Классификация доходов и расходов бюджетов изменилась
В конце 2011 года Минфин России утвердил новые указания о порядке применения бюджетной классификации, вступившие в силу с 1 января 2012 года. С выходом этого документа в классификации доходов бюджетов произошел ряд изменений. О наиболее значимых из них рассказывает И.Ю. Кузьмин, советник государственной гражданской службы 3-го класса*(1).
Минфин России 21 декабря 2011 года издал приказ N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации" (далее - Указания N 180н), вступивший в силу с 1 января 2012 года. Положения Указаний N 180н распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) не принято решение о предоставлении им субсидии на финансовое обеспечение выполнения работ, оказания услуг в рамках государственного (муниципального) задания.
Классификация доходов бюджетов
Поступления, ранее отражавшиеся в рамках группы доходов 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", подлежат отражению в рамках групп 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы" и 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления".
Подгруппа 1 13 00000 00
Произведена перекодировка подгруппы доходов 1 13 00000 00 "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства", на уровне 1-2 разрядов кода вида доходов выделены следующие направления:
000 1 13 01000 00 0000 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
000 1 13 02000 00 0000 130 "Доходы от компенсации затрат государства".
Также проведена соответствующая перекодировка кодов указанной подгруппы.
Для отражения поступления в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм возмещения арендаторами государственного (муниципального) имущества стоимости коммунальных и иных услуг введен обособленный вид доходов 000 1 13 02060 00 0000 130 "Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества" классификации доходов бюджетов.
Переходная таблица по новым кодам классификации доходов доведена до участников бюджетного процесса письмом от 27 декабря 2011 г. N 02-04-09/5996 и размещена на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru в рубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации, бюджетный учет и исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов", в разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации".
Классификация расходов бюджетов
Действующая редакция Бюджетного кодекса предусматривает норму о том, что целевые статьи и виды расходов классификации расходов бюджетов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов закона о соответствующем бюджете (п. 4 ст. 21 БК РФ).
Применяемые в 2012 году целевые статьи и виды расходов утверждены Законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", порядок их применения установлен Указаниями N 180н.
Основной новацией Указаний N 180н является введение с 2012 года новых видов расходов классификации расходов бюджетов. Минфин России, реализуя положения Программы повышения эффективности бюджетных расходов, произвел изменения:
- в структуре кода вида расходов;
- перечне видов расходов;
- порядке применения видов расходов.
С 2012 года код вида расходов входит в состав двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов (составляет его 15-17 разряды) и имеет следующую структуру:
- код группы - 15 разряд;
- код подгруппы - 16 разряд;
- код элемента - 17 разряд.
Указаниями N 180н предусмотрены следующие группы расходов, детализированные соответственно подгруппами и элементами:
100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами";
200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд";
300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению";
400 "Бюджетные инвестиции";
500 "Межбюджетные трансферты";
600 "Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям";
700 "Обслуживание государственного долга Российской Федерации";
800 "Иные бюджетные ассигнования".
Отдельные виды расходов имеют особенности применения.
Группа 100
Положениями статьи 168 Трудового кодекса установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой:
- расходов по проезду;
- расходов по найму жилого помещения;
- дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных).
В соответствии с положениями Указаний N 180н расходы казенных учреждений на оплату расходов, связанных с командированием работников, отражаются следующим образом:
- в части расходов казенного учреждения на возмещение работникам понесенных ими расходов на оплату проезда к месту командировки и найму жилых помещений, а также на выдачу работникам авансов на указанные цели - по виду расходов 112 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда";
- в части оплаты договоров (государственных контрактов) на приобретение проездных билетов и (или) договоров найма жилых помещений - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" классификации расходов бюджетов.
В штате ряда федеральных органов исполнительной власти состоят сотрудники, не являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими или военнослужащими (например, персонал по обслуживанию зданий, сотрудники старше 65 лет). При этом следует учитывать, что расходы федерального бюджета на оплату труда и осуществление иных выплат в пользу указанной категории работников подлежат отражению в рамках соответствующих элементов подгруппы 120 "Расходы на выплаты персоналу государственных органов" видов расходов классификации расходов бюджетов:
121 "Фонд оплаты труда и страховые взносы";
122 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда".
Вид расходов 241
Согласно Указаниям N 180н по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" отражаются расходы на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд.
Применяя указанный вид расходов, следует помнить о том, что:
- согласно положениям статьи 769 Гражданского кодекса по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Соответственно оплата договоров на приобретение основных средств или материальных запасов в рамках данного вида расходов Указаниями N 180н не предусмотрена;
- положениями пунктов 1 и 3.1 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 180н расходы бюджетов бюджетной системы России на оплату научно-исследовательских и опытно конструкторских работ подлежат отражению в рамках обособленных подразделов классификации расходов бюджетов. Отражение расходов на указанные цели по подразделам классификации расходов, в рамках которых осуществляется финансовое обеспечение текущей деятельности органа (учреждения), противоречит требованиям Указаний N 180н.
Вид расходов 242
По виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" подлежат отражению расходы на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий:
- проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
- приобретение прав на программное обеспечение, разработка (доработка) программного обеспечения;
- приобретение оборудования (в том числе с предустановленным программным обеспечением), включая расходы на монтажные работы и пусконаладочные работы по указанному оборудованию, в том числе:
- средств связи (телефонных аппаратов, в том числе сотовых телефонных аппаратов, раций, пейджеров, радиостанций и т.п.);
- оргтехники (в том числе автоматизированных рабочих мест, принтеров, сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов));
- технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
- подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в том числе:
- услуги телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
- услуги сотовой, пейджинговой связи;
- расходы на использование сети Интернет;
- предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
- эксплуатационные расходы (в том числе обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного программного обеспечения, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупка комплектующих);
- оплата арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (автоматизированных рабочих мест, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
- другие аналогичные расходы.
Следует отметить, что расходы на оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин), а также расходы на оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции) подлежат отражению в рамках вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд".
Группа 300
Указаниями N 180н предусмотрено отражение расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление публичных нормативных выплат в пользу граждан в рамках подгрупп 330 "Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера" классификации расходов бюджетов, 310 "Публичные нормативные социальные выплаты гражданам", а также соответствующих элементов этой подгруппы:
311 "Пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения";
312 "Пенсии, выплачиваемые организациями сектора государственного управления";
313 "Пособия и компенсации по публичным нормативным обязательствам";
314 "Меры социальной поддержки населения по публичным нормативным обязательствам".
Виды расходов по элементам 311-314 применяются исключительно в увязке с соответствующими подразделами раздела 1000 "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
И.Ю. Кузьмин,
советник государственной гражданской службы 3-го класса
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В журнале "Бюджетный учет" N 9/2011 (стр. 6) описаны изменения, принятые приказами Минфина России от 11 июля 2011 г. N 81н "Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год" и от 3 мая 2011 г. N 57н "Об утверждении Указаний о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100