Комментарий к Федеральному закону от 22.11.2011 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров"
Законодатель продолжает совершенствовать трудовое законодательство. Федеральный закон от 22.11.2011 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" вносит очередную порцию изменений в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу 5 декабря 2011 года. На этот раз изменения затрагивают процедуру разрешения коллективных трудовых споров.
Эти поправки принципиально не изменяют порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. В основном изменения связаны с более детальной регламентацией самой процедуры разрешения спора. В некоторых случаях законодатель сократил процедурные сроки. При этом в отношении сроков устанавливается зависимость от того, на каком уровне социального партнерства возник коллективный трудовой спор. Новеллой является возможность создания постоянно действующего трудового арбитража, в то время как ранее предусматривался только временный трудовой арбитраж. Итак, рассмотрим основные изменения подробнее.
Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 398 ТК РФ).
Поводом для начала трудового спора является выдвижение работниками определенных требований работодателю. Порядок выдвижения требования установлен ст. 399 ТК РФ. В эту статью законодатель внес уточняющие изменения. Так, собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Помимо этого условия установлено новое правило. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). А при невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. Ранее порядок утверждения требований ст. 399 ТК РФ установлен не был.
Получив требование работников, работодатель обязан его рассмотреть. Этой процедуре посвящена ст. 400 ТК РФ. Работодатель обязан рассмотреть предъявленное ему требование и сообщить о результатах в представительный орган работников. Ранее работодателю отводилось на эту процедуру три рабочих дня. По новым правилам рассмотреть требование и письменно сообщить работникам о принятом решении работодатель обязан в течение двух рабочих дней со дня получения требований.
На вышестоящих уровнях социального партнерства срок рассмотрения требований составлял один месяц (ч. 2 ст. 400 ТК РФ). Теперь этот срок сокращен до трех недель. Это относится к ситуациям, когда требование предъявляется не к конкретному работодателю его работниками (локальный уровень социального партнерства), а к объединениям работодателей профсоюзами или их объединениями. Более детально регламентировал законодатель порядок проведения примирительных процедур. Как и ранее, в случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора (ч. 7 ст. 401 ТК РФ). Но по новым правилам решение о продлении срока оформляется протоколом. Ранее такое решение, как правило, оформлялось протоколом, но теперь обязательность его подписания закреплена на уровне закона.
Примирительная комиссия
Одним из возможных органов, правомочных рассматривать коллективные трудовые споры, является примирительная комиссия. Она создается в оговоренные ТК РФ сроки и на период рассмотрения коллективного спора.
Ранее ТК РФ устанавливал единый срок для сознания примирительной комиссии, независимо от того, на каком уровне социального партнерства возник коллективный спор. Комиссия должна была быть создана в течение трех рабочих дней со дня начала коллективного спора.
Теперь срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный трудовой спор возникает между конкретным работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Если же спор выходит за рамки локального, т.е. возникает на иных уровнях социального партнерства, срок создания примирительной комиссии продлевается до трех дней со дня начала коллективного трудового спора.
От уровня социального партнерства будет зависеть и срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора.
При локальном коллективном трудовом споре примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение трех рабочих дней со дня создания комиссии.
Иные уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней.
Отметим, что ранее ч. 6 ст. 402 ТК РФ был предусмотрен единый срок для рассмотрения споров - до пяти рабочих дней со дня создания комиссии. При этом предусматривалась возможность продления этого срока при взаимном согласии сторон. Новые правила такое продление не допускают.
Участие посредника
Следующий этап в разрешении коллективного спора - приглашение посредника. При этом ранее ч. 1 ст. 403 ТК РФ предоставляла сторонам спора право пригласить посредника. Сейчас закрепляется обязанность проведения сторонами переговоров о рассмотрении коллективного спора с участием посредника.
Иными словами, стороны не могут пропустить вопрос о возможности разрешения спора с участием посредника и сразу перейти к созданию трудового арбитража.
По новым правилам не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.
И только в том случае, если стороны (или одна из сторон спора) будут не согласны рассматривать трудовой спор с участием посредника, т.е. откажутся от этой примирительной процедуры, можно приступать к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Если же стороны придут к решению рассматривать спор с участием посредника, они заключают соответствующее соглашение и в течение двух рабочих дней согласовывают кандидатуру посредника. Ранее этот срок составлял три рабочих дня.
И если соглашение по кандидатуре не будет принято, стороны переходят к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. В этом нет ничего нового.
Изменяется срок рассмотрения спора с участием посредника, и этот срок также будет зависеть от уровня социального партнерства. Если ранее устанавливался единый срок - семь рабочих дней со дня приглашения посредника, то теперь он различается. Локальный коллективный трудовой спор с участием посредника рассматривается не позднее трех рабочих дней со дня приглашения посредника. Если же спор возник на ином уровне социального партнерства - срок его рассмотрения посредником не должен превышать пяти рабочих дней.
Регламент рассмотрения трудового спора
Изменениям подверглась ст. 404 ТК РФ, устанавливающая регламент рассмотрения трудового спора трудовым арбитражем.
Прежняя редакция этой статьи дает такое определение трудового арбитража - временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Сейчас трудовой арбитраж определен как орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Как и ранее, предусматривается создание временного трудового арбитража. Такой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.
Вместе с тем теперь возможно создание и постоянно действующего трудового арбитража. Этот арбитраж создается решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и действует при этой комиссии. Другими словами, стороны смогут не создавать трудовой арбитраж самостоятельно, а передавать споры на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж. Отметим, что для передачи спора в такой арбитраж необходимо соглашение сторон по этому вопросу.
Провести переговоры о рассмотрении трудового спора в трудовом арбитраже стороны обязаны не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Итак, стороны приняли решение о рассмотрении спора в трудовом арбитраже. Следующее их действие - заключение соглашения, в котором будет содержаться условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража.
После этого стороны совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров создают временный трудовой арбитраж либо передают спор на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
При этом ст. 404 ТК РФ устанавливает сроки, в течение которых стороны обязаны предпринять эти действия, при этом сроки также зависят от уровня социального партнерства.
Если спор разрешается на локальном уровне социального партнерства, срок составит два рабочих дня со дня подписания соглашения об обязательном выполнении решений трудового арбитража. При более высоком уровне социального партнерства срок составит четыре рабочих дня.
От уровня социального партнерства теперь зависит и срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже. Если спор возник на уровне локального социального партнерства, срок его рассмотрения не должен превышать трех рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или со дня передачи спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Если коллективный спор возник на более высоком уровне социального партнерства - срок рассмотрения спора не должен превышать пяти рабочих дней. В том случае, если работодатель уклоняется от разрешения коллективного трудового спора, а именно от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем, считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. В этом случае у работников возникает право на забастовку. Решение о проведении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации.
Ранее такое собрание считалось правомочным, если на нем присутствует не менее половины работников, а сейчас определено, что требуется более половины работников (ч. 3 ст. 410 ТК РФ). Проведение часовой предупредительной забастовки ранее допускалось после пяти календарных дней работы примирительной комиссии.
Сейчас эти сроки также зависят от уровня социального партнерства. И если спор возник на локальном уровне социального партнерства, забастовка может быть проведена уже через три календарных дня работы примирительной комиссии. При более высоком уровне социально партнерства забастовка может быть проведена через четыре дня работы примирительной комиссии.
Сокращен срок, в течение которого работодателя необходимо предупредить о предстоящей забастовке. Ранее этот срок составлял 10 календарных дней (ч. 8 ст. 410 ТК РФ). Теперь срок предупреждения сокращен, и он также зависит от уровня социально партнерства.
Работодатель должен быть предупрежден о предстоящей забастовке не позднее чем за пять рабочих дней, а объединения работодателей - не менее чем за семь рабочих дней.
При этом теперь нет необходимости указывать в решении об объявлении забастовки ее предполагаемую продолжительность.
Итак, как видно из текста приведенных норм, изменения по большей части носят уточняющий характер. Вместе с тем сокращение отдельных процедурных сроков произведено явно в интересах работников.
Е. Карсетская,
ведущий эксперт
по вопросам трудового права
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1