Оплата труда лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Север - это часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Поэтому работающим и проживающим в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях законодательством РФ установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат. В данной статье рассмотрим порядок применения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лиц, работающих в северных районах.
Регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в соответствии с:
- положениями ТК РФ, и в первую очередь гл. 50;
- нормативными актами, изданными до введения в действие ТК РФ, в том числе Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
Статьи 316 и 317 ТК РФ выделяют два элемента заработной платы сотрудника, связанные с его работой в районах Крайнего Севера: районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в таких местностях.
Оплата труда с применением районного коэффициента
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ, но в настоящее время такие документы не изданы. Как разъяснило Минздравсоцразвития в Письме от 21.08.2009 N 1171-13, согласно ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти РФ или нормами бывшего СССР: соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, решениями Правительства РФ, которыми в ряде субъектов РФ районные коэффициенты были повышены. Аналогичные выводы были изложены ранее в Решении Верховного суда РФ от 05.11.2008 N ГКПИ08-1868.
Для того чтобы рассчитать заработную плату с учетом районного коэффициента, следует знать его размер, дифференцированный по принадлежности территории, на которой расположено учреждение, к той или иной местности.
Принадлежность территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяется в соответствии с нормативными актами, принятыми Правительством РФ (ст. 2 Закона N 4520-1). В настоящее время применяется перечень, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (далее - Перечень N 1029).
Размеры районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, систематизированы в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 (далее - Информационное письмо Минтруда РФ). Например, в соответствии с этим письмом размер районного коэффициента в Чукотском автономном крае составляет 2, в Ненецком автономном округе - 1,5, в Республике Алтай и Приморском крае - 1,4.
Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления ст. 316 ТК РФ предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. При этом нормативным правовым актом субъекта РФ может быть утвержден предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. Бюджетным учреждениям следует обратить внимание, что применение более высоких размеров районных коэффициентов к заработной плате работников при условии финансирования из федерального бюджета будет являться неправомерным. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 29.01.2010 N Ф03-7740/2009. В нем арбитры указали, что дополнительные гарантии, установленные законодательством субъекта РФ, являются расходными обязательствами последнего и должны обеспечиваться за счет средств бюджета данного субъекта РФ. Поскольку учреждение производило повышенные выплаты районного коэффициента за счет субвенции федерального бюджета, оснований для применения более высоких размеров районных коэффициентов оно не имело. Следовательно, указание контролирующим органом в акте проверки на ненадлежащее исполнение учреждением бюджетного процесса правомерно.
Порядок применения районного коэффициента к заработной плате приведен в Постановлении Минтруда РФ N 49*(1). Согласно данным в нем разъяснениям районные коэффициенты начисляются на фактический месячный заработок работника.
В фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты, включаются:
- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации;
- другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.
Таким образом, районные коэффициенты имеют особый порядок начисления, в отличие от других видов выплат компенсационного характера, которые устанавливаются к окладам и ставкам заработной платы работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583). Учитывая вышеизложенное, районные коэффициенты к заработной плате работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются на фактический заработок (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 169-13).
Районный коэффициент не применяется в отношении:
- процентных надбавок;
- выплат в виде среднего заработка, так как суммы, входящие в его расчет, уже включают районный коэффициент (п. 2, 3 Положения об исчислении средней заработной платы*(2));
- выплат, не связанных с выполнением работником трудовой функции (трудовых обязанностей) (например, суммы материальной помощи) и не входящих в систему оплаты труда (ст. 315, 317 ТК РФ).
Кроме того, районный коэффициент не начисляется на различного рода компенсации (например, командировочные расходы), поскольку они согласно ст. 164 ТК РФ не относятся к заработной плате.
Далее отметим, что в случае заключения с физическим лицом договора гражданско-правового характера на вознаграждение, выплачиваемое по такому договору, районный коэффициент не начисляют. Однако, как отметил Пленум Верховного суда в п. 8 Постановления от 17.03.2004 N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Пример 1
Сотрудник работает в учреждении, расположенном в Чукотском автономном крае. За сентябрь 2011 г. ему начислены: оклад - 15 000 руб.; материальная помощь - 3000 руб.; премия по итогам III квартала за производственные результаты, предусмотренная системой оплаты труда, - 6000 руб.; процентная надбавка - 2100 руб.
Следует рассчитать заработную плату работника.
Согласно Информационному письму Минтруда РФ районный коэффициент для Чукотского автономного края равен 2. При расчете заработной платы за сентябрь необходимо начислить районный коэффициент на суммы оклада и квартальной премии, на остальные выплаты коэффициент не начисляется.
Общая сумма заработной платы за месяц - 47 100 руб. ((15 000 + 6000) руб. х 2 + 3000 руб. + 2100 руб.).
Оплата труда с применением процентной надбавки
Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее расчета устанавливаются Правительством РФ, однако, как и в отношении районного коэффициента, на сегодняшний день соответствующего нормативного акта нет, поэтому в силу ст. 423 ТК РФ размер процентных надбавок к заработной плате следует определять, руководствуясь старыми документами - указами Президиума Верховного Совета СССР:
- от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";
- от 26.09.1967 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Порядок начисления процентных надбавок определен Постановлением Совета министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (далее - Постановление N 458) и выпущенными в целях его исполнения приказами Минтруда РСФСР N 2 *(3) и 3 *(4).
Указанными нормативными актами размер надбавок установлен в зависимости от наличия и продолжительности стажа работы в особых климатических условиях (п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3), при этом в отношении работников моложе 30 лет действуют особые правила начисления надбавок, предусмотренные в п. 1 Постановления N 458.
Трудовой стаж. Согласно ст. 314 ТК РФ порядок исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ. Но в настоящее время такой порядок не утвержден. Роструд в Письме от 13.09.2006 N 1597-6-0 по этому вопросу дал следующие разъяснения.
Поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ следует использовать законодательные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Трудовому кодексу.
Далее чиновники ведомства отметили, что действующее законодательство, применяя термин "непрерывный трудовой стаж", вместе с тем не дает его юридического определения.
Под непрерывным трудовым стажем в районах Крайнего Севера следует понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков.
В соответствии со ст. 11 Закона N 4520-1 размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливаются Правительством РФ.
Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией N 2, а также Постановлением Правительства РФ N 1012*(5).
При этом следует учитывать, что Определением Верховного суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596 отдельные пункты Инструкции N 2 признаны недействующими и не подлежащими применению.
Для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем N 1029.
Общий порядок расчета стажа установлен п. 21 Инструкции N 2. При начислении рабочим и служащим надбавок к заработной плате непрерывный стаж работы, дающий право на их получение, определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии. В случаях, предусмотренных данным документом, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности.
Кроме фактической трудовой деятельности, в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, включается (п. 30 Инструкции N 2):
- все время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и за пределами этих районов в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев;
- непрерывная служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военных строителей, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при условии поступления на работу не позднее шести месяцев, а военнослужащих срочной службы - не позднее трех месяцев после увольнения в запас или ухода в отставку в указанных районах;
- время работы или оплачиваемой производственной практики студентов вузов и учащихся средних специальных и других учебных заведений на предприятиях, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от перерывов в работе, вызванных обучением;
- время пребывания на военных сборах, в том числе вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- время вынужденного прогула при незаконном увольнении, если работник восстановлен на работе.
Размеры процентных надбавок. Они приведены в п. 16 Инструкции N 2:
а) в районах Крайнего Севера - в Чукотском автономном крае и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100% заработка;
б) в остальных районах Крайнего Севера - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%-й надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка;
в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка;
г) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера не менее года и вступающей в трудовые отношения, с 1 января 1991 года надбавки начисляются в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60%-й надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
При исчислении процентных надбавок следует учитывать положения, приведенные в п. 19 Инструкции N 2. Процентная надбавка не начисляется на:
- районный коэффициент;
- выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка, - отпускные, пособия по временной нетрудоспособности и т.д.;
- материальную помощь;
- выплаты, носящие разовый поощрительный характер (премии к юбилейным датам, праздникам и др.) и не обусловленные системой оплаты труда.
Если же сотрудникам выплачивается премия по результатам работы за квартал, полугодие или год, ее сумма для начисления надбавок распределяется по месяцам отчетного периода пропорционально отработанному времени.
Пример 2
Бюджетное учреждение расположено в г. Магадане. Стаж работы сотрудника в районах Крайнего Севера составляет 2 г. 1 мес. За октябрь 2011 г. ему были начислены:
- оклад - 20 000 руб.;
- материальная помощь - 6000 руб.;
- квартальная премия за производственные результаты - 10 000 руб.
Следует рассчитать заработную плату сотрудника.
Город Магадан расположен в районах Крайнего Севера, где процентная надбавка исчисляется следующим образом:
- 10% от заработной платы по истечении первых шести месяцев работы;
- за каждые последующие шесть месяцев работы увеличивается на 10% до достижения 100% (пп. "а" п. 16 Инструкции N 2).
Процентная надбавка за два года работы составит 40%. Она не начисляется на материальную помощь (п. 19 Инструкции N 2 и п. 7 Инструкции N 3) и районный коэффициент (п. 19 Инструкции N 2 и п. 7 Инструкции N 3).
Сумма процентной надбавки за октябрь 2011 года - 12 000 руб. ((20 000 + 10 000) руб. x 40%).
Размер районного коэффициента для г. Магадана согласно Информационному письму Минтруда РФ - 1,7. Общая сумма заработной платы - 66 200 руб. ((20 000 + 6000) руб. х 1,7 + 10 000 руб. + 12 000 руб.).
Северные надбавки и налог на прибыль
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
На основании п. 11 и 12 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, надбавки:
- обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
- за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Таким образом, бюджетные учреждения вправе относить к расходам на оплату труда надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, в размере, установленном трудовым законодательством РФ и действующими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР (Письмо Минфина РФ от 16.10.2009 N 03-03-06/1/670). В случае если в трудовом договоре предусмотрена обязанность работодателя выплачивать процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере, превышающем установленный Правительством РФ, сумма указанного превышения будет выплачиваться налогоплательщиком за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов (Письмо Минфина РФ от 23.03.2009 N 03-04-06-02/23).
В более позднем Письме от 08.12.2010 N 03-03-06/1/764 чиновники финансового ведомства указывают, что право устанавливать более высокие размеры надбавки в силу ст. 316 ТК РФ предоставлено Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Следовательно, в случае установления только трудовым договором доплата до максимального размера процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в состав расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль не включается.
В то же время ст. 313 ТК РФ регламентировано, что дополнительные гарантии и компенсации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Иными словами, Трудовой кодекс верхними пределами выплат в части предоставления дополнительных гарантий и компенсаций работодателя не ограничивает. Однако в случае если бюджетное учреждение примет решение выплачивать процентную надбавку в ином размере, чем это предусмотрено указанными выше нормативными актами, ему следует быть готовым к тому, что отстаивать свою точку зрения придется в суде.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 "Об утверждении Разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)".
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
*(3) Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" (далее - Инструкция N 2).
*(4) Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255" (далее - Инструкция N 3).
*(5) Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"