Хочу бизнес за границей!
Многие российские компании задумываются о ведении своего бизнеса за границей. Это связано как с желанием расширить рынки сбыта продукции, попробовать свои силы в другой отрасли, так и с использованием возможностей налоговой оптимизации. Рассмотрим различные варианты деятельности в других странах.
Покупаем акции
Некоторые думают, что приобретение акций иностранной компании - это и есть бизнес за границей. Чаще всего выбор падает на офшорные юрисдикции. Они выбираются российскими компаниями по следующим основаниям:
- нулевая или максимально низкая ставка по налогу на прибыль;
- минимальные требования к раскрытию информации об учредителях;
- небольшая ставка по налогу на имущество.
Акции приобретаются обычно через посреднические организации путем заключения договора купли-продажи. Договор составляется на русском и английском языках. При этом передача прав на акции оформляется передаточным распоряжением, а сведения о новом акционере вносятся в реестр акционеров компании.
При выборе посреднической организации важно, чтобы она долго работала на рынке. Хорошо, если у компании имеются офисы в стране, где приобретается бизнес.
Покупая акции, необходимо уточнить все возможные издержки: стоимость регистрации и поддержания регистрируемой компании, возможные расходы, связанные с внесением уставного капитала, открытием счета и т.д. Кроме того, российские компании часто не обращают внимания на полномочия других учредителей, номинального генерального директора, поэтому при принятии иностранной компанией решения не в пользу российского акционера могут потерять денежные средства.
Еще один важный аспект - это вопрос налогообложения и наличия соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае если у Российской Федерации они отсутствуют, налоги придется платить и в иностранной юрисдикции, и в России. Кроме того, налоговые органы могут доначислить налоги. Офшоры Норманнские острова, о. Мэн, Нидерландские Антилы, Лихтенштейн, Панама, Маврикий, Аруба, Невис, Доминикана, Республика Ниуэ, Багамские острова, Гренада, Мальта, Ангилья, Монтсеррат, Республика Самоа, острова Кука проводить не принято и они попадают в так называемый черный список.
Российская Федерация имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с такими странами, как: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Кувейт, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Мали, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия; Черногория, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Япония.
К низконалоговым по налогу на прибыль относятся следующие страны:
- Эстония - 0%;
- Кипр - 10%;
- Болгария - 10%;
- Ирландия - 12,5%;
- Исландия - 15%.
Рассматривая практику использования налоговых юрисдикций, можно сказать, что российские компании предпочитают Кипр в качестве приоритетной юрисдикции, кроме того, используется Ирландия, Голландия.
Отметим, что такой порядок используют в низконалоговых или офшорных юрисдикциях.
Налоговые органы обращают внимание и на другие вопросы, анализируя внешнеэкономические сделки, которые проводит российская компания, расширившая свой бизнес в другой стране:
- срок расчетов между контрагентами составляет 1-3 банковских дня;
- движение денежных средств экспортера и контрагентов по сделке осуществляется по расчетным счетам, открытым в одном банке;
- несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя, указанных в контракте, паспортах сделок, реквизитах банковских счетов;
- отсутствие паспортов сделок;
- экспорт товаров, приобретенных по цене, в несколько раз превышающей рыночные, либо по цене ниже закупочной;
- низкая рентабельность экспортной сделки;
- контракт заключен с иностранным покупателем, зарегистрированным в одном государстве, а товар направляется в другую страну.
Таким образом, при принятии решения о расширении деятельности в других странах необходимо особо уделить внимание следующим вопросам:
- выбору посреднической организации или консультанта;
- полномочиям российской компании и роли в управлении бизнесом;
- анализу налоговых преимуществ;
- анализу заключенного договора на приобретение акций или иностранной компании.
Создаем компанию или представительство
Создавая компанию или представительство за рубежом, российская компания должна:
- изучить виды юридических лиц;
- изучить особенности раскрытия информации юридическими лицами.
Например, в соответствии с законодательством США российская компания может открыть свою компанию, при этом, возможно, будет создана контролируемая корпорация. Согласно налоговому законодательству США контролируемая иностранная корпорация (controlled foreign corporation, CFC) - это зарубежная корпорация, в которой более 50% акций (по голосам или по стоимости) владеют американские акционеры в любой день налогового года*(1).
В последнее десятилетие американские компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company - LLC) вызывают повышенный интерес. Это объясняется прежде всего их особым налоговым статусом и налоговыми преимуществами, дарованными американским законодательством. Российские лица (которые, как известно, в ряде случаев стоят за LLC и ведут посредством компаний с ограниченной ответственностью свой бизнес в США и других странах) рассматривают LLC как разновидность офшорных компаний, участие в которых обеспечивает налоговые льготы при сохранении преимуществ солидной юрисдикции, каковую, несомненно, предоставляют США.
Вместе с тем для получения освобождения от налогообложения нужно соблюдать такое условие, как осуществление только внешних операций, в противном случае компания не получает освобождения от налогов.
Эти особенности должны учитываться при создании любой компании или представительства за рубежом.
Кроме того, компании должны учитывать договорные особенности, в том числе особенности трансфертного ценообразования. В России цена не должна отклоняться более чем на 20% от рыночной цены. В других странах установлены иные параметры ценообразования, которые должны учитываться при заключении договоров. В качестве методов определения цен возможно использовать три метода, которые используются как в международном законодательстве, так и в законодательствах рассматриваемых стран: метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод (законодательство ФРГ содержит только три метода). В Великобритании осуществляется контроль за ассоциированными лицами (лицо, связанное с компанией, которая контролирует иную компанию), прямо или косвенно владеющими 30% акций заемного капитала.
Таким образом, выходя на новый рынок путем создания компании или представительства, необходимо изучить особенности регистрации компаний и ценообразования.
Выбираем агента
Многие компании предпочитают работать за границей с посредниками-агентами. Заключается агентский договор. Агенту выплачивается сумма агентского вознаграждения в твердом размере или в зависимости от полученной выручки. Порядок оплаты должен быть четко установлен в договоре. Кроме того, российская компания должна обезопасить себя, исключив возможность поступления денежных средств на счет агента. К тому же, выбирая агента, нужно учитывать, что агент должен давно работать на рынке, он должен иметь статус "независимого".
Агент должен осуществлять свою деятельность в рамках обычных видов деятельности.
Кто же является независимым агентом?
Понятие независимого статуса в договорах об избежании двойного налогообложения не раскрывается. Вместе с тем в качестве доказательств отсутствия зависимого статуса можно назвать:
1. Отсутствие аффилированности (родственные связи).
2. Наличие иных компаний, которые обслуживает агент.
На практике возможно, когда агент действует регулярно в интересах только одного принципала и при этом остается независимым, однако в этом случае независимый агентский статус потребуется доказать, что сделать достаточно сложно. Кроме того, согласно Типовой конвенции ООН осуществление независимым агентом деятельности в полной или почти в полной мере от имени и в интересах одного и того же принципала при любых обстоятельствах не допускает квалификации агента с независимым статусом.
В зависимости от того, будет ли агент квалифицироваться в качестве зависимого или независимого, положительным или отрицательным способом будет решаться вопрос возникновения постоянного представительства. Для того чтобы зависимый агент отвечал критерию возникновения постоянного представительства, необходимо, чтобы он обладал полномочиями и на регулярной основе заключал контракты от лица соответствующего предприятия-нерезидента. Разница между независимым агентом и представительством - в порядке налогообложения. Независимый агент платит налоги только с суммы вознаграждения, а при признании агента зависимым и отнесении его к представительству налоговые органы могут начислить налоги со всей суммы выручки.
Выбирая агента, возможно использовать следующие рекомендации:
1. Заключить договор на агентское обслуживание с компанией, основанной ранее, обычным видом деятельности которой являются агентские услуги.
2. Создать новую компанию, заключить с ней договор агентского обслуживания и в дальнейшем расширить бизнес, заключив агентские договоры с другими компаниями.
Первый вариант наиболее перспективен, так как:
- 4 отсутствует риск переквалификации агента в качестве зависимого;
- отсутствует необходимость поиска иных компаний, с которыми надо будет заключить агентские договоры;
- не надо регистрировать новое юридическое лицо.
Следует отметить, что через независимого агента работают компании в высоконалоговых юрисдикциях. К таким юрисдикциям возможно отнести:
- США - 35-40% налога на прибыль;
- Великобританию - 28%;
- Данию - 34%;
- Германию - 30%.
Таким образом, при принятии решения о расширении деятельности в других странах надо уделить внимание:
- выбору агента и наличию у него других компаний в качестве контрагентов;
- анализу договорных условий в целях уплаты небольшого агентского вознаграждения и налогов;
- анализу налоговых рисков.
Избавляемся от лишних затрат
Компании, которые четко не приняли решения о расширении деятельности в других странах, часто действуют через посредников. Это позволяет избежать лишних затрат, связанных с созданием новой компании. К таким затратам относятся расходы на аренду офиса, наем персонала, регистрацию новой компании, ведение бухгалтерского учета, наем внешних консультантов. Желательно проводить тщательную проверку агента, а затраты на это даже выше, чем на создание компании.
Расширение бизнеса с помощью договорных инструментов позволяет избавиться от лишних затрат. К таким инструментам относятся:
- Продажа или передача товарного знака другой иностранной компании.
При этом российская компания получает твердую сумму роялти или процент от сделок. Однако на практике сумма роялти иногда бывает не очень большой, требует определения независимым оценщиком, а также вызывает претензии со стороны налоговых органов.
- Выдача займов и кредитов.
Часто российские компании не имеют достаточных оборотных средств и вынуждены прибегать к заимствованию или кредитованию. В России займы выдают юридические и физические лица, кредитованием занимаются банки и кредитные организации, имеющие лицензию. Данный инструмент часто используется торговыми компаниями, авиакомпаниями, строительным сектором.
- Инвестиционный контракт.
Этот инструмент схож с инструментом выдачи займов и кредитов и используется в основном большими российскими компаниями.
- Предоставление персонала.
Данный инструмент используется на практике, однако возможны налоговые споры. Примером может стать Постановление ФАС СЗО от 15.05.2009 N А44-109/2008. Налоговый орган в ходе проверки посчитал, что договор является мнимым и направлен "на существенное сокращение налогового бремени", расходы ООО "Дирол Кэдбери" на оплату услуг экономически необоснованны и не направлены на получение дохода. Судебные инстанции учли, что компания "Дирол Кэдбери CIS B.V." не является специализированной организацией по предоставлению персонала, а в проверенный период осуществляла закупку больших партий товара у общества. Прикомандированные лица в этот же период являлись сотрудниками компании "Дирол Кэдбери CIS B.V." и представляли ее интересы во взаимоотношениях с ООО "Дирол Кэдбери". Суды, оценив доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, пришли к выводу, что расходы общества на оплату услуг по предоставлению персонала (торговых контролеров) документально не подтверждены и экономически необоснованны.
- Управление акциями.
Данный инструмент используется, когда либо российская компания владеет акциями иностранной компании, либо иностранная компания владеет акциями российской компании.
- Предоставление услуг, работ.
Этот инструмент имеет схожую природу с агентским договором. Однако часто агентские схемы российские компании используют в случае, если они давно зарекомендовали себя на иностранном рынке, договоры предоставления услуг, выполнения работ используют компании, которые планируют осуществить разовые поставки или разовые работы.
В заключение хотелось бы отметить, что расширение деятельности является необходимым для многих компаний, например, занимающихся логистикой, авиаперевозками, поставкой продукции за рубеж, многих производственных компаний. Успеха в работе!
Е. Шестакова,
юрист,
г. Москва
"эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Будылин С.Л. Налог на офшоры: законодательство США о контролируемых иностранных корпорациях // Налоги. 2009. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru