Слон на выборы
Бюджет-2012, года президентских выборов, существует пока в черновом виде. "Причешут" его для передачи в Думу лишь к октябрю. Но уже сейчас очевидно, что выполнить все предвыборные обещания власти смогут лишь при условии запредельно высоких цен на нефть. А вот последнего никто гарантировать не может.
Пироги бюджетникам
Раздача предвыборных "слонов" - из несуществующего еще бюджета-2012 - идет полным ходом. "Подарки" от основных кандидатов на президентский пост получили или получат в ближайшем будущем и студенты, и учителя, и пенсионеры, и медики, и военные, и аграрии.
Так, с 1 сентября расходы на оплату труда учителей повысят на 30% (что обойдется бюджету примерно в 180 миллиардов рублей), медработников дошкольного и общего образования - не менее чем на 50% (включая ремонт медицинских учреждений - 460 миллиардов), выплаты студентам - почти на 30% (еще 70 миллиардов). В течение 2011 года на 11% увеличат пенсии. С 1 января 2012-го в 2,5-3 раза повысят денежное довольствие военнослужащих (444 миллиарда) и в полтора раза - пенсию военных пенсионеров (447 миллиардов). Плюс анонсированы амбициозные программы поддержки агросектора и оборонки. Заявлено также увеличение государственных социальных обязательств в сфере занятости, стимулирования демографического роста, заботы о ветеранах и мультипликаторах. Обещано повышение зарплат силовикам.
Спору нет, и медработники, и студенты, и учителя, и военнослужащие живут от бюджетного стола более чем скромно. И можно бы только порадоваться, что государство о них вспомнило и решило, наконец, позаботиться. Почему именно сейчас - вопрос риторический. Выборы на носу... И отечественные кандидаты на высший пост пошли по традиционному для любых кандидатов всех времен и народов пути - умасливанию электората. (У всех на памяти свежий пример предвыборного поведения главы соседнего государства Александра Лукашенко, чьи откровенно популистские "подарки" бюджетникам накануне голосования стали детонатором масштабного кризиса в стране).
По подсчетам аудиторской компании ФБК, сделанным еще в конце мая, пакет властных обещаний тянет на дополнительные расходы в 1,79 триллиона рублей. Уже в июне цифру скорректировали в сторону увеличения: на стол Минфина, верставшего бюджет следующего года, легло дополнительных заявок на финансирование от ведомств в сумме 2,3 триллиона.
Вопрос в следующем. За счет чего планируется выполнять все дополнительные расходные обязательства? Причем обязательства в основном социального характера, от которых трудно впоследствии откреститься без ущерба для репутации.
Ставка на нефть
Понятно, что широта властных предвыборных жестов в немалой степени подкреплялась неожиданным выходом бюджета текущего года в зону профицита. Изначально ожидалось, что дефицит государственной казны составит 3,5%, но по итогам первых пяти месяцев образовался профицит в размере 1,8%. Понятен и источник этого профицита - сверхдоходы от негаданно высоких, стабильно держащихся цен на нефть. Понятно и то, что планировать грядущие расходы, рассчитывая на дальнейшую благосклонность мировой конъюнктуры на "черное золото", откровенно безответственно.
Внутренние же резервы для покрытия дополнительных расходов несоразмерны с посулами. Тем паче что в предвыборном ажиотаже власти выступили с инициативой беспрецедентных налоговых послаблений для бизнеса: президент Дмитрий Медведев поручил снизить с 2012 года ставки социальных платежей с 34 до 30% (для малого бизнеса - даже до 20%). Дополнительные доходы от приватизации, по расчетам, составят около 300 миллиардов рублей (президент настаивает на том, чтобы за госпакеты выторговали не меньше 450 миллиардов), повышение налогов газовой отрасли принесет в казну не более 150 миллиардов.
Правда, вслед за снижением ставок социальных платежей было решено ввести для работодателей дополнительные платежи на высокие зарплаты (свыше 45 тысяч) - 10% для всех и 7% - для малого бизнеса. Оставим за скобками последствия этого решения (что называется, "на слух" считываются минимум два из них: очередной уход "в конверты" либо отказ от услуг дорогостоящих квалифицированных специалистов). В результате реализации этой меры работодатели должны будут раскошелиться на сумму примерно в 350 миллиардов рублей. Для них это немало. Но необходимые казне триллионы, как видим, пока и не вырисовываются.
Все опять замыкается на нефтяные цены. По подсчетам того же Минфина, сделанным в конце весны, чтобы бюджет не затрещал по швам в процессе исполнения всех дополнительных обязательств, цены на нефть весь следующий год должны быть не ниже $120 за баррель. По альтернативным расчетам, стоимость этого товара должна держаться на уровне $147 за баррель. Цифра вызывает нервный смешок.
Регионы ответят за социалку
Но если федеральный бюджет может возводить предвыборные замки в сладких грезах по поводу нефтяных цен, то региональные бюджеты подобной мечтательности позволить себе не в состоянии. Их ресурсная "поляна" - исключительно налоговые поступления местных налогоплательщиков.
По итогам пяти месяцев текущего года большинство местных бюджетов показали хороший результат. Но какие дополнительные расходы из серии предвыборных лягут на их плечи?
"Какая часть расходов будет перенесена на регионы - пока вопрос открытый, - "успокоил" заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров. - Очевидно лишь то, что доходная часть местных бюджетов растет довольно медленно, а в расходной части сохраняется целый ряд неопределенностей. Это создает напряженность".
Серьезные опасения высказывают и другие эксперты. "Сейчас невозможно наверняка определить, как именно заявленные дополнительные расходы бюджета-2012 скажутся на региональных бюджетах. Но определенный размен полномочий между федеральным и местными бюджетами уже происходит. Так, расходы по содержанию полиции берет на себя федеральный центр, а расходы по содержанию федеральных госучреждений: образования, культуры, здравоохранения и даже сельского хозяйства - перекладываются на плечи региональных бюджетов. Если сегодня на заработную плату учителям из бюджетов регионов и муниципалитетов тратится около 560 миллиардов рублей, то 30-процентная надбавка будет означать увеличение этой суммы до 728 миллиардов. Это очень существенная дополнительная нагрузка. Полагаю, что идея введения налога на недвижимость в какой-то мере продиктована именно ожидаемым ростом дополнительных расходов. Кроме того, было заявлено, что часть бюджетных кредитов выдаваться регионам больше не будет: дополнительные ресурсы им предлагают привлекать на рыночных условиях. И поэтому нельзя исключить, что через какое-то время мы можем получить дефицитные в подавляющей массе региональные бюджеты", - предсказывает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Подсчитали - прослезились
Обещания розданы. Отказаться от них - в грязь лицом, и крест на карьере в высшем эшелоне (в гуманитарном понимании природы взятых обязательств, конечно). А федеральная казна аполитична, о выборах ничего не знает.
"Выполнить все дополнительные социальные обещания можно только в условиях очень высоких цен на нефть. Речь, прежде всего, об обязательствах пенсионной системы. А если добавить к ним программу вооружений, повышения денежного довольствия военнослужащих, других силовиков, получается значительный навес расходов. Причем эти расходы существенно раздуты по отношению к ВВП, одни только пенсионные обязательства уже сейчас составляют 10% ВВП. Наша страна не тянет такие расходы, дальше наращивать их некуда. Для нашего бюджета цена на нефть ниже ста долларов за баррель - это приговор. Либо потребуется радикальное влезание в долги", - прогнозирует Владимир Назаров из Гайдаровского института.
Не более оптимистичен и Игорь Николаев из ФБК: "Уже сейчас ясно, что груз новых социальных обязательств будет очень тяжелым. Боюсь, что неподъемным. Это по форме популизм, как правило, дешевый, а по экономическому содержанию он еще какой дорогой. Нет никаких оснований полагать, что в следующем году цены на нефть сохранятся на столь же высоком уровне, что и сейчас. Думаю, мы увидим уровни 80-85 долларов за баррель".
Этот прогноз более чем убедительно подтверждают новости из Европы и США, основных потребителей нашей нефти: в стагнирующих экономиках спрос на энергоресурсы не может быть высоким. Цифра же $85 за баррель - это уже не просто приговор нашему бюджету. Это приговор, приведенный в исполнение.
М. Тальская
"БДМ. Банки и деловой мир", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"