Учет расходов на связь
Любое государственное (муниципальное) учреждение имеет средства связи, разнообразие которых зависит от специфики деятельности. Отражение в учете операций, имеющих отношение к связи, будет зависеть от типа учреждения. Обратим внимание на особенности учета расходов на услуги связи в бюджетных и автономных учреждениях.
Нормирование расходов на связь
Согласно пункту 18 приказа Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (далее - Приказ N 137н/527) в состав затрат на общехозяйственные нужды включаются нормативные затраты на приобретение услуг связи.
Кроме этого в пункте 24 Приказа N 137н/527 определено, что нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.
Однако следует заметить, что в пункте 138 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:
- прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
- накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
- общехозяйственные расходы;
- издержки обращения.
В связи с этим бюджетному или автономному учреждению необходимо определиться, какие расходы по услугам связи следует отнести к накладным расходам, а какие к общехозяйственным расходам.
Следующим этапом будет распределение расходов на услуги связи для определения стоимости государственных (муниципальных) услуг. Согласно пункту 134 Инструкции N 157н распределение накладных расходов производится одним из следующих способов, пропорционально:
- прямым затратам по оплате труда;
- материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Способы распределения общехозяйственных расходов в Инструкции N 157н не определены. Однако данные способы определены в пункте 26 Приказа N 137н/527, согласно которому, в случае если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
- пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел., посещений и т.д.) либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
- пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);
- путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для учреждения;
- пропорционально иному выбранному показателю.
Пример 1
Бюджетному учреждению выставлены счета на оплату стационарной телефонной связи в размере 2000 руб., данные расходы отнесены к общехозяйственным расходам. Бюджетное учреждение оказывает два вида государственных (муниципальных) услуг. Заработная плата сотрудников, оказывающих первую государственную услугу, составляет 80 000 руб. в месяц, оказывающих вторую - 60 000 руб. Распределение общехозяйственных расходов в соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения осуществляется пропорционально прямым затратам по оплате труда.
Дебет 4 109 80 221
"Общехозяйственные расходы в части услуг связи"
Кредит 4 302 21 730
"Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи"
- отражены расходы на услуги связи в сумме 2000 руб.;
Дебет 4 109 60 221
"Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 4 109 80 221
"Общехозяйственные расходы в части услуг связи"
- распределение общехозяйственных расходов на государственную услугу N 1 в сумме 1142,86 руб. (2000 х (80 000 : 140 000));
Дебет 4 109 60 221
"Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 4 109 80 221
"Общехозяйственные расходы в части услуг связи"
- распределение общехозяйственных расходов на государственную услугу N 2 в сумме 857,14 руб. (2000 х (60 000 : 140 000)).
Учет конвертов
Одним из распространенных видов расходов в государственных (муниципальных) учреждениях, относящихся к расходам на услуги связи, являются расходы на услуги почтовой связи. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н (далее - Указания N 190н), по подстатье 221 "Услуги связи" КОГСУ отражаются расходы почтовой связи, включающие в себя:
- пересылку почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);
- оплату маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением;
- пересылку пенсий и пособий;
- пересылку почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;
- приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков;
- абонентскую плату за пользование почтовыми абонентскими ящиками. Очевидно, из данной нормы следует, что в зависимости от того, используются маркированные или немаркированные конверты и почтовые бланки, зависит статья (подстатья) КОГСУ, по которой осуществляется их приобретение, а также порядок их отражения в учете. Приобретение немаркированных конвертов и бланков осуществляется по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Из содержания статьи 169 Инструкции N 157н следует, что почтовые марки, а также маркированные конверты и бланки относятся к денежным документам.
Пример 2
Бюджетное учреждение приобрело маркированные конверты на сумму 800 руб. Данные конверты были выданы подотчетному лицу. За отчетный период было использовано маркированных конвертов на сумму 600 руб. Стоимость использованных маркированных конвертов относится на общехозяйственные расходы.
Дебет 4 201 35 510
"Поступления денежных документов в кассу учреждения"
Кредит 4 302 21 730
"Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи"
- приобретены маркированные конверты на сумму 800 руб.;
Дебет 4 208 21 560
"Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи"
Кредит 4 201 35 610
"Выбытия денежных документов из кассы учреждения"
- выданы подотчетному лицу маркированные конверты на сумму 800 руб.;
Дебет 4 109 80 221
"Общехозяйственные расходы в части услуг связи"
Кредит 4 208 21 660
"Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате услуг связи"
- списаны расходы на использованные маркированные конверты в сумме 600 руб.
Использование франкировальной машины
В зависимости от объема почтовых отправлений учреждение может использовать франкировальную машину. Франкировальная машина - это машина, предназначенная для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации (ст. 2 Закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ)).
Согласно статье 11 Закона N 176-ФЗ для применения франкировальной машины необходимо разрешение, выданное соответствующими органами Россвязьнадзора. Выдача такого разрешения осуществляется в порядке, установленном приказом Мининформсвязи России от 29 сентября 2006 г. N 127.
При использовании франкировальной машины в учреждении возникает необходимость в определении сумм затрат, связанных с отправкой корреспонденции. При этом существует два варианта:
- путем суммирования произведенных почтовых расходов;
- путем вычитания таких расходов из исходной суммы, установленной на счетчике кассового механизма.
При первом варианте работник почтового отделения ежемесячно снимает показания счетчика франкировальной машины. По показаниям счетчика выставляется счет (счет-фактура), к которому прилагается акт выполненных работ.
При втором варианте учреждение должно перечислить на счет почтового отделения определенную сумму денежных средств (аванс). Работник почты при программировании машины внесет данную сумму в ее память. При этом варианте при отправке корреспонденции нужно будет указать сумму расходов на ее отправку. После использования всей суммы аванса франкировальная машина автоматически выключается.
Следует отметить, что расходы на оплату услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр франкировальной машины осуществляются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При определении источника, за счет которого будут покрываться данные расходы, следует отметить, что перечень общехозяйственных расходов, определенных в пункте 18 Приказа N 137н/527, не является закрытым. В данном пункте существует позиция "прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды", соответственно при определении нормативных затрат на общехозяйственные нужды учредитель бюджетного или автономного учреждения может включить данные расходы в прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды и тем самым покрывать данные расходы за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Из Указаний N 190н следует, что по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ отражается абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками, то есть государственное (муниципальное) учреждение может получать корреспонденцию по своему почтовому адресу или с использованием абонементного почтового ящика.
Если учреждение выбирает второй вариант, оно должно обратиться с письменным заявлением в отделение почтовой связи и заключить договор. Размер и условия предоставления абонентской платы устанавливаются в договоре, заключенном между почтовой организацией и учреждением - пользователем почтового ящика.
Существуют различные виды абонентских ящиков и шкафов, в частности:
- почтовый абонентский ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений;
- абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений;
- абонементный почтовый шкаф - устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются адресатами на определенный срок для получения почтовых отправлений;
- почтовый шкаф опорного пункта - специальный запирающийся шкаф, предназначенный для временного хранения почтовых отправлений на доставочных участках или для получения адресатами почтовых отправлений.
В настоящее время существует такой не очень распространенный способ учета стоимости оказанных почтовых услуг, как использование авансовой книжки. В случае если выбран данный способ учета стоимости оказанных почтовых услуг, учреждение заключает с почтовым отделением договор, предметом которого являются расчеты за почтовые услуги с применением авансовой книжки. Далее учреждение перечисляет денежные средства в качестве аванса в счет последующей отправки телеграмм и писем и за приобретение авансовой книжки. Расходы учреждения отражаются в авансовой книжке по мере отправки корреспонденции. На сумму расходов на оказанные услуги учреждению выставляется счет-фактура и прилагаются акт выполненных работ и реестр отправленной корреспонденции. При этом следует отметить, что возникает необходимость в принятии на учет авансовой книжки, который осуществляется на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Расходы на мобильную связь
В настоящее время почти любое государственное (муниципальное) учреждение использует сотовую связь. При этом могут существовать различные варианты обеспечения сотрудников учреждения сотовой связью:
- учреждение приобретает телефонные аппараты, подключает их к корпоративному тарифу и выдает сотрудникам учреждения;
- учреждение приобретает и выдает сотруднику лишь сим-карту, подключенную к корпоративному тарифу. При данном варианте сотруднику придется пользоваться своим телефонным аппаратом;
- учреждение лишь компенсирует сотрудникам расходы, которые они понесли при использовании собственных сотовых телефонов.
При рассмотрении первого варианта следует обратить внимание на следующее. В первую очередь это вид финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений, за счет которого будут приобретаться телефонные аппараты. Из содержания норм, определенных в Приказе N 137н/527, следует, что расходы на приобретение основных средств не будут включаться в субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. В данной ситуации видом финансового обеспечения, за счет которого будет приобретаться телефонный аппарат, станет субсидия на иные цели. Следовательно, при отражении в учете операций по приобретению телефонного аппарата бюджетные и автономные учреждения используют код вида финансового обеспечения 5 (субсидии на иные цели). Второй момент, на который следует обратить внимание, - это способ учета приобретенных вместе с телефоном аксессуаров (чехлов, гарнитур, зарядных устройств, док-станций и т.п.). Исходя из норм Инструкции N 157н, а также принимая во внимание судебную практику (постановление ФАС Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. по делу N А55-9496/2008), можно сделать вывод о том, что телефонный аппарат и аксессуары к нему не являются комплексом имущества, то есть каждый аксессуар нужно учитывать отдельно.
Второй составляющей при данном варианте является сим-карта. Согласно Указаниям N 190н ее приобретение осуществляется по подстатье 221 "Услуги связи" КОГСУ и отражается как расходы на услуги связи. Порядок учета таких расходов (единовременно или равномерно) зависит от того, как будут расходоваться средства, уплаченные при приобретении сим-карты. При этом существует два варианта:
- средства зачисляются на абонентский счет и будут в дальнейшем расходоваться на оплату услуг связи. Следовательно, данная сумма относится на расходы по мере использования на основании счетов оператора связи;
- средства на счет абонента не зачисляются. Следовательно, данная сумма относится на расходы единовременно.
В случае если учреждением выбран вариант, когда осуществляется только выдача сим-карты, возникает необходимость в выплате компенсации сотруднику за использование собственного имущества в служебных целях. В этой ситуации сотрудник учреждения подает докладную записку на имя руководителя учреждения, в которой указывает, что в связи с получением сим-карты без телефонного аппарата он будет использовать в служебных целях собственный телефонный аппарат. В записке следует указать модель данного телефона и то, с какого момента он используется в служебных целях.
На основании докладной записки издается приказ по учреждению об использовании сотрудником собственного имущества в служебных целях и устанавливается размер компенсации. Докладная записка и приказ будут основанием для начисления компенсации сотруднику и учета ее в расходах.
В случае если учреждение использует третий вариант, необходимо обратить внимание на содержание внутренних документов, регламентирующих вопросы использования сотовой связи. Должен быть перечень должностей, занимая которые работники имеют право на получение компенсации за использование личных телефонных аппаратов в служебных целях. В регламенте использования сотовой связи прописываются условия выплаты компенсаций: только за звонки, совершенные в рабочее время, или возможна оплата еще и звонков, совершенных в нерабочее время, по выходным. В регламенте обязательно должен быть прописан порядок подтверждения сотрудниками своих расходов на сотовую связь. Поэтому от сотрудника необходимо потребовать договор с оператором сотовой связи и счета от операторов связи. Однако некоторые тарифные планы, по которым подключают к сотовой сети физических лиц, не предусматривают выставление счета даже за дополнительную плату. Пользователи могут лишь посмотреть свои расходы на сайте оператора связи в личном кабинете. В данной ситуации счет оператора связи нужно будет заменить распечаткой детализации переговоров из личного кабинета и служебной запиской сотрудника, в которой он укажет, какие звонки были служебными.
Лимитирование сотовой связи
Вне зависимости от рассмотренных выше вариантов обеспечения сотовой связью сотрудников учреждению необходимо будет определиться и с таким вопросом, как лимиты по сотовой связи для сотрудников.
Несомненно, принятие решения о введении лимитов по сотовой связи должно быть зафиксировано в соответствующих внутренних документах учреждения. При этом установленный лимит расходов на сотовую связь не гарантирует, что все звонки в пределах лимита носят рабочий характер, а звонки, выходящие за его пределы, носят личный характер. Поэтому в любом случае необходимо документальное подтверждение рабочего характера звонков. На наш взгляд, во внутренних документах, регламентирующих лимиты расходов на сотовую связь, следует предусмотреть возможность увеличения лимита в определенных ситуациях по распоряжению руководителя учреждения (например, в случае нахождения сотрудника в командировке). Решение об увеличении лимита принимает руководитель учреждения на основании заявления сотрудника с указанием причины превышения лимита.
Налогообложение
Перед рассмотрением вопросов, посвященных налогообложению при использовании мобильной связи в учреждениях, следует обратить внимание на то, что с 2011 года статья 321.1 Налогового кодекса была отменена. Возникает вопрос: каким образом для целей налогообложения принимать расходы, по которым существует два источника финансирования? На наш взгляд, в связи с отменой статьи 321.1 Налогового кодекса учреждения должны выработать ряд методик, в частности:
- методику оплаты расходов услуги связи за счет бюджетных средств и средств от деятельности, приносящей доход. Данная методика необходима во избежание претензий со стороны контролирующих органов, связанных с оплатой учреждением расходов по предпринимательской деятельности за счет бюджетных средств;
- методику определения сумм расходов на услуги связи, осуществляемые за счет двух источников (бюджетного и внебюджетного) с целью определения облагаемой базы по налогу на прибыль.
На наш взгляд, оптимальным вариантом в данной ситуации будет наличие единой методики.
В первую очередь необходимо определить документ, в котором данная методика будет закреплена. Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Из представленного определения учетной политики для целей налогообложения следует, что выбранную в учреждении методику следует закрепить в учетной политике учреждения для целей бухгалтерского и налогового учета.
Во-вторых, необходимо определить показатели для методики, на основе которых будут определяться суммы платежей за счет тех или иных источников, а также суммы, которые будут приниматься в расчет при определении налогооблагаемой базы. При определении показателей методики следует учитывать норму пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, в которой определено, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Вследствие этого показатели методики должны быть с экономической точки зрения обоснованными. На наш взгляд, такими показателями могут быть:
- показатель, определенный на основе соотношения бюджетного финансирования и доходов от деятельности, приносящей доход (по аналогии со ст. 321.1 НК РФ);
- показатель, определенный на основе соотношения количества сотрудников, оплата труда которых осуществляется за счет бюджетных источников, и количества сотрудников, оплата труда которых осуществляется за счет внебюджетных источников;
- иной показатель.
Выбор того или иного показателя влияет на суммы платежей за счет тех или иных источников, а также на суммы, которые будут приниматься в расчет при определении налогооблагаемой базы. И в этой связи следует учитывать следующее:
- согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
- согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Наличие лимитов на сотовую связь не только влияет на сумму расходов, которая будет учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, но и затрагивает НДС. В данном случае принимать к вычету можно будет только тот НДС, который относится к лимитированным расходам, так как только эти услуги учреждение признает расходами и, соответственно, только они будут использованы в деятельности, облагаемой НДС. Счет-фактуру от оператора сотовой связи вносят в журнал учета полученных счетов-фактур. При этом в книге покупок отражают не всю сумму НДС, а только ту, которая приходится на лимитированные услуги сотовой связи.
Пример 3
Стоимость телефонных переговоров у сотрудника за месяц составила 1416 руб. (включая НДС - 216 руб.). В учреждении данному работнику установлен лимит в размере 1180 руб. (включая НДС - 180 руб.). Соответственно к вычету принимается НДС в сумме 180 руб.
В учреждениях у ряда сотрудников может быть безлимитный тариф. Соответственно возникает вопрос: в каком объеме учитывать расходы по услугам сотовой связи при определении налогооблагаемой прибыли? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к письму Минфина России от 13 октября 2006 г. N 03-03-04/2/217. В данном письме определено, что расходы организации на оплату услуг сотовой связи принимаются в уменьшение базы по налогу на прибыль в пределах лимитов, установленных приказом руководителя организации. Из судебных решений следует обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А32-246/2008-12/27, в котором были признаны обоснованными затраты общества на предоставление своему работнику безлимитной сотовой связи, поскольку она ему необходима для выполнения служебных обязанностей.
В случае если в учреждении выплачивается компенсация за использование в служебных целях телефонного аппарата сотрудника, необходимо рассмотреть вопросы, связанные с НДФЛ, страховыми взносами и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Следовательно, денежная компенсация за использование в служебных целях телефонного аппарата, принадлежащего сотруднику, не облагается НДФЛ в размерах, установленных учреждением. При этом следует обратить внимание на письма Минфина России от 17 июня 2009 г. N 03-04-06-01/138, от 2 марта 2006 г. N 03-05-01-04/43. Из содержания данных писем следует, что размер компенсации должен иметь экономическое обоснование и при его определении нужно исходить из документально подтвержденных стоимости мобильного телефона и времени телефонных разговоров по служебным и личным целям. Кроме этого учреждение должно располагать документами, подтверждающими право собственности работника на используемое имущество.
Исходя из анализа подпункта 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса следует сделать вывод, что не облагается НДФЛ компенсация расходов на услуги связи, произведенные сотрудником в служебных целях, так как данные расходы осуществляются в интересах учреждения, а не налогоплательщика - физического лица (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. N 03-03-06/2/178).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. На основании данной нормы в письме Минздравсоцразвития России от 6 августа 2010 г. N 2538-19 сделан вывод о том, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного мобильного телефона, не облагается страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей, в размере, определяемом соглашением между организацией и сотрудником. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием данного имущества для целей трудовой деятельности. То есть учреждение должно располагать копиями документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество и расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, как и в случае с НДФЛ и страховыми взносами, компенсация, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного мобильного телефона в служебных целях, а также компенсация расходов на услуги связи не подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернета и иных аналогичных систем). При этом, как всегда, необходимо помнить о норме, определенной в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. На основании ряда писем Минфина России, в том числе от 13 октября 2010 г. N 03-03-06/2/178, от 19 января 2009 г. N 03-03-07/2, можно сделать вывод о том, что для подтверждения обоснованности расходов по оплате услуг сотовой связи необходимо иметь:
- установленный приказом руководителя организации лимит расходов на пользование услугами сотовой связи;
- утвержденный руководителем организации перечень должностных лиц, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо пользоваться сотовой связью;
- договор с оператором сотовой связи.
В настоящее время существуют различные позиции по вопросу, связанному с детализацией счетов. Позиция Минфина России, изложенная в письмах от 19 января 2009 г. N 03-03-07/2, 5 июня 2008 г. N 03-03-06/1/350, заключается в том, что для признания расходов на сотовую связь налогоплательщик должен иметь детализированные счета оператора связи. При этом в большинстве случаев судебная практика придерживается иного мнения, о чем свидетельствуют постановления ФАС Московского округа от 29 января 2010 г. N КА-А40/14759-09-2 по делу N А40-571/09-76-3, от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4697-09-2 по делу N А40-34897/08-117-96, от 7 февраля 2007 г., 9 февраля 2007 г. N КА-А40/113-07 по делу N А40-53975/06-116-266.
С.Г. Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО "ЦентрАудит М"
"Бюджетный учет", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100