Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: ООО сейчас проходит необходимую перерегистрацию, которой занимается сторонняя организация. Исполнитель предлагает типовой устав. ООО, в соответствии со своими потребностями, хочет внести в него изменения. Исполнитель считает, что этого в данный момент сделать нельзя, так как сначала надо зарегистрировать новый устав, а уже потом дополнительно внести в него изменения. Правильно ли это? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2009 г.)

ООО сейчас проходит необходимую перерегистрацию, которой занимается сторонняя организация. Исполнитель предлагает типовой устав. ООО, в соответствии со своими потребностями, хочет внести в него изменения. Исполнитель считает, что этого в данный момент сделать нельзя, так как сначала надо зарегистрировать новый устав, а уже потом дополнительно внести в него изменения.
Правильно ли это?

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) в часть первую ГК РФ и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), коснулись ряда норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, которые имеют существенное значение при разработке устава ООО.
Указанные изменения вступили в силу 1 июля 2009 года (п. 1 ст. 5 Закона N 312-ФЗ) и распространяются, в том числе, на ООО, созданные до этой даты. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 312-ФЗ такие общества в срок до 1 января 2010 года должны привести свои уставы в соответствие с новыми редакциями части первой ГК РФ и Закона об ООО. Каких-либо санкций за невыполнение указанного требования на настоящий момент законодательством не предусмотрено.
Независимо от внесения в устав соответствующих изменений этот документ со дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ будет применяться в части, не противоречащей ГК РФ и Закону об ООО (п. 3 ст. 5 Закона N 312-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- сведения о месте нахождения общества;
- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- сведения о размере уставного капитала общества;
- права и обязанности участников общества;
- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.
Кроме того, в ряде случаев в устав включаются (либо могут включаться) и иные сведения, как предусмотренные Законом об ООО (например, сведения о филиалах и представительствах, о резервном фонде общества и т.п.), так и не предусмотренные им (при условии, что такие положения не противоречат законодательству).
Принятие решения по вопросу изменения устава общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества (пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Соответствующее решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО) и оформляется протоколом общего собрания участников или решением единственного участника общества. Изменения в устав общества могут утверждаться общим собранием участников ООО как в виде новой редакции устава, так и в виде дополнения к уставу (отдельного листа), содержащего перечень вносимых изменений (п. 3 ст. 36 Закона об ООО).
Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации юридических лиц (п. 4 ст. 12, ст. 13 Закона об ООО). При этом ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ни иными нормативными актами регистрирующие органы не наделены полномочиями осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов (в том числе устава ООО).
Таким образом, право принятия решения о том, какие именно сведения должны содержаться в уставе общества, принадлежит исключительно общему собранию участников общества и не может быть передано иным лицам. При этом, кроме сведений, которые должны быть включены в устав в силу закона, в устав ООО могут быть включены любые иные сведения, не противоречащие законодательству. Поэтому, если разработка новой редакции устава поручена обществом другому лицу (например, по договору возмездного оказания услуг), то в случае несогласия с предложенной исполнителем редакцией устава общее собрание вправе эту редакцию не утверждать.
Законодательством не предусмотрено определенной типовой формы устава для обществ с ограниченной ответственностью. Разработка положений этого документа является исключительной прерогативой общего собрания участников ООО. Вместе с тем при подготовке новой редакции устава или внесении в устав изменений за основу могут быть взяты примерные формы уставов, разработанные сторонними организациями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Яловский-Корнилов Алексей

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

22 октября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.