Приз за победу в конкурсе получила УК
В прошлом номере журнала были изучены вопросы учета и налогообложения наград, полученных ТСЖ по итогам разнообразных конкурсов. Как показывает практика, управляющие организации также участвуют в подобных состязаниях и нередко побеждают в них. В настоящей статье рассмотрим порядок составления бухгалтерских записей и исчисления налоговых обязательств в связи с получением УК призов.
Как и в случае с ТСЖ, будем рассматривать несколько видов наград, опираясь на ситуации из практики:
- денежные средства, выделенные из бюджета на проведение работ на общем имуществе МКД (благоустройство придомовой территории, ремонт внутридомовых инженерных систем), премирование работников УК, приобретение техники и инвентаря;
- вещи (имущество), полученные из казны и от спонсоров;
- сертификаты на приобретение техники, инвентаря, предоставленные спонсорами.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей применения гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать ему услуги).
Поступления в виде наград за победу в конкурсах полностью отвечают налоговому понятию безвозмездно полученного имущества (работ, услуг), ведь у УК не возникает обязанности передать лицу, выплатившему награду (организатору конкурса, спонсору), какие-либо ценности (выполнить именно для него работы, оказать именно ему услуги). К сожалению, в ст. 251 НК РФ отсутствуют нормы, которые могли бы стать основанием для освобождения рассматриваемых поступлений от налогообложения. В частности, начиная с 2010 года понятие целевых поступлений (в части бюджетных средств) применяется исключительно к некоммерческим организациям (то есть п. 2 ст. 251 НК РФ на коммерческие компании не распространяется). Соответственно, в отсутствие в п. 1 ст. 251 НК РФ подходящих норм поступления в виде наград за победу в конкурсе (выплаченные как за счет бюджета, так и за счет спонсоров) должны быть включены в налоговую базу УК. Причем, поскольку доходы квалифицируются как внереализационные, они увеличивают налоговую базу (пп. 1, 2 п. 4 ст. 271 НК РФ):
- на дату фактического поступления - для денежных средств;
- на дату подписания акта приема-передачи имущества.
Если в качестве награды выданы какие-либо вещи, в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ налогооблагаемый доход исчисляется исходя из рыночных цен.
Обратите внимание! Бюджетные средства, выделенные УК в качестве награды, но имеющие строго целевое назначение - на проведение работ по благоустройству придомовой территории или ремонт общего имущества в обслуживаемых МКД (нередко адреса данных МКД даже указываются в решениях о выплате наград), могут быть квалифицированы как доходы от реализации услуг, работ УК. Бюджетные субсидии в данной ситуации фактически являются оплатой услуг, работ, результатами которых будут пользоваться собственники помещений в МКД (такой порядок обычно практикуется в номинациях "Лучший двор", "Лучший подъезд"). Эти суммы должны быть истрачены не на нужды УК (приобретение имущества, работ, услуг), а на возмещение недополученных доходов от ее обычной деятельности (если бы бюджетные средства не были выделены, такие услуги и работы пришлось бы оплачивать собственникам помещений и не возникло бы никаких вопросов о квалификации налоговых доходов). Тем не менее Минфин относит подобные поступления к внереализационным доходам (например, в Письме от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590, где разъяснен порядок учета сумм, полученных в качестве компенсации льгот на оплату услуг, предоставленных отдельным категориям граждан). Причина в том, что суммы получены из бюджета на безвозмездной основе (органы власти не являются заказчиками работ)*(1).
Расходы, связанные с использованием наград, признаются в общеустановленном порядке с учетом п. 1 ст. 252 НК РФ и классификации расходов, приведенной в гл. 25 НК РФ. Это касается в первую очередь расходов на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества за счет субсидии, а также на приобретение за счет субсидии того или иного имущества. Между тем в некоторых случаях у УК могут возникнуть затруднения.
Во-первых, это может произойти, если за счет полученной в качестве награды бюджетной субсидии УК обязана выплатить премии своим сотрудникам или выдать поощрения представителям общественности (жителям МКД), принявшим наиболее активное участие в подготовке МКД, придомовых территорий и объектов благоустройства к участию в конкурсе*(2). Дело в том, что налогооблагаемую прибыль могут уменьшить премии, выдаваемые сотрудникам, связанные исключительно с производственными результатами и предусмотренные трудовыми или коллективными договорами*(3). В противном случае признавать премии в составе расходов, по мнению Минфина, нельзя, даже если бюджетная субсидия, с которой, кстати, пришлось уплатить налог на прибыль, выделена именно на такую цель (см. Письмо от 21.09.2010 N 03-03-06/1/602). Поэтому УК должна внимательно подойти к документальному оформлению выплат подобных премий (факт выплаты премии именно за высокие трудовые результаты должен следовать из внутренних документов организации). Но в любом случае премии, выдаваемые сотрудникам, облагаются страховыми взносами, которые участвуют в расчете налога на прибыль независимо от включения в состав расходов самой премии, являющейся базой для их начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Гораздо сложнее дело обстоит с выплатами в адрес представителей общественности, не состоящих в трудовых отношениях с УК, но обосновать данные расходы, полагаем, все-таки можно. Активные действия жильцов, которые премируются за счет субсидии, в конечном итоге привели к получению дохода - награды за победу в конкурсе и в целом направлены на более качественное оказание услуг УК, повышение лояльности потребителей и пр. Соответствующее обоснование должно найти отражение в приказе организации о выплате поощрений. Данные выплаты при условии их экономической оправданности могут быть отнесены к внереализационным расходам (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поскольку жители МКД не состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с УК, начислять на премии страховые взносы не требуется. Для целей исчисления НДФЛ подобные выплаты, полагаем, следует причислить к подаркам, суммы которых в пределах 4000 руб. в течение календарного года не подлежат обложению НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Во-вторых, у УК могут возникнуть трудности, если она получила в качестве награды имущество (как мы выяснили в статье "ТСЖ выиграло в конкурсе", приобретенное по подарочным сертификатам имущество для целей налогообложения также следует считать безвозмездно полученным). Амортизировать основные средства, полученные безвозмездно, Налоговый кодекс не запрещает (см. письма Минфина РФ от 22.03.2011 N 03-03-06/1/167, от 28.04.2009 N 03-03-06/1/283), но вот применять механизм амортизационной премии нельзя (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ). Если же УК получила вещи, которые не соответствуют признакам амортизируемого имущества (стоимостью менее 40 000 руб. или со сроком полезного использования менее 12 месяцев), уменьшение налоговой базы при их отпуске в производство (эксплуатацию) под вопросом. Специального положения на этот счет НК РФ не содержит, а финансисты высказываются однозначно против: их аргументация сводится к тому, что налогоплательщик не понес расходов на приобретение материально-производственных запасов, цена их приобретения равна нулю (письма от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 07.02.2011 N 03-03-061/80).
Налог на добавленную стоимость
Возникновение налоговых обязательств по НДС обусловлено наличием в той или иной операции объекта налогообложения (в частности, реализации товаров, работ, услуг). Так, при получении бюджетных средств на премирование работников или приобретение имущества, которое будет использоваться в деятельности по управлению МКД, УК ничего не реализует. Значит, начислять НДС не нужно (см. Письмо Минфина РФ от 18.03.2011 N 03-07-11/61). То же самое можно сказать про ситуацию, связанную с безвозмездным получением имущества. Однако, если УК получает денежную награду с условием потратить ее на благоустройство придомовых территорий или ремонт общего имущества МКД, данные средства, безусловно, связаны с оплатой работ, выполняемых УК в пользу собственников помещений. А это говорит о необходимости начислить НДС при получении средств как с аванса (а затем и при выполнении работ с принятием НДС с аванса к вычету).
Похожая ситуация - получение бюджетных субсидий на компенсацию недополученной платы от потребителей в связи с предоставлением им льгот, установленных законом. Однако на этот счет в гл. 21 НК РФ есть специальная норма - абз. 2, 3 п. 2 ст. 154, которая выводит из-под налогообложения указанные субсидии (налоговая база при этом определяется исходя из сумм, предъявленных к оплате потребителям). Это положение распространяется и на суммы, полученные из бюджета на долевое финансирование капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Однако в рассматриваемой нами ситуации данная норма неприменима, поскольку льготы потребителям, о которых в ней идет речь, должны быть предусмотрены законодательством. Действительно, при выделении субсидии на благоустройство конкретной придомовой территории можно говорить о предоставлении льгот потребителям (фактически данные работы собственники помещений в МКД получают бесплатно), однако неправильно было бы считать, что такие льготы отдельным категориям потребителей предусмотрены законодательством. Решения органов власти и органов местного самоуправления о выделении наград (бюджетных субсидий) УК, признанным победителями в конкурсах, не являются законами и не носят нормативного характера (не содержат общеобязательного правила поведения, а устанавливают последствия только для конкретных участников конкурса).
Кроме того, необходимо сделать оговорку о новом пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, который требует восстановить НДС, ранее правомерно принятый к вычету, в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога. Полагаем, в интересующем нас вопросе данная норма не работает, поскольку бюджетные субсидии на приобретение имущества как награды за победу в конкурсе чаще всего выделяются не из федерального бюджета. Значит, УК, как и прежде, вправе принимать к вычету НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками, при приобретении товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (не из федерального бюджета), правда, помня о налоговых рисках*(4).
Бухгалтерский учет
При получении бюджетного финансирования УК должна руководствоваться специальным ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Когда компания уверена, что выполнит все условия организатора конкурса и получит награду в виде бюджетной субсидии (как правило, такая уверенность обоснованна после подведения итогов конкурса и издания распоряжения о выплате награды), она составляет запись Дебет 76 Кредит 86. При фактическом поступлении денежных средств дебиторская задолженность погашается. Далее порядок составления бухгалтерских проводок зависит от того, на какие цели тратится субсидия. Приведем примеры.
Пример1
УК признана победителем в муниципальном конкурсе. В качестве награды ей выплачена сумма в размере 177 000 руб., которая должна быть истрачена на приобретение снегоуборочной техники. Компания приобрела технику и ввела ее в эксплуатацию (срок полезного использования равен 36 мес.). УК не применяет налоговые льготы по НДС.
В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования | 177 000 | ||
Субсидия получена на расчетный счет | 177 000 | ||
Начислен налог на прибыль с суммы полученной субсидии (177 000 руб. х 20%) | 35 400 | ||
Приобретена техника | 150 000 | ||
Выделен НДС | 27 000 | ||
НДС принят к вычету | 27 000 | ||
Имущество переведено в состав основных средств | 150 000 | ||
Целевое финансирование в части НДС отнесено к прочим доходам* | 27 000 | ||
Целевое финансирование в части стоимости основного средства включено в состав доходов будущих периодов | 150 000 | ||
Перечислены денежные средства продавцу | 177 000 | ||
Ежемесячно в течение срока полезного использования | |||
Начислена амортизация (150 000 руб. / 36 мес.) | 4167 | ||
Признан доход в виде целевого финансирования | 4167 | ||
* Пункт 9 ПБУ 13/2000 предписывает относить к доходам будущих периодов с последующим признанием в составе прочих доходов суммы целевых средств, направленные на финансирование капитальных расходов и равные суммам начисленной амортизации. Суммы НДС, предъявленные поставщиком, не формируют стоимость ОС. Значит, бюджетная субсидия в данной части не учитывается по указанным правилам и в силу п. 8 ПБУ 13/2000 сразу относится на увеличение финансовых результатов. |
Пример 2
По итогам муниципального конкурса, в котором оценивалось качество управления МКД (в том числе состояние внутридомовых инженерных систем, благоустройство территории, лояльность потребителей), УК признана победителем. Ей выплачена награда в сумме 268 000 руб., которая должна быть направлена на премирование сотрудников, принявших наиболее активное участие в подготовке МКД к конкурсу (с учетом обязательных отчислений).
Операции по получению субсидии и выплате премий отражаются в бухгалтерском учете УК следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования | 268 000 | ||
Субсидия получена на расчетный счет | 268 000 | ||
Начислен налог на прибыль с суммы полученной субсидии (268 000 руб. х 20%) | 53 600 | ||
Начислены премии сотрудникам | 200 000 | ||
Начислены страховые взносы (200 000 руб. х 34%) | 68 000 | ||
Средства целевого финансирования отражены в составе доходов будущих периодов* | 268 000 | ||
Доходы будущих периодов отнесены к доходам отчетного периода* | 268 000 | ||
* Пункт 9 ПБУ 13/2000 требует признавать целевое финансирование в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением на доходы отчетного периода в один и тот же момент - в момент начисления оплаты труда. |
Пример 3
В качестве награды за победу в конкурсе УК получила газонокосилку (приз предоставлен организатором конкурса - органом местного самоуправления). Рыночная стоимость техники составляет 50 000 руб. Срок полезного использования равен 62 мес.
Бухгалтерские проводки в данной ситуации выглядят так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получена газонокосилка по акту приема-передачи | 50 000 | ||
Начислен налог на прибыль со стоимости газонокосилки (50 000 руб. х 20%) | 10 000 | ||
Газонокосилка переведена в состав основных средств | 50 000 | ||
Целевое финансирование включено в состав доходов будущих периодов | 50 000 | ||
Ежемесячно в течение срока полезного использования | |||
Начислена амортизация (50 000 руб. / 62 мес.) | 806 | ||
Признан прочий доход | 806 |
ПБУ 13/2000 применяется только в ситуациях, когда целевое финансирование предназначено для приобретения основных средств или материально-производственных запасов, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности компании, или если за счет субсидии выплачиваются премии сотрудникам (осуществляются выплаты в пользу третьих лиц). Если же речь идет о субсидии, которая должна быть потрачена на восстановление общего имущества в МКД, уместно квалифицировать ее как источник финансирования работ, выполняемых УК. В этом случае организация формирует стандартные проводки по реализации.
Пример 4
Управляющая организация победила в конкурсе, организованном местной администрацией, в номинации "Лучший двор". В качестве награды была получена бюджетная субсидия на благоустройство территории двора, признанного лучшим, в сумме 118 000 руб. УК провела подрядным способом восстановление тротуаров и внутридворовых проездов на полную сумму субсидии.
Бухгалтер УК составил в учете такие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования | 118 000 | ||
Субсидия получена на расчетный счет | 118 000 | ||
Начислен налог на прибыль с суммы полученной субсидии (118 000 руб. х 20%) | 23 600 | ||
Начислен НДС с полученного аванса | 76-НДС | 18 000 | |
Сформированы затраты в виде стоимости работ по благоустройству | 100 000 | ||
Выделен НДС, предъявленный подрядчиком | 18 000 | ||
НДС принят к вычету | 18 000 | ||
Отражена реализация работ по благоустройству придомовой территории | 118 000 | ||
Начислен НДС | 18 000 | ||
Списана себестоимость работ | 100 000 | ||
Отражен источник финансирования работ | 118 000 | ||
Зачтен НДС, исчисленный с аванса | 76-НДС | 18 000 |
Если призы за победу в конкурсах предоставлены спонсорами, применять ПБУ 13/2000 нет оснований. В учете УК отражается обычное безвозмездное получение имущества.
Пример 5
По итогам муниципального конкурса УК признана лучшей. За счет спонсорских средств ей выдан приз - трактор МТЗ-82 с навесным оборудованием. Рыночная стоимость основного средства составляет 600 000 руб. Срок полезного использования равен 90 мес.
Бухгалтерские проводки в данной ситуации выглядят так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получен трактор в виде награды по конкурсу | 600 000 | ||
Начислен налог на прибыль со стоимости трактора (600 000 руб. х 20%) | 120 000 | ||
Трактор включен в состав основных средств | 600 000 | ||
Ежемесячно в течение срока полезного использования | |||
Начислена амортизация (300 000 руб. / 90 мес.) | 6666 | ||
Признан прочий доход | 6666 | ||
* Использование счета учета доходов будущих периодов обусловлено нормой абз. 4 п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н. |
* * *
Получение управляющей организацией награды за победу в конкурсе влечет увеличение налогооблагаемой прибыли. При этом вопрос о признании расходов, произведенных за счет субсидии, решается в общем порядке с учетом положений гл. 25 НК РФ. Обязанность включить денежную премию, выплаченную из призового фонда, в налоговую базу по НДС возникает, по мнению автора, только в том случае, если она должна быть истрачена на выполнение работ в пользу собственников помещений в МКД (например, работ по благоустройству придомовых территорий).
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см. материал "Бюджетные субсидии: момент признания дохода" (N 1, 2011).
*(2) См., например, Положение о проведении конкурса "Лучшая управляющая организация в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утв. Постановлением Мэрии города Новосибирска от 24.08.2011 N 7666.
*(3) См. статью "Премия ко Дню коммунальщика" (N 3, 2010).
*(4) См. статью "Вычет по НДС и бюджетные средства" (N 8, 2008).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"