Логистические затраты и их отражение в учете
Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.
Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов. При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.
В настоящее время логистику как хозяйственную деятельность разделяют на следующие группы: управление технологическими процессами, управление запасами, управление заказами, организация внутрипроизводственного складского хозяйства, организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта, поддержание стандартов качества и логистического сервиса, транспортировка, планирование каналов распределения и т.д.
По мнению некоторых авторов, если принять затраты на логистику за 100%, то удельный вес отдельных составляющих распределится следующим образом:
перевозка на магистральном транспорте - 28-40%;
складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25-46%;
упаковка - 15-25%;
затраты на управление - 5-15%;
прочие (включая обработку заказов) - 5-17%.
Содержание складских помещений и заработная плата складского персонала
Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.
Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.
В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 г. N 119н, сказано: "Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников".
В свою очередь транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета: во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 "Материалы");
Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 "Основное производство").
Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.
Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?
Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей (п. 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи. Учет затрат ведут на счете 44.
Из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):
на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;
на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;
комиссионные и прочие посреднические сборы (в том числе уплачиваемые сбытовым организациям);
на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов;
на рекламу;
на представительские расходы.
Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи: во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены; во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца (выбранный вариант закрепляют в учетной политике).
Что делать, если организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары?
В этом случае затраты следует распределять. Как мы уже указывали, затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров - на счете 44.
Приобретение товаров и материалов у поставщика оформляется товаросопроводительными документами. К ним, в частности, относятся товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. N 132), товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78), транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.11 г. N 272. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а, составляется в день поступления ценностей на склад). Можно также проставить штамп, содержащий все реквизиты, предусмотренные для приходного ордера, на документе поставщика. Дело в том, что такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Таким образом, в случае отсутствия товаросопроводительных документов у предприятия возможны проблемы с подтверждением факта приобретения материалов и, следовательно, факта обоснованности расходов на их приобретение.
Транспортировка материалов
Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) по материалам в данном случае включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.
Примерная номенклатура ТЗР представлена в приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.01 г. N 119н.
Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов.
Во-первых, можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:
Дебет 10, Кредит 60 (76, 23, 26...) - отнесены ТЗР на себестоимость материалов.
Во-вторых, можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:
Дебет 10, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", Кредит 60 (76, 23, 26...) - учтены ТЗР.
В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (с последующим отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"):
Дебет 15, Кредит 60 (76) - учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР.
В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:
Средний процент ТЗР = 100% х [(Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде) / (Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах)].
В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов х Учетная стоимость израсходованных материалов.
Для снижения трудоемкости при учете транспортировки материалов существуют методы упрощенного учета ТЗР (перечислены в п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):
"Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:
при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета "Основное производство", "Вспомогательные производства" и на увеличение стоимости проданных материалов;
удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);
в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;
ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом, если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;
ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов".
Транспортировка товаров
Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Каким образом включать данные затраты в расходы?
Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории.
Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя учитывают либо на счете 41 "Товары" (включают в стоимость товаров), либо на счете 44.
Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации - покупателя другим организациям или гражданам-потребителям учитывают на счете 44.
На счете 44 транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90 "Продажи". Списать их можно двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.
В ст. 320 НК РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат, установленному ст. 320 НК РФ, который заключается (аналогично методу распределения материалов, рассмотренному нами ранее) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
Пример
ООО "Ромашка" занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня - 56 000 руб.
В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).
Остаток товаров на 31 июля - 86 000 руб. (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.
За июль оборот по дебету счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров" составит 16 000 руб.
Согласно учетной политике в бухгалтерском учете ООО "Ромашка" транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые представлены в ст. 320 НК РФ.
Распределение транспортных расходов за июль:
остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41, субсчет "Товары на складах") - 56 000 руб.;
поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41, субсчет "Товары на складах") - 120 000 руб.;
продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41, субсчет "Товары на складах") - 90 000 руб.;
остаток товара на конец месяца (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.);
остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 7000 руб.;
учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 16 000 руб.;
сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, - 11 238,64 руб. ((86 000 руб. х ((7000 руб. + 16 000 руб.) : (90 000 руб. + 86 000 руб.) х 100%) = 86 000 руб. х 13,0682%);
сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию, равна 11 761,36 руб. (7000 руб. + 16 000 руб. - 11 238,64 руб.).
После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана запись:
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров" - 11 761,36 руб. - списаны транспортные расходы за июль.
О. Ильюшина,
налоговый эксперт
"Финансовая газета", N 38, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.