Рассчитываем пособия по новым правилам
С 1 января 2010 года вступают в силу поправки, внесенные в федеральный закон о выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В статье мы проанализируем данные изменения.
Cо следующего года Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) будет действовать в новой редакции.
Изменения в него внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Одно из преобразований Закона N 255-ФЗ состоит в смене его названия. Со следующего года он будет именоваться так: "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (п. 1 ст. 34 Закона N 213-ФЗ).
Расширена сфера применения Закона N 255-ФЗ
Сейчас документ регулирует порядок и условия расчета выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. С 2010 года Закон N 255-ФЗ призван:
- регулировать правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- определять круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- устанавливать права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- определять условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Новые понятия, введенные в Закон N 255-ФЗ
В новой редакции Закона N 255-ФЗ были введены некоторые понятия, ранее не присутствовавшие в документе. Рассмотрим их.
Страхователи
Теперь в Законе N 255-ФЗ определено, кто является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ это лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. К страхователям относятся:
- организации;
- индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств);
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
К страхователям также приравниваются индивидуальные предприниматели, которые добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию с ФСС России (ч. 2 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ).
Права и обязанности страхователей перечислены в статье 4.1 Закона N 255-ФЗ. Они, в частности, обязаны осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим законом.
Отметим, что понятие "страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" фигурирует не только, когда речь идет о расчете и выплате пособий, но и о страховых взносах. В этом можно удостовериться, заглянув в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В ней говорится, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Закон N 255-ФЗ в новой редакции будет регулировать правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховое обеспечение
В новой редакции Закона N 255-ФЗ дано определение страховому обеспечению. Это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом. Оно заключается в выплате пособий при наступлении страхового случая (п. 3 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ).
К видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся следующие выплаты (ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ):
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка. Правила его назначения и выплаты определены в Федеральном законе от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- социальное пособие на погребение. Данный вид пособия назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Застрахованные лица
Новая редакция статьи 2 Закона N 255-ФЗ определяет круг лиц, имеющих право на получение страхового обеспечения в виде пособий. В табл. 1 на с. 43 приведено сравнение старого и нового перечней лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таблица 1
Круг лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | |
Старая редакция статьи 2 Закона N 255-ФЗ | Новая редакция статьи 2 Закона N 255-ФЗ |
Граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские и муниципальные служащие | |
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в ФСС России | |
Иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС России | Лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе |
- | Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности |
- | Священнослужители |
- | Лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду |
Предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, тоже могут получать пособия. Для этого они должны вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Закона N 255-ФЗ.
Страховые риски
Закон N 255-ФЗ дополнен статьей 1.3, в которой разъясняется, что подразумевается под страховыми рисками и страховыми случаями, в результате наступления которых и выплачиваются пособия.
Итак, в соответствии с частью 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками признаются:
- временная утрата застрахованным лицом заработка или иных выплат в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
В этой связи в части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ приведен перечень страховых случаев по обязательному социальному страхованию (см. схему).
Схема
/----------------------------------------------------------------------\
/----| Страховые случаи по обязательному социальному страхованию |
| \----------------------------------------------------------------------/
| /----------------------\ /------------------------------------\
| | Временная | | Утрата трудоспособности вследствие |
| | нетрудоспособность | | заболевания или травмы, в том |
| |застрахованного лица | | числе в связи с операцией |
| | вследствие | /-----| по искусственному прерыванию |
| | заболевания | | | беременности или осуществлением |
| | или травмы | | | экстракорпорального |
|---| (за исключением |---| | оплодотворения |
| | временной | | \------------------------------------/
| | нетрудоспособности | | /------------------------------------\
| | вследствие | | | Необходимость осуществления |
| | несчастных случаев | |-----| ухода за больным членом семьи |
| | на производстве | | \------------------------------------/
| | и профзаболеваний) | | /------------------------------------\
| \----------------------/ | | Осуществление протезирования |
| /----------------------\ | | по медицинским показаниям |
|---| Беременность и роды | |-----| в стационарном |
| \----------------------/ | | специализированном учреждении |
| /----------------------\ | \------------------------------------/
| | Рождение ребенка | | /------------------------------------\
|---| (детей) | | | Карантин застрахованного лица, |
| \----------------------/ | | а также карантин ребенка |
| /----------------------\ | | в возрасте до семи лет, |
| | Уход за ребенком | | | посещающего дошкольное |
|---| до достижении им | |-----| образовательное учреждение, или |
| |возраста полутора лет | | | другого члена семьи, признанного |
| \----------------------/ | | в установленном порядке |
| /----------------------\ | | недееспособным |
| | Смерть | | \------------------------------------/
| | застрахованного | | /------------------------------------\
| | лица или | | | Долечивание в установленном |
\---|несовершеннолетнего | | | порядке в санаторно-курортных |
| члена его семьи | \-----| учреждениях, расположенных на |
\----------------------/ | территории РФ, непосредственно |
| после стационарного лечения |
\------------------------------------/
Страховщик
Новая редакция Закона N 255-ФЗ, а именно часть 1 статьи 2.2, устанавливает, что страховщиком является Фонд социального страхования. Права страховщика перечислены в статье 4.2 Закона N 255-ФЗ. В частности, он может проводить проверки правильности начисления и уплаты страхователями страховых взносов в ФСС России и запрашивать у них документы, связанные с начислением и уплатой взносов (ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ в обязанности страховщика также входят:
- выплата страхового обеспечения застрахованным лицам;
- регистрация страхователей;
- ведение их учета и т.д.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2010 года будет производиться на основании Закона N 255-ФЗ. Этот документ не дает дополнительных уточнений, связанных с уплатой страховых взносов (ст. 4.4 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, рассчитывать и уплачивать их нужно будет в соответствии с Законом N 212-ФЗ*(1).
Финансовое обеспечение расходов страхователей
В Закон N 255-ФЗ включены положения, которые касаются использования средств ФСС России для выплаты пособий.
Как и сейчас, начисленные пособия будут уменьшать сумму страховых взносов в ФСС России, за исключением первых двух дней временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.
Если сумма пособий превысит сумму страховых взносов, страхователь обратится за необходимыми средствами в региональное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). Сейчас данный вопрос регулирует не закон, а постановление ФСС России от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования". Норма прописана в части 3.7 данного документа.
Проверка расходов на выплату страхового обеспечения
В Закон N 255-ФЗ добавлены положения, касающиеся проверок выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 4.7 Закона N 255-ФЗ региональное отделение ФСС России по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки по вопросу правильности расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выездные проверки делятся на плановые и внеплановые. Последние могут проводиться, если, например, в региональное отделение ФСС России поступит жалоба работника на то, что работодатель отказывается выплачивать пособие или его сумма неверно исчислена.
По итогам проверки может быть решено не принять к зачету расходы по выплате пособий. Например, в случае если пособие было выдано на основании неправильно оформленного документа. В решении будет указан срок для возмещения расходов, не принятых к зачету. Если страхователь его пропустит, региональное отделение фонда взыщет недоимку в соответствии с правилами, указанными в Законе N 212-ФЗ.
Новые правила расчета и выплаты пособий
Рассмотрим, какие изменения Закон N 213-ФЗ внес в порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Расчет среднего заработка
Как и в настоящее время, в 2010 году пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будут исчисляться исходя из среднего заработка работника. Сейчас он состоит из всех предусмотренных системой оплаты труда выплат, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСН в части взносов в ФСС России. В следующем году в средний заработок будут включены все выплаты и вознаграждения в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в фонд в соответствии с Законом N 212-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в ФСС России входят выплаты и вознаграждения по трудовым договорам. О каких выплатах идет речь? Трудовое законодательство оперирует понятием "заработная плата" (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат (ст. 129 ТК РФ).
Что следует понимать под выплатами и вознаграждениями по трудовому договору, законы N 212-ФЗ и N 255-ФЗ не разъясняют. Однако в части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ сказано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время - постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию".
Как сообщили редакции журнала "Зарплата" специалисты ФСС России, в этот документ готовятся поправки. Возможно, в его новой редакции укажут, какие выплаты и вознаграждения нужно учитывать при расчете пособий. Как только изменения будут приняты, мы сообщим о них на страницах журнала и на сайте www.zarp.ru.
Однако еще до принятия названных выше поправок можно утверждать, что страховые взносы не начисляются:
- если выплаты и вознаграждения не являются объектами обложения страховыми взносами (ч. 3 и 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Например, выплата по договору купли-продажи;
- выплаты и вознаграждения входят в список необлагаемых выплат (ст. 9 Закона N 212-ФЗ). В частности, к ним относятся государственные пособия, законодательно установленные компенсации и т.п. Подробнее об этом мы рассказали в статье "Замена ЕСН страховыми взносами" ("Зарплата", 2009, N 9).
Ограничение размера пособий
Из Закона N 255-ФЗ исключено понятие "максимальный размер пособия". С 2010 года при расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно учитывать их предельные размеры, которые зависят от предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России. В следующем году она составит 415 000 руб., в дальнейшем будет ежегодно индексироваться (ч. 4 и 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности
Предельная сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС России, будет зависеть от продолжительности страхового стажа работника и от предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 7 и ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) (табл. 2).
Рассмотрим, как в 2010 году будет происходить расчет пособия по временной нетрудоспособности.
Таблица 2
Страховой стаж | Сумма пособия | Примечание |
До шести месяцев | В размере, не превышающем МРОТ за календарный месяц | - |
От шести месяцев до пяти лет | 60% среднего заработка | При расчете пособия нужно сравнить средний дневной заработок работника со средним дневным заработком, который получен путем деления 415 000 руб. на 365 дней |
От пяти до восьми лет | 80% среднего заработка | |
Восемь лет и более | 100% среднего заработка |
Алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности в 2010 году
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, будут определены Правительством РФ (ч. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Представляем общий алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из положений новой редакции Закона N 255-ФЗ.
1. Определяем расчетный период. По общему правилу он равен 12 календарным месяцам, предшествующим месяцу наступления временной нетрудоспособности.
2. Находим размер фактического заработка в расчетном периоде. При его расчете учитываются все выплаты и вознаграждения работнику, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России.
3. Определяем средний дневной заработок исходя из фактического заработка работника. Для этого сумму фактического заработка нужно разделить на количество календарных дней расчетного периода. Если расчетный период (12 календарных месяцев) был отработан полностью, то количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего дневного заработка, равно 365.
4. Находим средний дневной заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России (415 000 руб.). Для этого 415 000 руб. нужно поделить на 365 дней.
5. Сравниваем суммы из пункта 3 и 4 и выбираем меньшую из них.
6. Определяем размер дневного пособия исходя из страхового стажа работника. Для этого средний дневной заработок (см. пункт 5) умножаем на 60, 80 или 100% в зависимости от страхового стажа работника.
7. Рассчитываем пособие по временной нетрудоспособности. Оно
равно произведению суммы дневного пособия и количества календарных дней нетрудоспособности.
Пример. Работник болел в течение всего календарного месяца, который состоит из 31 календарного дня. Его страховой стаж равен четырем годам, сумма фактического заработка за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, составляет 600 000 руб. Расчетный период сотрудник отработал полностью. Как определить сумму пособия по временной нетрудоспособности?
Решение. Согласно условию расчетный период отработан полностью, сумма фактического заработка за расчетный период составляет 600 000 руб. Определим средний дневной заработок работника. Он равен 1643,84 руб. (600 000 руб. : 365 календ. дн.).
Теперь рассчитаем средний дневной заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Он составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 календ. дн.).
Сравним две суммы. Средний дневной заработок, исчисленный исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, меньше среднего дневного заработка работника (1136,99 руб. < 1643,84 руб.), следовательно, исходя из него рассчитаем сумму дневного пособия. Оно составит 60% среднего дневного заработка, поскольку страховой стаж работника меньше пяти лет, - 682,19 руб. (1136,99 руб. х 60%). Определим сумму пособия за период болезни. Оно равно 21 147,89 руб. (682,19 руб. х 31 календ. дн.).
Пособие по беременности и родам
Пособие по беременности и родам в 2010 году будет выплачиваться застрахованной женщине за счет средств ФСС России в размере 100% среднего заработка. При расчете пособия также необходимо сравнить средний дневной заработок работницы со средним дневным заработком, который исчислен исходя из 415 000 руб., выбрать меньшую величину и определить сумму пособия по беременности и родам. Об этом говорится в части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Пособие по уходу за ребенком
Пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое за счет средств ФСС России, в 2010 году будет составлять 40% среднего заработка, но не может превышать 13 833,33 руб. за календарный месяц. Данная сумма определяется следующим образом (ч. 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):
415 000 руб. : 12 мес. х 40% = 13 833,33 руб.
При этом ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком не может быть меньше 1500 руб., а по уходу за вторым и последующими детьми - 3000 руб. Эти величины индексируются и на 1 января 2009 года составляли 1873,1 и 3746,2 руб. соответственно.
Если не было периода работы
В Закон N 255-ФЗ также добавлена норма по исчислению пособий в тех случаях, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая не имеет периода работы или службы. Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ теперь в такой ситуации пособия исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы) у данного страхователя, предшествующие месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Периоды службы включаются в стаж
В настоящее время в страховой стаж для расчета пособий включаются периоды работы по трудовому договору, гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).
С 2010 года в страховой стаж будут включаться периоды прохождения службы в армии и иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Об этом говорится в части 1.1, введенной в статью 16 Закона N 255-ФЗ.
И.А. Гаврикова
"Зарплата", N 10, октябрь 2009 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом читайте на с. 28 номера. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия