Очередные летние изменения в НК РФ
Не так много времени прошло с момента принятия кардинальных поправок налогового законодательства по вопросам исчисления НДС. Транспортные организации и экспедиторы наряду с другими налогоплательщиками уже научились составлять счета-фактуры на аванс и принимать к вычету НДС на основании таких счетов-фактур, выставленных партнерами. Но на этом реформа счетов-фактур и НДС не закончилась. Законодатель подготовил очередное новшество - уточнение НДС и корректировочные счета-фактуры, вводимые Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ (далее - Закон N 245-ФЗ). Как всегда, на страницах журнала прокомментированы изменения, которые будут полезны транспортным организациям и экспедиторам.
Уточнение налогообложения международных перевозок
Порядок льготного налогообложения услуг по перевозке автомобильным транспортом экспортируемых и импортируемых товаров уже неоднократно уточнялся. Совсем недавно Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ вносились поправки в связи с приведением норм НК РФ в соответствие с нормами таможенного законодательства. Но этого оказалось недостаточно - Законом N 245-ФЗ вновь переписаны пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. В чем же суть изменений?
Напомним, что местом реализации услуг для целей исчисления НДС признается Российская Федерация, если услуги по перевозке или транспортной экспедиции оказываются (выполняются) российскими организациями или предпринимателями, а пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ. Нетрудно заметить, что данная норма касается исключительно российских перевозчиков и экспедиторов и не затрагивает их иностранных партнеров, также участвующих в перевозке (организации перевозки) товаров. Законом N 245-ФЗ этот пробел устранен. В частности, для иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, местом реализации услуг будет признаваться территория РФ в случае, если на ней находятся пункты отправления и назначения (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство).
Проще говоря, если коммерческий маршрут не зарегистрированного в РФ нерезидента проходит по территории РФ, то его партнеру - российской организации придется выступать в роли налогового агента, начисляя, удерживая и перечисляя в бюджет НДС. Этого можно избежать, если иностранец перевозит пассажиров, а также если нерезидент состоит на учете в налоговых органах РФ, имея представительство или филиал, которые самостоятельно от имени иностранца уплачивают налоги в РФ. Хотя иностранцы редко занимаются перевозками внутри РФ - это сфера деятельности российских компаний, которые в части внутренних перевозок уплачивают НДС на общих основаниях либо пользуются льготой при перевозке пассажиров. Иностранные перевозчики и экспедиторы чаще привлекаются для международных перевозок, когда один из пунктов (назначения или отправления) находится за территорией РФ. В такой ситуации, если следовать рассматриваемой поправке, местом реализации услуг нерезидента по перевозке или транспортной экспедиции не признается территория РФ и налоговых обязательств не возникает. Здесь нужно учесть, что если осуществляется ввоз товаров на территорию РФ, то данная операция облагается НДС, однако платит не перевозчик (экспедитор), а покупатель (получатель) импортных товаров.
Другое изменение сделано в пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. Оно затрагивает определение места реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Подобные услуги будут считаться оказанными в Российской Федерации при перевозке товаров от места прибытия на территорию РФ до места убытия с данной территории. В прежней редакции речь шла о перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ. Таким образом, больше нет привязки к таможенному органу и условия о том, что перевозимые товары должны быть импортными. Перевозки на экспорт товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, также будут считаться подпадающими под российское налогообложение на участке маршрута от места прибытия до места убытия из РФ. Данный отрезок пути нужно будет определить - возможно, по отметкам тех же таможенных органов на границе.
Все сказанное касается организаций или предпринимателей, местом осуществления деятельности которых является территория РФ, то есть российских перевозчиков и экспедиторов. Именно их услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный транзит, в Российской Федерации подпадают под обложение НДС. Что касается иностранных перевозчиков, то транзитные грузы они, как правило, перевозят за пределами территории РФ, и вопрос НДС для них не актуален.
К сведению. Если организация или предприниматель выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п. 3 ст. 148 НК РФ). То есть если перевозчик оказывает транспортные услуги на территории РФ, дополнительный экспедиционный "сервис" осуществляется здесь же и подпадает под обложение НДС.
Расчет налога по договорам в валюте и у.е.
В расчетах за международные транспортные перевозки и услуги экспедиции нередко используется валюта. Российской организации, оказавшей услугу на территории РФ, следует правильно пересчитать выручку в рубли для целей обложения НДС. Действующая редакция п. 3 ст. 153 НК РФ обязывает "конвертировать" по курсу ЦБ РФ валютную выручку в рубли на момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) (дату отгрузки или дату оплаты, в зависимости от того, какая операция была произведена раньше) или на дату фактического осуществления расходов, связанных с получением выручки. Если речь идет об оказании услуг по международной перевозке товаров, облагаемых по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ), то валютная выручка пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Данное правило касается именно расчетов в валюте, но могут быть предусмотрены расчеты в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в валюте или условным денежным единицам.
Урегулирует данную ситуацию новый п. 4 ст. 153 НК РФ. Согласно ему моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). То есть иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база у продавца (исполнителя) не корректируется. То же самое касается покупателя. При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной сумме в валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), прав не корректируются. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика при последующей оплате товаров (работ, услуг), учитываются в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) или расходов (ст. 265 НК РФ). Данное правило следует взять на вооружение продавцам (исполнителям) и покупателям (заказчикам), осуществляющим расчеты в рублях, в сумме, эквивалентной сумме в валюте или условных единицах.
Изменение цены товаров и услуг
Общее правило определения налоговой базы по НДС гласит, что в нее включается стоимость реализуемых товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Бывает, что когда дело доходит до фактической отгрузки или оказания услуг, то объем товаров или тариф оказываемых услуг увеличивается, в том числе за счет повышения объема реализации. В таком случае определяющим остается момент отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ), то есть базу нужно увеличивать одновременно в момент ее определения, а не после этого, производя дополнительные начисления. Такой порядок удобен проверяющим - им легко проконтролировать всю операцию по документам, в которых должны быть учтены изменения стоимости товаров (работ, услуг) на момент их реализации. Но так бывает не всегда. Иногда цены повышаются задним числом, после отгрузки, когда документы оформлены, отчетный период закрыт, а налоги рассчитаны и даже уплачены. В таком случае бухгалтеру ничего не останется, как вносить коррективы в прошедший период и представлять "уточненку" по НДС, что неудобно и хлопотно.
Закон N 245-ФЗ вводит новый порядок корректировки расчетов по НДС при изменении налоговой базы. В частности, расчеты по данному налогу уточняются в тот период, когда производятся изменения в объеме и стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Проще говоря, продавец и покупатель не возвращаются к отраженной реализации, а производят корректировки на разницу в стоимости (объеме) товаров. Уточнения в расчетах по НДС производятся путем вычетов. При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг), прав до и после такого уменьшения подлежит вычету у продавца. У покупателя же подлежит вычету разница при изменении в сторону увеличения стоимости. Сама разница определяется путем сравнения сумм налога, исчисленных исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения.
Нетрудно заметить, что вычеты уменьшают налоговую базу как у продавца, так и у покупателя. А что делать при увеличении налоговой базы? Продавцу (исполнителю) - доначислить налог, а покупателю - восстановить часть налога, ранее принятого к вычету в большем объеме. Об этом речь пойдет далее, а пока укажем условия, которые дают право на вычет:
- наличие договора, соглашения, иного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе из-за изменения цены (тарифа) или изменения их количества (объема);
- наличие корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном п. 5.2, 6 ст. 169 НК РФ;
Итак, Закон N 245-ФЗ вводит новый тип счета-фактуры - корректировочный. Его выставляет продавец при изменении стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, в частности, при изменении цены (тарифа) либо уточнения количества. Выделим то, что отличает корректировочный счет-фактуру от обычного:
- сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) этих товаров (работ, услуг), прав;
- стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре с учетом суммы налога до и после изменения стоимости, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения их количества (объема);
- разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости, и показателями, исчисленными после изменения стоимости, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения их количества (объема) поставленных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.
В случае изменения стоимости товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается с отрицательным знаком. Если сумма налога уменьшается, то на основании такого счета-фактуры выставивший его продавец может принять сумму налога к вычету. Не стоит игнорировать описанные новшества по выставлению корректировочных счетов-фактур, хотя если продавец не заполнит такой счет-фактуру при изменении стоимости товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, хотя это само по себе не может стать основанием для отказа в принятии к вычету суммы, на которую корректируется налог.
Предыдущий абзац касается продавца (исполнителя), а что делать покупателю (заказчику) при изменении стоимости приобретенных товаров (работ, услуг)? Ответ дан в новом пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, где прописаны случаи и правила восстановления НДС, ранее принятого к вычету. К имеющимся основаниям восстановления налога добавится еще одно - изменение стоимости реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) или количества (объема). Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения. Сама операция производится в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
- дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
- дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Таким образом, восстановить налог можно на основании не только счета-фактуры, но и иного документа, подтверждающего снижение цены. Но для дополнительного вычета на разницу при увеличении цены без корректировочного счета-фактуры не обойтись. Кстати, он понадобится и продавцу, чтобы доначислить в бюджет НДС.
К сведению. НДС нужно будет восстановить в случае дальнейшего использования приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе ОС, для облагаемых по нулевой ставке операций, а также при получении из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров в РФ (пп. 5, 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Рассмотрим схематически записи продавца (исполнителя) и покупателя (заказчика) при изменении цены товаров (работ, услуг).
I. При увеличении стоимости товаров (работ, услуг).
В бухгалтерском учете продавца (исполнителя) будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В момент реализации товаров (работ, услуг) | ||
Отражены полученные продавцом (исполнителем) доходы | ||
Начислен НДС | ||
В момент увеличения стоимости товаров (работ, услуг) | ||
Произведена корректировка доходов на разницу в ценах | ||
Отражена разница, связанная с начислением НДС у продавца |
В бухгалтерском учете покупателя (заказчика) будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В момент реализации товаров (работ, услуг) | ||
Отражены приобретенные товары (работы, услуги) | ||
Отражен НДС, предъявленный продавцом (заказчиком) | ||
Предъявлен к вычету "входной" НДС | ||
В момент увеличения стоимости товаров (работ, услуг) | ||
Скорректирована задолженность на разницу в ценах* | ||
Отражена разница в НДС в связи с увеличением стоимости | ||
Принят НДС к вычету по корректировочному счету-фактуре | ||
* Задолженность покупателя (заказчика) дебетуется как на счетах учета затрат, так и на счете учета МПЗ, если увеличивается объем поставки. |
II. При уменьшении стоимости товаров (работ, услуг).
В бухгалтерском учете продавца (исполнителя) будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В момент реализации товаров (работ, услуг) | ||
Отражены полученные продавцом (исполнителем) доходы | ||
Начислен НДС | ||
В момент уменьшения стоимости товаров (работ, услуг) | ||
Сторно. Произведена корректировка на разницу в ценах | ||
Поставлен к вычету НДС по корректировочному счету-фактуре |
В бухгалтерском учете покупателя (заказчика) будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В момент реализации товаров (работ, услуг) | ||
Отражены приобретенные товары (работы, услуги) | ||
Отражен НДС, предъявленный продавцом (заказчиком) | ||
Предъявлен к вычету "входной" НДС | ||
В момент уменьшения стоимости товаров (работ, услуг) | ||
Сторно. Уменьшена задолженность на разницу в ценах* | ||
Сторно. Отражена разница в НДС при уменьшении цены | ||
Восстановлен НДС по корректировочному счету-фактуре |
Читатель может заметить, что задолженность покупателя и сумма уменьшаются на счетах учета затрат. Счет учета МПЗ преднамеренно не используется, так как на момент корректировки купленные запасы могут быть переданы в эксплуатацию.
Перевозки на железнодорожном транспорте
Обложение НДС данного вида перевозок и транспортно-экспедиционных услуг недостаточно четко освещено в ст. 164 НК РФ, и этот пробел законодательства Закон N 245-ФЗ устраняет, устанавливая и конкретизируя два перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС: транспортно-экспедиционных (пп. 3.1 п. 1 ст. 164) и оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9.1 п. 1 ст. 164). Все, что указано в упомянутых пунктах, будет облагаться по нулевой ставке НДС.
Уделим немного внимания льготной экспедиции на железнодорожном транспорте. По нулевой ставке будут облагаться транспортно-экспедиционные услуги при организации перевозки или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ, а также услуги по предоставлению контейнеров для перевозки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ.
Остается надеяться, что сделанные уточнения снимут часть спорных вопросов, которые раньше приходилось разъяснять Минфину (письма от 25.05.2011 N 03-07-13/01-19, от 20.01.2011 N 03-07-08/14, от 30.11.2010 N 03-07-08/347).
Изменения в порядке подтверждения нулевой ставки
Из перечня обязательных подтверждающих льготную ставку документов исключается выписка банка. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов могут подтверждать как ввоз в РФ, так и вывоз за пределы территории РФ транзитных товаров. Названными документами могут подтверждаться работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой транзитных товаров (пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ). Это аргумент в пользу выше высказанного суждения о том, что ввоз-вывоз транзитных товаров через территорию РФ и организация таких перевозок подлежат обложению НДС, а для правомерности применения льготной ставки нужно собрать подтверждающие документы.
Если налогоплательщик не собирает в срок все документы, то услуги облагаются по обычной ставке (18%). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение нулевой ставки, уплаченный налог подлежит возмещению из бюджета.
Уточнения в распределении налога
Транспортные организации, совмещающие пассажирские и грузовые перевозки, ведут раздельный учет по НДС. Один из не решенных в настоящий момент вопросов - как делить налог по операциям, которые признаются "безвозвратно" в 1-м и 2-м месяце квартала, в то время как сама пропорция по распределению входного НДС определяется по итогам квартала? На страницах журнала данная проблема освещалась и предлагались несколько вариантов ее решения*(1).
Законодатель решил, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в 1-м или 2-м месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг). Таким образом, в 1-м и 2-м месяцах пропорция для распределения рассчитывается по показателям текущего месяца и только в 3-м месяце организация может распределить НДС по "квартальной" пропорции.
Пример
Транспортная организация занимается облагаемыми и не облагаемыми НДС перевозками. В 1-м и 3-м месяце квартала приобретены основные средства, используемые в осуществлении обоих видов деятельности. Стоимость ОС, купленного в 1-м месяце, - 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.), а в третьем месяце - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). В текущем налоговом периоде транспортная организация получила доходы в следующем размере (помесячно):
- от необлагаемой деятельности - 2 000 000, 1 500 000 и 2 500 000 руб.;
- от облагаемой деятельности - 590 000, 236 000 и 708 000 руб. (в том числе НДС - 90 000, 36 000, 108 000 руб.).
1. Для распределения НДС по ОС в 1-м месяце квартала рассчитаем соотношение не облагаемых и облагаемых НДС операций. Для этого определим выручку, она составит:
- от необлагаемых услуг - 2 000 000 руб.;
- от облагаемых услуг (без НДС) - 500 000 руб.;
- общая сумма выручки (без НДС) - 2 500 000 руб. (2 000 000 + 500 000).
Доля не облагаемых налогом операций в общей деятельности равна 80% (2 000 000 руб. / 2 500 000 руб.), доля облагаемых - 20% (500 000 руб. / 2 500 000 руб.). Сумма "входного" налога по ОС, приобретенному и введенному в эксплуатацию в 1-м месяце квартала, приходящаяся на необлагаемые операции, составит 57 600 руб. (72 000 руб. x 80%), а сумма налога по облагаемым операциям - 14 400 руб. (72 000 руб. x 20%).
2. Для распределения НДС по ОС в 3-м месяце рассчитаем соотношение не облагаемых и облагаемых операций по итогам налогового периода - квартала. Выручка:
- от необлагаемых услуг - 6 000 000 руб. (2 000 000 + 1 500 000 + 2 500 000);
- от облагаемых услуг (без НДС) - 1 300 000 руб. (500 000 + 200 000 + 600 000);
- общая сумма выручки (без НДС) - 7 300 000 руб. (1 300 000 + 6 000 000).
Доля не облагаемых налогом операций в общей деятельности - 82,19% (6 000 000 руб. / 7 300 000 руб.), доля облагаемых - 17,81% (1 300 000 руб. / 7 300 000 руб.). Сумма "входного" налога по ОС, приобретенному в 3-м месяце, приходящаяся на необлагаемые операции, составит 73 971 руб. (90 000 руб. x 82,19%), а налог по облагаемым операциям - 16 029 руб. (90 000 руб. x 17,81%). Обобщим данные в таблице.
Периоды распределения | Часть НДС в стоимость ОС | Часть НДС к вычету |
За 1-й месяц квартала | 57 600 руб. | 14 400 руб. |
За 3-й месяц квартала | 73 971 руб. | 16 029 руб. |
Всего по ОС нарастающим итогом за квартал | 131 571 руб. | 30 429 руб. |
В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В 1-й месяц квартала | |||
Приобретен объект ОС как внеоборотный актив | 400 000 | ||
Отражен предъявленный поставщиком НДС | 72 000 | ||
Часть НДС учтена в стоимости внеоборотного актива | 57 600 | ||
Часть НДС предъявлена к вычету начисленного налога | 14 400 | ||
Основное средство введено в эксплуатацию | 457 600 | ||
Оплачено приобретенное основное средство | 472 000 | ||
В 3-й месяц квартала | |||
Приобретен объект ОС как внеоборотный актив | 500 000 | ||
Отражен предъявленный поставщиком НДС | 90 000 | ||
Часть НДС учтена в стоимости внеоборотного актива | 73 971 | ||
Часть НДС предъявлена к вычету начисленного налога | 16 029 | ||
Основное средство введено в эксплуатацию | 573 971 | ||
Оплачено приобретенное основное средство | 590 000 |
Приведенное правило касается ОС и НМА. О материальных запасах, в стоимости которых также может быть выделен НДС, подлежащий распределению, в Законе N 245-ФЗ не сказано ни слова. В такой ситуации можно либо поступить по аналогии, распределяя НДС между стоимостью МПЗ и налоговым вычетом по правилам, прописанным в Налоговом кодексе для ОС и НМА, либо закрепить в учетной политике свой способ распределения налога, исходя из того, что пропорция в общем случае рассчитывается по итогам налогового периода (квартала для НДС). По мнению автора, стоит остановиться на первом варианте, так как он обеспечивает единообразие в распределении налога по всем активам, что удобно и требует меньших трудозатрат.
Завершая разговор о раздельном учете, уделим внимание поправке, касающейся 5%-го барьера по необлагаемым операциям, позволяющего все суммы НДС предъявлять к вычету без распределения. Действующая редакция гласит, что это можно сделать в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не облагаются НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Законодатель расширяет сферу применения данного правила на приобретение и реализацию товаров (работ, услуг). Таким образом, перечень расходов, учитываемый при определении пропорции, увеличивается, хотя для транспортных организаций все остается почти по-прежнему (они являются исполнителями услуг и их расходы на производство практически идентичны затратам на реализацию услуг).
В заключение - о налоговом администрировании
Закон N 245-ФЗ не только изменил вторую часть НК РФ, но и внес небольшие уточнения в его первую часть. В частности, порядок и условия присвоения, применения ИНН будут определяться не Минфином, а непосредственно налоговыми органами (абз. 4 п. 7 ст. 84 НК РФ в новой редакции). Препоручено налоговикам разработать формы и форматы документов, связанных с постановкой на учет (снятием с учета) налогоплательщика (абз. 3 п. 5.1 ст. 84). Функции по установлению порядка представления сведений из ЕГРН также переданы ФНС (абз. 4 п. 7 ст. 84). Таким образом, налоговикам даны полномочия по тем вопросам, которые лучше их никто не решит. Остается надеяться, что они не переусердствуют с разработкой новых регистрационных форм.
Закон N 254-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (для НДС это последний квартал). При этом изменений в НК РФ сделано предостаточно. Мы ознакомили читателя с поправками, затрагивающие налогообложение основных направлений деятельности транспортных компаний. В дальнейшем, вероятно, наши эксперты еще вернутся к прокомментированному закону, чтобы уточнить порядок его применения на практике с учетом разъяснений финансового и налогового ведомств.
С.В. Булаев,
редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья С.В. Булаева "Выбираем способ распределения налога по перевозкам", N 5, 2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"