В лето 7190, ноября в 24 день, при помощи Всемогущего в Троице славимового Бога, Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, указал Боярам Князю Василию Васильевичу Голицыну с товарищами, ведать ратные дела, для лучшего Своих Государевых ратей устроения и управления, а с ним, Боярином, с Князем Василием Васильевичем, у того дела быть выборным и Стольником и Генералом, и Стольником же и Полковником рейтарским и пехотным, и Стряпчим и Дворянам и Жильцам и городовым Дворянам же и детям Боярским, для того: ведомо Ему Великому Государю учинилось, что в мимошедших воинских бранях, будучи на боях с Его Государевыми ратными людьми, Его Государевы неприятели показали новые в ратных делах вымыслы, которыми желали чинить поиски над Его Государевыми ратными людьми, и чтобы для тех нововымышленных неприятельских хитростей учинить Ему Великому Государю в Своих Государских ратях рассмотрение и лучшее устроение, которым бы устроением Его Великого Государя ратям в воинские времена иметь против неприятелей пристойную осторожность и охранение, и чтобы преждебывшее воинское устроение, которое показалось на боях неприбыльно, переменить на лучшее; а которые и прежнего устроения дела на боях с неприятелями имеются пристойны, и тем быть без переменения.
И тот Его Великого Государя указ, Боярам Князю Василию Васильевичу с товарищами велено сказать выборным людям; а что к устроению Его Государевых ратей, учнут те выборные говорить, и о том бы обо всем им Боярам докладывать Себя Великого Государя.
И по тому Его Великого Государя, Царя и Великого Князя Федора Алексеевича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца указу, Бояре Князь Василий Васильевич с товарищами, выборным людям сказав Его Великого Государя указ, говорили о многих к ратному делу устроениях, и чтобы они выборные люди объявили, в каком ратном устроении пристойнее быть Столникам и Стряпчим и Дворянам и Жильцам.
И выборные люди говорили: чтобы Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, указал Стольникам и Стряпчим и Дворянам и Жильцам служить полковую службу по прежнему, и расписать бы их все в роты, а не в сотни; а вместо бы сотенных Голов, для лучшего устроения и крепкого против неприятелей стояния, быть у них Ротмистром и Поручиком из Стольников и из Стряпчих и из Дворян и из Жильцов, и изо всех родов и чинов с головы беспременно, и меж себя без мест и без подбора, кому в каком чине Он Великий Государь, быть укажет; а быть в полку по 6 рот, а в роте по 60 человек, и тех Ротмистров с их роты ведать старшему Ротмистру; а людям их быть за ними в тех же ротах по прежнему, с 25 дворов по человеку, а знамена возить Ротмистровым людям.
И Бояре, о том Великому Государю доносили, и Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, указал выборным сказать, что тому всему изволил Он Великий Государь быть так, как Боярам они выборные объявили; а кому Ротмистром и Поручиком быть, и тех людей написать в те чины на пример Боярам и им выборным людям; а кого например напишут, о том доложить Себя Государя.
И тот Его Государев указ Бояре, Князь Василий Васильевич с товарищами, им выборным людям сказали, и выборные на милостивом Его Государском указе били челом и говорили Боярам: чтобы по прежнему их предложению написать на пример с Головы к ротам Ротмистров и Поручиков.
И для того выбора, указал Великий Государь, прочесть им подлинный список Стольников и Стряпчих и Дворян и Жильцов, и выборным людям те подлинные списки чтены.
И Бояре и выборные люди, слушав список, написали имена на пример в Ротмистры и Поручики, и по написании имен, били челом Великому Государю, Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, выборные люди словесно, а Боярам Князю Василию Васильевичу с товарищами, говорили: по Его де Великого Государя указу, они выборные люди и братья их и дети и сродники написаны в Ротмистры и в Поручики; а Трубецких де, и Одоевских, и Куракиных, и Репиных, и Шейных, и Троекуровых, и Лобановых-Ростовских, и Ромодановских, и иных родов в те чины никого ныне не написано, для того, что за малыми летами в чины они не приказаны, и опасно им того, чтобы впредь от тех вышеписанных и от иных родов, которые ныне в Ротмистрах и в Поручиках не написаны, не было им и родам их в том укоризны и попрека, и чтобы Великий Государь пожаловал их, велел тех всех родов, которые ныне в Ротмистры и в Поручики для вышеобъявленных причин не написаны, и в которых родах впредь будут дети, писать в те же чины в Ротмистры и в Поручики в то время, как они в службу поспеют и в чины приказаны будут, чтобы им впредь от тех родов в попреке и в укоризне не быть. И для совершенной в Его Государских ратных и в посольских и во всяких делах прибыли и лучшего устроения, указал бы Великий Государь всем Боярам и Окольничим и Думным и ближним людям и всем чинам быть на Москве в приказах и в полках, у ратных и у посольских и у всяких дел и в городах меж себя без мест, где кому Великий Государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местом не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить, чтобы впредь от тех случаев в Его Государевых ратных и во всяких делах помешки не было, и чтобы их челобитье Великому Государю донести.
И Великому Государю, Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, Бояре Князь Василий Васильевич с товарищами, то выборных людей челобитье доносили, и Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, слушав таковое их челобитье, ревнуя по Господе Бозе Вседержителе и желая во благочестивом Своем Царствии сугубого добра, лучшего и пристойного в ратях устроения и мирного всему Христианскому множеству пребывания и жительства, указал быть у Себя Великого Государя в Палатах Святейшему Патриарху, с Архиереями и с Выборными властями, такожде и всем Своим Государевым Боярам и Окольничим и Думным людям видеть Свои Государские очи, чтобы то доброначинаемое дело им объявить и при помощи Божьей усоветовать, в каком определении тому удобнее быть. И января в 12 день, к Великому Государю, Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, в Его Царские Палаты пришед великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, с Архиереями и с Выборными властями, подаде Ему Великому Государю мир и благословение. И по малому времени указал Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, Боярину Князю Василию Васильевичу объявить Святейшему Патриарху и Архиереям и Властям и Боярам и Окольничим и Думным людям челобитье выборных людей, о чем писано выше сего.
И по указу Великого Государя, Боярин Князь Василий Васильевич, Святейшему Патриарху и Властям и Боярам и Окольничим и Думным людям челобитье выборных людей объявил.
И по совершении того объявления, Великий Государь, Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, Святейшему Иоакиму Патриарху и Архиереям изволил говорить: ведомо вашему Архиерейству, како превышний Он, вся правяй и содержай, Монархам и всем человекам жить и пребывать благочестно и праведно повелевает, Сый всея правды, истинной любви, мира и доброго устроения источник, Им же Царие царствуют и сильнии держат землю, от Его же великодаровитой и всемощной десницы и Наша тихость Царский скипетр, Царство и державу прияхом, присно во уме носяще Оного Царя Царей приснопомнимое слово: снидох с небеси, не да творю волю Мою, по воле пославшего Мя Отца. И аще Оный бесприкладный Царь сего ради сниде с небеси, не да Свою, но пославшего Его Отца волю творит, кольми паче Мы, благоволением Его сотвореннии и на земли рожденнии, должны есмы не Свою, но Божественную Его волю исполнить и врученные Нам от Его Величества Царствия хоругви управлять благочестия подобающим чином, яко слово перед праведным Его престолом обо всех владомых Нами воздать хотяще. И сего ради подобает Нам, по Божественному Его повелению, еже надлежит, обладаемых нами к мирному, благоутешному и любовному всех, всякого чина и возраста, православных Христиан лучшему состоянию и укреплению сия предумышлять, устроять и уставлять; а яже к погибели и общего добра к умалению имеются, разрушать и искоренять; сего бо ради, якоже рехом, Царские скипетры от непобедимой Его десницы прияхом, да всесильным тоя пасением, якоже лепо, Нашу державу управляюще, избрание некое и добродетели приклад подручным Нашим явимся, да тихое и безмолвное житие с истинной любовью праведной поживут перед самим тем Спасителем нашим Иисус Христом Богом, глаголющим присно: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Между убо иных Наших Царских управлений вниде в Наша Царская слуха некая, любовь, правду и мир терзающая, ненависть же, вражду, злобу рождающая делеса, их же ради Нашего Царствия начальные воинства, благородние тако, яко же прежде, не возможают над противным побед являть; при давних убо предках Наших, Великих Государях Российского Царствия, честных родов Бояре и Воеводы славные и достопамятные победы и одоления над многими неприятельскими полками показали, и таковым за Божьей помощью ратоборством велию тишину и мирное пребывание Христианскому множеству приносили: но понеже злокозненный плевелосеятель и супостат общий дьявол, видя от такового славного ратоборства Христианским родам тишину и мирное устроение, а неприятелям Христианским озлобление и искоренение, всеял в незлобливые, преждебывших тогда славных ратоборцев сердца местные случаи возлюбить, от которых в мимошедшие времена в ратных и посольских и во всяких делах чинилась великая пагуба, и ратным людям от неприятелей великое умаление. Тем же Наша Царская держава, рассмотря, яко сие местничества дело, благословенной любви вредительно, мира и братского соединения искоренительно, против неприятелей общего и пристойного промышления, усердия разрушительно, паче же Всевидящему оку мерзко и ненавистно, желаем, да Божественный Его промысел, мира и благоустроения виновный, Своим всесильным повелением оные разрушающие любовь местничества разрушить изволит, и от такового злокозньства разраненные сердца, в мирную и благословенную любовь соединить благоволит. И сего ради и Дед Наш Государев, блаженной памяти Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея России Самодержец, восприяв Прародительский Российского Царствия Престол, во все время Своей Царской державы желал, чтобы во всех Его Государских делах, для лучшего устроения и согласия, быть Палатным и всяких чинов ратным людям без мест, и начало тому учинить изволил тем, что Бояре и Окольничие и Думные и иных чинов ратные люди, во многих разрядах тогда были без мест; а когда и Отец Наш Государев, блаженной памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, изволил идти на недругов Своих на Польского и Свейского Королей, за их многие неправды, и в тех Его Государских походах все чины были безместно же и во время того безместия, при помощи Божьей, славно над неприятелями победы учинились, и за те свои службы от Отца Нашего Государева, блаженной памяти, от Великого Государя, Бояре и Воеводы и Всяких чинов ратные люди милостивое жалование улучшили, на вечную славу и похвалу себе и родам своим. А которые, презрев Его Государское повеление, вчинали тогда места, и тем чинено наказание и разорение отъятием поместий их и вотчин, а совершенно то не успокоено для бывших тогда многих ратных дел; однако же мнозицей благородных повелено быть в полках без мест, желая привести то всякого добра вредительное дело к искоренению. А в которых полках, после ратных походов Отца Нашего Государева, блаженной памяти, Великого Государя, были Бояре и Воеводы с мест, и в тех полках между Боярами и Воеводами для случаев отечества их многие быша несогласия и ратным людям теснота, и от того их несогласия многий упадок ратным людям учинился, а именно под Конотопом и под Чудновым и в иных многих местах. И Мы, Великий Государь, последуя Предков Наших Государских благому намерению, всегда присное попечение о том имели, как бы то всякому добру вредительное и пагубное дело совершенно искоренить, и при помощи Божьей, ратное управление и в иных Государственных делах устроение, для общей высоких и меньших чинов всего Своего Царствия пользы, лучше и добрее постановить; токмо по настоящее время начать того, за разными тому благому намерению препятия, не случится. Ныне же, благодатью Божественного Промысла, явлено, яко намерение о том и промышление бывшее, блаженной памяти, Деда и Отца Нашего Великих Государей является непраздно и Нашей тихости желание, на разрушение той преждебывшей между Христианских родов вражды, хочет пристойное определение приять, поспешествующим вашим Архиерейским святым молитвам, да, вине оной многих злоб, местничеству разрушавшуюся и должной Христианам любви насадившейся, прославится истинный Он Монарх и страшный, все нам блага подавающий. И вы бы, Святейший Патриарх, с Архиереями, нам Великому Государю намерение свое о том объявили: по нынешнему ли выборных людей челобитью, всем разрядам и чинам быть без мест, или по прежнему быть с местами?
И великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, и Архиереи и Власти, слушав Его Государские таковые мудрые глаголы, к общему Христианскому добру надлежащие, воздавшие хвалу Господу Богу за таковую Его благодать, давшему Ему Великому Государю, вкупе с Архиереями рече: благоверный и благочестивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец! Знамы добре, яко Вы, Великий Государь, сие от вышнего Божия промысла велие и похвалы достойное дело начать изволили, от которого есть и будет умножение любви между человеками, о ней же Сам законодавец Иисус Христос Бог наш, светлее всякой трубы, возгласи сице: заповедь новую даю вам, да любити друг друга, яко же Аз возлюби вы; наперсник же Его святой Иоанн глаголет: Бог любы есть, и пребывая в любви, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает. Ваше же Царское Величество не токмо Сам всегда имаши сохранять любовь, но и всем пребывающим под Своей Царской державой, ту же, по заповеди Божьей, любовь сохранить повелеваешь и непрестанно о том Свое Царское усердие протираешь, дабы та Его Божья заповедь в Царствии Вашем твердо соблюдалась. Отсюда же всякому разумно есть, яко идеже любовь, тамо и Бог, тамо и вся благая, друг друга нелицемерное любление, правда, и мир, тишина, единодушие, кротость, благополучие, исполнение милости и плодов благих и всякое благостроение, от врагов крепкое защищение и их удобное побеждение: аще бо Бог с нами, никто же на ны. А до сего настоящего времени, от отечественных местничеств, которые имелись меж высокородными, велие противление той заповеданной Богом любви чинилось, и аки от источника горчайшего вся злая и Богу зело мерзкая и всем нашим Царственным делом ко вредительному происходило; и благие начинания, яко возрастающую пшеницу, терпение подавляло и до благополучного совершения к восприятию плодов благих не допускало; и не точию род, егда с иным родом за оное местничество многовременные злобы имел, но и в едином роде таковое же враждование и ненависть соделалась; и аще бы обо всех тех противных случаях донести Вашему Царскому Величеству, то бы от тягости Ваша Царская ушеса понести сего не могли. Мы прекращаем то пространное доношение, для того, что из вышеявленных Вашего Царского Величества словес изразумели есьмы, яко Всемогущий Господь Бог всея твари Творец, неизреченным Своим промыслом вся строя на пользу человеческому роду, паче же Вашему Царствию, ниспослав на Ваше Царское Величество таковую Свою благодать через Святого Своего Духа, еже устроять мирная и человеком полезная, и доброго от злого разлучать и во всем милостиво рассуждать, ради имени Своего святого, на спасение душ Христианских, к общему народному добру, вашему же Царствию на бессмертную славу и всех благ на умножение, а братоненавистному преждебывшему враждотворению, сиречь отеческих мест на искоренение, за которое вышепомянутое Вашего Царского Величества намерение свыше Царь Царствующих и Господ господствующих благословит и укрепит. Аз же, Вашего Царского Величества всегдашний богомолец, вкупе с преосвященными Митрополитами, Архиепископами и Епископами и со всем Освященным Собором не имамы никоей достойной похвалы принести толикому Вашему Царскому намерению, за премудрое Ваше Царское благоволение, которое показуеши православным на спасение, своему же Великому Богом дарованному Царствию, ко благому устроению и мирному состоянию; токмо долженствует едиными устами и единым сердцем, соборне и келейне, приносить ко Всемогущему Богу молитвы и моления, дабы той Всемогущий Господь Бог таковое Твое Царское намерение благоволил (привести) к совершению, чтобы от того любовь сохранялась и в человеческие сердца вкоренялась, и Царствие Твое мирно строилось.
И Великий Государь, слыша таковые словеса Святейшего Патриарха и Властей прошение, изволил говорить Своим Государевым Боярам, чтобы и они о том чистосердечно Ему Великому Государю донесли, кождо свою мысль без всякого зазора.
И Бояре и Окольничие и Думные и Ближние люди и все Ему Великому Государю, Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, с усердием объявили: чтобы Он Великий Государь указал по прошению Святейшего Патриарха и Архиереев, и всем им во всяких чинах быть без мест, для того, что в мимошедшие лета во многих их Государских ратных и в посольских во всяких делах, чинились от тех случаев великие пакости и нестроение и разрушение и неприятелям радование, а между ними Богу противное дело, нелюбовь и великие продолжительные вражды. А при державе Деда Его Государева, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, и Отца Его Государева, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, хотя и было между ними безместие, только совершенно случаи их и места были не искоренены; а ныне указал бы Он Великий Государь, на искоренение той между ними злобы, от которой происходит нелюбовь, разрядные случаи отставить и совершенно искоренить, чтобы впредь те разрядные случаи никогда не воспомянулись.
И Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, восприяв о том совет о Святом Духе отца Своего и богомольца великого Господина Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России, и всего Освященного Собора, и призирая милостиво на Своих Государевых Бояр и Окольничих и думных и выборных людей, исполняя Свое Государское о Боге намерение, указал Боярину Князю Михайле Юрьевичу Долгорукову, да Думному Дьяку Василию Григорьеву, сыну Семенову, принести к Себе Великому Государю все разрядные книги, в которых писаны бывшие случаи с мест, при прежних Великих Государях, Царях и Великих Князьях Российских, и при Деде Его Государеве, блаженной памяти при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче, всея России Самодержце, и при Отце Его Государеве, блаженной памяти, при Великом Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой России Самодержце, и при Его Великого Государя державе. И по тому Его Великого Государя указу, книги принесены.
И Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, изволил Святейшему Патриарху и Властям и Своим Государевым Боярам говорить: ныне явно есть Нам Великому Государю, что в сем благом деле, к исполнению Нашего доброго намерения, способствует самое Божие смотрение, давшее и хотящее к благополучному привести совершению, тем, что вся Наша Царская Палата, то есть Бояре, Окольничие и Думные люди, тако ж Стольники, и Стряпчие, Дворяне и дети Боярские, ради общего Государственного добра советования, постановления и утверждения, избранные благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческого ничто иное, токмо гордость и любви отсечение и Нашим Государским всяким делам повреждение приносят, все радостными сердцами Нам Великому Государю донесли, чтобы Мы, Великий Государь указали, то виновное всякой злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить; и когда вы, Святейший Патриарх, с Архиереями, Нам Великому Государю совет предлагаете, а Бояре и Окольничие и Думные люди доносят об искоренении тех случаев с мест, как о том писано выше сего, и чтобы всем чинам у всяких дел, по Нашему Государскому указу, быть без мест. И Мы, Великий Государь, слыша таковое от многого времени Нам Великому Государю желательное благое дело, всех общим советом совершение, Бога, благих дателя, о таковой Нам Великому Государю явленной благодати радостным сердцем по премногу благодарим, яко сподобил есть Нас оного желательного дела видеть совершение, и по тому Богом дарованному благому общему намерению, Мы, Великий Государь, Нашим Царским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить; а для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки изволяем предать огню, чтобы та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна бы и претыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Разряде случаев и о местах записки, а у кого такие же книги и записки, и те присылали бы в Разряд; а Мы, Великий Государь, потому же те книги повелим предать огню, чтобы то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем Боярам Нашим и Окольничим и Думным и ближним и всяких чинов людям на Москве в приказах и у расправных, и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаями не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находами не возноситься; также и в попреках никого ничем не укорять и не попрекать, и в укоризну прежних дел, где кто был по воле Государской в нижних чинах, или за скудостью, или за иным каким случаем, и в нижних чинах был, того ему в обличение не ставить, и никакими вымыслами никого ничем мимошедшими попреки не бесчестить; также буде и впредь кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинах, и того ему в укоризну не ставить же, и тем его не бесчестить. А которых родов ныне за малыми летами в Ротмистрах и в Поручиках не написано, и тех родов впредь писать потому же в Ротмистры и в Поручики.
И то слыша благожелательно Святейший Патриарх со всем Освященным Собором и весь Его Государский сигклит, все с великим усердием Бога благодарив и оное Его Государское благоволение радостно прияша и благохотно утвердив, глаголя: да погибнет в огне оное, Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее, местничество и впредь да не воспомянется вовеки!
И того же числа те книги преданы огню, Государской Передней Палаты в сенях. А при том стояли от Великого Государя Царя, и Великого Князя Федора Алексеевича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, Боярин Князь Михайло Юрьевич Долгорукий, да Думный Дьяк Василий Семенов; а от великого Господина Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России, все Преосвященные Митрополиты, и Архиепископы, до тех мест, покамест те книги совершенно все сгорели.
А как Преосвященные Митрополиты, и Архиепископы, и Боярин Князь Михайло Юрьевич, и Думный Дьяк пришли и возвестили Великому Государю и Святейшему Патриарху, что они, по Его Великого Государя указу и за благословением Святейшего Патриарха, учинили; и Святейший Патриарх говорил Боярам и Окольничим и Думным людям: чтобы они сие, с Богом начатое и совершенное за повелением Великого Государя, Его Царского Величества и за Его с Освященным Собором благословением и всего сигклита с общего совета, дело отныне и впредь соблюдали крепко и нерушимо; а буде кто, ныне и впредь, оному делу воспрекословит коим-нибудь образом, и имеющие в домах своих книг и всяких писем, надлежащих к прежде бывшим отечеств их случаям, в Разряд, по сему Царскому повелению за нашим благословением, не принесут и будут держать у себя в дому, или где инде каким ни есть образом, и те бы опасались тяжкого церковного запрещения и Государского гнева, яко преобидники Царского повеления и нашего благословения презиратели. Бояре же и Окольничие и Думные люди все единогласно отвечали: да будет тако, яко рече он Святейший Патриарх!
И Великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, видя тому всему богоугодному делу совершение, возрадовался радостью велию зело, и изволил Своих Государевых Бояр и Окольничих и Думных людей, за такое их благое дело, которым вражды пресечение имать быть, милостиво похвалить. Да Он же, Великий Государь изволил им милостиво говорить: что Он, Великий Государь, им и впредь будущим их родам на память, изволит быть в Разряде родословной книги родам их, также и в домах своих такие родословные книги им держать по прежнему; а награждая их Своей Государской милостью, ту родословную книгу ныне повелевает Он, Великий Государь, пополнить, и которых имен в той книге в родах их не написано, и тех имена в ту родословную книгу написать вновь к сродникам их, и для того взять у них росписи за руками. А которые Княжеские и иные честные роды при Предках Его Государевых и при Нем Великом Государе были в честях, в Боярах и в Окольничих и в Думных людях, также и старые роды, которые хотя и не явились в честях, а с царства Прадеда Его Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, всея России Самодержца, и при Его Государстве державе явились в посольствах и в полках и в городах в Воеводах и в иных знатных посылках и у Него Великого Государя в близости, а в родословной книге имен их не написано, и те роды с явным свидетельством написать ныне в особую книгу. А которые роды и в вышеписанных честях и в знатных посылках не были, а с царства Деда Его Государева, блаженной памяти, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, и при Нем Великом Государе были в полковых Воеводах и в послах и в посланниках и в знатных каких посылках и в иных честных чинах и в десятнях, в первой статье написаны, и тех родов имена по тому же написать в особую книгу со свидетельством; а которые и в тех вышеписанных честных и знатных чинах не были, а в десятнях написаны в средней да в меньшей статьях, и тех имена написать в особую книгу. А буде кто из нижних чинов, за службы отцов своих, или за свои написаны в Московские чины, и тех имена написать в особую ж книгу по их росписям, и быть всем во всех чинах без мест, так, как выше сего о сем писано. А буде кто от сего времени, ныне и впредь те мимошедшие, искорененные разрядные случаи, каким ни есть образом, взочнет и учнет на кого бить челом Великому Государю, презрев сие нынешнее твердое постановление, и которые роды ныне, по Его Великого Государя указу и по росписи, написаны в Ротмистры и в Поручики, а кто кого учнет тем попрекать и укорять, и того лишить данной ему милости Государской, чести, в каковой тогда оный будет, а поместья его и вотчины взять на Великого Государя бесповоротно*(1) и раздать кому Великий Государь пожалует, чтобы то с Богом учиненное дело всегда было, по его Государскому указу, совершенно нерушимо во всякой крепости; также буде кто мимошедших времен какими случаями учнет возвышаться и другим родам чинить укоризну и бесчестье, или кому учнут чинить бесчестье тем, либо кто в мимошедшие времена до сего времени был, или впредь по какому-либо случаю будет, по воле Государской, или от бедности, в каком низком чине, и тем, кто те случаи взочнет и бесчестить кого чем учнет: и тому роду всем, сколько их объявится, взять бесчестье. И о сем вышеупомянутом деянии указал Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, Боярину Князю Михайле Юрьевичу Долгорукову сказать на Постельном крыльце Стольникам, Стряпчим, Дворянам, Жильцам и всяких чинов людям.
И о Святом Духе отцу Своему и богомольцу, великому Господину, Святейшему Иоакиму, Патриарху Московскому и всея России, и Преосвященным Митрополитам и Архиепископам, и своим Государевым Боярам и Окольничим и Думным людям изволил Он, Великий Государь, говорить: "сего Боголюбезного и всему нашему Царствию доброполезного дела на вечное непременное укрепление, изволяем Мы Великий Государь Нашей Царской десницы приписанием утверждение учинить; такожде и вы б, святейший Патриарх, и все Архиереи и Наши Бояре и Окольничие и Думные люди то деяние руками своими подписали. А которые выборные Стольники, Стряпчие, Дворяне Московские и Жильцы, и городовые дворяне ж и дети Боярские от всех чинов челобитье доносили, и те б по тому ж руками своими приписали".
И тех всех Архиереев и своих Государевых Бояр и Окольничих и думных людей и выборных Стольников и Стряпчих и Дворян Московских и Жильцов и городовых дворян и детей Боярских имена Великий Государь указал под сим деянием, для приписания рук, написать. Да и то Великий Государь указал написать: которые ныне есть в Разряде и в Посольском и в иных приказах и в городах записки, приличны к случаям отеческих дел или впредь, по Его Великого Государя указу, на Москве в Разряде и в Посольском и в иных приказах будут какие записки ж о полковых и о посольских и о всяких делах, и теми прежними записками и которые впредь будут, никому никого не бесчестить и не попрекать, и в укоризну и в потерку, также и себе в находку не ставить и месть не вчинать никакими мерами; а быть палатным и всех чинов ратным людям у ратных и у посольских и у всяких дел без мест, как о том пространно писано выше сего. А буде кто, забыв Его Царское повеление и указ, прежними какими ни есть записками, или которые такие ж записки впредь будут, дерзнет кого тем бесчестить и попрекать, а себе то в находку ставить, и от Него Великого Государя тем людям по тому ж быть в опале и в разорении безо всякой пощады, как писано о том выше сего.
А у стрелецких полков впредь быть Полковникам, а Головами им не зваться, а Сотникам зваться Капитанами.
Вышеписанное Соборное деяние Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, изволил утвердить Своей Государевой самодержавной рукой сице: Божией милостью, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, в утверждение сего Соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест в вечное искоренение, моей рукой подписал.
Ниже сего подписали: Иоаким, Божией милостью, Патриарх царствующего Великого града Москвы и всея России, Митрополиты, Архиепископы, Архимандриты, Бояре, Окольничие, Думные Дворяне, Думные Дьяки, Стольники Комнатные, Выборные: Стольники, Генералы, Полковники рейтарские, Полковники пехотные, Стряпчие, Дворяне и Жильцы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Прежние наказания, как явствует из вышепомещенных решений частных дел по местничеству, были: наказание кнутом, батогами, выдача головой виновного обиженному и заключение в тюрьму на несколько дней. В сем последнем случае виноватый должен был идти в тюрьму пешком, как явствует из следующего решения, сказанного Думным Дьяком Заборовским Стольнику Прончищеву: Иван Прончищев! Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, велел тебе сказать: в нынешнем в 166 году ноября в 27 день, по Его Великого Государя указу послан ты в тюрьму за челобитье свое, что ты бил челом Ему Великому Государю на Окольничего и Оружейничего на Богдана Матвеевича Хитрова, будто тебе на Его Государской службе в Черкасских городах с ним Окольничим и Оружейничим по своему отечеству в товарищах быть невместно, и ты детина, забыв свою худую породу, до тюрьмы ехал в санях, чего из давних лет неповелено; а которые превеликие господа твои, Бояре и Окольничие и Думные и ближние люди от Него Великого Государя за опалу посланы бывают в тюрьму, и те до тюрьмы ходят пешие, и на лошадях и в санях не ездят; и по Его Великого Государя указу, Бояре приговорили за ту твою вину, на Него Великого Государя взять на тебе пени 500 рублей, и Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец, пожаловал тебя, для нынешней посылки, тех денег ныне имать на тебе не велел, а велел те деньги пятьсот рублей взять на тебе в то время, как ты из той посылки будешь на Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соборное деяние об уничтожении местничества от 12 января 1682 г.
Извлечение из книги Законодательство царя Федора Алексеевича: 1676-1682 годы. Законодательство царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 1682-1696 годы (составитель и автор вступительных статей В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2012 г.