Так уж повелось, что наступление нового года связано не только с приятными хлопотами и праздничными ожиданиями, но и с изменениями в законодательстве. Каждый бухгалтер, выйдя на работу после новогодних каникул, начинает с того, что знакомится с изменениями, внесенными в налоговое законодательство.
Перечень федеральных законов, представленный ниже, отражает изменения в порядке налогообложения операций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц. С 1 января 2012 года в российском законодательстве появились обновленные нормы, в частности внесенные:
Итак, рассмотрим основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2012 года.
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
Пройдемся по основным измененным нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми налогоплательщикам нужно руководствоваться с 1 января 2012 года.
Начнем с объектов налогообложения. Так, на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ с указанной даты не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Как видим, на основании данной нормы из-под налогообложения выводятся работы (услуги), выполняемые (оказываемые) такой категорией налогоплательщиков, как казенные учреждения. Кроме того, пользоваться данным положением смогут бюджетные и автономные учреждения, выполняющие работы (услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, оплачиваемые из соответствующего бюджета. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме ФНС Российской Федерации от 7 октября 2011 г. N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях статей 146 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Обратите внимание! Если до 1 января 2012 года не признавалась объектом налогообложения исключительно передача денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций (далее - НКО), то с указанной даты не будет возникать объекта налогообложения и при передаче недвижимого имущества на формирование целевого капитала указанных фирм. Кроме того, теперь не будет признаваться объектом налогообложения и пополнение целевого капитала НКО посредством передачи денег или недвижимости. Такие изменения в подпункт 8 пункта 2 статьи 146 НК РФ внес Закон N 328-ФЗ.
Помимо этого, Закон N 328-ФЗ дополнил пункт 2 статьи 146 НК РФ подпунктом 8.1, согласно которому не является объектом налогообложения передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ).
При этом прямо закреплено, что этим правилом смогут руководствоваться только НКО - собственники целевого капитала, передающие недвижимость жертвователям, их наследникам (правопреемникам) или другим НКО в соответствии с Законом N 275-ФЗ.
С 1 января 2012 года расширен состав обязательных льгот по НДС. Так, с указанной даты в льготном режиме осуществляется:
- оказание услуг по аккредитации операторов технического осмотра, которые оказываются в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и за которые взимается плата за аккредитацию - на основании подпункта 17.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Напоминаем, что порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра установлен Законом N 170-ФЗ.
- оказание услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра, в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств - на основании подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Помимо введения новых льгот, значительной правке подверглись и некоторые существующие нормы пункта 2 статьи 149 НК РФ. Так, например, значительно изменен подпункт 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, который, как известно, освобождал от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры.
С 1 января 2012 года на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Как видим, новая редакция данного подпункта значительно расширила сферу его применения.
Обратите внимание на то, что с 1 января 2012 года льготный режим указанных работ налогоплательщики подтверждают, представляя в налоговые органы следующие документы:
- справку об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справку об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Законом N 73-ФЗ;
- копию договора на выполнение указанных работ.
Кроме того, с 1 января 2012 года на основании обновленного подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от налогообложения работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.
Ранее эта льгота распространялась лишь на морские суда и суда внутреннего плавания.
Обращаем ваше внимание на то, что льготы, установленные пунктом 2 статьи 149 НК РФ, являются обязательными, и отказаться от их применения налогоплательщик не вправе.
Расширен и перечень добровольных льгот, состав которых определен законодателем в пункте 3 статьи 149 НК РФ. Так, с 1 января 2012 года в льготном режиме могут осуществляться:
- услуги участников договора инвестиционного товарищества - управляющих товарищей по ведению общих дел товарищей;
- передача имущественных прав в виде вклада по договору инвестиционного товарищества, а также передача имущественных прав участнику договора инвестиционного товарищества в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников указанного договора, или раздела такого имущества - в пределах суммы оплаченного вклада данного участника.
Кроме того, расширена льгота, предусмотренная законом в части оказания услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями.
С 1 января 2012 года в целях подпункта 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ к операциям по страхованию, сострахованию и перестрахованию добавлены операции, в результате которых страховая организация получает:
- целевые средства, получаемые страховыми медицинскими организациями-участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- средства, получаемые страховыми медицинскими организациями-участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в пределах норматива, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании);
- средства, получаемые страховыми медицинскими организациями-участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Это в свою очередь позволит страховым медицинским организациям-участникам обязательного медицинского страхования не облагать налогом получаемые от территориального фонда обязательного медицинского страхования целевые средства соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Так как льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, не являются обязательными, то решение об их применении принимается налогоплательщиком самостоятельно.
Имеются в главе 21 НК РФ и изменения в части применения ставок налога.
Так, например, одной из операций, облагаемых налогом по нулевой ставке НДС, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 164 НК РФ является реализация построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Чтобы подтвердить нулевую ставку налога, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 НК РФ.
С 1 января 2012 года пункт 13 статьи 165 НК РФ содержащий перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0% по данному основанию, уточнен. С указанной даты налогоплательщик обязан представить в налоговый орган:
- контракт (копию контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
- выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;
- документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.
До 1 января 2012 года в налоговый орган, помимо перечисленных документов, нужно было представить еще и документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна.
Обратите внимание! С 1 января 2012 года расширен перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%. Так, с указанной даты нулевая ставка налога будет применяться в отношении операций по реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер). Такие изменения в статью 164 НК РФ были внесены Законом N 305-ФЗ.
Для подтверждения нулевой ставки налога по указанным работам (услугам) налогоплательщик на основании пункта 14 статьи 165 НК РФ должен будет представить в налоговый орган следующие документы:
- контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:
- при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации;
- при ввозе товаров морским судном или судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место погрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации, а в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное на территории Российской Федерации.
Обратите внимание! С 1 января 2012 года изменился перечень оснований, по которым у хозяйствующего субъекта могут возникать обязанности налогового агента по НДС.
Если до указанной даты одним из оснований возникновения обязанностей налогового агента являлась аренда государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений, то с 1 января 2012 года организации и индивидуальные предприниматели, арендующие указанное имущество у казенных учреждений, не признаются налоговыми агентами по НДС. На то, что при аренде государственного (муниципального) имущества у казенного учреждения обязанности налогового агента по НДС возникают лишь в период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2011 года, указывают положения Закона N 330-ФЗ.
Кроме того, с 1 января 2012 года в статье 161 НК РФ исчезло еще одно основание для возникновения обязанностей налогового агента. С указанной даты в случае исключения судна из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента регистрации собственник судна более не признается налоговым агентом по НДС.
Ну и, наконец, отметим, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" в главе 21 НК РФ установлены особенности исчисления НДС при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества. Ведение налогового учета в рамках инвестиционного товарищества будет осуществляться в том же порядке, в котором сегодня ведется налоговый учет по НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации (статья 174.1 НК РФ).
Причем заметим, что в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, наделен правом выбора - принимать "входной" налог к вычету или же включать его в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ранее таким правом обладали банки, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды).