Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
Расширен перечень внереализационных доходов, определяемый статьей 250 НК РФ. Названная статья дополнена пунктом 22, согласно которому в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами признаются доходы в виде сумм корректировки прибыли налогоплательщиком вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных к сделкам, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным статьями 105.12 и 105.13 НК РФ.
Статьей 105.12 НК РФ предусмотрен метод сопоставимой рентабельности, а статьей 105.13 НК РФ - метод распределения прибыли. Названные методы применяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, что следует из статьи 105.7 НК РФ.
С 1 января 2012 года в состав внереализационных доходов включаются наряду с прочими и доходы в виде сумм восстановленных резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, что установлено пунктом 7 статьи 250 НК РФ. Названные резервы определяются в соответствии со статьей 267.2 НК РФ, которая вступила в силу с указанной выше даты.
Еще одно изменение, внесенное в пункт 8 статьи 250 НК РФ, коснулось порядка определения доходов, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Если раньше при безвозмездном получении оценка доходов осуществлялась исходя из рыночных цен, которые определялись с учетом положений статьи 40 НК РФ, то в новом году для этих целей следует руководствоваться новой статьей 105.3 части первой НК РФ, определяющей общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. С 1 января 2012 года доходы от реализации и внереализационные доходы учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.
Положения статьи 40 НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ будут применяться исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу названного закона.
Расширен перечень средств целевого финансирования, установленный подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. К названным средствам относится имущество:
- в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями-участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Как вы знаете, пунктом 3 статьи 256 НК РФ установлены условия, при выполнении которых объекты основных средств исключаются из состава амортизируемого имущества. Наряду с основными средствами, переданными (полученными) по договорам в безвозмездное пользование, переведенными по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также находящимися на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, из состава амортизируемого имущества с 1 января 2012 года исключаются зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.
Внесены изменения и в статью 258 НК РФ, устанавливающую особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп). Организации, применяющие нелинейный метод начисления амортизации и осуществляющие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 262 НК РФ, объекты амортизируемого имущества, используемые для таких исследований и разработок, с 1 января 2012 года должны объединить в отдельные подгруппы в составе амортизационных групп и вести учет таких подгрупп отдельно. Аналогичный порядок применяется, как вы знаете, и в том случае, если организация, установившая нелинейный метод начисления амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со статьей 259.3 НК РФ.
Организациям, осуществляющим НИОКР, следует обратить особое внимание на то, что много изменений внесено в статью 262 НК РФ, в соответствии с которой определяются расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Также следует обратить внимание на то, что в главу 25 НК РФ введена новая статья 267.2, определяющая порядок формирования резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а также статья 332.1, определяющая особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
Расширен перечень расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование, установленный статьей 263 НК РФ. На основании подпункта 9.2 пункта 1 статьи 263 НК РФ в составе расходов с 1 января 2012 года можно будет учесть расходы на добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, определяемых в соответствии со статьей 264 НК РФ, с 1 января 2012 года включены следующие расходы:
- расходы по стандартизации (подпункт 2.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). При этом расходами по стандартизации согласно пункту 5 статьи 264 НК РФ признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом Российской Федерации по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обратите внимание! Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).
Если налогоплательщик применяет метод начисления, то расходы по стандартизации признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены, что следует из пункта 5.1 статьи 272 НК РФ, вступавшего в действие также с 1 января 2012 года.
- расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.2 НК РФ, резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (подпункт 39.3 пункта 1 статьи 264 НК РФ);
- расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, причем расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ (подпункт 48.4 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Изменен подпункт 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Если раньше в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно было учесть только расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), то с нового года учитываются и вышеназванные расходы по сублицензионным соглашениям.
Как вы помните, к указанным расходам также относились расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Теперь к ним относятся лишь расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 НК РФ.
Дополнен перечень внереализационных расходов. С 1 января 2012 года в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, подпунктом 19.3 пункта 1 статьи 265 НК РФ включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком-некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций будут определяться с 1 января 2012 года в соответствии с новой статьей 267.3 НК РФ. Не вправе создавать указанные резервы некоммерческие организации, созданные в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц.
Изменился пункт 3 статьи 270 НК РФ. С 1 января 2012 года в целях налогообложения прибыли, помимо взносов в уставный (складочный) капитал, а также вкладов в простое товарищество, не учитываются и вклады в инвестиционное товарищество.
Внесены изменения в пункт 48.1 статьи 270 НК РФ, согласно которому в состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения, включены средства, переданные медицинским организациям, для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Это положение касается страховых медицинских организаций.
И еще об одном изменении, внесенном в статью 270 НК РФ. Если ранее судовладельцы на основании пункта 48.5 названной статьи не учитывали в целях налогообложения расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, то с начала 2012 года не учитываются и расходы, связанные с реализацией судов.
Изменения коснулись и налоговых ставок. Общая налоговая ставка в 20% осталась без изменения, но пунктом 1 статьи 284 НК РФ было определено, что для организаций-резидентов особых экономических зон может быть установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны и за ее пределами. При этом размер указанной налоговой ставки не мог быть ниже 13,5%. После внесения изменений размер налоговой ставки с 1 января 2012 года не может быть выше 13,5%.
Иными словами, если до 1 января 2012 года пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, могла быть установлена в пределах от 13,5 до 18%, то с указанной даты эти пределы значительно изменены - от 0 до 13.5%, действовать данная норма будет до 1 января 2018 года. Таким образом, резидентам особых экономических зон предоставлена ощутимая льгота по налогу на прибыль.
Статья 284 НК РФ дополнена пунктом 1.2, устанавливающим нулевую ставку налога на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, для организаций-резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций-резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Действовать ставка 0% будет в период с 11 января 2012 года по 1 января 2023 года.
Условием для применения ставки 0% является ведение указанными организациями раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой как на территории соответствующих особых экономических зон, так и за их пределами.
Нулевая ставка налога в федеральный бюджет может применяться с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.
Право на применения нулевой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила соответствующий статус.
Как известно, среди страховых организаций в отдельный тип выделены страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации вправе осуществлять только деятельность по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, иную деятельность эти организации осуществлять не имеют права, что следует из пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В связи с этим внесены изменения в статью 294 НК РФ, причем изменилось как название статьи, так и ее содержание.
Статья 307 НК РФ, устанавливающая особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, дополнена пунктом 9. Согласно новому положению если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные в пункте 9 статьи 307 НК РФ обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательные виды социального страхования
В Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов с 1 января 2012 года внесены изменения:
- Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ);
- Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Данные изменения коснулись в первую очередь ставок страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов.
Так с 1 января 2012 года страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - 26%;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - 2,9%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) - 5,1%.
Обратите внимание! Все вышеперечисленные тарифы применяются плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица, составит сумму, не превышающую 512 тыс. рублей нарастающим итогом с 1 января 2012 года.
Свыше установленной предельной величины базы для начислений страховых взносов (512 тыс. рублей) будут применяться согласно пункту 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ следующие тарифы страховых взносов:
- ПФР - 10%;
- ФСС РФ - 0,0%;
- ФФОМС - 0,0%.
Законом N 379-ФЗ список льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов, начиная с 2012 года, будет дополнен следующими организациями:
- аптечными организациями, признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
- некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющими УСН и осуществляющими в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных пунктами 5.1-5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ (подпункт 11 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
- благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющими УСН (подпункт 12 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
В течение 2012-2013 годов вышеперечисленные плательщики страховых взносов, руководствуясь пунктом 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, должны применять следующие тарифы страховых взносов:
- ПФР - 20,0%;
- ФСС РФ - 0,0%;
- ФФОМС - 0,0%.
Применять пониженные тарифы страховых взносов также будут:
- в течение 2012-2027 годов плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (подпункт 9 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ);
Для них тарифы страховых взносов определены пунктом 3.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, и они составляют:
- ПФР - 0,0%;
- ФСС РФ - 0,0%;
- ФФОМС - 0,0%.
- в течение 2012-2013 годов организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (подпункт 13 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). Отметим, что к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). Указанные плательщики, руководствуясь пунктом 3.5 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, должны применять следующие тарифы страховых взносов:
- ПФР - 22,0%;
- ФСС РФ - 2,9%;
- ФФОМС - 5,1%.
С 1 января 2012 года исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность. Остальные плательщики страховых взносов будут по-прежнему сдавать отчетность в два фонда:
- ПФР;
- ФСС РФ.
И в заключение хотелось бы отметить, что изменения внесены и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Законом N 379-ФЗ расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. Так, к застрахованным лицам будут относиться иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В связи с чем работодатели будут начислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам в пользу указанных иностранных граждан в ПФР в размере 26%.
В. Семенихин,
эксперт журнала
"Российский бухгалтер", N 1, январь 2012 г.
<< Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" НК Р |
||
Содержание Изменения в российском законодательстве-2012 (В. Семенихин, "Российский бухгалтер", N 1, январь 2012 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.