Об автостоянке при торговом центре
Говорят, театр начинается с вешалки. Про торговый центр можно сказать, что он начинается с паркинга. Наличие удобной парковки, на которой клиент может оставить машину перед походом в магазин, - один из посылов для успешного развития торгового бизнеса. Автопаркинги бывают наземными, подземными, многоуровневыми, некоторые из них размещаются на последних этажах здания. Причем парковка может быть как бесплатной, так и платной. Например, для посетителей торгового центра парковка может работать бесплатно в течение первых пяти часов с момента въезда, а за последующие часы стоянки придется заплатить.
Договор аренды или хранения?
Если автостоянка рядом с магазином бесплатная (свободный доступ), клиент, приехавший за покупками, не может рассчитывать на то, что за сохранность автомобиля будет кто-то отвечать (например, администрация магазина). Складывается ли ситуация по-другому, если парковка платная? Вопрос не случаен, поскольку за сохранность вещи исполнитель отвечает только в том случае, если заключается договор хранения. Согласно п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если же в рамках взаимоотношений гражданину предоставляется в аренду место для стоянки, то об обязательствах по хранению со стороны исполнителя речь уже не идет. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Так какие же услуги покупает физическое лицо, если оставляет автомобиль на платной стоянке торгового центра?
Как известно, отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение приобрести товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Как отметил Пленум ВС РФ в Постановлении от 29.09.1994 N 7, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров аренды или хранения.
На основании ст. 10 Закона о защите прав потребителей к обязанностям изготовителя (исполнителя, продавца) относится своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора. Другими словами, лицо, предоставляющее услуги на платной стоянке, должно довести до сведения потребителя, какие именно услуги оно оказывает: в нашем случае услуги по хранению автомобиля или по предоставлению в аренду парковочного места.
Здесь следует отметить: существенным условием договора хранения является его предмет, позволяющий определить, что и в каком количестве передается на хранение. Поэтому если соглашением сторон определяется конкретное имущество, передаваемое исполнителю для размещения на стоянке (допустим, в квитанции указан государственный регистрационный номер автомобиля), то мы имеем дело с договором хранения. Об этом свидетельствует и судебная практика (см., например, определения Санкт-Петербургского городского суда от 07.07.2011 N 33-10346/2011, Рязанского областного суда от 17.06.2009 N 33-962, Постановление Президиума Пермского краевого суда от 23.04.2010 N 44-г-559). Санкт-Петербургский городской суд, чтобы определиться с тем, что все-таки был заключен договор хранения, воспользовался данными книги учета транспортных средств, находящихся на автостоянке ответчика (Определение от 29.12.2009 N 33-16985/2009). Более того, даже без письменных доказательств, подтверждающих заключение договора хранения, Московский областной суд посчитал, что между сторонами сложились отношения по хранению автомобиля, поскольку, как указано в Правилах оказания услуг автостоянок*(1), автостоянкой признается здание или сооружение (его часть) либо специальная открытая площадка, предназначенная для хранения автотранспортных средств (определения от 16.11.2010 N 33-35335, от 06.07.2010 N 33-12950).
К сведению. Определение стоянки для автомобилей (автостоянки) также можно найти в СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174. Здесь указано, что автостоянкой является здание или сооружение (его часть) либо специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) автомобилей. В указанном документе в разд. 6.11 можно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к стоянкам автомобилей без технического обслуживания и ремонта.
Как показывает практика, на платных стоянках клиентам выдаются квитанции, в которых указывается марка и государственный регистрационный номер автомобиля, и (или) данные об автомобиле регистрируются в журнале о постановке транспортного средства на стоянку. А это однозначно свидетельствует о заключении договора хранения, а не аренды. Если в информации, доступной потребителю, говорится все-таки о предоставлении в аренду парковочных мест, потребитель тем самым вводится в заблуждение со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Услуга автостоянки торгового центра: хранение автомобиля
В этом случае начинают действовать требования Правил оказания услуг автостоянок. Несмотря на то что эти правила были разработаны в соответствии со ст. 38 Закона о защите прав потребителей, которая утратила силу на основании Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ, они являются действующими. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, введенным Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ, Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров. Кроме того, в силу ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей, введенной Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством РФ.
Остановимся на основных требованиях Правил оказания услуг автостоянок.
Какая информация должна быть доведена до клиентов платной парковки?
Во-первых, исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе. Речь идет о фирменном наименовании организации, ее адресе и режиме работы автостоянки. Если же исполнителем является индивидуальный предприниматель, он должен представить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Эти сведения размещаются на вывеске в месте нахождения автостоянки (п. 3 Правил оказания услуг автостоянок).
Примечание. Режим работы автостоянки устанавливается исполнителем самостоятельно.
Во-вторых, до заключения договора исполнитель обязан представить потребителю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, дабы у последнего появилась возможность сделать правильный выбор. Эта информация доводится до сведения потребителей в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.п.), должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать сведения, указанные в п. 4 Правил оказания услуг автостоянок, в частности:
- перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
- цены на эти услуги;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;
- образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автотранспортного средства исполнителем и оплату им услуг.
Учтите, если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за услуги средств и возмещения других убытков. Если же после оказания услуги будут выявлены недостатки, в частности возникшие в связи с отсутствием у потребителя полной и доступной информации об услуге, потребитель вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Если недостатки не будут устранены, потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. Требование о возмещении убытка подлежит удовлетворению в течение 10 дней (п. 28 Правил оказания услуг автостоянок).
Еще один вариант развития событий - причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге. В этом случае потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 "Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)" Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, советуем проверить, вся ли необходимая информация доводится до сведения клиентов автостоянки, иначе это может послужить поводом для предъявления ими претензий, которые, вполне возможно, придется удовлетворить.
Как заключить договор?
Как правило, клиентами автостоянки при торговом центре являются разовые пользователи, которые оставляют транспортные средства на срок не более суток. При таком раскладе договора может быть заключен путем выдачи потребителю сохранной расписки, квитанции или иного документа, подписанного хранителем, с указанием государственного регистрационного номера сданного на хранение автомобиля. Этот документ ему понадобится потом, чтобы выехать с автостоянки. Если же сохранная расписка или квитанция потребителем будут утеряны, автомобиль выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автотранспортное средство (п. 14 Правил оказания услуг автостоянок).
Что касается исполнителя, то он должен оставить у себя копию сохранной расписки, квитанции или иного соответствующего документа (п. 12 Правил оказания услуг автостоянок). При выезде потребитель в присутствии уполномоченного работника исполнителя проставляет на этой копии (а также на оригинале) личную подпись, подтверждающую факт возврата ему автомобиля.
Если оказание услуг по хранению автомобиля носит долгосрочный характер, между сторонами заключается договор, в который включаются сведения, указанные в п. 10 Правил оказания услуг автостоянок. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю. В ситуации, когда оказание услуги предусматривает возможность многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный номер автомобиля, номер парковочного места, а также срок действия пропуска. При выезде с автостоянки потребитель сдает этот пропуск на хранение уполномоченному работнику исполнителя.
Собственник автомобиля "потерялся"
Исполнитель может столкнуться с ситуацией, когда по истечении обусловленного договором срока оказания услуги потребитель не вывез автотранспортное средство со стоянки. В этом случае, если иное не предусмотрено договором, исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, на основании судебного решения изъять автомобиль с целью его продажи. Сумма, вырученная от продажи, за вычетом суммы, причитающейся исполнителю, в том числе в качестве компенсации расходов, возникших в связи с продажей, передается потребителю (п. 25 Правил оказания услуг автостоянок).
О местах для инвалидов
Отметим еще один важный момент. Даже если парковка рядом с торговым центром организована на платной основе, часть парковочных мест должна быть отведена для инвалидов, которым парковочные места предоставляются бесплатно. Это требование ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ": на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Нарушение данного требования является административно наказуемым деянием, за которое установлена ответственность в виде штрафа от 3 000 до 5 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. для юридических лиц (ст. 5.43 КоАП РФ).
Кстати, определение парковочного места с 06.05.2011 представлено в п. 21 ст. 1 ГрК РФ. Таковым признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
О.В. Давыдова,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"