Организационные расходы ТСЖ
При создании ТСЖ неизбежно возникают определенные расходы.
О том, какие затраты входят в их число, за счет каких источников они финансируются и как отражаются в учете, мы расскажем в этой статье.
Какие расходы нужно осуществить, чтобы зарегистрировать ТСЖ?
Все ТСЖ являются некоммерческими организациями - объединениями собственников помещений в МКД, создаваемыми для совместного управления общим имуществом в доме (ст. 291 ГК РФ и ст. 135 ЖК РФ).
Таким образом, ТСЖ, как и все некоммерческие организации, и другие юридические лица обязаны проходить государственную регистрацию. Неслучайно в п. 5 ст. 135 ЖК РФ уточняется, что ТСЖ признается юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Делается это в общем порядке в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации юридических лиц (п. 3 ст. 136 ЖК РФ), то есть необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации*(1).
Действует ТСЖ на основании устава, который согласно п. 2 ст. 135 ЖК РФ принимается на общем собрании собственников помещений в МКД. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 136 ЖК РФ для государственной регистрации ТСЖ необходимы:
- протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором приняты решения о создании товарищества и утверждении его устава;
- устав товарищества;
- сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в МКД за создание ТСЖ, и принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в МКД.
При подготовке проектов данных документов (протокола, устава) уже могут возникнуть расходы, ведь нередко для этих целей обращаются к профессиональным юристам. Более того, некоторые юридические фирмы и юристы-предприниматели предлагают и комплексную услугу по регистрации ТСЖ (юридических лиц) "под ключ", принимая на себя обязанность выполнить все необходимые формальности, начиная с подготовки учредительных документов и заканчивая изготовлением печати и открытием банковского счета для уже зарегистрированного лица.
Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, в том числе ТСЖ, необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 4000 руб.
В дальнейшем для открытия счета в банке потребуется заверенная копия устава, получить которую можно в налоговой инспекции при регистрации юридического лица. Согласно п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, размер платы за предоставление указанной информации составляет 200 руб. за один документ. Плата же за срочное предоставление сведений взимается в размере 400 руб. за документ. Это в любом случае выгоднее, чем заверять копию устава у нотариуса, поскольку госпошлина за нотариальное удостоверение учредительных документов составляет 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Помимо документа, подтверждающего уплату данной пошлины, нужно представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме на заверение копии устава ТСЖ и саму копию устава (простую копию, которая не сшита и не заверена).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется на основании заявления установленной формы. Подпись лица, инициирующего регистрацию (например, председателя ТСЖ, если именно он подает документы), на этом заявлении должна быть удостоверена нотариально. Это тоже дополнительные расходы: в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 333.24 НК РФ государственная пошлина за совершение нотариальных действий в виде подтверждения подлинности подписи на заявлении о регистрации юридического лица, как и на банковской карточке, составляет 200 руб. (с каждого лица на каждом документе).
После регистрации необходимо изготовить печать ТСЖ и открыть расчетный счет в банке. За это тоже придется заплатить.
Изначально перечисленные расходы (как минимум расходы на подготовку устава, уплату государственной пошлины и нотариальное заверение подписи на заявлении на государственную регистрацию) несут инициаторы создания ТСЖ. В дальнейшем эти расходы подлежат возмещению. Причем это может быть произведено не только за счет средств взносов членов ТСЖ, но и за счет специальных субсидий, предоставляемых местными властями. Именно с этого варианта мы и начнем.
Субсидия на финансирование организационных расходов ТСЖ
Субсидий на финансирование организационных расходов ТСЖ из федерального бюджета не предусмотрено, как и обязанности местных властей предоставлять такие субсидии. Однако во многих регионах и на местах органы власти соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для образования и ведения деятельности ТСЖ предусматривают различные формы их поддержки, в том числе финансовую поддержку в виде предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с государственной регистрацией ТСЖ, и, возможно, некоторых других расходов (к примеру, расходов на арендную плату за используемые помещения, приобретение оборудования, в том числе компьютерной техники и программного обеспечения, для осуществления деятельности ТСЖ).
Поэтому, задумываясь о создании ТСЖ, следует изучить региональное и местное законодательства, чтобы узнать, предусмотрены ли в данной местности подобные субсидии и каким образом их можно получить.
К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе с 01.01.2012 действует Закон от 25.11.2011 N 135-3AO о создании благоприятных условий для образования и ведения деятельности ТСЖ в указанном автономном округе, предусматривающий разные виды финансовой, информационной, консультационной и другой поддержки ТСЖ, включая возмещение расходов на регистрацию за счет средств окружного бюджета.
Чаще всего подобные субсидии предоставляются из местных бюджетов. При этом нужно внимательно изучить конкретный состав возмещаемых расходов, а также процедуру получения субсидии, поскольку все эти вопросы устанавливаются местными властями исходя из их желания и финансовых возможностей.
К примеру, в соответствии с Порядком предоставления средств из бюджета Лесозаводского городского округа в виде субсидий с целью возмещения затрат, связанных с созданием и регистрацией ТСЖ в Лесозаводском городском округе, на 2012 и 2013 годы*(2) (Приморский край) возмещению подлежат практически все рассмотренные выше затраты, связанные с созданием ТСЖ:
- расходы на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию ТСЖ в налоговых органах в соответствии со ст. 333.33 НК РФ;
- расходы, связанные с выдачей налоговыми органами копий устава ТСЖ (не более двух экземпляров);
- расходы, связанные с заверением в установленном порядке подписей председателя и бухгалтера ТСЖ;
- расходы, связанные с открытием счета в банке;
- расходы, связанные с изготовлением печати.
А, скажем, в Брянском Положении о предоставлении за счет средств городского бюджета субсидий ТСЖ для компенсации затрат по их созданию и регистрации*(3) расходы, связанные с изготовлением печати, не упоминаются и, как следствие, не подлежат возмещению.
Иногда сумма субсидии ограничивается финансовыми возможностями муниципального образования, то есть фактически возмещение может быть предоставлено не в полном размере понесенных затрат, а лишь частично. К примеру, согласно Самарскому Порядку предоставления субсидий на возмещение затрат, возникающих при создании и государственной регистрации ТСЖ, при преобразовании ЖСК, жилищного кооператива либо иного специализированного кооператива в ТСЖ*(4) сумма субсидий из бюджета городского округа Самара составляет не более 10 000 руб. на каждое вновь образованное ТСЖ.
Как правило, для получения субсидии необходимо представить целый пакет документов, подтверждающих понесенные расходы. То есть сначала организационные расходы надо оплатить и зарегистрировать ТСЖ, а уже затем, после рассмотрения представленных документов и вынесения положительного решения, сумма субсидии будет перечислена на счет ТСЖ.
Данные субсидии являются разновидностью целевого финансирования ТСЖ, а потому операции, связанные с их получением, следует отражать с использованием счета 86 "Целевое финансирование".
Сами организационные расходы первоначально относятся в дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Тем самым формируется кредиторская задолженность перед лицом, которое оплачивало данные расходы и которому теперь их необходимо возместить. Как правило, этим лицом является председатель или бухгалтер ТСЖ.
После получения субсидии на возмещение данных расходов отражается фактическое использование субсидии записью с кредита счета 26 в дебет счета 86.
Пример 1
В январе 2012 г. осуществляется регистрация нового ТСЖ. Будущий председатель ТСЖ, используя личные средства, осуществил следующие расходы:
- уплатил государственную пошлину за регистрацию ТСЖ в размере 4000 руб. и внес плату за срочное заверение налоговым органом двух копий устава ТСЖ в сумме 800 руб.;
- оплатил услуги нотариуса по заверению своей подписи на заявлении на регистрацию ТСЖ в сумме 200 руб.;
- заплатил за изготовление печати ТСЖ 800 руб.;
- оплатил стоимость услуг банка по открытию расчетного счета в сумме 1500 руб.
В соответствии с местным законодательством данные расходы в полном объеме возмещаются путем предоставления ТСЖ субсидии из местного бюджета после предъявления документов, подтверждающих понесенные расходы.
Пакет документов был представлен председателем ТСЖ в феврале 2012 г., и в марте 2012 г. субсидия в сумме 7300 руб. поступила на расчетный счет товарищества. Эти средства были переданы с расчетного счета ТСЖ в кассу и выплачены председателю в возмещение понесенных им ранее расходов.
Согласно рабочему плану счетов ТСЖ открыты следующие субсчета первого и второго порядков:
- к счету 86 - субсчет 86-1 "Бюджетное финансирование (субсидии)", а к нему - субсчет второго порядка 86-1-1 "Субсидии на возмещение организационных расходов";
- к счету 26 - субсчет 26-1 "Организационные расходы".
В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В январе 2012 года | |||
После регистрации ТСЖ отражены организационные расходы, оплаченные председателем ТСЖ и подлежащие возмещению ему за счет субсидии из местного бюджета | 7300 | ||
В марте 2012 года | |||
Зачислена на расчетный счет ТСЖ субсидия на возмещение организационных расходов из местного бюджета | 7300 | ||
С расчетного счета получены денежные средства в кассу для возмещения понесенных организационных расходов | 7300 | ||
Выплачены председателю ТСЖ из кассы наличные денежные средства (за счет субсидии) в качестве возмещения оплаченных им организационных расходов | 7300 | ||
Отражено использование субсидии на осуществление организационных расходов | 7300 |
Субсидии, которые получают ТСЖ, являются одним из видов целевых средств, в отношении которых вопросов по налогообложению не возникает. Ведь согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (каковыми являются и ТСЖ) и ведение ими уставной деятельности относятся, помимо прочих, средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности:
- из федерального бюджета;
- из бюджетов субъектов РФ;
- из местных бюджетов;
- из бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Безусловно, признать расходы, профинансированные за счет субсидии, как и за счет иных целевых средств, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль нельзя. Необходимо обеспечить раздельный (обособленный) учет как поступления сумм целевого финансирования и целевых поступлений, так и их расходования.
Покрытие организационных расходов за счет вступительных взносов
Если субсидии на возмещение организационных расходов не предусмотрены, или возмещение производится не в полном объеме (с учетом установленных ограничений), или по каким-либо причинам ТСЖ не может получить субсидию, организационные расходы покрывают за счет средств вступительных взносов, уплачиваемых членами ТСЖ.
Начисляемые взносы обычно отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", формируя дебиторскую задолженность каждого члена ТСЖ, а при фактическом поступлении взносов кредитуют счет 76 и дебетуют счета учета денежных средств в зависимости от способа уплаты взносов (50, 51).
Отражение сумм организационных расходов, оплаченных председателем ТСЖ или иным лицом, и их покрытия за счет взносов членов ТСЖ производится в порядке, аналогичном рассмотренному выше, ведь суммы вступительных и членских взносов также являются разновидностью целевых поступлений ТСЖ.
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что субсидии на возмещение расходов, связанных с созданием ТСЖ, в данной местности не предусмотрены, поэтому организационные расходы покрываются за счет сумм вступительных взносов членов ТСЖ.
Предположим, что всего в ТСЖ 300 членов, величина вступительного взноса каждого из них - 2000 руб. При этом часть расходов, оплаченных председателем ТСЖ (в сумме 2000 руб.), зачитывается в счет его вступительного взноса (как члена ТСЖ), а остальная сумма возмещается ему из кассы после внесения вступительных взносов в достаточном объеме другими членами ТСЖ.
В январе 2012 г. после регистрации ТСЖ взносы уплатили 30 членов. Полученной суммы было достаточно для завершения расчетов с председателем ТСЖ.
Согласно рабочему плану счетов ТСЖ открыты следующие субсчета первого и второго порядков:
- к счету 86 - субсчет 86-2 "Взносы членов ТСЖ", а к нему - субсчет второго порядка 86-2-1 "Вступительные взносы";
- к счету 76 - субсчет 76-5 "Расчеты с членами ТСЖ", а к нему - субсчет второго порядка 76-5-1 "Расчеты по уплате взносов", в том числе субсчет 76-5-11 "Расчеты по уплате вступительных взносов";
- к счету 26 - субсчет 26-1.
В бухгалтерском учете ТСЖ в январе 2012 года (после государственной регистрации) составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Признаны организационные расходы, оплаченные председателем ТСЖ и подлежащие возмещению | 7300 | ||
Сформирована задолженность членов ТСЖ по уплате вступительных взносов (300 чел. х 2000 руб.) | 600 000 | ||
Зачтена часть оплаченных председателем ТСЖ организационных расходов (в сумме его вступительного взноса) в погашение его задолженности по уплате взноса | 2000 | ||
Поступили вступительные взносы от 30 членов ТСЖ (30 чел. х 2000 руб.) | 60 000 | ||
С расчетного счета получены денежные средства в кассу для возмещения понесенных организационных расходов (7300 - 2000) руб. | 5300 | ||
Возмещена председателю ТСЖ наличными деньгами из кассы часть оплаченных им организационных расходов сверх зачтенной суммы его взноса | 5300 | ||
Отражено использование вступительных взносов (средств целевого финансирования) на осуществление организационных расходов | 7300 |
Субсидия получена после возмещения организационных расходов за счет взносов членов ТСЖ
Как мы отметили, чтобы получить субсидию, необходимо представить целый пакет документов, который будет рассматриваться в течение некоторого времени. Лишь после этого на счет ТСЖ будут перечислены денежные средства.
В то же время лицо, оплатившее данные расходы из своих личных средств (к примеру, председатель ТСЖ), не всегда имеет возможность свободно изъять необходимую сумму из своего семейного бюджета и спокойно дожидаться, пока деньги из бюджета наконец поступят на счет ТСЖ и, соответственно, ему смогут выплатить возмещение из кассы именно из этих средств.
Поэтому на практике возмещение организационных расходов может быть выплачено сразу, как только у ТСЖ появятся деньги, то есть когда поступят первые взносы от членов товарищества. А уже спустя некоторое время поступит субсидия на покрытие данных расходов.
Иными словами, вполне возможна ситуация, когда субсидию ТСЖ получает уже после того, как оно возместило подотчетному лицу оплаченные им организационные расходы (из суммы вступительных взносов членов ТСЖ).
Более того, может быть и такой вариант, при котором члены ТСЖ, его председатель и бухгалтер не знали о возможности финансирования данных расходов за счет субсидии и потому погасили их за счет сумм вступительных взносов, но спустя какое-то время, изучив региональное и местное законодательства, подали необходимый пакет документов на получение субсидии, вследствие чего им были выделены соответствующие средства из бюджета.
Бухгалтеру в подобных случаях ничего не остается, как сторнировать уже сделанные записи по возмещению организационных расходов и вместо них отразить использование средств субсидии (иного источника целевого финансирования) на покрытие данных расходов.
Пример 3
Скомбинируем условия примеров 1 и 2. Предположим, что по решению собрания членов ТСЖ председателю, оплачивающему организационные расходы, сразу после государственной регистрации и поступления в кассу первых вступительных взносов выплачивается возмещение этих расходов (с зачетом суммы его собственного вступительного взноса), а впоследствии подаются документы на получение субсидии и, соответственно, после ее получения данные расходы покрываются именно за счет средств субсидии.
В рамках данного примера рассмотрим лишь записи января и марта 2012 г., а расчеты с членами ТСЖ по уплате вступительных взносов отразим лишь в части сумм, внесенных в январе.
В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В январе 2012 года | |||
Признаны организационные расходы, оплаченные председателем ТСЖ и подлежащие возмещению | 7300 | ||
Сформирована задолженность членов ТСЖ по уплате вступительных взносов (300 чел. х 2000 руб.) | 600 000 | ||
Произведен зачет части оплаченных председателем ТСЖ организационных расходов в погашение его задолженности по уплате вступительного взноса | 2000 | ||
Поступили вступительные взносы от 30 членов ТСЖ (30 чел. х 2000 руб.) | 60 000 | ||
С расчетного счета получены денежные средства в кассу для возмещения понесенных организационных расходов (7300 - 2000) руб. | 5300 | ||
Отражено использование вступительных взносов на осуществление организационных расходов | 7300 | ||
В марте 2012 года | |||
Зачислена на расчетный счет ТСЖ субсидия на возмещение организационных расходов из местного бюджета | 7300 | ||
Сторно. Отменено использование вступительных взносов на осуществление организационных расходов | (7300) | ||
Отражено использование полученной субсидии на покрытие организационных расходов | 7300 |
* * *
В состав организационных расходов ТСЖ входят в том числе государственная пошлина за регистрацию товарищества, плата за заверение копий устава и подписи лица, уполномоченного на регистрацию ТСЖ, стоимость изготовления печати и услуг банка по открытию расчетного счета. Все эти расходы на момент их совершения, как правило, оплачиваются инициаторами создания товарищества, а потом возмещаются им за счет различных источников поступления целевых средств (субсидий или вступительных взносов членов ТСЖ).
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(2) Утвержден Постановлением Администрации Лесозаводского городского округа от 11.10.2011 N 1139.
*(3) Утверждено Постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2008 N 1431-п.
*(4) Утвержден Постановлением Главы городского округа Самара от 30.06.2009 N 607.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"