Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Общее образование Управления.
Гл. I. Состав и предметы Главного Управления.
§ 12. Два Главные Управления полагаются в Сибири: одно именуется Западным Сибирским и находится в Тобольске, а другое Восточным Сибирским, и находится в Иркутске.
§ 13. Главное Управление составляют Генерал-Губернатор и Совет.
§ 14. Совет составляют Советники Главного Управления, определяемые Высочайшими указами. Из них три определяются, яко производители дел, по представлению Генерал-Губернатора, и три по представлению от Министерства. В недостатке сих последних, вместо них, присутствуют в Совете главные чиновники той Губернии, где находится Главное Управление, и именно: Гражданский Губернатор, и Председатели Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда.
§ 15. В Совет приглашаются для совещания, по востребованию дел, Бригадный Начальник Внутренней Стражи, Окружной Начальник Путей Сообщения, Гражданский Губернатор, Председатели Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда, Почт-Директор, и тому подобные Начальники разных особенных частей, в состав Губернского управления не входящих.
§ 16. В отсутствие Генерал-Губернатора вне вверенных ему Губерний, или за продолжительной болезнью место его в Совете занимает тот из Гражданских Губернаторов, который им будет к тому уполномочен.
Примечание. Отсутствие Генерал-Губернатора для образования Губерний не прерывает звания Председателя. Положения Совета в сем случае представляются ему на утверждение.
§ 17. Общий предмет Главного Управления есть надзор над правильным и успешным движением всех подчиненных ему управлений и доставление им нужных разрешений.
§ 18. Надзор объемлет два рода предметов: одни зависят от непосредственного действия Генерал-Губернатора, другие должны быть предварительно соображены и уважены в Совете.
§ 19. Предметы, к непосредственному действию Генерал-Губернатора принадлежащие, суть: 1) побуждение к скорому и законному производству дел в местах подчиненных. 2) Обозрения как общие, так и частные местных управлений, и ревизия их дел или непосредственно, или через чиновников, а в важных случаях составлением из них следственных Комиссий. 3) Определение и увольнение чиновников в порядке, для сего установленном. 4) Временный распорядок в случае недостатка Губернских чиновников в одном месте и дополнение их из другого. 5) Рассмотрение и представление о наградах.
§ 20. Предметы, подлежащие соображению в Совете, суть:
I. По надзору за движением дел.
1. Рассмотрение ежегодных отчетов по Губернскому управлению.
2. Рассмотрение частных обозрений, ревизий и следствий, и возникающие от того меры взыскания, случаи устранения, удаления, отрешения и предания суду.
3. Рассмотрение замечаний Губернского Прокурора и Губернских Стряпчих по неправильному или медленному производству дел в местах Губернских.
4. Рассмотрение дела по частным жалобам, на Губернские места приносимым в медленности, в неправильности производства, или в отказе правосудия.
Примечание. Замечания и жалобы принимаются и рассматриваются в Совете в том единственно случае, когда они приносятся на производство дел в неправильности, медленности, или в отказе правосудия, а не на существо Судебных решений, коих рассмотрение принадлежит к порядку апелляционному или ревизионному, и ни под каким предлогом не может входить в предметы Совета.
5. Разрешение споров о подсудности или принадлежности дел между Губернскими местами.
II. По разрешению сомнений в исполнении законов.
1. Рассмотрение случаев, в коих признано будет нужным остановить исполнение Судебных приговоров и определений, и о незаконности их представить Правительствующему Сенату.
2. Пересмотр дел уголовных по представлениям Гражданских Губернаторов, в случае несогласия их с приговорами Губернского Суда.
3. Случаи, в коих предполагается по уважению нужд и местных обстоятельств представить высшему Начальству о новом постановлении, ограничении, отмене или дополнении существующих положений.
4. Случаи сомнения в издаваемых вновь узаконениях по замечаниям Губернских Советов, и представление об оных в установленном для сего порядке.
5. Случаи чрезвычайные, в коих требуются решительные меры, в законах с точностью неопределенные. Из сего исключаются те случаи, кои Генерал-Губернатор признает или столько настоятельными, что не можно ожидать на них мнения Совета, или столько тайне подлежащими, что единство действия найдет он необходимым, и потому разрешает их непосредственно.
6. Пересмотр и составление общих правил в подтверждение или пояснение существующих положений по равным частям Управления.
7. Рассмотрение случаев, в коих предполагается принять меры к пресечению непомерной роскоши и жестокости, наложение опек по правилам для сего установленным.
III. По хозяйственному Управлению.
1. Рассмотрение и общее по Губерниям и Областям соображение сметы и раскладки городских, земских и волостных доходов, расходов и повинностей.
2. Главные местные меры по продовольствию хлебом, вином и солью.
3. Рассмотрение случаев несостоятельности и затруднений в подрядах, поставках и доверенных поручениях (комиссиях).
4. Рассмотрение убытков и вреда, случившегося по казенному имуществу, и меры обеспечения.
5. Представление высшему Начальству о назначении сумм на действие разных частей сверх штатного положения и в особенности на какие-либо новые предприятия или заведения.
6. Разрешение случаев при рекрутских наборах.
7. Рассмотрение и утверждение контрактов и условий на сумму свыше 10.000 рублей.
Гл. II. Состав и предметы Губернского Управления.
§ 21. Губернское управление содержит в себе Управление общее и частное.
Отд. I. Состав и предметы общего Губернского Управления.
§ 22. Общее Губернское Управление составляют: Гражданский Губернатор и Губернский Совет.
§ 23. Губернский Совет составляют: Председатель Губернского Правления, Председатель Казенной Палаты, Председатель Губернского Суда и Губернский Прокурор.
§ 24. Чиновники, управляющие особенными в Губернии установлениями, как то: Губернский Почтмейстер, Директор училищ и тому подобные, приглашаются в Губернский Совет для присутствия по востребованию дел, к ним относящихся.
§ 25. В Губернский Совет приглашаются, для объяснения дел, Советники тех частей, коих дела подлежат рассуждению.
§ 26. В отсутствии или за болезнью Председателей, присутствуют в Губернском Совете старшие тех мест Советники.
§ 27. Гражданский Губернатор есть Председатель Губернского Совета.
§ 28. В отсутствие Гражданского Губернатора или за продолжительной болезнью Председатель Губернского Правления занимает его место.
§ 29. Присутствие Председателей в Губернском Совете не прерывает течения дел ни в Губернском Правлении, ни в Казенной Палате, ни в Губернском Суде; в сих местах, во время отсутствия их, звания их отправляют старшие Советники.
§ 30. Для производства дел в Губернском Совете определяются три Начальника Отделений.
§ 31. Существенный предмет общего Губернского Правления есть надзор над правильным и успешным движением всех местных, как Губернских, так и нижних Управлений и доставление им нужных разрешений.
§ 32. В составе дел сего Управления одни зависят непосредственно от Гражданского Губернатора, другие должны быть предварительно соображены и уважены в Губернском Совете.
§ 33. Предметы первого рода суть: 1) побуждение к скорому и законному производству дел и взысканию недоимок во всех местах, как Губернских и Областных, так и в нижних. 2) Пересмотр дел уголовных. 3) Обозрения, как общие, так и частные всех местных Управлений, как Губернских, так Областных и Окружных, и ревизия их дел или непосредственно, или через чиновников, а в важных случаях составлением из них следственных Комиссий. Ревизия дел в местах Губернского Управления производится Гражданским Губернатором не иначе, как лично или через Членов Губернского Совета. 4) Определение и увольнение чиновников в порядке, для сего установленном. 5) Утверждение Членов Дум, Городового Суда и Ратуш по выборам. 6) Утверждение Волостных голов и иногородних Начальников, как то: Тайшей, Князцов, Шуленег, Зайсангов и проч. и в особенности Лам. 7) Временный распорядок в замене Областных и Окружных чиновников по недостатку в одном месте из другого. 8) Рассмотрение и представление о наградах. Отправление в срочное время списков обо всех чиновниках, служащих в Губернии. 9) Ведомости о происшествиях. 10) Распорядок выдачи подорожных паспортов из мест установленных. 11) Дела пограничные. Гражданский Губернатор производит оные по особенному о них положению и под особенным руководством Генерал-Губернатора. 12) Все сношения с воинской частью по делам Полиции, Внутренней стражи и продовольствия. 13) Начальство над городовыми казаками.
I. По надзору за движением дел.
§ 34. Предметы Губернского Совета суть: 1) Состояние ежегодных отчетов по Губернскому Управлению из отчетов, от всех частных Управлений входящих. 2) Рассмотрение всех срочных ведомостей, кои по установленному порядку представляются от Губернских мест Правительствующему Сенату, Министерствам и Генерал-Губернатору, и коих точные списки должны в то же время поступать в Общее Губернское Управление, для наблюдения и надлежащих замечаний. 3) Рассмотрение частных обозрений, ревизий и следствий, и возникающие от того меры взыскания и пени, и случаи удаления, отрешения или предания суду, в порядке для сего определенном и с утверждением Высшего Начальства. 4) Подобные сему случаи, возникающие по представлениям частного Губернского Управления на управления низшие, также по замечаниям Губернского Прокурора и Губернских Стряпчих. 5) Рассмотрение замечаний Губернского Прокурора и Губернских Стряпчих по неправильному или медленному производству дел в местах Областных и Окружных, и меры их исправления. 6) Таковое же рассмотрение по жалобам, в неправильном или медленном производстве дел или в отказе правосудия, приносимым Гражданскому Губернатору или прямо в Губернский Совет на места Областные и Окружные, как Полицейские, так и Судебные.
Примечание. Ограничение, выше сего в § 20 постановленное, не принимать в Совете жалоб на судебные решения о существе дела, и здесь во всей его силе прилагается. 7) Рассмотрение срочных ведомостей о течении дел о подсудимых и содержащихся под стражей, распоряжения и меры от сего происходящие. 8) Рассмотрение жалоб, от городских или волостных обществ на притеснения или злоупотребления приносимых. 9) Охранение прав, торгующим присвоенных; охранение правил о свободе внутренней торговли и особенно торговли жизненными припасами. 10) Производство не классных канцелярских чинов.
II. По разрешению сомнений в исполнении законов.
1. Разрешение недоумений и споров между Губернскими и другими местами возникающих о принадлежности какого-либо рода дел, в Учреждении с точностью неозначенных. 2) Составление правил в подтверждение или пояснение существующих узаконений по частным управлениям. 3) Все случаи, в коих предполагается по уважению нужд и местных обстоятельств представить высшему Начальству о новом постановлении, ограничении, отмене, дополнении или пояснении существующих положений; также случаи сомнений в издаваемых вновь узаконениях.
III. По хозяйственному управлению.
1. Рассмотрение сметы и раскладки городских, земских и волостных доходов, расходов и повинностей. 2) Рассмотрение представлений о главных мерах продовольствия: хлебом, вином и солью, как то: установление образа заготовлений, назначение количеств срока и производство торгов. 3) Торги и подряды всякого рода, если оные превышают сумму 10.000 рублей. 4) Рассмотрение и утверждение контрактов и условий на сумму от 2.000 до 10.000 руб. включительно. 5) Рассмотрение случаев несостоятельности и затруднений в подрядах, поставках и тому подобных предприятиях. 6) Рассмотрение убытков и вреда, случившего по казенному имуществу, и меры обеспечения. 7) Требование сумм на действие разных частей и в особенности на какие-либо новые предприятия или заведения. 8) Разрешение затруднений встречающихся при распорядке рекрутских очередей.
Отд. II. Состав и предметы частного Губернского Управления.
§ 35. Частное Губернское Управление составляют: по делам Полиции, Губернское Правление; по делам хозяйственным, Казенная Палата; по делам судным как гражданским, так и уголовным, Губернский Суд.
I. Состав и предметы Губернского Правления.
§ 36. Губернское Правление составляют: Председатель, старший Советник и три Советника.
§ 37. Каждый Советник имеет свою определенную часть дел. Председатель управляет ими в совокупности.
§ 38. Общее свойство всех дел, Губернскому Правлению принадлежащих, есть охранение безопасности лиц и имуществ мерами предупреждения и пресечения.
§ 39. Посему все дела Губернского Правления делятся на 4 отделения.
§ 40. Предметы первого Отделения суть: 1) Устройство Полиций в городах и округах. Сюда принадлежат: а) выбор и представление об определении и увольнении Чиновников, по части Полиции служащих, рассмотрение их наград и меры взыскания, б) Дела по выборам волостных голов и старост, в) Пожарные заведения, ночная стража, меры к предупреждению и прекращению пожаров лесных, устройство Полицейских помещений в городах, г) Рассмотрение дел об охранении чистоты, о безвредном помещении фабрик и заводов, и устроение городов по планам и фасадам, д) Надзор за безопасностью Путей Сообщения, сношения по устройству дорог, постов и перевозов, надзор за исправностью содержания почт и почтовых домов, особенно же надзор за правильным и умеренным употреблением обывательских подвод по делам Земской Полиции, на основании особенных о том правил. 2) Собрание сведений о происшествиях, составление из них срочных ведомостей для представления Гражданскому Губернатору, и надзор в последствиях сих происшествий. 3) Дела по Медицинской Управе; меры в случае повальных болезней и скотских падежей, прививание оспы. 4) Дела по квартированию войск во внутренней страже, жандармским командам и о городовых казаках.
§ 41. Предметы второго Отделения: 1) обнародование в Губернии Высочайших указов, постановлений Главного в Сибири Управления, положений общего Губернского Управления и всех других Губернских мест. Сюда принадлежат и все извещения к общенародному сведению, как то: вызовы к торгам и подрядам, сыск разных людей и тому подобные. 2) Явка купчих и закладных крепостей и других актов, совершаемых крепостным порядком; запрещение и разрешение имений по приговорам Судебных мест, по указам Правительствующего Сената, по требованию Банков и других кредитных казенных установлений; опись и продажа имений по долгам и взысканиям; надзор над конкурсами; дела по опекай и попечительствам.
Примечание. Явка крепостных актов и верющих писем по округам в Окружных Судах остается на прежнем основании. 3) Дела вексельные. Сюда принадлежат: побуждение Полицейских мест, в случае медленного или неправильного их по предъявленным обязательствам действия. 4) Общий надзор по устройству Канцелярий и Архивов во всех местах подчиненных, Областных и Окружных. Сюда принадлежит определение и увольнение Секретарей и канцелярских чиновников, награды, штрафы, пени, замещения и проч.
§ 42. Предметы третьего Отделения суть: 1) ведомство городских доходов и ежегодное назначение их расходов. Смета и раскладка земских, волостных и инородных повинностей для представления их к надлежащему рассмотрению и утверждению. 2) Ведомство казенных зданий в Губернии. 3) Казенные запасы по продовольствию, относительно их помещения, хранения и употребления. Определение смотрителей, вахтеров и проч. 4) Свод справочных цен. 5) Дела по Приказу Общественного Призрения, со всеми его заведениями; определение и увольнение должностных чиновников и служителей по заведениям. 7) К сему же Отделению принадлежит внутреннее хозяйство Губернского Правления, приход и расход канцелярских сумм, канцелярские припасы и вообще движение сумм, через Губернское Правление проходящих.
§ 43. Четвертое Отделение составляет Экспедиция о ссыльных. Сюда относятся: 1) Все распоряжения о приеме и распределении ссыльных по особенному о том Уставу; определение и увольнение смотрителей поселения. 2) Надзор за Полицией тюремной как в городах, так и в селениях, образ продовольствия в тюрьмах, одежда, чистота и проч.
§ 44. При Губернском Правлении состоят следующие особенные установления: 1) Приказ Общественного Призрения, которой составляют: Председатель Губернского Правления, Инспектор Врачебной Управы, один особый заседатель и Градской Глава Губернского города. Приказ сей действует по общим положениям и имеет свою Канцелярию. 2) Медицинская Управа с принадлежащим к ней оспенным Комитетом, Ветеринарной частью и Аптеками. Состав и предметы Медицинской управы определены общими положениями; но для удобности сношений начальник Управы присутствует по делам ее лично в Губернском Правлении, как Член оного, распоряжения же от Губернского Начальства зависящие, входят в состав второго отделения Канцелярии. 3) Архитекторская часть. 4) Губернская Типография. Она имеет свое положение и состоит в управлении начальника 2 отделения. 5) Канцелярия. 6) Архив. Он имеет также свое положение, и ведается особенно во 2 Отделении.
Состав и предметы Казенной Палаты.
§ 45. Казенную Палату составляют Председатель и положенное в штате число Советников.
§ 46. Каждый Советник имеет свою определенную часть. Председатель управляет ими в совокупности.
§ 47. Общее разделение всех дел, Казенной Палате вверяемых, есть: 1) хозяйство, 2) движение казенных сумм и 3) счетность (контроль).
§ 48. Хозяйство составляют: 1) казенные земли населенные; 2) казенные земли ненаселенные, леса и разные оброчные статьи; 3) фабрики, заводы винные, заводы и промыслы соляные, со статьями доходов, от них происходящими и в казенном управлении состоящими; 4) производство разных казенных заготовлений, подряды и доверенные поручения (комиссии).
§ 49. Как пространство всех сих хозяйственных частей в Губерниях различно: то число отделений, потребных для управления их, в каждой Губернии определяется штатом. Здесь же означаются вообще предметы сих Отделений по взаимной связи их и однородности. Предметы сии суть: 1) казенные земли населенные. Сюда принадлежит наделение крестьян и инородных землями, развод спорных дач установленным порядком, сношения по общему межеванию, перечисление людей из Губерний, уездов и волостей. 2) Казенные земли не населенные. Приведение их в известность при общем и частных размежеваниях, обращение их в оброк; лесное управление; все вообще оброчные статьи. 3) Заводы винные. Дела по питейным сборам, ведомство частных заводов и водочных фабрик. 4) Заводы и промыслы соляные, с принадлежащим к ним соляным управлением, т.е. развозкой соли и оптовой продажей. 5) Казенные фабрики: суконные, стеклянные и другие, где они находятся или впредь устроены быть могут. Сведения о частных фабриках и нужные им пособия. 6) Казенные заготовления. Торги и подряды на сумму от 2.000 до 10.000 рублей; рассмотрение и утверждение условий и контрактов на сумму ниже 2.000 рублей и вообще рассмотрение контрактов, к окружным местам постановленных; наряд чиновников по казенных хозяйственным поручениям. Примечание. Производство торгов и подрядов в уездных городах по исправлению земских повинностей, во уважение дальних расстояний, остается в своей силе.
§ 50. К хозяйственной части принадлежат и горные заводы; но как по свойству их они имеют собственное свое отдельное управление; то дела их и не принадлежат к ведомству Казенных Палат, кроме обыкновенных по связи службы сношений и в нужных случаях содействия.
§ 51. К движению казенных сумм собственно принадлежат все сборы и доходы и обращение их в расход. Главные предметы их суть:
1. Сборы окладные, подушный и оброчный, основанные на ревизии. Сюда принадлежит производство ревизии и перемены, происходящие от перечислений, переселений и новых поселений. Сюда также принадлежит сбор ясака наличного звериными кожами, обращение его в продажу, вымен на ревень и доставление остального по назначению. 2. Сборы неокладные, пошлины, гербовая бумага, паспорта и тому подобные. 3) Сборы на земские повинности. 4) Доходы хозяйственные от оброчных статей, фабрик, заводов от соляной и винной части происходящие. 5) Рекрутский набор, подати и расчеты с ним сопряженные. 6) Движение сумм, содержание окладных книг, распределение по Казначействам частных расписаний, наблюдение за исполнением их, месячные и годовые отчеты приходов, расходов и остатков, наблюдение за поступлением доходов, недоимки и взыскания, перемещение и своз монеты, рассылка и промен ассигнаций.
§ 52. Счетностъ. Ревизия всех счетов и дела с оной сопряженные по особенным о сем изданным правилам. Годовой отчет о доходах и расходах по Губернии.
§ 53. При Казенной Палате состоят следующие установления: 1) Рекрутское Присутствие. Состав его остается на общем положении, исключая того, что Председателем оного есть Председатель Губернского Правления. 2) Чертежная часть землемерская и механическая по особенному о них положению. 3) Канцелярия. 4) Архив.
III. Состав и предметы Губернского Суда.
§ 54. Губернский Суд составляют: Председатель, старший Советник и три Советника.
§ 55. Предметы Губернского Суда суть: рассмотрение гражданских дел по апелляциям, а уголовных и следственных по ревизии.
§ 56. Сверх сих дел к сему же суду принадлежат и случаи Суда Совестного. Дела сего рода должны быть решимы на основании особенно изданных о них узаконений.
Гл. III. Состав и предметы Окружного Управления.
§ 57. По различному состоянию округ, управление их, единообразное в главных началах, приспособляется в подробностях к местным их различиям.
§ 58. Посему в некоторых округах, сверх обыкновенного частного управления Полиции, Суда и Казначейства, полагается Управление общее, коему сии части подчинены, и действуют в оном совокупно.
§ 59. В других округах Управление ограничивается установлением Окружного Суда Полиции и Казначейства.
§ 60. В иных по малолюдству их и роду населения самый Окружной Суд, заменяемый в решении большой части дел родовыми Судами, признается ненужным, и потому все Управление соединяется в одном звании Исправника.
§ 61. Сверх сего в некоторых округах для Управления тех частей, кои по расстоянию или трудностям сообщения не могут с удобностью относиться во всех делах к Земскому Суду, отделяются от оного Заседатели под именем отдельных Заседателей, и части сии именуются отделениями.
§ 62. Сообразно с сими различиями установляются следующие 4 вида в Окружном Управлении: 1) Управление общее и частное. 2) Управление частное. 3) Управление отделений Округов. 4) Управление малолюдных округов, в коих Полиция и хозяйство соединяются в одном звании Земского Исправника.
§ 63. Все сии различия в Округах определяются особенным расписанием.
Примечание. Как при постепенном расширении населения и промышленности в Сибири самое положение Округов изменяется, то и предоставляется Главному Управлению от времени до времени переменять сие расписание, располагая разряды округ сообразно с количеством дел и действительными их нуждами. Но перемены сии должны быть ограничены одним перемещением из одного разряда в другой; образ же Управления, для каждого разряда установленный, должен оставаться непременным.
Отд. I. Состав и предметы общего Окружного управления.
§ 64. Общее Окружное Управление составляют Начальник Округи и Окружной Совет.
§ 65. Совет составляют: Городничий, Окружной Судья, Земский Исправник или старший Заседатель Земского Суда, Окружной Казначей, Стряпчий и Градский Глава, если есть в городе Дума.
§ 66. Окружной Начальник есть Председатель Окружного Совета.
§ 67. В отсутствии его или за болезнью место его занимает старший из Членов.
§ 68. Предметы общего Окружного Управления суть: 1) Надзор над правильным и успешным течением дел, в местах ему подчиненных Окружного, городового и волостного Управления; требование ответов по жалобам или по предъявлениям Окружного Стряпчего, и представление об усмотренных им беспорядках общему Губернскому Управлению. 2) Ежемесячное свидетельство всех сумм и всего казенного имущества, в том числе и хлебных казенных запасов. 3) Ежемесячная ревизия состояния недоимок, и все ли законные меры к успешному их взысканию были действительно приняты. 4) Ежемесячная ревизия дел по всем местам, с кратким показанием причин, по коим остались нерешенными, и в особенности дела следственные и уголовные. 5) Ежемесячная ревизия заведений Приказа. 6) Ежемесячное свидетельство острогов и удостоверение в образе содержания их: а) относительно точности стражи, продовольствия подсудимых, одежды и чистоты; б) не остаются ли подсудимые более трех дней под стражей без формальных в Суде допросов. Примечание. Сверх сих ежемесячных свидетельств, Начальник Округа должен, коль можно чаще, и даже ежедневно, посещать и осматривать заведения Приказа, тюрьмы и магазины. Он имеет право свидетельствовать и казну и все казенное имущество внезапно сверх положенных ежемесячных сроков. - 7) Ревизия справочных цен, как в городе, так и в уезде действительно существовавших. Примечание. По всем сим свидетельствам и ревизиям в Общем Присутствии составляются по данным формам ведомости, и за подписанием всех Членов или с мнениями тех, кои на общее мнение не согласятся, представляются Губернскому Начальству. 8) Определение и увольнение канцелярских чинов, исключая Секретарей, и к штатным должностям, или представление об определении их Начальству в том случае, когда не найдется никого способного к определению из наличных в Округе. 9) Представление о наградах и взысканиях, также и ежегодные послужные списки. 10) Наряд следствий на месте по делам особенной важности. 11) Производство торгов и подрядов по правилам, для сего установленным. 12) Предварительный распорядок городских, земских, волостных и инородных повинностей, и раскладка их на месте с представлением на утверждение высшего Начальства.
§ 69. В Округах, где не состоит общего Окружного Управления, все месячные свидетельства казны и казенного имущества, законом установленные, исполняются Городничим и прочими чинами, к тому предназначенными.
Отд. II. Состав и предметы частного Окружного Управления.
§ 70. Частное Окружное Управление составляют: Окружной Суд, Земский Суд и Казенное Окружное Управление.
Состав и предметы Окружного Суда.
§ 71. Окружной Суд есть первая степень Суда Гражданского и Уголовного.
§ 72. Окружной Суд состоит из Окружного Судьи и двух, или трех Заседателей, судя по населению Округа, и Стряпчего.
§ 73. По делам людей духовного, купеческого и мещанского сословия, там, где нет особенных Городовых Судов, присутствуют в Суде Депутаты сих состояний.
§ 74. Все Гражданские тяжебные и уголовные дела, исключая дел в преступлении должностей, производящихся в Губернском Суде, составляют вообще предмет Суда Окружного.
II. Состав и предметы Земского Суда.
§ 75. Земский Суд составляют Земский Исправник, яко Председатель, и 2, 3, или 4 Заседателя, судя по пространству Округа и его населению.
§ 76. В тех Округах, где производится поселение ссыльных, Смотритель поселения на праве Заседателя присутствует в Земском Суде.
§ 77. Дела между Членами Суда распределяет Председатель по его усмотрению.
§ 78. Дела распределяются не по предметам, но по частям Округа составляющим, соразмерно ее пространству и населению.
§ 79. Предметы Земского Суда:
По Земской Полиции.
1) Обнародование в Округе указов и постановлений, разные публикации, вызовы к подрядам и проч. 2) Безопасность от пожаров, распорядок нужных к сему в селениях заведений. 3) Сношения по устройству больших дорог; дороги проселочные. 4) Надзор за исправностью содержания почт и почтовых домов. 5) Отвод квартир для войск, в Округе расположенных, и доставление положенных для них потребностей. 6) Ведомости о происшествиях и следствия, от сего происходящие. 7) Меры в случае повальных болезней и скотских падежей. Дела по прививанию оспы. 8) Надзор за бродягами, беспаспортными и нищими. 9) Распределение ссыльных по их назначению, надзор в их провожании и водворение. 10) Надзор за тюремной Полицией в селениях, продовольствие содержимых под стражей; одежда их и чистота помещений. 11) Взыскание по бесспорным обязательствам, или отсылка в Судебное место тех из них, по коим объявлено будет противоречие.
По хозяйству.
1) Взыскание недоимок. 2) Надзор за казенным имуществом, свидетельство магазинов хлебных, соляных и винных. 3) Составление ведомостей о засевах и урожаях хлеба и трав, справочные местные цены, основанные на верных показаниях покупок, в значительном количестве произведенных.
По Суду.
1) Прекращение всякого насилия и самоуправства, разбор маловажных ссор на месте, поимка беглых, преследование всякого рода преступлений, следствия, взятие обвиняемых, предание их суду. 2) Исполнение судебных определений по делам гражданским. 3) Исполнение Судебных приговоров по делам уголовным.
III. Состав и предметы Окружного казенного Управления.
§ 80. Окружное казенное управление состоит из Казначея, Смотрителя питейной продажи, где он будет определен, и Смотрителя продажи соляной.
§ 81. Каждый из них управляет своей частью отдельно по ее Учреждению.
§ 82. Но все они ежемесячно составляют общее присутствие: 1) для ревизии Казначейства, 2) для ревизии винной части, буде состоит она в казенном управлении, 3) для ревизии части соляной.
§ 85. Подписанные ими ведомости доставляются в Казенную Палату.
§ 84. Предметы Казначейства в особенности суть: сбор всякого рода доходов по окладным книгам и расписаниям, хранение сумм, вверяемых ему от разных мест, производство расходов по точным расписаниям и назначениям Казенной Палаты, месячные выписки и годовые отчеты приходов, расходов и остатков. Взыскание недоимок по сношению с Городским Управлением и Земским Судом; сборы за гербовую вексельную бумагу, за паспорта вообще и за паспорта подорожные.
§ 85. К казенному Окружному Управлению принадлежит Окружной Землемер.
Отд. III. Управление Округов, в коих полагаются особенные Отделения.
§ 86. Отделения Округов учреждаются по уважению дальних расстояний и трудности сообщения.
§ 87. Отделение поручается одному из Земских Заседателей, который имеет там свое пребывание и называется для различия от других отдельным Заседателем.
§ 88. Отдельный Заседатель есть Член Земского Суда и подчинен Земскому Исправнику, яко Председателю Суда наравне с другими.
§ 89. Должность его определяется общими постановлениями об обязанности Земского Заседателя. Все действие его ограничивается местной Полицией и сбором ясака с тех ясачных, кои обязались взносить его не в городе, но в округе.
§ 90. Отдельный Заседатель все Полицейские следствия производит при Волостном Голове, или родовых старшинах, и представляет их на рассмотрение Земского Суда.
§ 91. В важных преступлениях окончив следствие, виновных представляет к Суду.
§ 92. Отдельный Заседатель не вступается ни под каким предлогом в исковые дела во время производства их в родовых Судах.
§ 93. По сборе ясака отдельный Заседатель в положенное время отсылает его в Казначейство.
§ 94. Отдельный Заседатель доставляет Земскому Суду срочные ведомости по формам, для сего установленным, так как и все сведения, какие от него потребованы будут.
§ 95. Отдельный Заседатель охраняет свободу частной торговли во вверенном ему Отделении, паче же свободную продажу жизненных потребностей.
§ 96. На него возлагается попечение о продовольствии, хранение, продажа и выдача казенного хлеба по правилам, для сего установленным.
§ 97. Он строго наблюдает, чтобы крепкие напитки не были ввозимы к инородцам.
§ 98. На него возлагается исполнение Судебных приговоров.
Отд. IV. Управление Округов малолюдных.
§ 99. Управление в Округах малолюдных, населенных кочующими инородцами, состоит в родовой их Расправе, коей состав и власть определяются ниже в Отделении об инородном управлении.
§ 100. Для общего надзора по делам Полиции, продовольствия и казенных податей определяется в каждую таковую округу один чиновник под именем Земского Исправника.
§ 101. Должность его есть: 1) прекращать насилия и самоуправства, и в случае важных преступлений, в своем месте с точностью означенных, отсылать к Суду. 2) Производить следствия. 3) Охранять частную свободную торговлю, паче же свободную продажу жизненных потребностей. 4) Надзирать, чтобы горячие напитки не были вывозимы и продаваемы. 5) Собирать подати и ясак, и отправлять оные по правилам, для сего установленным. 6) Иметь попечение о продовольствии. 6) Надзор за казенными хлебными запасами, и выдача хлеба по установленным правилам. 8) Исполнять судебные приговоры.
§ 102. Земские Исправники малолюдных Округов подчиняются Окружному Совету, если в смежном Округе таковой существует, и от него получают разрешения.
Отд. V. Городское Управление.
§ 103. Города делятся на 3 разряда: многолюдные, средние, малолюдные.
§ 104. Разряды определяются особенным расписанием.
§ 105. Как состояния городов по движению торговли переменяются, то и предоставляется Главному Управлению переменять их разряды, сообразно их населению и нуждам.
I. Управление в городах многолюдных.
§ 106. Городское Управление содержит в себе Полицию, хозяйство и Суд.
А. Состав и предметы Городской Полиции.
§ 107. Городскую Полицию составляют Городничий и Городская Управа.
§ 108. Управа разделяется на общую и частную.
§ 109. Общая Управа состоит из Городничего и Частных Приставов.
§ 110. Частная Управа состоит из Частного пристава и Надзирателей кварталов.
§ 111. Общий предмет Городской Полиции, так как и Губернского Правления, есть охранение внутренней безопасности лиц и имуществ мерами предупреждения и пресечения.
§ 112. К мерам первого рода принадлежит: 1) Обнародование в городе Высочайших указов и постановлений Правительства, вызовы к торгам, сыск разных людей и проч. 2) Надзор благочиния в публичных собраниях. 3) Представление об определении и увольнении Чиновников Полиции; о наградах и взысканиях. 4) Управление городовыми казаками по особенному о них положению, также и Полицейскими служителями. 5) Пожарная команда и ночная стража. 6) Пожарные заведения и вообще устройство Полицейских помещений. 7) Часть квартирная, по особенному о ней положению. 8) Сношения с внутренней стражей. 9) Охранение чистоты, безвредное помещение фабрик и заводов, надзор за строением частных домов по планам и фасадам. 10) Безопасность и исправность путей сообщения, надзор за исправностью почтового дома, почтовых и обывательских подвод. 11) Выдача подорожных паспортов установленным порядком. 12) Надзор за заведениями Приказа. Часть Медицинская в городе. 13) Надзор в продовольствии города хлебом, вином и солью, и составление вместе с Думой ведомостей о справочных ценах.
§ 113. Меры, ко второму роду дел принадлежащие: 1) Сведения и донесения о происшествиях. 2) Прекращение всякого насилия, производство следствий и взятие под стражу обвиняемых установленным законами порядком. 3) Тюремная Полиция: продовольствие содержимых, одежда, освещение, благочиние. 4) Исполнение Судебных приговоров и определений высших мест по делам гражданским, казенным и уголовным. 5) Прием, продовольствие и одежда ссыльных и отправление их к местам назначения. 6) Свидетельство сумм и казенных имуществ в Казначействах и магазинах хлебных, соляных и винных. 7) Дела вексельные. Сюда относится взыскание по бесспорным обязательствам или отсылка оных в Судебные места, если предъявлено будет противоречие. 8) Сверх сего Полиция, как в Частных Управах, так и в Управе Общей, принимает письменные и словесные жалобы в маловажных обидах, разбирает и решит их на основании узаконений.
§ 114. На Частную Управу приносятся жалобы в Общую.
§ 115. Частная Управа производит первоначальные следствия; Общая их ревизует и отсылает в Суд по принадлежности.
Б. Состав и предметы Хозяйственного Управления.
§ 116. Хозяйственное Управление вверяется Думе.
§ 117. Дума состоит из Головы и 2, 3 или 4-х Гласных, смотря по пространству города и по назначению Главного Управления.
§ 118. На случай отлучки их по делам торговым избираются на каждое звание по одному кандидату, кои по усмотрению Губернского Начальства и занимают их места на определенное время, которое более однако же 4 месяцев в году продолжиться не может.
§ 119. Предметы Думы: 1) Управление городскими доходами. 2) Раскладка, взыскивание и отсылка в казну положенных податей и процентных денег. 3) По предварительным счетам, доставляемым Думе от Городской Полиции обо всех Полицейских денежных потребностях, и по счетам самой Думы о суммах, нужных, как на содержание ее Канцелярии и для ее помещения, так и на наем людей, потребных для сбора и управления ее доходов, составление ежегодных расписаний. 4) По соображению сложности прежних лет, составление ежегодного расписания доходов со внесением в оное всех статей, городам присвоенных, и в случае недостатка с дополнением оного уравнительной раскладкой не по душам, но или по домам, или по промыслам и имуществу. 5) Сии расписания по рассмотрении их Городничим, представлять благовременно и ежегодно на утверждение высшего Начальства, а потом приводить их в исполнение, отпуская назначенные суммы в свое время, а остатки причисляя к городским доходам будущего года. 6) Надзор за Маклерами, Нотариусами и оценщиками. 7) Составление ведомостей о торговых ценах разных жизненных припасов. 8) Содержание городовых Судов, где они находятся. 9) Представление городскому обществу ежегодно в Январе в публичном собрании отчета в городских доходах и расходах; положение его по сему отчету вместе с книгами препровождать на ревизию Казенной Палаты. 10) Срочное увольнение по паспортам граждан по торговле и промыслам. 11) Содержание и исправление общественных зданий, мостов, каналов и проч. в городе и на градском выгоне. 12) Надзор за городовыми старостами. 13) Сиротский Суд и Опека. 14) Цеховая Управа. 15) Рекрутский набор.
В. Состав и предметы Городового Суда.
§ 120. Городовой Суд (Магистрат) составляют Городовой Судья и два Заседателя по выбору общества, с положенным числом кандидатов на время их отлучки.
§ 121. Городовой Суд есть первая степень Суда Гражданского и Уголовного по всем делам купеческого и мещанского сословий.
§ 122. К ведомству сего Суда принадлежит Городовой Словесный Суд.
II. Управление в городах средних.
А. Полиции.
§ 123. Городскую Полицию в городах средних составляет Городничий и Городская Частная Управа.
§ 124. Управа составляется из Городничего и Квартальных Надзирателей.
§ 125. Предметы ее в средних городах суть те же в меньшем размере, как и в городах многолюдных.
Б. Хозяйство и Суд.
§ 126. В средних городах хозяйство ведается соединенно с судом в Ратуше.
§ 127. Ратушу составляет: Городовой Судья, 2 Заседателя и 3 кандидата на случай их отсутствия.
§ 128. Ратуша управляет городским хозяйством и вместе есть судебное место для купцов и мещан.
§ 129. В Ратуше отправляются также дела Сиротского Суда и Опеки.
III. Управление в городах малолюдных.
§ 130. Городскую Полицию в городах ведает Городничий.
§ 131. Городское хозяйство ведают городовые старосты и Словесный Суд.
§ 132. Дела тяжебные и уголовные ведаются в Суде Окружном.
§ 133. Купцы и мещане, в малых заштатных городах пребывающие, ведаются судом и расправой в Окружном Управлении.
Гл. IV. Управление сельское и инородное.
Отд. I. Управление сельское.
§ 134. Сельское Управление составляют в волости Волостное Правление, по селениям старшины и десятники.
Состав и предметы Волостного Правления.
§ 135. Волостное Правление составляют Волостной Глава, староста и писарь.
§ 136. Они избираются миром ежегодно.
§ 137. Выбор производится поверенными, от каждого селения на сей случай в Декабре месяце наряжаемыми.
§ 138. От каждых ста душ отряжается для выбора один поверенный. Селения малолюдные слагаются воедино.
§ 139. Поверенные для выбора собираются ежегодно в Декабре месяце в Волостное Правление по повестке и составляют мирской сход.
§ 140. На сходе могут быть утверждены прежние или выбраны другие Члены Правления; писарь, по недостатку людей грамотных, может быть выбран из людей посторонних за условленную плату; но должен быть выбран непременно на мирском сходе; старшины и десятники избираются по селениям.
§ 141. Избранный Голова, староста и писарь представляются через Земский Суд на утверждение Губернского или Областного Управления; старшины утверждаются Земским Судом.
§ 142. Предметы Волостного Правления:
По Полиции.
1) Обязанности Земского Суда в Округе суть обязанности Волостного Правления в волости.
По хозяйству.
2) Ежегодная раскладка податей и повинностей, как земских, так и волостных по числу душ рабочих. 3) По сей раскладке, когда она Правительством будет утверждена, производство сбора, взнос оного в Казначейство и взыскание недоимок. 4) Сельские магазины. 5) Составление разных ведомостей по данным формам.
По Суду.
6) Исполнение судебных приговоров. 7) Суд в маловажных делах по особенному сельскому положению.
Отд. II. Управление инородных.
§ 143. Под именем инородных разумеются все племена обывателей не Российского происхождения, в Сибири обитающие.
§ 144. Инородные разделяются по образу их жизни на три разряда.
§ 145. В 1-м разряде заключаются те, кои имеют постоянную оседлость, хлебопашество и живут деревнями.
§ 146. Ко 2-му разряду принадлежат те, кои имеют оседлость хотя и постоянную, но по временам года переменяемую и не живут деревнями.
§ 147. К 3-му разряду принадлежат те инородные, кои, не имея никакой оседлости, переходят с одного места на другое по лесам и рекам, по звероловному и рыбному их промыслу, отдельными родами или семействами.
§ 148. Первые суть инородцы оседлые, вторые кочевые, последние бродячие.
§ 149. Инородцы оседлые в образе их управления причисляются к порядку волостному.
§ 150. Инородцы бродячие по роду их жизни не имеют собственно никакого внутреннего управления, кроме семейного.
§ 151. Инородцы кочевые имеют свое родовое управление.
Состав управления кочевых инородцев.
§ 152. Управление кочевых инородцев есть или частное по родам, или общее по улусам, по наслегам, по волостям и родам соединенным.
§ 153. Старшины под именем Даруг, Шуленг, Зайсангов, родовых Тайшей, составляют частное Управление.
§ 154. Начальник под именем Тайши, Князца, Улусного Головы, Тоена и особенная Родовая Управа составляет Общее Управление.
§ 155. Родовая Управа составляется под председательством Начальника из определенного числа старшин, или поверенных, избираемых от родов.
§ 156. Как частные старшины, так и главные Начальники избираются в Общем Собрании Родовичей, утверждаются Губернским Управлением и не могут быть сменены иначе, как по доказанным злоупотреблениям.
§ 157. В выборах допускается наследство; но не воспрещается избирать и без оного людей достойных.
Предметы Управы инородцев.
По Полиции.
1) Обнародование и исполнение всех предписаний высшего Начальства. 2) Меры предупреждения против повальных болезней, скотских падежей, пожара лесов и так называемых палов или пожаров, происходящих от сжения лугов и полей. 3) Сведения о происшествиях.
По хозяйству.
1) Раскладку ясака и повинностей сбора и взнос их в Казначейство. Сбор недоимок. 2) Размножение хлебопашества в местах, для сего способных. 3) Хлебные магазины где оные положены. 4) Попечение о продовольствии хлебом и солью. 5) Составление ведомостей по данным формам.
По Суду.
1) Исполнение определений высших мест по делам гражданским. 2) Исполнение таковое же по делам уголовным. 3) Суд в маловажных винах и взысканиях по особенному положению.
Гл. V. Порядок подчинения.
§ 158. Главные Управления Сибирских Губерний подчиняются Правительствующему Сенату.
§ 159. Все Управления, в Сибири существующие, как Губернские, так и особенные, подчиняются Главным Управлениям со следующими ограничениями: 1) Все места и лица, Губернское Управление составляющие, подчиняются Главному Управлению во всех тех предметах, кои в предыдущих главах означены; но Губернские Судебные места подчиняются оному единственно в порядке судопроизводства; порядок же апелляции и ревизии остается непременным. 2) Все места и лица, особенное Управление в Губернии составляющие, как то почтовое и тому подобные, подчиняются Главному Управлению по надзору и взысканию ответа в случае жалоб и донесений на неправильное их действие. Но меры исправления их, устранение, удаление, отрешение и предание суду Чиновников, в них служащих, так как и разрешение их недоумений и затруднений, определяется тем Министерством, от коего сии Управления зависят. Из сего исключаются случаи чрезвычайные и времени нетерпящие, в коих разрешение не может быть отлагаемо без явного вреда или Государственного ущерба. В сих случаях Генерал-Губернатор приемлет нужные местные меры и в то же время дает о них знать тому Министерству, к коему Управления сии принадлежат. 3) Войска, внутреннюю стражу составляющие, подчиняются Генерал-Губернатору по надзору в их употреблении и взысканию ответа от Бригадных их Начальников в случае жалоб и донесений на неправильность или злоупотребления. Но внутреннее их устройство, также и меры исправления в случае отступления от порядка и разрешение в случае затруднений определяются Корпусным их Начальством. Из сего исключаются случаи чрезвычайные и времени нетерпящие. В сих случаях Генерал-Губернатор приемлет нужные местные меры и в тоже время дает о них знать Корпусному Командиру. 4) Коменданты крепостей, в городах состоящих, подчиняются Генерал-Губернатору во всех отношениях, собственно к Управлению Комендантскому принадлежащих. 5) Войска, в Губернии состоящие, подчиняются Генерал-Губернатору в тех только местах, где сие будет особенно постановлено, и в тех случаях, кои именно будут означены. Во всех же других местах и случаях порядок их воинского подчинения остается неприкосновенным. Но если в образе их квартирования или в порядке продовольствия Генерал-Губернатор усмотрит какие-либо важные неудобства; то приведя предметы сии в ясность сношениями своими с Главным их Начальством, он обязан представить о сем на окончательное Его Императорского Величества усмотрение.
§ 160. Общее Губернское Управление каждой Сибирской Губернии подчиняется непосредственно своему Главному Управлению.
§ 161. Общему Губернскому Управлению подчинены непосредственно частные Губернские Управления: Губернское Правление, Казенная Палата и Губернский Суд.
Примечание. Порядок сего подчинения, пределы его и образ действия подробно определяются ниже сего в наказе Сибирскому Управлению.
§ 162. Омское Областное Управление подчиняется Главному Управлению Западной Сибири.
§ 163. Якутское Областное Управление подчиняется Иркутскому Общему Губернскому Управлению.
§ 164. Приморские Управления, Камчатское и Охотское, подчиняются Иркутскому Общему Губернскому Управлению.
Примечание. Судоходные заведения, под именем отдельной морской команды в Иркутске существующие, подчиняются в хозяйственных их отношениях Иркутскому Гражданскому Губернатору.
§ 165. Губернскому Правлению, Казенной Палате и Губернскому Суду, так как и Областным Управлениям подчинены все Окружные Управления, в Губернии или Области их состоящие, по роду их предметов.
§ 166. В Округах многолюдных, где положено общее Окружное Управление, там подчинены оному не только частные Окружные, но и Городское Управление.
§ 167. Частному Окружному Управлению подчинены Управы волостные и инородные.
§ 168. Управам волостным и инородным подчиняются старшины сельские и городовые.
§ 169. В делах судных гражданских и уголовных различаются два рода подчинения: одно в порядке судопроизводства, другой в порядке судебных решений или в порядке апелляции и ревизии.
В порядке судопроизводства.
§ 170. Управы волостные и инородные подчинены Окружному Суду, и жалобы на них решатся в оном окончательно.
§ 171. Окружные Суды подчинены Общему Окружному управлению. Жалобы решатся окончательно в Областном Правлении, а где оного нет, там в Общем Губернском управлении.
§ 172. Губернский Суд подчинен Общему Губернскому Управлению. Жалобы решатся в Главном Управлении.
В порядке апелляции и ревизии.
§ 173. Как Суд в Управах волостных и инородных производится не формальным порядком, то на решения оного жалобы приносятся в Окружной Суд не апелляционные, но простые, с соблюдением однако же годового срока, по истечении коего не приемлются.
§ 174. Решения Окружного Суда переносятся по апелляции и ревизии в Областное Правление или в Губернский Суд, по принадлежности.
§ 175. Решения Губернского Суда переносятся по апелляции и ревизии в Правительствующий Сенат.
Гл. VI. Порядок определения, увольнения, наград и взыскания.
§ 176. Генерал-Губернатор определяется и увольняется по непосредственному Высочайшему усмотрению.
§ 177. Губернаторы, Областные Начальники и Председатели Губернских мест, Председатель Омского Областного Правления и Советники Главного Управления определяются и увольняются Именными Высочайшими указами.
§ 178. Советники Губернских мест, Окружные Начальники, Городничие и Начальники Отделений в Общем Губернском Управлении определяются и увольняются Генерал-Губернатором.
Примечание. Городничие определяются по назначению Комитета о призрении раненых Штаб и Обер-Офицеров, доколе сей Комитет существует; но назначения сии всегда должны быть основаны на предварительном сношении и согласии Генерал-Губернатора. Причины несогласия, от него представляемые, приемлются в надлежащее уважение, и в сих случаях предоставляется ему право определения на сии места, по его усмотрению.
§ 179. Губернские Прокуроры, Губернские и Областные Стряпчие определяются по представлению Генерал-Губернатора Министром Юстиции.
§ 180. Все чиновники, Окружное Начальство составляющие, определяются и увольняются с утверждением Генерал-Губернатора Гражданским Губернатором; в Якутской Области, по представлению Областного Начальника, а в Омской Областным Начальником, по особенным правилам.
§ 181. Городские Головы, Члены Городового Суда и Ратуши определяются по выбору, и утверждаются Гражданским Губернатором.
§ 182. Окружные Стряпчие определяются Гражданским Губернатором, по представлению Губернского Прокурора.
§ 183. Окружные Казначеи определяются Казенной Палатой, по представлению Губернского Казначея.
§ 184. Волостные Головы и Старосты, Начальники инородного Управления и Члены инородной Управы по выборам общества утверждаются Гражданским Губернатором, а в Области Областным Начальником.
§ 185. Секретари во всех местах, а канцелярские чины в местах Губернских, по представлениям их Председателей, определяются и увольняются Гражданским Губернатором; канцелярские чины в округах на штатные места определяются общим Окружным Управлением; где же оного нет, там представляются Гражданскому Губернатору, а в областях Областному Начальнику.
§ 186. Канцелярские чины в общем Губернском Управлении определяются Гражданским Губернатором.
§ 187. В Главном Управлении все канцелярские чины определяются Генерал-Губернатором, по представлению Начальников Отделений.
§ 188. Увольнение в отпуски на один месяц производится на том же основании, как и определение к должностям, то есть, от кого зависит определение к должности, от той же власти зависит и увольнение в отпуск.
§ 189. Увольнение в отпуск на 4 месяца разрешается Генерал-Губернатором.
§ 190. Представление к наградам восходит от низшего места к высшему, той же постепенностью. Никакие представления сего рода не восходят в Правительствующий Сенат и к Министерству мимо Главного Управления. Из сего изъемлются те особенные Управления, кои, состоя в Губернии, не принадлежат к составу Губернского Управления.
§ 191. Производство канцелярских неклассных чинов предоставляется Общему Губернскому Управлению.
§ 192. Пени, взыскание ответов, подтверждения, замечания и выговоры, следуют правилу подчиненности; но наложение пеней за упущения на Окружное Управление, по представлениям их Начальства, предоставляется Общему Губернскому Управлению; а наложение пеней на частное Губернское Управление предоставляется одному Главному Управлению на места же, в состав Губернского Управления не входящие, налагаются от особенных их Начальств непосредственно.
§ 193. Устранение, удаление, отрешение и предание суду во всех Управлениях производится действием Главного Управления, по правилам, в Наказе подробно изображенным. О чиновниках, в особенных Управлениях служащих, представляется тем Министерствам, от коих они зависят. Чиновники, определяемые Высочайшими указами, устраняются, удаляются, отрешаются и предаются суду Высочайшими же повелениями.
§ 194. По истечении определенного времени, и именно, когда все части Управления Сибирских Губерний будут окончательно устроены, порядок определения чиновников в некоторых частях должен измениться, и будет поставлен на следующих постоянных правилах.
§ 195. Все чиновники, начиная с канцелярских званий, имеют право на постепенное повышение в их должностях при открытии мест.
§ 196. Постепенность сего перемещения установляется в следующем порядке: 1) Начальники Столов Областного и Окружного Управления. 2) Начальники Столов Губернского Управления. 3) Секретари Областного и Окружного Управления. 4) Секретари Губернского Управления. 5) Заседатели Окружных Судов и Частные Приставы. 6) Окружные Стряпчие. 7) Окружные Судьи. 8) Исправники. 9) Советники Областных Правлений и Областной Стряпчий. 10) Советники Губернского Управления, Начальники Отделений в Канцелярии Общего Губернского Управления и Губернские Стряпчие. 11) Губернский Прокурор. 12) Председатели Губернского Правления, Казенной Палаты и Губернского Суда.
§ 197. В сей распорядок не будут входить Губернские Казначеи и Окружные Казначеи. Первый, по представлению Председателя Казенной Палаты, утверждается Генерал-Губернатором; а последние, по представлению Губернского Казначея, по выбору Председателя и всей Казенной Палаты определяются самой Палатой.
§ 198. В каждой Губернии при открывшемся месте, будет оное предлагаемо тем, кои в постепенном порядке повышения имеют на оное право.
§ 199. При равных должностях предпочитаются старшие в чине.
§ 100. Не прежде, как по отрицании всех, имеющих право, допускаются к должностям чиновники посторонние.
§ 201. Но в посторонних предпочитаются те, кои благовременно предъявят желание к перемещению из одной Сибирской Губернии в другую, наблюдая впрочем при сих перемещениях тоже правило постепенности.
§ 202. Посему все перемещения по Губернии будут производимы в двух местах, и именно в Общем Губернском и Главном Управлении.
Гл. VII. Особенные преимущества чиновников, служащих в Сибирских Губерниях.
§ 203. Каждый чиновник, прослуживший в Сибири 10 лет, начиная со звания Начальника Стола, имеет право на обращение в пансион третьей части того жалования, которое он получает по последнему его месту.
§ 204. Прослуживший 20 лет получает половину. Прослуживший 30 лет получает полный пансион.
§ 205. В Камчатском и Охотском Приморских Управлениях предоставленные ныне чиновникам выгоды остаются в их силе.
§ 206. Когда чиновник продолжает службу в Сибири: тогда пансионы производятся сверх определенного по месту жалования.
§ 207. Для составления пансионной суммы, все остатки от неполного комплекта и временных отпусков в Сибирских Губерниях не обращаются в Казначейство, но отсылаются от Казенных Палат для приращения процентами в Государственные кредитные установления.
§ 208. Преимущества сии восприимут свою силу и действие с того времени, как все части Управления Сибирских Губерний окончательно устроены будут; до того же времени чиновники, в Сибирь определяемые, пользуются теми выгодами, кои существующими ныне положениями им присвоены.
Гл. VIII. Порядок производства дел.
§ 209. Порядок производства дел во всех Управлениях полагается единообразный.
§ 210. Каждое место в производстве его дел, делится на Отделения. Соединение всех его Отделений составляет общее его присутствие.
§ 211. Каждый Член присутствия есть Начальник своего Отделения. Под его управлением состоит часть Канцелярии, принадлежащая к тому Отделению.
Примечание. Члены Губернского, Областного и Окружного Совета, яко Председатели особенных мест, Губернский Прокурор и Стряпчие изъемлются из сего правила.
§ 212. Председатель присутствия управляет всеми отделениями и всеми частями Канцелярии совокупно.
§ 213. Образ сношений для всех Управлений постановляется единообразно следующий:
§ 214. Генерал-Губернатор Совету Главного Управления и Совету Губернскому дает предложения, всем прочим местам и лицам ему подчиненным, предписания.
§ 215. Гражданский Губернатор представляет Генерал-Губернатору донесения, Губернскому Совету и местам Губернского Управления дает предложения, прочим местам и лицам предписания.
§ 216. Частные места Губернского Управления Генерал-Губернатору делают донесения, Гражданскому Губернатору представления, Областным Управлениям сообщают, прочим местам и лицам посылают указы.
§ 217. Места частного Областного и Окружного Управления высшим делают донесения и представления, между собой сносятся сообщениями, подчиненным местам и лицам посылают указы.
§ 218. Начальники Отделений с равными местами и лицами сносятся сообщениями, с нижними предписаниями.
§ 219. В Отделениях собираются сведения, приводится дело в ясность и полноту, и полагается предварительное мнение, в присутствиях постановляются решения и посылаются указы.
Отд. I. Общий порядок производства дел в присутствиях.
§ 220. Дела в присутствиях предлагаются не иначе, как по приуготовлении их в Отделениях всеми нужными сведениями.
§ 221. Председатель управляет порядком рассуждений, к нему обращаются все изъяснения, он открывает присутствие, дает первенство слову, пресекает отступления и неприличные выражения, полагает вопросы, сводит и соглашает мнения, закрывает присутствие.
§ 222. Дела предлагаются по назначению Председателя Начальником Отделения.
§ 223. В случае равенства голосов большинство считается на стороне Председателя.
§ 224. Мнение, состоявшееся по большинству голосов, записывается в журнал или протокол; несогласные могут означить свое мнение в журнале, или подают его отдельно; оно присовокупляется к тому же протоколу.
§ 225. Присутствия суть или совещательные или решительные.
§ 226. Присутствия совещательные суть: Совет Главного Управления, Совет Губернский, Совет Областной, Совет Окружной.
§ 227. Каждый Совет имеет назначенные дни присутствия, коих установление и сокращение соразмерно количеству дел зависит от Председателя.
§ 228. Положения всех сих совещательных присутствий без утверждения их Начальников, недействительны.
§ 229. Начальник может принять или не принять их мнение. Но каждый Член в особенности или и все вместе имеют право предъявления (протеста).
§ 230. Губернский Прокурор и Стряпчие не имеют в сих местах других прав и обязанностей, как в звании Членов. Определения не вносятся к ним на просмотр; они подписывают их вместе с другими.
§ 231. Право предъявления состоит в том, что каждый Член, буде для предупреждения личной его ответственности признает то нужным, может изъявленное им и непринятое Начальником мнение предъявить Начальству высшему, коему то место непосредственно подчинено.
§ 232. Предъявление ни в каком случае не останавливает исполнения.
§ 233. Если предъявление будет уважено и по взятым объяснениям найдено будет основательным: высшее место может отменить принятую меру или остановить ее, если она еще не исполнена.
Примечание. Само собой разумеется, что сие не относится к делам судным, в коих случаи отмены определены подробно в Наказе.
§ 234. Присутствия решительные суть Губернское Правление, Казенная Палата, Губернский Суд, Областное Правление и Суды Окружные.
§ 235. В присутствиях решительных дела вершатся по большинству голосов.
§ 236. В присутствиях решительных порядок судопроизводства собственно так называемый и все его обряды сохраняются в их силе. Все журналы и протоколы отдаются на просмотр Губернскому Прокурору и Стряпчим по принадлежности.
§ 237. Члены сих мест могут вносить, в случае их несогласия, мнения их в протокол; но не имеют права предъявления.
§ 238. Один Губернский Прокурор и Стряпчий сохраняют в них свое право предъявления, и если места сии с предложением их не согласятся: то тогда они вносят свои предъявления в Губернский Совет.
§ 239. Право предъявления в решительных присутствиях ограничивается одним порядком производства; в существо же решения чиновники, имеющие сие право, не входят, оставляя его своему порядку апелляции и ревизии.
§ 240. Порядок в явке и свидетельстве крепостей, векселей, обязательств и верющих писем сохраняется на правилах, для того установленных.
Отд. II. Общий порядок производства дел по Отделениям.
§ 241. Главная обязанность каждого Отделения есть собрать верные сведения о положении всей его части, о законах его и учреждениях, и потом содержать ее в точной известности. Чем полнее будут сии сведения, тем производство дел будет правильнее.
§ 242. Отделение не дает само собой никаких новых приказаний и не постановляет правил, но ограничивается в нужных случаях напоминанием и подтверждением.
§ 243. Отделение производит переписку с равными ему и подчиненными местами по данным формам, но от высших мест не может требовать сведений иначе, как от имени Председателя, или от имени Присутствия.
§ 244. Сверх сих общих положений, постановляются правила для производства дел в каждом Управлении. В сих правилах определяется: 1) порядок вступления дел, 2) движение их или, собственно, производство, 3) отправление дел, 4) ревизии, 5) отчеты.
Отд. III. Порядок производства дел в Главном Управлении.
I. Вступление дел.
§ 245. Все дела и бумаги, к Главному Управлению принадлежащие, надписываются на имя Генерал-Губернатора, и вступают или непосредственно к нему, или присылаются в Канцелярию его, и раскрываются в присутствии его ежедневно в положенные часы.
Примечание. Из сего исключаются ответы от подчиненных мест и лиц на требования Канцелярии. Сии требования производятся за подписанием Начальников Отделений, и имеют свою определенную форму; им ведется особенный журнал. Ответы на сии требования надписываются в Канцелярию по тому Отделению, от коего произошло требование. Они раскрываются Начальником Отделения.
§ 246. Дела, тайне подлежащие, надписываются: в собственные руки. - По делам, времени нетерпящим, полагается особенная надпись: нужное. Те и другие немедленно представляются Генерал-Губернатору.
§ 247. Всем делам входящим ведутся журналы по Отделениям.
§ 248. Журнал каждого Отделения разделяется на четыре части: в 1-ю вносятся Высочайшие указы и повеления; во 2-ю все бумаги, составляющие переписку Генерал-Губернатора; в 3-ю ведомости табеля; в 4-ю бумаги, тайне подлежащие.
II. Движение дел.
§ 249. Начальники Отделений, разобрав бумаги, докладывают о содержании их, и потом разделяют их по роду их производства в Канцелярии или в Совете.
А. Движение дел в Канцелярии.
§ 250. Начальники Отделений, отделив бумаги, следующие к производству Канцелярии, распределяют их по тем частям, к коим они принадлежат. Здесь под непосредственным их надзором дополняются они, если нужно, справками, выписками и объяснениями, и вместе с проектами исполнений за скрепой Начальника Отделения представляются Генерал-Губернатору.
§ 251. Начальники Отделений ответствуют за точность справок, выписок и объяснений своим подписанием.
§ 252. Начальники Отделений ответствуют за успешное приуготовление дел вообще, и в особенности за благовременное представление исполнения по делам, нетерпящим времени, каковы суть: дела и происшествия, требующие по важности и настоятельности их принятия скорых и особенных мер, взыскания ответов, подтверждений или предания суду за упущения или злоупотребления; также дела, коих разрешение имеет свое срочное время, законом, обстоятельствами или существом их определяемое.
Б. Движение дел в Совете.
§ 253. Дела, следующие в Совет Главного Управления, если они не требуют дополнений, докладываются в подлиннике. Дополнения приуготовляются в тех Отделениях Канцелярии, к коим они по свойству своему принадлежат, и предлагаются Совету в виде записок, за подписанием Начальника Отделения. В предосуждение вменяется Начальнику Отделения, если он представит Совету дело не в надлежащей полноте его, и если Совет принужден будет возвратить его в Отделение для справок и дополнений.
§ 254. К запискам прилагается мнение Начальника Отделения в виде проекта решения.
§ 255. Если проект решения будет утвержден единогласно: то он вносится в журнал Совета, который подписывается наличными Членами Совета, и вместе с делом и запиской представляется Генерал-Губернатору.
§ 256. Если проект решения не будет принят единогласно или положено будет сделать перемены в целом или частях его: тогда составляется другой проект решения, с изъяснением в журнале и разных мнений или с приложением голосов, какие от Членов поданы будут, и по подписании все совокупно представляется Генерал-Губернатору.
§ 257. Генерал-Губернатору предоставляется: 1, согласиться с единогласным положением Совета; 2, в случае разногласия согласиться с большинством голосов; 3, утвердить мнение меньшего числа Членов или одного; 4, не соглашаясь ни с кем, положить собственное свое решение или дополнить, или же и ограничить мнения других.
§ 258. Первый случай означается надписью: исполнить; второй: исполнить по большинству голосов; третий: исполнить по мнению такого-то или таких-то; в 4-м постановляется особенное решение и сей образ утверждения во всех четырех случаях подписывается Генерал-Губернатором.
§ 259. Но во всех случаях, когда дело, рассмотренное в Совете, по свойству своему должно быть от Генерал-Губернатора представлено на высшее усмотрение, тогда мнение Совета излагается кратко в донесении, а потом уже постановляется заключение Генерал-Губернатора.
§ 260. Если заключением Генерал-Губернатора отвергается единогласное мнение Совета, или мнение большинства голосов, тогда, сверх краткого изложения его в донесении, прилагается и самое мнение в подлиннике, оставляя при деле сверенный с ним список.
§ 261. Как Совет сам собой никакой власти исполнительной не имеет: то все предписания исходят от Генерал-Губернатора.
§ 262. Всем делам, в Совете производящимся, ведется краткий журнал, означающий содержание их и существо решения со ссылкой на номера подлинных бумаг.
III. Исполнение и отправление дел.
§ 263. Все исходящие бумаги, переписку Генерал-Губернатора составляющие, изготовляются в Отделении Канцелярии по их принадлежности, скрепляются предварительно Начальником Отделения, и представляются Генерал-Губернатору к подписанию.
§ 264. Если Генерал-Губернатор признает изготовленное исполнение недостаточным, он поручает исправить и дополнить оное по его усмотрению.
§ 265. Никакая бумага не исходит из Канцелярии прежде, нежели она будет внесена в журнал исходящих.
§ 266. Два журнала исходящих полагается в каждом Отделении: в один вносятся бумаги кратко, одним означением их содержания, и в сей журнал каждая бумага должна быть записана прежде ее отправления; в другой вносятся бумаги во всем их пространстве с отпусков, остающихся при деле, кои непременно должны быть скреплены Начальником Стола.
§ 267. Бумагам, тайне подлежащим, ведется особенный журнал.
§ 268. Все дела оконченные отдаются в свое время в Архив.
§ 269. Архив имеет два рода описей: одну общую по алфавиту, другую частную по предметам и Отделениям, к коим они принадлежат.
§ 270. Никакое дело и никакая выписка не исходит из Архива, вне Канцелярии без точного приказания Начальника Отделения; в Отделения же дела обращаются по запискам их Начальников.
§ 271. Для успешнейшего хода дел все бумаги отправляются прямо из каждого Отделения, по записке их содержания в общий журнал.
§ 272. Каждое Отделение имеет печать Канцелярии. Все бумаги должностные не иначе печатаются, как сими печатями. В частной и личной переписке Чиновников строго запрещается употребление казенной печати под опасением взыскания по законам.
IV. Ревизия дел.
§ 273. Два рода ревизии дел полагается ежемесячно в Главном Управлении: внутренняя по производству дел в Главном Управлении, и внешняя по Управлениям подчиненным.
§ 274. Начальники Отделений производят ежемесячно внутреннюю ревизию решенных и нерешенных дел в их Отделениях по журналам входящих и исходящих и представляют Генерал-Губернатору общую о положении дел ведомость, с примечаниями своими об успешном или медленном ходе. По сим примечаниям неупустительно приемлются надлежащие меры исправления.
§ 275. Подобным сему образом и с теми же примечаниями Начальники Отделений производят ревизию решенных и нерешенных дел по сведениям и срочным ведомостям из подчиненных мест доставляемым, и общую о них ведомость представляют Генерал-Губернатору.
V. Отчеты.
§ 276. Два рода отчетов полагается в Главном Управлении: отчет в суммах и отчет в делах, видах и предположениях к усовершению разных частей Управления Сибири.
А. Отчеты в суммах.
§ 277. Как Главное Управление никаких сумм в особенном своем распоряжении не имеет: то отчеты в суммах от всех частей хозяйственного Управления представляются прямо в те места Государственного Управления, коим они подведомы.
Примечание. Отчет о сумме, положенной на содержание Главного Управления, отсылается для ревизии в ту Казенную Палату, от коей отпуск ее производится.
§ 278. Но для общей связи дел и для удобности местного надзора, все хозяйственные Управления представляют в Главное Управление как ежемесячно, так и ежегодно списки с получаемых ими расписаний и с тех ведомостей и перечневых счетов, кои представляют по своему ведомству, как обо всех приходах и расходах, так вообще о положении вверенных им сумм.
§ 279. Для рассмотрения и свода сих ведомостей и счетов полагается в Канцелярии Генерал-Губернатора особенное Счетное Отделение.
§ 280. Счетное Отделение обязано по получаемым ведомостям содержать ежемесячно все счеты в совершенной ясности.
§ 281. В назначенный срок Начальник Счетного Отделения представляет Генерал-Губернатору годовой отчет в движении сумм по Губерниям.
§ 282. Отчет сей должен содержать общие перечни всех главных оборотов по всем предметам и местам, с объяснением оных в нужных случаях особенными приложениями.
§ 283. Годовой отчет в суммах должен заключать: остатки сумм и прочего имущества предпоследнего года, приход, расход, оборот и движение сумм, произведения или прибыли от оборотов и употребления сих сумм; употребление (приход и расход) сих самых произведений; прибыль или убыток; остатки сумм и имущества истекшего года.
§ 284. Каждая статья отчета имеет свои разделения и подразделения, свойственные каждому месту, заведению, и вообще обороту и движению сумм. Согласно с сим отчет должен содержать ясные перечни всех сих разделений.
Б. Отчет в делах.
§ 285. Из отчетов, кои по каждой Губернии ежегодно представляются от Гражданских Губернаторов, Генерал-Губернатору, составляется общий отчет по всему Управлению.
§ 286. В сем отчете представляются все части Управления в совокупности их с Главным Управлением.
§ 287. Он содержит по каждой части Управления, то есть: Полиции, Хозяйства и Суда: 1) краткое начертание тех предположений или мер, кои в минувшем году были по каждой части приняты. 2) Исполнение, продолжение и принятие новых мер. 3) Состояние приходов и расходов денежных, с приложением сравнительной табели минувшего года. 4) Отчет в производстве дел по перечневому их количеству со сравнительной ведомостью минувшего года и с показанием причин умножения их или уменьшения.
§ 288. Отчет, сим образом составленный, рассматривается в Совете Главного Управления. Здесь присовокупляются к оному виды и предположения, кои признано будет полезным принять на будущее время; Генерал-Губернатор представляет о них на Высочайшее усмотрение.
§ 289. Порядок производства дел в общем Губернском Управлении учреждается приложением правил, для Главного Управления постановленных.
Отд. IV. Порядок производства дел в Губернском Правлении.
§ 290. Губернское Правление, в отношении к порядку производства дел, содержит в себе 4 Отделения.
§ 291. В сих Отделениях все дела распределяются по свойству их.
§ 292. Советники Правления суть Начальники Отделений.
§ 293. Управление всех Отделений принадлежит Председателю.
§ 294. Каждое Отделение делится на столы и имеет своих Столоначальников.
§ 295. Все дела без изъятия вступают прямо в Губернское Правление, распределяются по своим Отделениям, вносятся в журнал, входящих, приготовляются дополняются и поясняются в Отделении, а потом с мнением Начальника Отделения вносятся в общее Присутствие, где и получают решение.
§ 296. В предосуждение вменяется Начальнику Отделения, если представит он Общему Присутствию дело без надлежащих сведений и не приведя в ясность всех его обстоятельств.
§ 297. Решения Общего Присутствия Губернского Правления составляются в виде журналов по формам, для сего назначенным.
§ 298. По сим журналам из Губернского Правления посылаются, куда следует, указы, сообщения и представления.
§ 299. Отделения производят переписку свою предписаниями и сношениями по данной форме.
§ 300. Отделения сами собой ничего не предписывают и не постановляют вновь. Переписка их ограничивается собранием сведений и, в случае нужды, напоминаниями и подтверждениями.
§ 301. В подробностях производства наблюдаются правила, выше сего для Главного Управления постановленные.
Отд. V. Порядок производства дел в Казенной Палате.
§ 302. Порядок производства дел в Казенной Палате остается на том же положении, как Общим Наставлением, Казенным Палатам в 1783 году данным, он установлен. В подробностях Казенная Палата будет сообразоваться с правилами, выше сего постановленными.
§ 303. Порядок счетных дел и Казначейства остается на общем его основании.
Отд. VI. Порядок производства дел в местах Судебных.
§ 304. Председатель распределяет дело между Советниками. Каждый из них обязан дело, ему порученное, привести в совершенную ясность всеми нужными дополнениями и справками, коих он требует от мест подчиненных предписаниями, от равных сношениями, за собственным его подписанием, не докладывая Присутствию; от высших же мест представлениями с доклада Присутствию и от имени оного. Потом, с надлежащими выписками из законов, предлагает дело к слушанию Суда. В приготовлении дел каждый Советник есть Начальник Отделения.
§ 305. Впрочем наблюдаются правила, для производства судебных дел вообще установленные.
Отд. VII. Порядок производства дел в Областных Правлениях, в Управлениях Городских и Окружных, в Управлениях Волостных и Инородных.
§ 306. Порядок производства дел в Правлениях Областных, Городских и Окружных Управлениях учреждается, по соразмерности их дел, приложением общих правил, выше сего изображенных. А дабы применение сие было единообразно: то Общее Губернское Управление, с утверждением Генерал-Губернатора, не оставит снабдить их подробными наставлениями и формами письмоводства.
§ 307. Порядок производства дел в Волостных и Родовых Управлениях определяется особенными положениями.
Гл. IX. О Канцеляриях.
§ 308. Во всех местах Управления полагаются Канцелярии.
§ 309. Канцелярия Главного Управления есть вместе и Канцелярия Совета и Генерал-Губернатора.
§ 310. Канцелярия Общего Губернского Управления есть вместе Канцелярия Губернского Совета и Гражданского Губернатора.
§ 311. Канцелярии Главного, Губернского и Областного Управления делятся на Отделения, а Отделения на Столы в прочих местах Канцелярии делятся на Столы.
§ 312. Число Отделений и Столов определяется штатом; но распределение дел между Отделениями, с точностью в учреждении неограниченное, зависит от Председателя.
§ 313. Председатель места везде управляет и Канцелярией.
§ 314. Члены суть вместе и Начальники Отделений.
§ 315. В Канцелярии Главного Управления Начальники Отделений суть Советники, определяемые, как производители дела.
§ 316. В Канцелярии Общего Губернского Управления производство дел возлагается на особенных Начальников Отделений.
§ 317. В Окружных местах судебных, под Главным надзором Председателя, Столами управляет Секретарь.
§ 318. В Канцелярии Казенной Палаты для ведения счетов полагается известное число Бухгалтеров.
§ 319. В Канцелярии Главного Управления полагается Бухгалтер для содержания в ясности всех сведений о Губернских приходах и расходах.
§ 320. Один из Начальников Отделения, по распоряжению Председателя, управляет Казначейством Канцелярии и содержит приходы и расходы сумм, на содержание ее определенных.
<< Назад |
Часть II. >> Особенное образование Управления. |
|
Содержание Учреждение для управления Сибирских Губерний от 22 июля 1822 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.