков оформляется приходным ордером по форме N М-4.
Перемещение материалов из одного подразделения в другое оформляется требованием-накладной по форме N М-11 либо другим документом, используемым организацией для учета передачи ценностей между материально-ответственными лицами.
Требование-накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр сотрудник филиала N 1, передавший материалы со своего подотчета, сдает в свою бухгалтерию, второй в свою бухгалтерию сдаст сотрудник филиала N 2, получивший эти ценности.
Формы первичных документов по учету материалов утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Порядок отражения в учете филиала операции по передаче материально-производственных запасов другому обособленному подразделению организации рассмотрим на примере.
Пример
По указанию головной организации филиал N 1 передает филиалу N 2 в августе 2011 года 100 единиц материала.
Стоимость переданных в другое подразделение организации материалов определяется в соответствии с принятой в организации методикой. Методика учета материалов (способы их оценки при отпуске в производство и прочем выбытии, порядок отражения ТЗР и проч.) закрепляется учетной политикой в целом по организации. Материалы не могут в филиале N 1 оцениваться по средней себестоимости, а в филиале N 2 - по методу ФИФО. Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что материалы при выбытии оцениваются по средней себестоимости.
При передаче материалов с баланса одного подразделения на баланс другого оптимально, по мнению автора, передать также сумму транспортно-заготовительных расходов (если они не включены в стоимость приобретенных материально-производственных запасов).
Стоимость переданных материалов составила 3000 руб., а сумма ТЗР, учитываемых на отдельном субсчете к счету 10, - 150 руб.
Передача материалов другому подразделению организации в регистрах бухгалтерского учета филиала N 1 отражается записями:
Д-т 79 К-т 10 (субсчет "Материалы на складе") - 3000 руб.;
Д-т 79 К-т 10 (субсчет "ТЗР") - 150 руб.
Выписанное филиалом N 1 авизо может иметь следующий вид.
Извещение N 46
от 02 августа 2011 года
Передача материалов в филиал N 2
Основание: распоряжение ООО "Альфа" N 125 от 01.08.2011,
накладная N 1/012 от 02.08.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Стоимость переданных в филиал N 2 материалов | 3000 | 3000 | ||||||
ТЗР на переданные материалы | 150 | 150 | ||||||
Всего | 3000 | 150 | - | 3150 | - | - | - | - |
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Авизо выписывается в трех экземплярах, один из которых передается в головную организацию, другой - в филиал N 2, третий остается в филиале N 1.
Бухгалтерия филиала N 2, оприходовав на основании накладной полученные материалы в количественном выражении, после получения авизо из филиала N 1 отражает их поступление в денежном выражении записями:
Д-т 10 (субсчет "Материалы на складе") К-т 79 - 3000 руб.;
Д-т 10 (субсчет "ТЗР") К-т 79 - 150 руб.
Бухгалтерия головной организации перемещение материально-производственных запасов между филиалами может отразить записями:
Д-т 10 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 3150 руб. - отражена передача материалов филиалом N 1;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 10 - 3150 руб. - отражено поступление материалов в филиал N 2 или
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 3150 руб.
Обратите внимание! Порядок отражения в учете материальных ценностей после их принятия к учету не должен меняться в зависимости от их последующего использования.
По такой же схеме будет происходить и передача покупных товаров (счет 41) или готовой продукции (счет 43).
Пример
Филиал N 1 приобрел для использования в своей производственной деятельности материалы. Их излишек передается в филиал N 2 (магазин) - для продажи.
Указанные материалы в учете магазина подлежат отражению не на счете 41, а тоже на счете 10 (несмотря на то что филиал N 2 давно и успешно торгует точно такими же). И реализация их пойдет не через счет 90, а через счет 91.
НДС по приобретенным ценностям
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов сумма НДС, уплаченная (причитающаяся к уплате) поставщикам, подрядчикам либо исполнителям, учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ организация имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты.
Одним из условий принятия к вычету суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) является наличие у организации-покупателя счета-фактуры, выставленного поставщиком. Как должен быть оформлен счет-фактура для того, чтобы организация, приобретающая товары через обособленное подразделение, смогла заявить вычет?
Счет-фактура в этом случае оформляется в общеустановленном порядке. Однако существует ряд особенностей.
При приобретении товаров (работ, услуг) подразделением организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается ИНН организации, а КПП - соответствующего подразделения (письмо Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-09/36).
В строке 4 "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. При этом наименования грузоотправителя и грузополучателя должны соответствовать условиям договора поставки товара (письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123931).
Если в договоре в качестве грузополучателя названо обособленное подразделение организации, в строке 4 следует указать его наименование и почтовый адрес. А вот в строке 6 "Покупатель" указывается наименование организации в соответствии с учредительными документами.
Полученные от поставщика товаров (работ, услуг) счета-фактуры согласно п. 1 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, должны храниться организацией в журнале учета полученных счетов-фактур.
Если расчеты с поставщиком ведет обособленное подразделение организации, оно в течение налогового периода должно вести раздел журнала учета полученных счетов-фактур (письмо МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость").
Для принятия НДС к вычету согласно п. 7 вышеуказанных Правил счета-фактуры подлежат регистрации в книге покупок в налоговом периоде, когда возникает право на вычет.
Обособленные подразделения должны вести разделы единой по организации книги покупок, которые по окончании налогового периода передаются в бухгалтерию "головы", где уже формируется единая книга покупок, служащая основанием для составления налоговой декларации по НДС за этот налоговый период. Такой порядок рекомендован вышеуказанным письмом МНС России от 21.05.2001.
Часто задают вопрос: а где должны храниться сами счета-фактуры? Ответ: там, где это удобнее организации.
Если в головной организации имеется достаточно большое помещение под архив, и хранение там счетов-фактур по всем обособленным подразделениям не вызовет больших затруднений, удобнее все документы подразделений (в т.ч. счета-фактуры) за прошлые годы хранить в этом архиве. Возможно, архив будет находиться в одном из обособленных подразделений. Главное - достаточно оперативно собрать счета-фактуры за соответствующий налоговый период при проведении налоговыми органами камеральной либо выездной проверки.
В регистрах бухгалтерского учета организации налоговый вычет отражается записью: Д-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") К-т 19.
Такую же проводку обычно делают при принятии НДС к вычету и обособленные подразделения, выведенные на отдельный баланс.
А почему, собственно?
Ведь сальдо по счету 68 должно в теории отражать состояние расчетов с бюджетом по конкретному налогу на определенную дату.
Но главой 21 НК РФ не предусмотрена обязанность организаций платить НДС по месту нахождения ее обособленных подразделений. Следовательно, в рабочих планах счетов филиалов не должна отражаться задолженность перед бюджетом по НДС ни в течение налогового периода, ни по его окончании. Это должна быть задолженность перед головной организацией. А она подлежит отражению на счете 79.
Так что правильнее (с точки зрения установленного порядка бухгалтерского учета) отражать налоговый вычет записью: Д-т 79 К-т 19.
На практике же филиалы чаще всего ведут учет принятого к вычету НДС на счете 68, и только по окончании налогового периода передают сальдо по нему на баланс головной организации. Сумма налога, подлежащего передаче в головную организацию, при этом ни на копейку не изменится.
Однако это две лишние проводки и нарушение методологии бухгалтерского учета.
Чем это может грозить? По большому счету, ничем.
Единственное (и то больше теоретически), при выездной проверке филиала очень дотошный и придирчивый инспектор, не найдя более ничего, к чему можно прицепиться и начислить хоть какие-то штрафные санкции, будет трактовать вышеуказанные операции как грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.
Под этим нарушением согласно п. 3 ст. 120 НК РФ понимается систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.
Если такие случаи будет выявлены более чем в одном налоговом периоде, согласно п. 2 той же ст. 120 НК РФ организацию оштрафуют на 30 000 руб.
Привлечение к ответственности по ст. 120 НК РФ на практике встречается достаточно редко, что свидетельствует о высокой квалификации главного бухгалтера проверяемой организации. Если вообще ничего не находят, могут прицепиться только к этому.
Порядок отражения в учете НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям рассмотрим на примере.
Пример
Филиал ООО "Альфа", выделенный на отдельный баланс, в течение квартала приобрел у поставщиков материалы на сумму 590 000 руб., в т.ч. НДС - 90 000 руб.
Поступление материалов на баланс филиала на основании расчетных документов и счетов-фактур поставщиков отражается записями:
Д-т 10 К-т 60 - 500 000 руб. - отражена сумма материалов, поступивших от поставщиков;
Д-т 19 К-т 60 - 90 000 руб. - отражена сумма НДС по поступившим материалам;
Д-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") К-т 19 - 90 000 руб. - сумма НДС по поступившим материалам принята к вычету.
В этом же квартале филиалом были реализованы товаров (выполнены работы, оказаны услуги) на 3 540 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 540 000 руб.
Реализацию бухгалтерия филиала отразила записями:
Д-т 62 К-т 90 (субсчет "Выручка") - 3 540 000 руб. - отражена сумма выручки, подлежащая получению от покупателей (заказчиков);
Д-т 90 (субсчет "НДС") К-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 540 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
По окончании налогового периода (квартала) организация передает свое сальдо по счету 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 450 000 руб. - в головную организацию.
Эта операция отражается записью:
Д-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") К-т 79 - 450 000 руб.
Авизо может выглядеть следующим образом.
Извещение N 186
от 30 сентября 2011 года
Передача НДС за III квартал
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | ||||||||
Передается сумма НДС за III квартал | 450 000 | 450 000 | ||||||
Всего | 450 000 | - | - | 450 000 |
Приложения:
1. Реестр выставленных счетов-фактур за III квартал на сумму 540 000 руб.
2. Реестр полученных счетов-фактур за III квартал на сумму 90 000 руб.
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Но если строго следовать правилам бухгалтерского учета, то, как уже говорилось выше, учет расчетов с бюджетом по НДС должен вестись на балансе головной организации. Поэтому теоретически правильнее будет отражать принятие налога к вычету записью:
Д-т 79 К-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 90 000 руб.
Начисление налога - проводкой:
Д-т 90 (субсчет "НДС") К-т 79 - 540 000 руб.
Тогда авизо, которым будет передаваться сумма налога в головную организацию по окончанию квартала, будет выглядеть следующим образом.
Извещение N 186
от 30 сентября 2011 года
Передача НДС за III квартал
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Передается сумма принятого от поставщиков (исполнителей) НДС за III квартал | 90 000 | 90 000 | ||||||
Передается сумма начисленного за III квартал НДС | 540 000 | 540 000 | ||||||
Всего | 90 000 | 90 000 | 540 000 | - | - | 540 000 |
Приложения:
1. Реестр выставленных счетов-фактур за III квартал на сумму 540 000 руб.
2. Реестр полученных счетов-фактур за III квартал на сумму 90 000 руб.
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Головная организация, получив авизо и реестр счетов-фактур, отразит расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость записями:
Д-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 90 000 руб. - принята к вычету сумма НДС за III квартал 2011 года по товарам (работам, услугам), приобретенным филиалом N 1;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") К-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 540 000 руб. - начислена сумма НДС со стоимости реализованных филиалом N 1 товаров (работ, услуг) за III квартал 2011 года.
Счета затрат на производство и продажу
Счета учета затрат на производство (20-29) предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности (Инструкция по применению плана счетов).
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99), к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также необходимые для выполнения работ либо оказания услуг.
В соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Планом счетов предусмотрено использование счетов:
20 - для учета затрат основного производства;
23 - для учета затрат на вспомогательное производство (содержание автотранспорта, изготовление материалов собственными силами и т.п.);
- для учета затрат на обслуживание основного и вспомогательного производства;
- для учета управленческих затрат;
- для учета затрат на потери от брака;
- для учета затрат на обслуживающие производства и хозяйства.
В торговых организациях издержки обращения подлежат отражению на счете 44.
Для каждого из обособленных подразделений в зависимости от вида его деятельности организации целесообразно разработать свою группировку затрат по соответствующим статьям.
Одни и те же виды расходов в разных филиалах могут учитываться по разным статьям. Например, основным видом деятельности филиала N 1 является ремонт техники.
Затраты, связанные с его осуществлением, филиал N 1 будет учитывать на счете 20.
В филиале N 2, который занимается изготовлением продукции, затраты на ремонт техники будут учитываться на счете 23 с последующим списанием на счет 25.
Филиал N 3, реализующий товары (продукцию), выполняющий работы или оказывающий услуги другим лицам, признает доход исходя из их договорной цены. Этот же филиал по решению головной организации может отгрузить продукцию либо выполнить работу для другого подразделения своей организации. Переход права собственности или передача результата работ другому лицу в этом случае не происходит, т.е. реализация не возникает. В этом случае не нужно признавать доход и начислять НДС. Если филиал выполняет для другого подразделения строительно-монтажные работы, организации необходимо начислить НДС со стоимости СМР для собственного потребления.
Передаются только фактические расходы по производству продукции или выполнению работ.
Порядок отражения в учете филиала операции по передаче изготовленной продукции другому обособленному подразделению организации рассмотрим на примере.
Пример
Филиал N 1 ООО "Альфа" занимается производством и реализацией продукции. По указанию головной организации часть готовой продукции должна быть им передана филиалу N 2.
Затраты на изготовление продукции за ноябрь 2011 года составили 500 000 руб., что в регистрах бухгалтерского учета филиала N 1 было отражено записями:
Д-т 20 К-т 10, 70, 69, 60, 25 и др. - 500 000 руб.
Не вдаваясь в подробности методики определения себестоимости готовой продукции, отметим только, что на склад из производства в течение месяца было передано 450 единиц продукции по цене 1000 руб. за единицу.
Передача продукции из цеха на склад была отражена проводкой:
Покупателям в течение ноября 2011 года было отгружено 400 единиц продукции по цене 1416 руб. за единицу, в т.ч. НДС 18% - 216 руб. Данная операция была отражена записями:
Д-т 62 К-т 90 (субсчет "Выручка") - 566 400 руб. - отражена выручка, подлежащая получению от покупателей;
Д-т 90 (субсчет "НДС") К-т 68 (субсчет "Расчеты по НДС") - 86 400 руб. - начислен НДС со стоимости реализованной продукции;
Д-т 90 (субсчет "Себестоимость продаж") К-т 43 - 400 000 руб. - списана себестоимость реализованной продукции.
В этом же месяце по распоряжению головной организации филиал N 1 отгрузил 50 единиц готовой продукции в филиал N 2. Передача продукции может быть оформлена требованием-накладной по форме N М-11 (или другим аналогичным документом).
На основании накладной бухгалтерия филиала N 1 отражает передачу продукции в филиал N 2 записью:
Авизо, выписанный филиалом N 1, может выглядеть следующим образом.
Извещение N 93
от 28 ноября 2011 года
Передача продукции в филиал N 2
Основание: распоряжение ООО "Альфа" N 25 от 26.11.2011,
накладная N 1/043 от 28.11.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Передана партия продукции по накладной N 1/043 от 28.11.201__ | 50 000 | 50 000 | ||||||
Всего | 50 000 | 50 000 |
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
На основании своего экземпляра накладной и полученного от филиала N 1 авизо бухгалтерия филиала N 2 оформляет поступление продукции записью:
Бухгалтерия головной организации передачу продукции из филиала в филиал отражает записями:
Д-т 43 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 50 000 руб.;
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 43 - 50 000 руб. или
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 50 000 руб.
Практически в аналогичном порядке филиалом для другого филиала либо для отражается и выполнение работ одним головной организации.
Пример
Филиал N 1 ООО "Альфа" занимается выполнением работ по ремонту объектов недвижимости.
Из головной организации пришло распоряжение в филиал N 1 направить бригаду для ремонта ее офисного здания.
В теории направление группы сотрудников для работы в другом подразделении организации означает временный их перевод по месту исполнения трудовых обязанностей (в офисе головной организации). Но никто, естественно, не будет переводить на время производства ремонта своих сотрудников в головную организацию, а затем возвращать обратно.
На практике затраты на проведение ремонта в головной организации силами сотрудников филиала будут отражены в его учете.
Согласно первичным документам эти затраты составили 200 000 руб. и были отражены записями:
Д-т 20 К-т 70, 69, 10, 25 и др. - 200 000 руб.
Завершение ремонта и приемку его результата ответственным за него сотрудником головного офиса надлежит оформить актом произвольной формы, где должен быть отражен факт, что ремонт произведен полностью, претензий к его качеству не имеется.
На основании этого акта бухгалтерия филиала N 1 оформляет авизо в двух экземплярах и отражает передачу затрат на ремонт записью:
Авизо может выглядеть следующим образом.
Извещение N 43
от 25 ноября 2011 года
Выполнение работ по ремонту офиса головной организации
Основание: распоряжение ООО "Альфа" N 25 от 25.10.2011, акт приемки выполненных работ N 1/08 от 24.11.2011, реестр документов по расчету себестоимости выполненных работ
Дебет счета 79 в кредит счетов, руб. | Кредит счета 79 в дебет счетов, руб. | ||||||
Итого | Итого | ||||||
Переданы расходы по ремонту офиса согласно приложенному реестру | 200 000 | 200 000 | |||||
Всего | 200 000 | 200 000 |
Приложение:
реестр документов по расчету себестоимости выполненных работ на двух листах.
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Головная организация эти затраты отражает у себя проводкой:
Еще раз повторим: выполнение ремонтных работ филиалом для другого подразделения своей организации - это не реализация. Никаких договорных цен, определения финансового результата и начисления налогов на прибыль и на добавленную стоимость здесь быть не может.
На практике в некоторых организациях иногда возникает необходимость в оказании помощи одним обособленным подразделением другому подразделению. Для производства работ посылаются бригады из других подразделений. После завершения аврала присланные в помощь возвращаются к месту своей постоянной дислокации.
Передача затрат филиалу, который самостоятельно не справился с порученным ему объемом работ, может быть отражена указанным выше способом - авизо через головную организацию.
Вытащенный объединенными усилиями из прорыва филиал собирает в учете затраты на производство работ своими силами, а также "братскую помощь", формируя в конечном итоге себестоимость работ.
Далее финансовый результат передается в головную организацию. Там уже формируется сводная отчетность и определяется налогооблагаемая прибыль.
Но посчитать себестоимость работ за отчетный период, а потом дождаться сведений из других филиалов, чтобы включить их затраты в свою себестоимость, и далее передать сведения в головную организацию - все это потребует определенного времени, подчас немалого.
Иногда быстрее и проще передать сведения о себестоимости выполненных работ (как для сторонних организаций, так и для других филиалов) в головную организацию. И там уже будет определяться себестоимость работ, формироваться финансовый результат по каждому объекту и исчисляться налогооблагаемая прибыль в целом по организации.
Впрочем, готовых рецептов, одинаково хороших для всех, здесь не существует. Каждый выбирает свой вариант, выгодный именно для него.
Главное, чтобы методика определения себестоимости, формирования затрат по статьям и определения финансового результата была единой для всей организации.
Оптимально, на взгляд автора, разослать в бухгалтерии филиалов некую краткую методичку, содержащую типовые проводки стандартных хозяйственных операций и типовые регистры аналитического учета. И решительно пресекать всякую местную самодеятельность. Инициативу, конечно, зажимать не следует, но она в бухгалтерском и налоговом учете хороша только после одобрения ее вышестоящим руководством.
Счета учета денежных средств
Безналичные денежные средства организации хранятся на ее счетах в банках (51, 52, 55).
Для осуществления отдельных операций необходимое количество наличных денежных средств организация имеет право снять со своего счета в банке, оприходовав их в кассу.
Исходя из специфики своей работы, организация принимает решение, открывать расчетные или иные счета для своих обособленных подразделений и давать ли им право на проведение операций с наличными денежными средствами.
Для открытия расчетного счета обособленному подразделению, согласно п. 4.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в учреждение банка необходимо представить:
- свидетельство о государственной регистрации организации;
- ее учредительные документы;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- положение об обособленном подразделении организации;
- документ, подтверждающий постановку на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения юридического лица;
- карточку образцов подписей;
- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете.
В течение семи дней с даты открытия счета организация должна сообщить об этом факте в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения (N С-09-1) утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
Пропуск этого срока согласно п. 1 ст. 118 НК РФ обернется для организации штрафом в размере 5000 руб. Кроме того, в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ на должностных лиц организации может быть наложено административное взыскание в размере от 1000 до 2000 руб.
Наложение штрафа неминуемо, поскольку банк, в котором открывается счет, в обязательном порядке предоставляет сведения об открытии счета в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Обратите внимание! Сообщать об открытии счета организации следует в налоговую инспекцию, где стоит на учете она сама, а не ее обособленное подразделение. Если сообщение будет отправлено в инспекцию по месту постановки на учет филиала, штрафные санкции также неминуемы.
Сообщать следует только об открытии расчетных или специальных счетов (как рублевых, так и валютных).
Для целей налогообложения счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций (ст. 11 НК РФ).
Депозитные, целевые, транзитные валютные и другие подобные счета под это определение не подпадают. Следовательно, об их открытии, равно как и закрытии, в налоговую инспекцию сообщать не требуется.
Минфин России согласен с этим выводом (см., например, письмо от 18.09.2006 N 03-02-07/1-250). Суды чаще всего высказывают аналогичное мнение (постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2008 N Ф03-А51/08-2/1536, Западно-Сибирского округа от 10.05.2006 N Ф04-2084/2006(21056-А70-37), Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.08.2007 N А33-2910/2007-03АП-86/2007).
Кассовые операции
В соответствии с принятым руководством организации решением обособленное подразделение может иметь право производить операции с наличными денежными средствами - получать их от покупателей (заказчиков), выдавать (заработную плату сотрудникам либо в подотчет), сдавать в банк.
Учет движения наличности, как правило, также производится обособленном подразделении.
В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П), наличные деньги в кассе обособленного подразделения (равно как и в кассе головной организации) могут храниться в сумме, не превышающей установленный лимит.
Если обособленному подразделению не открыт расчетный счет, установленный головной организации лимит делится между кассой головной организации и кассами подразделений.
При наличии у подразделения расчетного счета лимит кассы подразделения должен быть установлен отдельно, не принимая во внимание лимит кассы головной организации. В этом случае лимит кассы по организации в целом практически не существует. Теоретически, конечно, его можно определить путем сложения лимитов касс головной организации и обособленных подразделений, но никакого значения он не имеет.
Порядок установления лимита кассы (как в организации, так и в обособленном подразделении, имеющему расчетный счет) определен в приложении к вышеуказанному Положению N 373-П.
Если организация (подразделение) работает с наличными - реализует товары (работы, услуги) за наличный расчет, лимит кассы определяется по формуле:
L = V / P х Nc,
где
L - лимит кассы;
V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период;
P - расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (расчетный период определяется организацией (подразделением) самостоятельно, но не может превышать 92 рабочих дней (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет));
Nc - период между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период не должен превышать семь рабочих дней, а при расположении организации (подразделения) в населенном пункте, где банк отсутствует, - 14 рабочих дней.
Если организация (подразделение) не реализует товары, работы, услуги за наличный расчет, лимит кассы рассчитывается по формуле:
L = R / P х Nc,
где
L - лимит кассы;
R - объем выдач наличных денег (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, и других выплат работникам) за расчетный период;
P - расчетный период, определяемый организацией, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях, но не более 92 рабочих дней (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет);
Nc - период времени между днями получения организацией (подразделением) по денежному чеку в банке наличных денег (за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, и других выплат работникам) в рабочих днях. Этот период не может быть более семи рабочих дней, а при расположении организации (подразделения) в населенном пункте, где банк отсутствует, - 14 рабочих дней.
Согласно гл. 6 Положения N 373-П аналитическим регистром учета движения наличных денежных средств является кассовая книга, форма которой (N КО-4) утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (код по ОКУД 0310004).
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (форма N КО-1, код 0310001), расходному кассовому ордеру (форма N КО-2, код 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, проверяет сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не вносились, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочих дней, в течение которого проводились кассовые операции.
Обособленное подразделение передает лист кассовой книги за рабочий день не позднее следующего рабочего дня в организацию. В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленное подразделение передает отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги в головную организацию может осуществляться и в электронном виде. В этом случае передача листа на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, установленным в организации.
Расчеты
Обособленные подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками.
При временном недостатке оборотных средств такое подразделение (для краткости будем называть его филиал независимо от того, присвоен ему такой статус или нет) может обратиться в головную организацию с просьбой либо предоставить денежные средства, либо оплатить счета.
Поступление средств на расчетный счет филиала - пополнение его оборотных средств на сумму, допустим, 2 000 000 руб. - в регистрах бухгалтерского учета филиала будет отражено записью:
Д-т 51 К-т 79 - 2 000 000 руб.
Головная организация эту же операцию отразит проводкой:
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N ...") К-т 51.
Основанием для отражения этой операции могут служить извещение (авизо) головной организации и платежное поручение на перечисление средств.
Авизо может иметь следующий вид.
Извещение N 138
от 15 февраля 2011 года
Пополнение оборотных средств филиала N 2
Основание: платежное поручение N 39 от 14.02.2011
Дебет счета 79 в кредит счетов, руб. | Кредит счета 79 в дебет счетов, руб. | ||||||
Итого | Итого | ||||||
Перечислено в филиал N 2 (платежное поручение N 39 от 14.02.2011) | 2 000 000 | 2 000 000 | |||||
Всего | 2 000 000 | 2 000 000 |
Главный бухгалтер ООО "Альфа" В.С. Иванов
Бухгалтер К.П. Сидорова
Если головная организация соизволит выполнить просьбу филиала о погашении имеющейся у него задолженности перед поставщиком (подрядчиком), об оплате задолженности в филиал будет направлено соответствующее извещение.
Авизо может выглядеть следующим образом.
Извещение N 93
от 25 июля 2011 года
погашение задолженности перед ЗАО "Бета"
Основание: платежное поручение N 137 от 24.07.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Перечислено ЗАО "Бета" (платежное поручение N 137 от 24.07.2011) в счет погашения задолженности | 1 770 000 | 1 770 000 | ||||||
Всего | 1 770 000 | 1 770 000 |
Главный бухгалтер ООО "Альфа" В.С. Иванов
Бухгалтер К.П. Сидорова
Извещение N 115
от 3 августа 2011 года
поступление средств от ЗАО "Бета"
Основание: платежное поручение N 169 от 02.08.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Поступили средства от ЗАО "Бета" (платежное поручение N 169 от 02.08.2011) в счет погашения задолженности по счету 1/165 от 18.05.2011 | 1 180 000 | 1 180 000 | ||||||
Всего | 1 180 000 | 1 180 000 |
Главный бухгалтер ООО "Альфа" В.С. Иванов
Бухгалтер К.П. Сидорова
В головной организации погашение задолженности филиала будет отражено проводкой: Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1) К-т 51 - 1 770 000 руб.
Филиал погашение долга отразит записью: Д-т 60 К-т 79 - 1 770 000 руб.
Помимо того, что головная организация может заплатить за свой филиал либо перечислить ему деньги, она имеет полное право изъять с его расчетного счета излишек оборотных средств либо приказать перечислить какую-то сумму другой организации - в счет погашения задолженности (своей или другого филиала). Ведь расчетный счет филиала - счет организации. Филиалу даны определенные полномочия на распоряжение средствами на этом счете. И долги другого филиала - это задолженности организации. А с какого конкретно счета будет погашена данная задолженность - уже внутренние вопросы взаимоотношений подразделений организации, и не более. Если в филиал поступил из головной организации счет с визой руководства "Оплатить!!! Срочно!!!!!", беспрекословно в банк пойдет платежка с соответствующей суммой, а на следующий день в головную организацию уйдет авизо с номером платежного поручения.
Извещение N 128
от 15 сентября 2011 года
перечисление денежных средств ЗАО "Бета"
Основание: платежное поручение N 111 от 24.09.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Перечислено ЗАО "Бета" (платежное поручение N 111 от 24.09.201_) согласно письму от 23.09.201_ | 590 000 | 59 000 | ||||||
Всего | 590 000 | 590 000 |
Бухгалтер филиала N 1 А.Б. Петрова
Бухгалтер филиала этот платеж отразит у себя в учете записью:
В регистрах бухгалтерского учета головной организации поступившее извещение будет отражено записью:
Д-т 60 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 590 000 руб.
При заключении договора на реализацию товаров (продукции, работ, услуг) филиал указывает в договоре реквизиты своего расчетного счета.
При необходимости головная организация имеет полное право потребовать от филиала, чтобы его покупатель перечислил средства на другой счет организации (головной или другого филиала). В таком случае филиалу следует направить покупателю письмо либо заключить с ним дополнительное соглашение.
Поступление средств от покупателя за проданную ему филиалом N 1 продукцию на расчетный счет головной организации отражается записью:
Д-т 51 К-т 79 - 1 180 000 руб.
Авизо, которое головная организация направит в филиал, может иметь следующий вид (см. извещение N 115 на с. 104).
Получив авизо, филиал отразит погашение задолженности записью:
Д-т 79 К-т 62 - 1 180 000 руб.
Может сложиться ситуация, при которой одна и та же организация будет являться продавцом (заказчиком) для одного филиала и покупателем (подрядчиком) - для другого филиала.
В этом случае филиал N 2 должен получить от этой организации причитающуюся ему сумму, а филиал N 1 должен ей такую же сумму перечислить.
Стороны могут оформить акт сверки и договориться о проведении взаимозачета.
Ведь кредиторская и дебиторская задолженность возникли перед одной и той же организацией.
А то, что договоры заключали разные филиалы организации, большой роли не играет.
Это уже внутренние отношения в организации - как она будет распределять свои денежные средства по своим расчетным счетам.
Пример
Филиал N 1 ООО "Альфа" заключил договор с ЗАО "Бета" на выполнение для него работ на сумму 118 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 18 000 руб.
Примерно в тот же самый период ЗАО "Бета" заключило договор с филиалом N 2 ООО "Альфа" на поставку ему материалов на сумму 177 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 27 000 руб.
В регистрах бухгалтерского учета филиала N 1 передача результата работ заказчику будет отражена записями:
Д-т 62 К-т 90 (субсчет "Выручка") - 118 000 руб. - отражена передача результата работ;
Д-т 90 (субсчет "НДС") К-т 79 (68) - 18 000 руб. - начислен НДС со стоимости выполненных работ.
Автор придерживается мнения, что у филиалов не может быть в балансе счета 68 (субсчет "Расчеты по НДС").
Ведь сальдо по любому из субсчетов этого счета отражает состояние расчетов с бюджетом по данному налогу на определенную дату. По НДС плательщиком признается головная организация. И филиал, начисливший у себя в учете НДС от реализации, должен отдать его не в бюджет, а в головную организацию. Аналогично и при принятии "входного" НДС к вычету, уменьшается задолженность не перед бюджетом, а перед головной организацией.
Приобретение материалов в регистрах бухгалтерского учета филиала N 2 отражается проводками:
Д-т 10 К-т 60 - 150 000 руб. - отражена стоимость полученных материалов;
Д-т 19 К-т 60 - 27 000 руб. - отражена сумма "входного" НДС по материалам;
Д-т 79 (68) К-т 19 - 27 000 руб. - принята к вычету (передана в головную организацию) сумма НДС по поступившим материалам.
При проведении акта сверки представителем головной организации может быть принято решение о зачете взаимных требований между ООО "Альфа" и ЗАО "Бета" на сумму 118 000 руб.
У нашей организации останется непогашенной задолженность перед продавцом на сумму 59 000 руб., в т.ч. НДС - 9000 руб.
Авизо, направленное в филиалы, может иметь следующий вид.
Извещение N 115
от 27 ноября 2011 года
взаимозачет с ЗАО "Бета"
Основание: акт взаимозачета от 25.11.2011
Д-т 79 (в кредит счетов), руб. | К-т 79 (в дебет счетов), руб. | |||||||
Итого | Итого | |||||||
Зачтена задолженность ЗАО "Бета" перед филиалом N 1 | 118 000 | 118 000 | ||||||
Зачтена задолженность филиала N 2 перед ЗАЛ "Бета" | 118 000 | 118 000 | ||||||
Всего | 118 000 | 118 000 | 118 000 | 118 000 |
Главный бухгалтер ООО "Альфа" В.С. Иванов
Бухгалтер К.П. Сидорова
На основании поступившего авизо в филиале N 1 погашение задолженности зачетом вместо денег будет отражено проводкой:
Филиал N 2 частично погасит кредиторскую задолженность перед продавцом зачетом, что будет отражено проводкой:
В учете головной организации зачет требований будет отражен записями:
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 60 - 118 000 руб.;
Д-т 62 К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 118 000 руб. или
Д-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 2") К-т 79 (субсчет "Расчеты с филиалом N 1") - 118 000 руб.
Пример
Филиал N 1 должен срочно перечислить аванс поставщику в размере 118 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 18 000 руб., а денег на расчетном счете почти нет.
Главбух филиала, созвонившись со своим хорошим приятелем - главным бухгалтером филиала N 2, договаривается с ним об оплате счета и пересылает реквизиты получателя. Он также обещает, что в самое ближайшее время вернет долг плюс бонус - бутылку хорошего коньяка.
Кроме официальных между филиалами могут существовать и неформальные взаимоотношения - между их руководителями или главными бухгалтерами. И, минуя бюрократические инстанции головной организации, по письму или по телефонному звонку один филиал может оплатить за другой филиал счет либо подбросить взаймы денег.
Перечисление аванса с другого расчетного счета той же организации в регистрах бухгалтерского учета филиала N 1 будет отражено записями: Д-т 60 К-т 79 - 118 000 руб. На основании выставленного поставщиком счета-фактуры, а также документа, подтверждающего перечисление денежных средств, при наличии договора, предусматривающего перечисление предоплаты (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ), филиал N 1 имеет право принять НДС к вычету с аванса уплаченного, что будет отражено записью:
Д-т 79 (68) К-т 76 (субсчет "НДС с предоплаты") - 18 000 руб.
В налоговом периоде принятия к вычету суммы налога по приобретенным товарам он будет обязан восстановить сумму НДС, заявленную к вычету с аванса.
Перечисление денег за филиал N 1 в регистрах бухгалтерского учета филиала N 2 будет отражено проводкой:
Спустя какое-то время главбух филиала N 2 просит своего приятеля, главбуха филиала N 1, об ответной услуге - перечислить сумму 177 000 руб., в т.ч. НДС - 27 000 руб., его поставщику и сообщает его реквизиты.
Перечисление указанной суммы в адрес поставщика филиала N 2 в регистрах бухгалтерского учета филиала N 1 будет отражено проводкой:
У филиала N 2 будут сделаны следующие проводки:
Д-т 60 К-т 79 - 177 000 руб. - погашена задолженность поставщику;
Д-т 79 К-т 51 - 59 000 руб. - филиал N 2 перечислил на счет филиалу N 1 долг в сумме 59 000 руб.
Головная организация, по сути, будет поставлена перед фактом переброски денежных ресурсов между филиалами. Как она будет реагировать, сказать сложно. Это уже проблемы не бухгалтерского или управленческого учета, а сложившейся системы неформальных отношений между филиалами и головной организацией.
Головная организация может принять решение забрать у всех (либо отдельных) филиалов расчетные счета, замкнув их расчеты (как с покупателями, так и с продавцами) на себя.
С. Верещагин,
независимый эксперт по методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
"Налоговый вестник", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1