Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толико уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского; да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о Творце и Его святом законе, и основательные правила непоколебимой верности к Государю, и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего Государственного благосостояния. Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует в жизни добродетельной и напояет наконец человека такими понятиями, которые ему в общежитии необходимо нужны. Из сего следует, что семена таковых нужных и полезных знаний сеять еще должно с малолетства в сердцах отроческих, дабы они в юношеских летах возрастали, а в мужеских созревши, обществу плод приносили. Но как плоды сии не иначе размножить можно, как распространением самого наставления: то для сего и учреждаются ныне такие заведения, где на основании общих предписаний преподавать будут оное юношеству на языке природном. Таковые заведения существовать должны во всех Губерниях и Наместничествах Российской Империи, под именем Народных Училищ, кои разделяются на главные и на малые.
Гл. I. О главных народных Училищах
I. О классах Главных народных Училищ
§ 1. В каждом Губернском городе быть одному Главному народному Училищу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество следующим учебным предметам и наукам на языке природном, а именно:
§ 2. В 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям Христианского закона и добронравию. Начиная с познания букв, обучать складывать, и потом читать Букварь, Правила для учащихся, Сокращенный Катихизис и Священную Историю. Обучающихся таким образом чтению, заставлять при наступлении второй половины первого года писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и Римские числа, и при том обучать их первоначальным правилам Грамматики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием: Руководство Учителям 1 и 2 класса.
§ 3. Книги, по которым надлежит учить юношество вышесказанным сего класса предметам, суть следующие, изданные по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества: 1. Таблица азбучная, 2. Таблица для складов, 3. Российский Букварь, 4. Правила для учащихся, 5. Сокращенный Катихизис, 6. Священная История, 7. Прописи, и 8. Руководство к чистописанию.
§ 4. Во 2 классе или разряде, наблюдая те же предметы Христианского закона и добронравия, начинать читать Пространный Катихизис без доказательств из Священного Писания, книгу О должностях человека и гражданина, и первую часть Арифметики; повторять Священную Историю, продолжать чистописание и учение Грамматических правил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов, о чтении и о правописании, находящихся в вышепомянутом Руководстве Учителям 1 и 2 классов. В сем разряде начинать также обучать юношество и Рисованию.
§ 5. Книги, по которым учить в сем классе юношество, суть следующие, изданные по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества: 1. Пространный Катихизис, 2. Священная История, 3. Книга О Должностях человека и гражданина, 4. Руководство к чистописанию, 5. Прописи, и 6. Первая часть Арифметики.
§ 6. В 3 классе следует продолжать рисовальное искусство, чтение Изъяснений Евангелий, повторение Пространного Катихизиса с доказательствами из Священного Писания, учение второй части Арифметики, и первой части Всеобщей Истории, Введение во Всеобщую Европейскую Географию, а потом начинается Землеописание Российского Государства, и Российская Грамматика с упражнениями в правописании.
§ 7. Книги, по которым учить в сем разряде, суть следующие, изданные по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества: 1. Пространный Катихизис, 2. Изъяснения Евангелий, 3. Вторая часть Арифметики, 4. Истории Всеобщей первая часть, 5. География Всеобщая и Российского Государства, 6. Общие чертежи Земного Шара, Европы, Азии, Африки, Америки и Российского Государства, 7. Земной Шар или глобус, и 8. Российская Грамматика.
§ 8. В 4 разряде повторять Российскую Географию, продолжать рисование, Историю Всеобщую, Российскую Грамматику, упражняя при том юношество в письменных в общежитии употребительных сочинениях, как то: в письмах, счетах, расписках и тому подобном. Преподавать Российскую Историю, Географию Всеобщую и Математическую с задачами на глобусе; также основания Геометрии, Механики, Физики, Естественной Истории и Гражданской Архитектуры; полагая из наук Математических на первый год Геометрию и Архитектуру, а на второй Механику и Физику с продолжением тояж Архитектуры, при которой чертить и планы.
§ 9. Книги, по которым следует учить юношество в сем классе, суть следующие, изданные по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества, как то: 1. Грамматика Российская, 2. География Российская, 3. География Всеобщая, в которой заключается Введение к познанию математическому Земного Шара, 4. История Российская, 5. Истории Всеобщей II часть, 6. Общие чертежи Земного Шара, Европы, Азии, Африки, Америки и России, 7. Земной Шар или глобус, 8. Геометрия, 9. Архитектура, 10. Механика, 11. Физика и 12. Начертание Естественной Истории.
§ 10. Сверх сего приуготовляются в каждом Главном народном училище к должностям Учительским желающие быть в малых училищах Учителями. Тут обучаются они способу учебному, как в таком месте Губернии, где они в знаниях своих испытуются, и потом с ведома Приказа Общественного Призрения, от Директора свидетельства получают.
II. О языках иностранных при Главных народных Училищах
§ 11. Во всех Главных народных Училищах, кроме правил языка Российского, яко природного, должны еще преподаваться основания Латинского для желающих учение свое продолжать в вышних Училищах, как то: Гимназиях или Университетах; а сверх того учение того иностранного языка, какой по соседству каждого Наместничества, где Главное училище находится, быть может полезнее, по употреблению его в общежитии.
§ 12. Дабы изучение сих языков было основательно, надлежит преподавание оных начинать в первом разряде Главного народного училища. Продолжение учения сего будет производимо, в последующих классах постепенно по наставлению, здесь припечатанному для Учителей иностранных языков, под N 1.
§ 13. Книги, по которым учить сим языкам, суть следующие: 1. Букварь, 2. Зрелище Вселенной, 3. Грамматика того языка, 4. Прописи на иностранных языках, и 5. Словарь.
III. Об учебных пособиях в Главных народных Училищах
§ 14. Пособия для учащих и учащихся в Главном народном училище должны быть следующие; поколику не всякий иметь оные сам собой может:
§ 15. Книгохранилище, состоящее из разных иностранных и Российских книг, а особливо касающихся до учебных предметов Главного народного училища, и из чертежей, потребных к распространению Географических знаний.
§ 16. Собрание естественных вещей изо всех трех царств Природы, потребных к изъяснению и очевидному познанию Естественной Истории, особливо же всех домашних естественных той Губернии произведений, в коей Главное народное училище находится.
§ 17. Собрание Геометрических тел, Математических и Физических орудий, чертежей и моделей, или образцов для изъяснения Архитектуры и Механики.
IV. Число Учителей Главного народного училища и разделение часов учебных
§ 18. В Главном народном училище быть 6 Учителям, и обучать наукам по расположению предметов и часов, приложенному под N 2, а именно: 1 Учитель обучает в 3 разряде 2-й части Арифметики,
Грамматике Российской и Латинскому языку и продолжает в 4-м Российскую же Грамматику и Латинский язык, где он преподает также Геометрию, Архитектуру, Механику и Физику, занимаясь 23 часа в неделю.
§ 19. Один Учитель обучает Всеобщей и Российской Истории, Всеобщей и Российской Географии и Естественной Истории, занимаясь в 3 и 4 классе 23 часа в неделю.
§ 20. Один Учитель 2-го класса обучает всего 29 часов в неделю, предметам своего разряда или класса, и изъяснению Евангелий и Пространному Катихизису в 3 классе.
§ 21. Один Учитель 1-го класса обучает 27 часов в неделю, предметам своего класса.
§ 22. Один Учитель Рисования обучает 2, 3 и 4-й класс по 4 часа в неделю, то есть: в Среду и Субботу после обеда, по 2 часа.
§ 23. Один Учитель языка иностранного обучает 18 часов в неделю.
Гл. II. О малых народных Училищах
I. О классах малых народных училищ
§ 24. Малые училища суть те учреждения, в коих обучается юношество на природном языке учебным предметам, преподаваемым в 1 и 2 классе Главного народного училища, выключая учение иностранных языков, и с той при том отменой, что во 2 классе малых сих училищ, по окончании первой части Арифметики, предприемлется и оканчивается вторая. Сии училища должны существовать как в Губернских городах, где одного Главного не довольно так и в уездных городах, и где еще по усмотрению Приказа Общественного Призрения на первый случай быть могут надобны.
§ 25. Книги, по которым надлежит обучать юношество в сих училищах, суть вышепоказанные, изданные по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества для первого и второго классов Главных народных училищ.
II. О числе Учителей малых училищ и часах учебных
§ 26. В малых училищах быть двум Учителям, одному в первом и одному во втором разряде, как и в Главном народном училище; но если число учеников будет невелико, в таком случае и одного довольно. - Рисованию обучает один из них же, который сие искусство разумеет; а иначе принимается и особливый. Число часов определяется им по расположению у сего приложенному под N 3.
Гл. III. О должностях Учительских
I. Общие должности всех Учителей
§ 27. Каждый Учитель должен иметь книгу по приложенному здесь образцу под N 4, в которую записывает учеников, в его разряд вступающих или из других разрядов к нему переводимых.
§ 28. Они должны всех в классы их приходящих учеников и учениц обучать, не требуя от них никакой платы за учение. При самом же обучении не должны они пренебрегать детей бедных родителей, но всегда иметь в памяти, что они приуготовляют члена обществу.
§ 29. Наблюдать им точно и в каждое время учебные часы, назначенные по расположениям здесь приложенным под N 2 и 3.
§ 30. Во время учебных часов иметь им месячный список ученического прилежания перед собой, по образцу в Руководстве Учителям 1 и 2 классов находящемуся, и в оном отмечать отсутствующих, у которых на другой день спрашивать о причине небытия, и требовать, дабы они от родителей или родственников своих приносили свидетельства, что не были действительно за нуждой или за болезнью. В случае же частых отлучек, наведываться точнее у родителей их или опекунов самим или через других, для чего дети их в училища не приходят, полученный же ответ записывать.
§ 31. При преподавании учения не вмешивать Учителям ничего постороннего и до учебного предмета не касающегося, ниже что-либо предпринимать, чем бы продолжение учения или внимание учеников могло остановиться.
§ 32. Стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы ясно и правильно понимали; чего ради можно им сказывать, а иногда и на доске написать нарочно с ошибками, чтобы через то узнать, понимают ли они исправно сказанное, примечают ли ошибки и умеют ли их поправить.
§ 33. Все Учителя должны во всем сообразоваться предписанному способу преподавания и не употреблять иных книг, кроме в Уставе сем назначенных. А как Учителя 1 и 2 класса обязаны еще по изданному им Руководству исполнять все предписанные в оном правила во всякой точности; так равномерно должны и все прочие вышних классов Учителя поступать по оному же; что касается до сохранения общего школьного порядка и должностей Учительских, то есть наблюдать все то, что в оном Руководстве в части III, о звании, качествах и поведении Учителя, а в VI, о школьном порядке находится.
§ 34. Наипаче же требуется, чтобы Учителя подавали учащимся своим собственным поведением и поступками примеры ко благочестию, добронравию, дружелюбию, учтивости и прилежанию, избегая перед ними как в словах, так и на деле всего того, что причинить может соблазн или подать повод к суеверию.
§ 35. Если Учителю за болезнью или по другой какой-нибудь законной причине в классе быть не можно, то заблаговременно доносить о том Директору или Смотрителю, для принятия потребных мер к назначению между тем другого, дабы учащиеся праздны не были; и в таком случае должен другой Учитель по назначению Директора или Смотрителя заступать безоговорочно место другого.
§ 36. Вообще требуется, чтобы Учителя друг другу помогали делом и советом, и оказывали перед учениками должное друг к другу уважение. Как в Главных народных училищах, так и малых да не пренебрегают отнюдь Учителя вышних классов Учителей нижних, и да не унижают преподаваемых ими предметов перед учениками или людьми посторонними: ибо все Учителя и все учебные предметы суть равно нужные части одной цепи; напротив чего и Учителя нижних классов должны учтивством своим предварять тех Учителей, которые наукой их превосходнее.
§ 37. Учителям, живущим в училище запрещается ночевать в другом месте, кроме училища, выключая однако же случаев и отсутствия по законным нуждам; равным образом не дозволяется им, кроме воспитанников и приставленных к ним в услужение, оставлять у себя ночевать и жить чужих посторонних людей без уведомления о том Начальников своих.
§ 38. Всем Учителям дозволяется содержать у себя воспитанников по своему благорассуждению и преподавать им частные наставления сверх учебных часов. Сих воспитанников должны они также записывать в книгу прочих учеников, и посылать в классы наблюдая строго, чтобы они поступали и вели себя по введенным в училищах правилам. При отхождении их ко сну и вставши от сна, при начале и окончании учебных часов, также перед кушаньем и после оного заставлять их читать молитвы, приучая к тому своим примером. Для сохранения же неповрежденного юного их сердца, которое суеверием или другим каким заблуждением и непристойностями легко развратить можно, надлежит Учителям остерегаться и остерегать воспитанников своих ото всех суеверных, баснословных и развратных дел и разговоров, беседовать же с ними, а особливо при столе о полезных таких предметах, которые могут расположить сердце их к добродетели, а душу к благомыслию, чему дети и охотно следовать будут, если Учитель станет поступать с ними тщательно и наблюдать, дабы они ничего развратного даже от слуг и служанок не видали и не слыхали. В месячных рапортах, подаваемых Директору или Смотрителю, должны Учителя уведомлять также о поведении, прилежании и успехах воспитанников своих, означая при том когда они вступили к нему на содержание, что знали при вступлении, что им в классах того училища и частно в покоях преподаваемо было, и с каким успехом. Не дозволяется Учителям употреблять воспитанников, вверенных им от родителей единственно для науки и воспитания, в постороннее дело, домашнюю работу или в посылки, но паче наблюдать, чтобы все время пребывания их на содержании обращено было по намерению родителей в пользу воспитанников. Учителям препоручается так же подавать воспитанникам своим наставления во благонравии и вежливости, показывая как сидеть благопристойно, ходить, кланяться, просить учтиво и говорить ласково, даже со слугами и служанками. Во время прогулки показывать им примечания достойное и встречающиеся к нравоучению случаи обращать в их пользу. Если кто из воспитанников в воскресные и праздничные дни останется у своего Учителя, то Учитель должен истолковать ему изъяснение Евангелия того дня, и взять его с собой в церковь, напоминая ему, дабы он как вообще стоял там благопристойно, так особливо внимал изъясненному Евангелию и проповеди. Учителям наблюдать также прилежно, дабы воспитанники их ни под каким видом самовольно из дома не отлучались.
§ 39. При открытых испытаниях, которые производить по окончании каждого учебного течения, удобнее ныне признается перед Новым годом и перед Петровым днем, поступать впрочем как в Главе V части IV Руководства Учителям 1 и 2 класса предписано. Каждый Учитель должен представить Директору или Смотрителю список ученикам своего класса по образцу приложенному под N 5 и испытывать из преподаваемых им предметов учения по назначению Директора или Смотрителя, а наконец имена прилежных и благонравных учеников прочитывать.
§ 40. Учитель должен подать Директору список тем ученикам, которых он намерен перевести по окончании открытого испытания в вышний класс, и испытать их еще порознь в присутствии Директора и того Учителя, к которому перейти должны в следующий класс.
II. Особенные должности Учителей Главных народных училищ
§ 41. Учителям 1 и 2 классов обучать точно по правилам, содержащимся в книге под заглавием: Руководство Учителям 1 и 2 классов;
Учителям же 3 и 4 классов по правилам предписанным в предисловиям книг их, а именно: в Грамматике, Истории, Географии, Геометрии, в Архитектуре, Физике, Истории Естественной и прочих. А как у каждого ученика вышних классов должна быть особливая тетрадь, в которой замечать и записывать Учительские изъяснения и примечания во время учебных часов: то Учителям прилежно наблюдать, исправно ли деланы оные замечания; а в случае неисправности не оставлять их без совета и наставления.
§ 42. Учебные предметы 1, 2 и 3 классов оканчивать им в течение каждого года; науки же 4 класса в течение двух лет.
§ 43. Учителя 1 и 2 разрядов должны сами обучать учеников своих Латинскому языку; в 3 же и 4 классах должен обучать уже оному Учитель наук Математических.
§ 44. Учение Латинского и чужестранного соседственного языка производить в Главном народном училище по предписаниям, находящимся в вышепомянутом наставлении Учителям, обучающим иностранным языкам.
§ 45. Рисованию обучать Учителям по предписанию изданного для них нарочно Руководства, в печатной небольшой книжке состоящего.
§ 46. Дабы История Российского Государства имела со временем достоверные памятники, откуда бы заимствовать доказательства происшествий касательно до распространения наук: то Учителям вышних классов, а именно 4 и 3, при помощи Директора надлежит вести общим трудом записку заведенным и впредь заводимых Народным училищам, как в Губернском городе их Наместничества, так и в уездных городах и других окрестных местах той Губернии или Наместничества. В таковой записке означать точно год и число в чье царствование основаны сии училища, при каком Генерал-Губернаторе, Губернаторе, Директоре, Членах Приказа Общественного Призрения, при каких именно Смотрителях и Учителях, бывших с самого основания училищ, показывая, где сии Учителя учились, откуда они родом, також коль велико было число учеников и учениц, как оно умножалось или уменьшалось, и куда учившиеся выбывали окончив учение всех или некоторых токмо наук. Вообще описывать тут все успехи учения и наук того Наместничества или Губернии; замечая состояние и приращение книгохранилища и собрания естественных вещей и всех прочих пособий при Главном училище, в какие времена и какими знатными особами были училища посещаемы, что при таких обстоятельствах примечания достойного случалось; с каким успехом открытые испытания производимы были; сколько Учителей в Главном народном училище приготовлено для нижних Народных училищ, когда и в какие места они определены, и что в пользу сих заведений в Наместничестве Правительством или частными благодетелями сделано. Нужные к таковому описанию сведения по училищам своего Наместничества должны вышеупомянутые Учителя испрашивать себе от Приказа Общественного Призрения через своего Директора; описание же сие продолжать ежегодно, и приготовляя к 1 числу января, присылать оного один список в Главное училищ Правительство, а другой хранить в библиотеке Главного народного училища, внеся оный в роспись книгам.
§ 47. Поелику ищущие мест Учительских или в Народных или в домашних училищах, должны наперед экзаменованы быть Учителями Главных народных училищ, не токмо в тех самых науках, кои они преподавать желают, но также и в способе преподавания оных: то в случае недостаточного как в том, так и в другом знания ищущих, Учителя Главного народного училища долженствуют им в том способствовать, как во время преподавания публичных наставлений, так и особенно, изъясняя им Руководство Учителям 1 и 2 класса, и показывая при том как вести списки, донесения и другие письменные к Учительской должности принадлежащие дела.
§ 48. Учителя Главного народного училища обязаны каждый месяц подавать Директору общий рапорт об успехах учения, поведении учеников и обо всех школьных надобностях, по образцу приложенному под N 6.
§ 49. Один из Учителей вышних классов Главного народного училища принимает на себя, по назначению Директора, должность книгохранителя, имея в рассмотрении своем книги; за прочими же пособиями должны иметь присмотр те Учителя, которым оные по науке их принадлежат; в чем как поступать они имеют, дается им письменное наставление от Директора.
III. Особенные должности Учителей малых училищ
§ 50. Должности Учителей малых училищ суть те же, каковые и Учителей 1 и 2 класса Главного училища, выключая только иностранные языки.
§ 51. Оканчивать им учение учебных предметов каждому в своем классе в течение одного года.
§ 52. Обучать и поступать им точно по правилам, содержащимся в Руководстве Учителям 1 и 2 класса.
§ 53. Подавать им месячные рапорты об изученных предметах, об успехах и поведении учеников и обо всех школьных потребностях, по приложенному под N 6 образцу, в Губернском городе Директору, а в уездных городах Смотрителю.
IV. Ободрения Учителям
§ 54. Все Учителя в Народных училищах обучающие, получая жалование по положению штата, считаются в действительной службе Императорского Величества, и могут ожидать тех же воздаяний, которые рачительной службой в других званиях приобретаются.
§ 55. Учителям дозволяется содержать у себя воспитанников, по добровольному условию с их родителями или опекунами, и в свободное время наставлять их еще сверх общих учебных часов, кои положены в училищах.
§ 56. Позволяется пользоваться им с должной бережью книгами и другими пособиями, Главному народному училищу принадлежащими, получая оные под расписку.
Гл. IV. Об учениках
I. Должности учеников
§ 57. Всем ученикам и ученицам должно наблюдать изданные Правила для учащихся. Правила сии обязывают вообще всех учеников без изъятия вышних и нижних классов; и того ради должен каждый ученик, для познания должностей своих, снабдить себя сей книжкой, чего и требовать от их родителей или опекунов.
§ 58. Ученики должны почитать своих Учителей, повиноваться их приказаниям, и исполнять оные с точностью; за ослушание же Учителю, непочтение и леность подлежат наказаниям, предписанным в Руководстве Учителям 1 и 2 класса части IV во 2 главе о школьной строгости.
§ 59. Все ученики должны снабдить себя книгами к классу их принадлежащими; а при том иметь с собой в готовности бумагу, перья и другие к письму, рисованию и иным наукам принадлежности.
§ 60. У каждого ученика Главного народного училища вышних классов должна быть особливая тетрадь, в которой ему записывать Учителевы изъяснения во время часов учебных.
II. Ободрения ученикам
§ 61. Имена учеников, отличивших себя успехами в науках, прилежанием и благонравием, провозглашаются перед всеми присутствующими по окончании каждого открытого испытания, а потом вносит их Учитель в записную свою книгу, дабы память их сохранить в пример будущим их товарищам. Наконец раздают каждому из сих отличившихся по учебной книге в хорошем переплете за собственноручным подписанием Директора Народных училищ, что она такому-то именно подарена за оказанные успехи, прилежание и благонравие от Приказа Общественного Призрения.
§ 62. Ученики, окончившие предписанное течение наук, и получившие свидетельство о знании своем и добронравии за подписанием Учителей и Директора, при определении к месту другим предпочитаются.
Гл. V. О Попечителе Народных училищ Губернии или Наместничества
§ 63. Попечитель Народных училищ в каждом Наместничестве есть Губернатор, имеющий по Генерал-Губернаторе главное об училищах попечение. Он поспешествуя на месте благосостоянию сих Матерних Ее Императорского Величества заведений, служащих к просвещению и добронравному воспитанию юношества, долженствует стараться ободрять попечением своим как учащих и учащихся, так и самих над училищами надзирающих. Яко Председатель Приказа Общественного Призрения, старается он не токмо советом, но и властью законами ему данной, подавать всякую помощь Директору и Смотрителю к исполнению всего того, что в Уставе сем предписано и что к пользе училищ клонится, удаляя напротив того, что благосостоянию оных вредить может.
§ 64. Одна из числа первейших должностей Попечителя есть стараться о распространении Народных училищ от Главного, в Губернском городе находящегося, не токмо по городам уездным, но и другим селениям, колико способы ему то дозволять будут. На сей конец выписывает он с ведома Генерал-Губернатора или в небытность его и сам из Духовных Семинарий своего Наместничества способных по засвидетельствованию Директора людей для наполнения мест Учительских, если с воли желающих на таковые места не будет, и по надлежащем через Директора в способе учебном или и других знаниях приуготовлении доставляет их в заводимые училища.
§ 65. По обстоятельствам места, состоянию и имуществу жителей, может также Попечитель, с ведома Генерал-Губернатора, прибавить и к малому иному училищу 3 и 4 класс, когда есть впрочем довольные к тому способы.
§ 66. По представлению Директора поспешествует Попечитель заведению и наполнению кабинетов Главного народного училища как естественными вещами изо всех трех царств природы, особливо же в той Губернии и Наместничестве родящимися, так и орудиями Физическими и Математическими, а книгохранилища книгами, ландкартами и чертежами, поощряя к пособию в том училищам Дворянство и Граждан.
§ 67. Попечитель объезжая свою Губернию, яко Губернатор, если случится ему быть в тех местах, где училища находятся, не оставить осмотреть их самолично, как заведений, не менее других пользы в себе заключающих.
§ 68. Яко Председатель Приказа Общественного Призрения наблюдает Попечитель и по домашним училищам за исполнением Наказа, содержателям оных данного.
Гл. VI. О Директоре Народных училищ
§ 69. Директор Народных училищ выбирается и определяется Генерал-Губернатором. Он должен быть любитель наук, порядка и добродетели, доброхотствующий юношеству и знающий цену воспитания. Он заседает в Приказе Общественного Призрения, по делам до училищ касающимся.
§ 70. Директору, проходя служение свое с должным усердием, наблюдать, дабы все в Уставе сем предписанные установления и правила во всех вверенных ему Народных училищах той Губернии и от всех подчиненных ему чинов были исполняемы.
§ 71. Принимает он месячные рапорты как от Учителей Народных училищ в Губернском городе, так и присылаемые через Смотрителей от Учителей уездных школ. Если усмотрит какие нужды или недостатки в училищах, то оные немедленно исправляет или сам или докладывая Приказу Общественного Призрения буде важны. Из оных же рапортов и из списков прилежания, подаваемых при открытых испытаниях, сочиняет он при конце каждого учебного течения полную ведомость о состоянии всех сих в ведении его находящихся Народных училищ по образцу под N 7; подписав сию ведомость, подает Приказу Общественного Призрения, а Приказ, оставив у себя с оной копию, посылает подлинную в Главное Училищное Правительство.
§ 72. Директору наблюдать, чтобы Учителя, определяющиеся в Народные училища, знали способ преподавания и учения, особливо же 1 и 2 класса. Он должен желающих познать сей способ допускать в Главное училище к изучению оного; и когда кто окажет в оном довольное искусство на испытании перед Учителями Главного народного училища и в его присутствии, то отобрав от сих письменные о таком свидетельства, представляет оные купно со своим Приказу Общественного Призрения, и по определению оного дает испытанному свидетельство на способность его и знание должностей Учительских за собственным своим подписанием. И по сему наблюдать Директору, дабы никто, не имеющий такового свидетельства, в Народных училищах не обучал.
§ 73. Директор имея беспосредственное надзирание над Учителями, долженствует принимать их и поступать с ними, яко носящими на себе трудные и важные должности воспитания сыновей отечества, ласково, и не оставлять их делом и советом как в классных, так и в собственных их нуждах, особливо же не покидать их в болезнях. Если же паче чаяния кто из Учителей окажет себя в должности своей нерадивым, и в поведении неблагонравным, в таком случае Директор увещевает его раз и другой; не усмотря же исправления и приискав на место его другого, от должности его отрешает, однако же с дозволения Попечителя и с ведома Приказа Общественного Призрения.
§ 74. В случае болезни которого либо Учителя, старается Директор, дабы класс его праздным не оставался, препоручая на то время или одному из лучших учеников делать повторения, или, если есть ищущий должности Учительской, упражнять сему учеников.
§ 75. Директору смотреть, чтобы Учителя принимали и записывали всех желающих и являющихся у них учеников и учениц, и отнюдь никому не воспрещали ходить в классы, разве зараженным какой приличной болезнью, что самое наблюдать Смотрителю и в уездных училищах.
§ 76. Директор долженствуя иметь смотрение за благонравием учащихся, не менее как и за успехами их в учении, должен в таком случае, когда который ученик в проступках своих и пороках по многократным Учительским увещаниям не исправляется, давать родителям или опекунам такового о закосневающем во зле ведать, объявляя при том, что ученик будет исключен, если он не исправится, что и действительно Директор по довольном и зрелом уважении, основываясь на правилах кротости и человеколюбия делает, буде ученик еще не переменит поведения своего, записывая вину его и причины исключения, и донося о том Приказу Общественного Призрения. Ученикам же окончившим учение свое порядочно и выходящим из училищ дает на знание и поведение их за подписанием своим и за печатью Приказа Общественного Призрения свидетельство.
§ 77. Директор имеет у себя роспись казенным учебным книгам, стараясь дабы в Приказе было оных всегда довольное число в готовности, как для продажи, так и для раздачи бедным ученикам безденежно с ведома Приказа.
§ 78. Директору смотреть, дабы пособия к Главному народному училищу принадлежащие, находились действительно, чего для стараться ему не только о заведении, но и об умножении книгохранилища и кабинетов для классов Математического, Физического и Натурального, по усмотрению своему и представлению оного училища от Учителей, ходатайствуя обо всем к тому нужном перед Попечителем в Приказе Общественного Призрения.
§ 79. Для сохранения сих пособий в целости препоручает Директор смотрение библиотеки одному из Учителей вышних классов, а прочие вещи тому, кому они по науке принадлежат, снабжая их нужными для бережи наказами. Директору же иметь опись всем вещам и книгам, равно как и Учителям имеющим за оными смотрение; и по той описи свидетельствовать Директору вещи когда ему за благо рассудится, особливо же при сдаче оных отходящим Учителем.
§ 80. Директор должен в Губернском городе осматривать Народные училища по крайней мере каждую неделю один раз, а если время допустит и чаще, по уездам же каждый год по крайней мере однажды.
§ 81. Директору наблюдать, чтобы при конце каждого учебного течения, по предписанию Руководства Учителям 1 и 2 классов части IV главы 5, открытые испытания производимы были не токмо в Главном народном училище, но и во всех других той Губернии училищах два раза в год, с 26 декабря по 6 января, и с 29 Июня по 3 июля. При таковых испытаниях присутствовать ему самому по училищам Губернского города и делать нужные к тому приуготовления. По окончании оных раздавать отличившимся ученикам показанные выше награждения, и наконец переводить успевших в вышние классы. К сему определяет Директор по окончании открытого испытания, но до начатия нового учебного течения, особливый день, в который ученики к переводу в вышний класс назначенные, испытываются еще в присутствии Директора от Учителей тех классов, из которого и в который они переходят; оказавшие тут себя достойными потом переводятся.
§ 82. Для благолепия церквей и большего прилепления учеников к молитве и благоговению, стараться Директору, дабы они обучаемы были церковному пению вне учебных часов, а обученные в церквах пели и читали.
§ 83. Как Учителям Народных училищ невозбранно содержать у себя при оных воспитанников, то Директор обязан иметь смотрение, дабы содержание и воспитание оных происходило соответственно намерению родителей и изданному о том в сем Уставе предписанию; поелику благонравие и успехи сих воспитанников не токмо могут принести честь Учителям, но и самим училищам.
§ 84. У Директора находятся в ведении и частные в Губернии находящиеся пансионы или домашние училища, по которым наблюдать ему все то, что в приложенном здесь Наказе под N 8 предписано.
§ 85. В случае отбытия Директора от места и должности, Приказ Общественного Призрения поручает должность Директорскую на время одному из Членов своих.
Гл. VII. О Смотрителе уездных Народных училищ
§ 86. В каждом уездном городе избирается Попечителем Народных училищ один Смотритель из граждан того города для всегдашнего призора за училищами, в том месте находящимися.
§ 87. Должность Смотрителя наблюдать, чтобы все в сем Уставе предписанные установления и правила, до малых народных училищ касающиеся, исполняемы были.
§ 88. Он принимает от Учителей месячные рапорты, которые посылает в Приказ Общественного Призрения для вручения Директору.
§ 89. Смотрителю надлежит осматривать училище каждую неделю по два раза, и наведываться, прилежно ли ходят ученики в училище; в противном же случае должен он их увещевать и родителям их о том давать знать. При сем смотрит, дабы и Учителя учебные часы не прогуливали, а ученики в воскресные и праздничные дни приходили в церковь и, словом сказать, все то исполняли, что в Уставе сем им предписано.
§ 90. Смотритель должен дать Учителям всякую помощь в случае классных и собственных их законных нужд, особливо же в болезнях. Поступать с ними ласково и вежливо; а если паче чаяния Учитель окажет себя в должности своей и в поведении нерадивым и неблагонравным: в таком случае увещевает его раз и другой; но, не усмотря исправления, доносит об оном Директору, который поступает по своему наказу.
§ 91. Если случится в училище какой недостаток: то Смотритель, отбирая от Учителей реестр вещам потребным, препровождает оный в Приказ Общественного Призрения, прося на то решения.
§ 92. Смотрителю быть в своем училище при испытаниях и приуготовлять все к тому потребное.
§ 93. В случае отбытия Смотрителя от должности своей, сдает он все дела и вещи, находящиеся при нем по училищу, своему преемнику по описи, которой рапортует об исправности и целости всего Приказу Общественного Призрения.
Гл. VIII. О части хозяйственной народных училищ
§ 94. Как училища народные, по силе изданных об управлении Губерний Учреждений состоят в ведении Приказа Общественного Призрения: то оный не токмо обязан иметь смотрение за исполнением сего Устава во всей своей силе, но и пещись сам о содержании оных, изобретая к тому все потребные способы.
§ 95. И по сему имеет он в непосредственном своем ведении все училищные дома, о коих чистоте, исправности и потребах прилагает всегдашнее попечение, наблюдая, дабы оные для училищ были достаточны и расположены следующим образом.
§ 96. Для Главного народного училища быть зданию, содержащему 4 большие покоя для классов, и 4 покоя для библиотеки и прочих пособий: для двух Учителей вышних классов надобно в оном быть для каждого по 3 покоя и по кухне; для двух Учителей нижних классов по 2 покоя и по кухне; и одной избе для сторожей; и кроме того для каждого Учителя по чулану или погребу. Расположению сих покоев должно быть такому, чтобы покои для Учителей и служителей были в нижнем жилье, покои же для классов, библиотеки и прочих надобностей в верхнем.
§ 97. Училищные дома в уездных городах должны состоять из 2 больших покоев для классов и 2 таких же для Учителей, с 2 кухнями и чуланами.
§ 98. Наблюдать, чтобы из классов ни в Учительские покои, ниже в кухни прохода не было, и при том крайне стараться чтобы покои были чисты, не угарны и не сыры.
§ 99. Вообще быть училищам сим по близости церквей, или среди города, или ежели училищ более одного, среди той части, для которой училище заведено.
§ 100. Особенный присмотр над домами училищ в Губернском городе и над содержанием в них порядка поручить Директору, а уездных училищ Смотрителям; а дабы Директор и Смотритель всегда были уверены о порядке училищных домов, то препоручают они надсматривание в каждом доме одному из Учителей, в сих домах живущих, к которому имеют больше доверенности.
§ 101. Сторожей содержат в Главном народном училище по 2 человека, в малых же или уездных по одному. Сии люди должны быть трезвы, содержать дом и двор в чистоте, исправлять все домашние работы, а по исправлении оных, в свободное время служить Учителям.
§ 102. Приказ Общественного Призрения производит жалование всем к училищам принадлежащим чинам и служителям по штату, у сего приложенному, и снабдевает училищные дома и Учителей дровами и свечами и прочими по представлению Директора надобностями.
§ 103. Приказ крайне старается содержать всегда в готовности довольное число потребных училищам учебных книг, которые он закупает в книжной лавке Народных училищ, и хранить оные как для продажи, так и для безденежной раздачи бедным ученикам.
§ 104. Приказу Общественного Призрения должно все входящие и исходящие до училищ касающиеся дела вносить в протокол, и оные хранить под заглавием Дел народных и домашних училищ; по истечении же каждой трети года, отсылать ведомость оным в Главное Училищное Правительство.
§ 105. Приказ пересылает в Училищное Главное Правительство при конце каждого учебного течения полную Директором сочиняемую ведомость, о состоянии всех в Наместничестве находящихся училищ, с приложением примечаний своих как в рассуждении Учителей, так и прочего уважение Правительства заслуживающего.
§ 106. Приказ Общественного Призрения должен присылать в Главное Училищное Правительство каждый год в январе месяце подробный счет всем приходам и расходам, до училищ касающимся.
§ 107. Приказ Общественного Призрения в рассуждении домашних училищ своей Губернии, наблюдает также за исполнением Наказа, содержателям оных данного под N 8, соображаясь оному и сам.
Гл. IX. О Главном Правительстве училищ
§ 108. Все заведенные и впредь заводимые Народные и домашние училища зависят от Главного Правительства училищ в Российской Империи, которое состоит непосредственно под ведением Ее Императорского Величества, и докладывает по делам училищ Ее Величеству прямо. (Таковое главное управление вверено от Ее Величества Комиссии, об училищах в Государстве учрежденной). В назначенные дни собирается оно для решительного рассуждения обо всем, что к пользе и приращению успехов учения по сим училищам служить может.
§ 109. Главное Училищное Правительство содержит свою Канцелярию и Архиву. Имеет также печать свою по утвержденному образцу, под коей все сообщения и письма принимаются на всех почтах в Российской Империи безденежно, так как и присылаемые в оную.
§ 110. Как Главное Правительство училищ должно стараться, дабы училища книгами, ландкартами и всеми нужными пособиями могли быть снабдеваемы: то и дозволяется ему завести и содержать собственную свою книгопечатню с другими мастерскими палатами, какие для печатания книг, вырезывания ландкарт и прочих училищных надобностей могут быть потребны; или также по благорассуждению печатать книги и вырезывать ландкарты у вольных мастеров. Однако же как печатание учебных и других его книг и ландкарт, так и продажа оных присвояется единственно Главному Училищному Правительству, почему и перепечатывание оных без дозволения Главного Училищного Правительства никому позволено быть не может.
§ 111. Главному Правительству наблюдать, чтобы Устав сей был исполняем во всем его пространстве и во всех его частях, имея власть в Учительские должности определять способных, в силу сего Устава.
§ 112. При конце каждого года Главное Училищное Правительство доносит Ее Императорскому Величеству о состоянии всех в Империи существующих Народных и домашних училищ.
§ 113. А дабы Главное Училищное Правительство было благонадежно, что все в Уставе сем узаконенное исполняется: то по рассмотрению отправляет или из Членов своих, или из находящихся в ведении его других чинов, для осмотра училищ в Наместничества, когда и куда рассудит, снабдевая таковых отправляемых наказом, по коему им подавать по возвращении точное известие в Главное Училищное Правительство, в каком они находили училища состоянии, с приложением собственных своих примечаний и мнения, как привести оные в лучшее состояние; о чем Главное Училищное Правительство, смотря по надобности, докладывает Императорскому Величеству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской Империи от 5 августа 1786 г.
Извлечение из книги Законодательство императрицы Екатерины II. 1783-1796 годы (составитель и автор вступительной статьи В.А. Томсинов). - "Зерцало", 2011 г.