Теперь фирма может наказать чиновника
У компаний появилась возможность наказать некомпетентного чиновника рублем, подав на него жалобу. Теперь сотрудники государственных учреждений несколько раз подумают, прежде чем нарушать порядок и сроки оказания государственных и муниципальных услуг.
В процессе своей деятельности все компании прибегают к услугам чиновников. Так, например, налоговые инспекции ставят компании на учет, предоставляют выписки из ЕГРЮЛ, консультируют по применению налогового законодательства и т.д. Как показывает практика, качеством предоставляемых услуг удовлетворены далеко не все фирмы.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ внес поправки, которые призваны урегулировать досудебное обжалование при предоставлении госуслуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц за несоблюдение требований законодательства. Необходимость поправок была вызвана тем, что поступающие жалобы чиновники игнорировали или отвечали формально. Получалось, что некомпетентные чиновники не несли ответственность, как и должностные лица, которые рассматривали жалобы и давали отписки, поскольку законодательством не были установлены процедура рассмотрения жалоб и ответственность этих лиц.
Конечно, организации в таком случае могут обратиться в суд. Однако судебная волокита весьма затратна во временном, финансовом и организационном отношении. При этом вопрос, по которому принимают судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя. Сейчас же фирмы могут подавать жалобу на провинившегося чиновника, не боясь, что она останется без внимания.
Жалобу можно направить в письменном или электронном виде в учреждение, предоставляющее государственную услугу. А на решения, принятые руководителем последнего, - в вышестоящий орган.
В обязательном порядке жалоба должна содержать:
- наименования учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица;
- наименование, сведения о месте нахождения заявителя юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес, по которым заявителю должен быть направлен ответ;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) чиновников;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с данным решением или действием (бездействием) чиновников.
Пример жалобы приведен выше.
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Руководителю ИФНС России N 24 по г. Москве
Мартыновой Елене Олеговне
от ООО "Капсула"
ИНН 772412312213 КПП 772401001 115569,
г. Москва, ул. Шипиловская, д. 17, оф. 7
Тел.: 555-55-55
Жалоба
Поступинова Л.И., специалист 1-го разряда отказалась принимать запрос от 16.01.2012 на предоставление выписки из ЕГРЮЛ. По просьбе организации причину отказа инспектор указала на самом запросе: наличие задолженности по налогам.
Считаем отказ неправомерным. Поскольку выписка из ЕГРЮЛ о самой организации выдается по запросу бесплатно в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения запроса. Законодательство не ограничивает право на получение выписки по причине наличия задолженности по налогам (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц").
В связи с этим просим признать действия сотрудника ИФНС России N 24 по г. Москве Л.И. Поступиновой незаконными и привлечь ее к административной ответственности на основании статьи 5.39 КоАП РФ.
Приложение:
1) копия запроса о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ с пометкой о причине отказа.
Генеральный директор
ООО "Капсула" Порков Порков А.В.
----------------- -------------------
17.01.2012
Жалоба будет рассмотрена в течение 15 рабочих дней с даты регистрации. Если речь идет об отказе в приеме документов у заявителя, в исправлении допущенных опечаток и ошибок (о нарушении установленного срока таких исправлений) - в течение пяти рабочих дней. Правительство вправе определить случаи, когда срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
После рассмотрения не позднее дня, следующего за принятием решения, заявителю направляют мотивированный ответ.
Чтобы не получить отказ, советуем запастись подтверждением доводов, изложенных в жалобе. Например, если госслужащий отказывает в предоставлении услуг, компания вправе попросить его письменно указать причину. Возможно, уже на этой стадии чиновник пересмотрит свое решение, поскольку с 1 января 2012 года Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность должностных лиц, которые нарушают порядок и сроки предоставления государственных услуг. За какие именно нарушения можно привлечь чиновника к ответственности, смотрите в таблице ниже.
За что могут оштрафовать чиновника
Вид нарушения | Ответственность должностных лиц | Основание |
Отказ выдать информацию, предоставление которой предусмотрено федеральными законами | От 1000 до 3000 руб. | Статья 5.39 КоАП РФ |
Несвоевременное предоставление информации либо выдача заведомо недостоверных сведений | От 1000 до 3000 руб. | Статья 5.39 КоАП РФ |
Нарушение порядка и (или) сроков предоставления государственной услуги | От 3000 до 5000 руб. | Часть 1 ст. 5.63 КоАП РФ |
Требование при предоставлении услуги документов или платы, не предусмотренных законодательством | От 5000 до 10 000 руб. | Часть 2 ст. 5.63 КоАП РФ |
Нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение должностного лица от принятия жалобы к рассмотрению | От 20 000 до 30 000 руб. | Часть 3 ст. 5.63 КоАП РФ |
С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
А. Александров,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
юрисконсульт
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.