О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии
В состав трудовой пенсии по старости, назначаемой в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, включена накопительная часть (см. таблицу "Структура трудовой пенсии по старости в 2011 году").
Таблица
Структура трудовой пенсии по старости в 2011 году
Страховая часть | Накопительная часть | ||||||
Источники финансирования | |||||||
обязательные страховые взносы работодателя | обязательные страховые взносы работодателя | дополнительные (добровольные) страховые взносы застрахованного работника из его собственных средств | добровольные взносы работодателя пенсии в пользу застрахованного лица | инвестиционный доход от управления пенсионными накоплениями | взносы из федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений | средства (часть средств) материнского (семейного) капитала | |
ПФР = 26% (в общем случае, без учета льготируемых компаний) с суммы всех выплат в пределах 463 000 руб. (за исключением необлагаемых) в пользу застрахованных работников, производимых организациями по трудовым и гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам | |||||||
для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | для лиц 1967 года рождения и моложе | |||||
26% | 20,00% | 6,00% | ежемесячный размер (в твердой сумме или % от базы по взносам) определяется застрахованным лицом самостоятельно | ежемесячный размер (в твердой сумме или % от базы по взносам) определяется работодателем самостоятельно | дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие доходы от таких операций, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки (в порядке, определяемом Правительством РФ) | в течение 10 лет с года, следующего за годом уплаты доп. страх. взносов: в общем случае максимальный размер - не более 12 000 руб. в год; для застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся ни за одной из частей пенсии, - не более 48 000 руб. в год | в 2011 году 365 689,4 руб. |
Основание - подпункт 2 п. 2 ст. 5, п. 1 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", абз. 6 ст. 3, ст. 10, п. 5 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 2-10 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 2, 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.", ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". |
Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечить ему в старости высокий уровень материального достатка. Одним из источников ее финансирования являются дополнительные страховые взносы на эти цели как самого работника (средства работника), так и работодателя (средства работодателя) в пользу работника.
Дополнительные страховые взносы работника
Право работника уплачивать добровольные страховые взносы вытекает из действующего законодательства.
Так, физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ). Об этом говорится в п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Причем, что граждане, родившиеся в 1967 году и моложе, также могут принять участие в формировании накопительной части пенсии за счет уплаты дополнительных страховых взносов, хотя для таких работающих граждан накопительная часть трудовой пенсии формируется в обязательном порядке за счет уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - в 2011 году в размере 6% с суммы всех облагаемых выплат в пользу застрахованных лиц в пределах 463 000 руб. по трудовым, гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам.
Обратите внимание! Накопительная часть трудовой пенсии, сформированная в обязательном порядке, есть также у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 года по 2004 год включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом отчисления, которые уже были сделаны, инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами в зависимости от желания граждан и будут выплачиваться после их выхода на пенсию в составе накопительной части пенсии. Вышеуказанная категория граждан, являющаяся участником Программы государственного софинансирования пенсии, также вправе осуществлять дополнительные страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии. Вышеуказанная Программа действует в соответствии с Законом N 56-ФЗ, и в ней могут участвовать все граждане, зарегистрированные в системе ОПС, в том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеет права на накопительную часть пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (граждане 1966 года рождения и старше).
Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - это индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно (ч. 3 ст. 2 Закона N 56-ФЗ). Причем этот взнос - добровольный, и он может уплачиваться в дополнение к обязательным пенсионным страховым взносам либо к предусматриваемым для некоторых случаев другим добровольным пенсионным взносам.
Обратите внимание! Застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ч. 1 ст. 2 Закона N 56-ФЗ). Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (ст. 3 Закона N 167-ФЗ). Основные условия участия в Программе государственного софинансирования пенсии:
1) регистрация гражданина в системе ОПС в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и, соответственно, наличие страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования - "зеленой карточки" (ч. 6 ст. 4 Закона N 56-ФЗ);
2) заявление по форме N ДСВ-1, которое нужно подать до 1 октября 2013 года (ч. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ);
3) взнос гражданина, который должен быть не менее 2000 руб. в год (ч. 2 ст. 12 Закона N 56-ФЗ). При этом наличие регулярных дополнительных взносов в течение 10 лет действия этой Программы не обязательно (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 12 Закона N 56-ФЗ).
Рассмотрим, как на практике работник может реализовать свое право на участие в формировании накопительной части будущей трудовой пенсии по старости.
Памятка для работника
На настоящий момент формирование накопительной части трудовой пенсии имеет следующие особенности:
1) добровольное участие работника в формировании накопительной части трудовой пенсии. Как уплата дополнительных страховых взносов, так и прекращение либо возобновление их уплаты является исключительным правом работника (ч. 2 ст. 3 Закона N 56-ФЗ).
Специальной процедуры для прекращения уплаты таких взносов законодателем не установлено - работник просто вправе взять и прекратить их уплату в любой момент. Поэтому принудительное взыскание, а тем более начисление пени или привлечение к ответственности за неуплату дополнительных страховых взносов противоречит самой сущности института добровольных страховых взносов (см. постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А19-24796/09). При этом механизм добровольного участия застрахованных лиц в данных правоотношениях не предусматривает возможности возврата ранее уплаченных сумм страховых взносов до наступления установленных пенсионным законодательством страховых случаев (см. определение Конституционного суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1010-О-О);
2) источник финансирования дополнительного страхового взноса - собственные средства работника (ч. 3 ст. 2 Закона N 56-ФЗ);
3) размер дополнительных страховых взносов определяется работником самостоятельно (ч. 1 ст. 5 Закона N 56-ФЗ). Взнос может быть определен, например, в твердой сумме или в процентах от базы для начисления обязательных страховых взносов в ПФР (ч. 2 ст. 5 Закона N 56-ФЗ). Законодатель не ограничивает ни минимальную, ни максимальную величину таких взносов. Но при этом оптимальный размер дополнительного страхового взноса составляет от 2000 руб. до 12 000 руб. в год, то есть от 166,67 руб. до 1000 руб. в месяц. Это связано с тем, что, согласно ст. 12 Закона N 56-ФЗ, гражданин, уплативший не менее 2000 руб. в год, получает право на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в виде взносов на софинансирование, максимальная величина которых не может превышать 12 000 руб. в год. Такая государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N 56-ФЗ).
Обратите внимание! Самый выгодный взнос, позволяющий получить максимально возможную по закону сумму софинансирования пенсии от государства, - 1000 руб. в месяц.
Работником в любой момент может быть изменен размер уплачиваемого взноса на основании его заявления (ч. 2 ст. 5 Закона N 56-ФЗ). Действующим законодательством не установлено, сколько раз работник может подавать заявление об изменении размера уплачиваемого страхового взноса;
4) процедура уплаты дополнительных страховых взносов может выбираться самим работником, а именно: платеж производится самим работником либо по его поручению это делает работодатель. Рассмотрим каждый из них.
Первый способ - самостоятельная уплата путем перечисления работником денежных средств в бюджет ПФР через любую кредитную организацию, в том числе через Сбербанк России (ч. 1 ст. 6 Закона N 56-ФЗ, письмо ПФР от 22.12.2008 N АК-08-25/12096).
Для этого в территориальное отделение ПФР по месту жительства работнику нужно подать заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме N ДСВ-1 (приложение 1 к постановлению Правления ПФР от 28.07.2008 N 225п). Бланк заявления и инструкцию по его заполнению можно скачать с сайта ПФР (http://www.pfrf.ru/application_blank_participatio/) либо получить в территориальном органе ПФР по месту жительства. Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 N 476н.
В данном случае работник должен подать заявление (ч. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ):
- либо лично путем подачи заявления на бумажном носителе, обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства и взяв с собой паспорт и страховое свидетельство ОПС;
- либо лично путем подачи заявления в форме электронного документа через интернет-портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru);
- либо через организацию-трансфер-агента (к ним относятся организации, с которыми ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей: банки, включая Сбербанк России, негосударственные пенсионные фонды, Почта России и др.). Список организаций-трансфер-агентов приведен на сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/list_organization_agents/);
- либо прислать заявление по почте, но тогда заявление должно быть заверено нотариусом или должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации (в случаях, когда гражданин находится за пределами Российской Федерации).
Не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления территориальный орган ПФР должен направить гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В случае направления заявления в форме электронного документа такое уведомление также направляется гражданину в форме электронного документа через интернет-портал государственных услуг (ч. 5 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).
Сроки и периодичность самостоятельной уплаты работником дополнительных страховых взносов законом не оговариваются. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 56-ФЗ платеж гражданина должен быть ежемесячным только в случае его перечисления через работодателя. Поэтому сам работник может перечислять их разовыми платежами (от случая к случаю): например, в марте - 2000 руб. и в декабре - 10 000 руб., либо платить равными ежемесячными платежами в течение года, например по 1000 руб. в месяц. В то же время при определении работником размера взноса и периодичности его уплаты следует учесть, что при разовом единовременном платеже гражданина в сумме 12 000 руб. за целый год государство дополнительно может доплатить только 1000 руб., а не 12 000 руб., как это было бы при ежемесячном перечислении взносов. К такому выводу можно прийти из анализа норм ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N 56-ФЗ.
В платежных документах работнику очень важно правильно написать свою фамилию, имя, отчество, а также номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
При самостоятельном способе уплаты работнику нужно ежеквартально лично либо через организацию-трансфер-агента представлять в территориальное отделение ПФР по месту жительства копии платежных документов за истекший квартал с отметками банка об исполнении. Срок представления документов - не позднее 20-го числа со дня окончания квартала (ч. 2 ст. 6 Закона N 56-ФЗ, п. 43 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н).
Работникам необходимо иметь в виду, что кредитные организации вправе взимать комиссию с физических лиц за исполнение поручения по перечислению в бюджет ПФР дополнительных страховых взносов, Законом N 56-ФЗ не предусмотрено освобождение физических лиц от взимания такой комиссии кредитными организациями, а нормы о ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" об освобождении от платы за перечисление обязательных страховых взносов на добровольные взносы не распространяются.
Средства, которые работник перечислил в ПФР, отражаются в специальной части его индивидуального лицевого счета (ч. 2 ст. 10 Закона N 56-ФЗ). На эту процедуру сотрудникам ПФР отведено три месяца со дня получения копий платежных документов за прошедший квартал. Работник же получит такую информацию из извещения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, высылаемого территориальным отделением ПФР на его домашний адрес. В этом извещении на лицевой стороне есть специальный раздел "Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС)", в котором по строкам 2-9 приведена полная расшифровка источников финансирования накопительной части пенсии.
Второй способ - уплата взносов по поручению работника через работодателя (ст. 7 Закона N 56-ФЗ).
Сразу отметим, что в обязанности работодателя не входит необходимость ознакомления всех работников с Законом N 56-ФЗ в целях получения от них информации относительно реализации своего права уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя.
На практике разъяснительную работу по применению норм Закона N 56-ФЗ проводят профсоюзные комитеты и первичные профсоюзные организации.
При отсутствии в организациях представительного органа работников можно только порекомендовать кадровым службам этих компаний проводить такую же разъяснительную работу в трудовых коллективах по реализации положений Закона N 56-ФЗ, к которой активно подключились профсоюзы. Это можно сделать путем включения в план работы отдела по управлению персоналом и его бюджет на отчетный период соответствующих мероприятий.
При втором способе уплаты взносов в обязанности работодателя входят следующие действия:
1) прием от работников заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме N ДСВ-1 (ч. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ);
2) направление полученных заявлений (форма N ДСВ-1) в течение трех рабочих дней в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если же среднесписочная численность работников организации за прошлый календарный год (для вновь созданных организаций, в том числе реорганизованных, - численность работников на текущий момент) превышает 100 чел., заявление нужно переслать в электронной форме. В такой же форме вправе представлять полученные заявления и работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 чел. и менее (ч. 4 ст. 4 Закона N 56-ФЗ);
Обратите внимание! На практике случается, что бухгалтерии организаций отказываются принимать заявления от работников на удержание и перечисление дополнительных страховых взносов, ссылаясь на занятость и на то, что им за это не платят. Подобный отказ со стороны бухгалтерии работодателя считается грубым нарушением прав граждан. Работодатель не вправе отказать работнику в приеме заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (форма N ДСВ-1), а также в приеме заявления в исчислении, удержании и перечислении таких взносов из его заработной платы через бухгалтерию организации. Решение о перечислении дополнительных страховых взносов через работодателя принимает только застрахованное лицо (сам работник). Работодатель в процессе выбора порядка уплаты таких взносов не участвует (ч. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона N 56-ФЗ). Подобный отказ со стороны работодателя считается грубым нарушением прав граждан. Тем не менее действующим законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за отказ работнику в перечислении денежных средств. В такой ситуации защитить свои права работник сможет только в судебном порядке.
Контроль за выполнением положений Закона N 56-ФЗ возлагается на профсоюзные организации, поскольку именно они являются защитниками прав работников и наиболее эффективным механизмом в организации информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах и непосредственно с работодателями.
3) получение отдельных письменных заявлений работников о перечислении дополнительных страховых взносов из заработной платы с указанием их ежемесячного размера (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ). Поскольку специальной формы такого заявления не установлено, его можно написать в произвольной форме;
4) прием заявлений от работников (произвольная форма, аналогичная приведенному выше образцу) об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, на прекращение или возобновление уплаты таких взносов, за исключением случаев увольнения работников (ч. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ).
Обратите внимание! Законом N 56-ФЗ не установлено, сколько раз застрахованное лицо может подавать заявление об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса, в связи с чем работодателем должно быть рассмотрено каждое поступившее от работника заявление.
При этом работодатель, получивший заявление об изменении размера уплачиваемого взноса, исчисляет и перечисляет такой платеж начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления на скорректированную сумму взноса (ч. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ).
5) ежемесячное исчисление, удержание и уплата дополнительных страховых взносов в размере, установленном самим работником в поданном им заявлении (в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на ОПС), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления (ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ). При наличии заявления работника данное правило касается в том числе скорректированных или восстановленных работником дополнительных страховых взносов, а также случаев отмены их уплаты (ч. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ);
6) прекращение исчисления, удержания и перечисления дополнительных страховых взносов без соответствующего заявления работника со дня прекращения трудовых отношений с уволившимся работником (ч. 3 ст. 5 Закона N 56-ФЗ);
7) перечисление дополнительных страховых взносов единым платежом и отдельным платежным поручением одновременно с платежами по обязательным пенсионным взносам, то есть не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ч. 1 и 3 ст. 9 Закона N 56-ФЗ, чч. 4 и 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
8) ежеквартальное представление (не позднее 20 дней со дня окончания квартала) в территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены страховые взносы работодателя (по форме N ДСВ-3, утвержденной постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п) с отметкой кредитной организации (ч. 5 и 6 ст. 9 Закона N 56-ФЗ). Если среднесписочная численность работников организации за прошлый календарный год (для вновь созданных организаций, в том числе реорганизованных, - численность работников на текущий момент) превышает 100 чел., такие реестры должны пересылаться в электронной форме. В таком же порядке реестры могут представляться и работодателями со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год 100 чел. и менее (ч. 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ). Перечень обязательных сведений, указываемых в реестре застрахованных лиц, установлен в ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ;
8) предоставление работникам информации об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии одновременно с вручением расчетного листка (ч. 8 ст. 9 Закона N 56-ФЗ, п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Читателям журнала следует иметь в виду, что закон не обязывает включать в расчетный листок исчисленные и удержанные суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, что следует из норм ст. 136 ТК РФ. Ведь по общему правилу расчетный листок - это письменное извещение (выписка) о размерах и основаниях произведенных удержаний, которое должно выдаваться работнику на руки при получении заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ). Форма расчетного листка утверждается работодателем самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 136 ТК РФ). Поэтому информация об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах в соответствии с требованиями Закона N 56-ФЗ должна представляться отдельно. Форма представления таких сведений может быть произвольной. Например:
Листок-уведомление
об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии
месяц __________ | ||
Структурное подразделение | ||
Ф.И.О. работника, должность | N страхового свидетельства ОПС |
Исчислено дополнительных страховых взносов | Удержана сумма (руб.) | Перечислено | |||
вид начислений | сумма (руб.) | основание | сумма (руб.) | реквизиты платежного поручения | |
- взносы из средств работника | заявление работника от "__" _______ 2011 г. | N __ от "__"______ 2011 г. | |||
- взносы из средств работодателя в пользу работника | приказ руководителя от "__" _______ 201_ г., или пункт коллективного (трудового договора) | N __ от "__" ______ 2011 г. |
Бухгалтер____________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата составления документа "__" _____ 2011 года
Сведения, указанные в таком документе, должны совпадать с данными расчетно-платежной ведомости (форма N Т-49) или расчетной ведомости (форма N Т-51), утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, иначе не избежать конфликтов как с работниками, так и с контролирующими органами (прежде всего с трудовой и налоговой инспекцией).
Специфика предоставления работникам информации об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии согласно Закону N 56-ФЗ не позволяет отнести такой документ к документам управленческого или бухгалтерского учета. Это, скорее всего, кадровый документ, носящий информационный характер. Поэтому поручить разработку формы этого документа следует кадровой службе, а вот заполнять его придется бухгалтерии. Разработанную форму нужно утвердить приказом руководителя организации, а весь порядок и сроки прохождения этого документа, указание на его разработчика и составителя (от стадии разработки до заполнения и передачи работнику) утвердить в графике документооборота.
Дополнительные страховые взносы работодателя
В формировании пенсионных накоплений (помимо самих заинтересованных работников) может принять участие и работодатель. Причем участие работодателя в Программе государственного софинансирования пенсии (так же как и в корпоративных пенсионных программах) - это прежде всего элемент кадровой политики и составная часть корпоративной культуры.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех работников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы.
Взносом работодателя являются средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица (ч. 5 ст. 2 Закона N 56-ФЗ).
Обратите внимание! Принятие работодателем решения об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в пользу своего работника является правом работодателя, а не его обязанностью.
Для начала уплаты работодателем этих взносов в пользу работников за счет собственных средств юридическое значение имеет факт уплаты самими работниками таких взносов за свой счет. Тем самым работодатель только софинансирует накопительную часть трудовой пенсии без участия работника собственными денежными средствами. Программа государственного софинансирования пенсии не работает.
Поэтому платить по этой Программе дополнительные взносы в пользу работника, приостановившего участие в данной Программе и прекратившего уплату взносов за свой счет, работодатель не вправе.
Решение об уплате взносов работодателя оформляется либо отдельным приказом, либо соответствующие положения вносятся в коллективный или трудовой договор. Если такое решение оформлено приказом, то оно в любой момент может быть изменено или отменено в одностороннем порядке. Если же такое условие включено в трудовой договор, то изменить его можно только с согласия работника путем заключения дополнительного соглашения (ст. 72 ТК РФ).
Фрагмент документа
Трудовой договор
3. Права и обязанности Работодателя
3.2. Работодатель обязан:
... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
3.2.9. ежемесячно перечислять за счет собственных средств дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере ____ (твердая сумма или процент от начисленной суммы оплаты труда) в пользу застрахованного в системе ОПС Работника, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
3.2.10. указанные в пункте 3.2.9 настоящего трудового договора обязательства Работодателя прекращаются с даты прекращения трудовых отношений с работником;
3.2.11. ежемесячно (одновременно с вручением расчетного листка) информировать Работника об исчисленных, удержанных и перечисленных в его пользу за счет средств работодателя дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии.
... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... ... ... ... ...... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого работника (ч. 3 ст. 8 Закона N 56-ФЗ). Это означает, что:
- работодатель вправе дифференцировать размер своих взносов для разных категорий работников;
- размер взносов работодателя может меняться из месяца в месяц;
- размер взносов работодателя никак не соотносится с размером взносов застрахованного лица, то есть может быть более высоким или более низким по сравнению с ним.
Взнос работодателя может быть определен либо в твердой сумме, либо в процентах от базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений работников, в пользу которых уплачены такие взносы (ч. 3, 4 ст. 8 Закона N 56-ФЗ).
Обратите внимание! При определении суммы софинансирования пенсии из государственного бюджета доплата работодателя не учитывается, значение имеют только платежи самого работника - участника Программы.
Таким образом, деньги, перечисленные работником, и деньги, перечисленные работодателем в его пользу, не суммируются для получения доплаты к пенсии от государства.
В случае увольнения работника работодатель прекращает все обязательства, связанные с исчислением в его пользу дополнительных страховых взносов.
Перечисление дополнительных взносов осуществляется работодателем в свое территориальное отделение ПФР единым платежом (вместе с дополнительными взносами самих работников) одновременно с обязательными пенсионными взносами по отдельному платежному поручению (ч. 1, 3 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).
Одновременно с перечислением таких платежей работодатель должен сформировать реестр застрахованных лиц по форме N ДСВ-3, утвержденной постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п (ч. 4 ст. 8 Закона N 56-ФЗ). Этот реестр на бумажном носителе или в электронном виде работодатель представляет в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы (ч. 6 ст. 9 Закона N 56-ФЗ, ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). При этом организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел. (вновь созданные, в том числе путем реорганизации, с численностью более 100 чел.), сдают реестры в электронной форме - на магнитном носителе информации или по электронным каналам связи. Формат представления реестра в территориальный орган ПФР в электронном виде (формат данных) утвержден вышеуказанным постановлением ПФР. В таком же порядке реестры могут представлять и организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 чел. и менее.
Порядок представления реестров застрахованных лиц определен в Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Насколько выгодно участие работодателя и работника в формировании пенсионных накоплений, решают сами граждане и организации, в которых они работают. Для этого нужно знать о налоговых преференциях*(1) участников Программы государственного софинансирования пенсии (см. таблицу).
Налоговые преференции | Дополнительные страховые взносы работника | Дополнительные страховые взносы работодателя в пользу работника |
Налог на прибыль | х | Учитываются в ограниченном размере - такие взносы вместе со взносами по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения работников можно учесть в пределах 12% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ) |
Обязательные страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС | х | Не облагаются, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника (подпункт 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) |
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | х | Не облагаются, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника (подпункт 6 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в ред. от 08.12.2010 N 348-ФЗ) |
Налог на доходы физических лиц | Уменьшение совокупного дохода на социальный налоговый вычет в размере уплаченных взносов, но не более 120 000 руб. в налоговом периоде (подпункт 5 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ) | Не облагаются, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника (п. 39 ст. 217 НК РФ) |
Е.В. Орлова,
директор департамента внутреннего аудита ООО "Комо"
"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Преференция - от лат. praefero - предпочтения, предоставляемые кому-нибудь особые условия пользования чем-нибудь; предоставление государством льгот и приоритетов тем или иным организациям в целях создания благоприятных условий их деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru