Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений по итогам деятельности кредитных организаций за 1998 год и о работе с аудиторскими фирмами (аудиторами) в 1999 году, годовые отчеты аудиторских фирм и самостоятельно работающих аудиторов, а также материалы структурных подразделений Банка России и сообщает.
Во исполнение требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности" обязательные аудиторские проверки по итогам деятельности за 1998 год провели 93% общего числа кредитных организаций, имевших лицензии на осуществление банковской деятельности, против 89,5% за предшествующий период. Подтвержденную аудиторскими фирмами (аудиторами) отчетность опубликовали в средствах массовой информации, как и в предыдущий период, 99% проаудированных кредитных организаций.
Следует отметить, что территориальными учреждениями Банка России проведена определенная работа в области контроля за аудиторскими фирмами (аудиторами), которая позволила повысить уровень подготовки материалов по анализу качества аудиторских заключений и работы с аудиторскими фирмами (аудиторами).
Вместе с тем результаты анализа аудиторских заключений свидетельствуют об имеющихся серьезных недостатках в работе аудиторских фирм по проведению аудиторских проверок и составлению аудиторских заключений.
По-прежнему, наибольшее количество замечаний отмечено по фактам представления аудиторскими фирмами положительных заключений при недосоздании кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам. Без внесения необходимых изменений подтверждена достоверность отчетности ряда кредитных организаций, не обеспечивших создание резерва на возможные потери по ссудам в требуемых размерах. При этом у части из них формирование резерва до требуемого объема привело бы к отрицательному финансовому результату.
Имеют место случаи, когда при положительном (положительном с оговорками) аудиторском заключении и отсутствии выраженного сомнения о возможности продолжения деятельности кредитной организации в течение, как минимум 12 месяцев, у некоторых кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций были отозваны уже в период с февраля по июнь 1999 года.
Такое положение отчасти связано с тем, что в заключениях многих аудиторских фирм лишь констатируются отдельные положения по проверяемым вопросам, не приводится анализ качества управления кредитной организацией, в том числе не дается оценка проводимой кредитной политики и управления кредитными рисками, состояния внутреннего контроля и организации контроля за деятельностью филиалов. Более того, несмотря на требования законодательства и нормативных актов Банка России во многих аудиторских заключениях вообще не отражены вопросы формирования и оценки состояния службы внутреннего контроля в кредитных организациях.
В ряде случаев недостаточно полно отражена информация о соответствии осуществляемых кредитными организациями операций выданным им Банком России лицензиям (разрешениям). В частности, осуществление операций по привлечению вкладов физических лиц, с иностранной валютой и с ценными бумагами при отсутствии у кредитных организаций соответствующих лицензий (разрешений) на проведение таких операций, в ряде аудиторских заключений не отмечено как нарушение.
При публикации отчетности отдельных кредитных организаций в средствах массовой информации допускаются случаи небрежного отношения к оформлению публикуемых форм отчетности и, в частности, на опубликованных отчетах о прибылях и убытках или балансах отдельных кредитных организаций отсутствовала запись о подтверждении их достоверности и другие.
В результате опубликованная отчетность отдельных кредитных организаций не отражает реального финансового состояния и вводит в заблуждение потребителей банковских услуг.
Не все аудиторские фирмы выполняют требование Банка России об обязательном участии в проверке аудитора, имеющего действующий квалификационный аттестат на проведение банковского аудита, а также о своевременном сообщении в Банк России информации об изменениях в регистрационных данных для их внесения в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, что в соответствии с пунктом 45 "Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 10 сентября 1997 года N 64 рассматривается как представление недостоверных сведений.
Продолжают иметь место недостатки в работе территориальных учреждений Банка России по контролю за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм.
Отчеты отдельных территориальных учреждений Банка России носят неконкретный характер и не содержат подробной информации о наличии (отсутствии) претензий к работе отдельных аудиторских фирм, выявленных по результатам анализа подготовленных ими аудиторских заключений.
В ряде случаев территориальные учреждения Банка России, в нарушение действующего порядка (пп. 65, 67 "Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 10 сентября 1997 года N 64), не направляют территориальным учреждениям по месту регистрации аудиторских фирм, проводивших в регионе аудит кредитных организаций, сведения о выявленных фактах неквалифицированного проведения аудита, а также предложения о возможных путях устранения нарушений (для подготовки годового отчета).
Имеют место отдельные случаи безответственного подхода территориальных учреждений Банка России к вопросу рассмотрения аудиторских заключений, что подтверждается представлением в Банк России территориальными учреждениями копий аудиторских заключений без подписи руководителя аудиторской фирмы (аудитора) и печати. При этом необходимо отметить, что согласно п.4.8. Положения Банка России от 23 декабря 1997 года N 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год", "отсутствие печати и подписи аудитора свидетельствует о неподтверждении достоверности представленной аудитору отчетности".
Недопустимыми являются факты, когда отдельные территориальные учреждения Банка России оставляют без должного внимания вывода аудиторских фирм (аудиторов) о невозможности продолжения кредитными организациями деятельности в течение, как минимум 12 месяцев, своевременно не проводят анализ и проверки деятельности этих организаций, не требуют разработки ими планов финансового оздоровления и, как следствие, необоснованно затягивают решение вопроса о направлении в Банк России ходатайства об отзыве лицензии, что в ряде случаев может привести к ущемлению интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Не уделяется должного внимания контролю за соблюдением аудиторскими фирмами требований, исключающих возможность проведения аудиторских проверок, изложенных в п.11 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263, а также за выполнением требований Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст.59) о необходимости изменения организационно-правовой формы собственности.
Центральный банк Российской Федерации просит учесть изложенное в дальнейшей работе по контролю за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм.
Одновременно в целях организации работы по проведению аудита кредитных организаций по итогам их деятельности за 1999 год сообщаем, что действие письма Банка России от 4 ноября 1998 года N 311-Т (с учетом письма Банка России от 29 июля 1999 года N 222-Т) распространяется на все аудиторские фирмы (аудиторов), проводившие аудит кредитных организаций по итогам их деятельности за 1997 год, срок действия лицензий на осуществление банковского аудита которых истек, а также на фирмы (аудиторов), проводившие аудит кредитных организаций за 1998 год и срок действия лицензий которых истек в 1999 году.
В отношении аудиторских фирм, у которых срок действия лицензий истек или истекает в 2000 году, Банк России сообщает, что готов распространить на них действие вышеуказанного письма. В этих целях аудиторские фирмы (аудиторы) должны направить ходатайства в Банк России. Просим довести данную информацию до сведения соответствующих аудиторских фирм (аудиторов).
Заместитель Председателя |
В.Н. Горюнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 23 марта 2000 г. N 74-Т "О контроле за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм (аудиторов)"
Текст письма официально опубликован не был