В ходе проведения проверки по НДС в отношении нашего учреждения направлено требование о представлении сведений, связанных с начислением и уплатой НДС, в виде таблиц, формы которых приведены в требовании. Должно ли наше учреждение представлять в налоговый орган указанные таблицы?
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ч. 1 ст. 88 НК РФ).
Примечание. Камеральная проверка проводится на основании представленных учреждением налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, имеющихся у налогового органа и содержащих сведения об учреждении.
Примечание. Согласно ч. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Эти документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения требования (ч. 3 ст. 93 НК РФ). Необходимо отметить, что в случае, если учреждение не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Обратите внимание! Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) учреждения лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления последнего (ч. 1 ст. 93 НК РФ).
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган:
- лично налогоплательщиком;
- через его представителя;
- по почте заказным письмом;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
Согласно ч. 7 ст. 88 НК РФ налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ. Кроме того, налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также когда документы, представленные в налоговые органы, были утрачены вследствие действия непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, требования налогового органа неправомерны.
Е.Н. Вихляева,
советник отдела косвенных налогов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
1 июля 2011 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"