Лед тронулся
После перерыва длительностью без малого 10 лет сдвинулся с мертвой точки вопрос обновления нормативной базы в строительной отрасли. Обновлена треть стандартов и нормативных документов. План работы по разработке и утверждению новых сводов правил и актуализации СНиПов, утвержденных ранее, будет выпущен Минрегионом до конца 2011 года. Состояние нормативной базы строительства и перспективы ее развития обсудили участники совещания по вопросам развития строительного комплекса.
Всероссийское научно-практическое совещание на тему "Техническое регулирование и ценообразование в строительстве - инструмент модернизации отрасли" прошло 11 августа 2011 года в Санкт-Петербурге. Оно было подготовлено в рамках программы мероприятий, посвященных празднованию Дня строителя. Под председательством министра регионального развития РФ Виктора Басаргина в ходе совещания была рассмотрена и обсуждена тема взаимосвязи изменения законодательной и нормативно-правовой базы (в первую очередь в области технического регулирования и ценообразования) и процессов модернизации строительного комплекса.
В семинаре приняли участие директор Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев, президент Национального объединения строителей Ефим Басин, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, главы и руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и представители руководства общественных организаций строительной отрасли.
Три кита конкурентоспособности
Развитие строительной отрасли в современных условиях может базироваться только на триединстве новых материалов, новых технологий и новой организации дела. Первостепенной задачей сегодня является формирование современного нормативного поля.
В последнее время государство многое сделало для поддержки строительной отрасли: отменило лицензирование и ввело саморегулирование, приняло меры по снятию барьеров в выдаче разрешений на строительство, усовершенствовало механизмы контроля.
По мнению Виктора Басаргина, "государство обеспечивает максимальное содействие частной инициативе и становлению конкурентоспособного строительного бизнеса. Очевидно, что конкурентоспособность отрасли не может базироваться на дешевой рабочей силе, доступных природных ресурсах для производства стройматериалов. Ей нужны преимущества высшего порядка".
Для реализации этих преимуществ, как сообщается на официальном сайте Минэкономразвития, предлагается проведение работы по следующим направлениям:
- Отмена лицензирования, создание и становление институтов саморегулирования в основных сферах строительной деятельности.
- Реализация комплекса мер по снятию административных барьеров в строительстве, минимизация разрешительных процедур; совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство; установление возможности определения отдельных видов подготовительных работ, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство.
- Реформирование экономического механизма функционирования отрасли, исполнение государством роли регулятора рынка строительной продукции.
На совещании глава ведомства заявил также о необходимости централизации процесса утверждения стандартов в строительной сфере. "Еще сложнее ситуация с национальными стандартами в строительной области. В то время как государственную политику в этой области реализует Минрегион, принятие и регистрацию стандартов осуществляет Госстандарт, - напомнил Виктор Басаргин. - Это создает дополнительные сложности в достижении согласованной и выверенной политики в этом направлении".
То, что стандарты и правила формируются и принимаются разными органами, не способствует мобильности отрасли. "Стандарты должны находиться в одних руках", - резюмировал министр.
Цена частной инициативы
Лариса Баринова, председатель Технического комитета N 465 "Строительство", подчеркнула в своем сообщении, что именно с появлением института саморегулирования и национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей началась реальная модернизация российской строительной нормативной базы.
Обратившись к истории, вспомним о Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (вступил в силу 01.07.2003) (далее - Закон N 184). Закон N 184-ФЗ предусматривал семилетний срок для проведения реформы технического регулирования в стране, включая разработку основного массива технических регламентов. Общее число этих регламентов по всем отраслям составляло, по оценкам, 300-500, что примерно соответствует числу нормативно-правовых документов Евросоюза, обязательных для всех его участников. Закон N 184-ФЗ предусматривал разработку технических регламентов как за счет бюджетных средств, так и в инициативном порядке.
В течение долгих лет, тем не менее, не было принято ни одного регламента в статусе федерального закона, в частности, в строительной отрасли. Как напомнила Лариса Баринова, именно благодаря инициативе и деятельности профессионального сообщества в Закон N 184-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми особенности технического регулирования в строительстве определяются техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений. Кроме того, благодаря инициативе и действиям профессионального сообщества впервые появились стандарты ведения работ.
Таким образом, можно констатировать, что институт частной инициативы сегодня создан.
Новые СНиПы
Система регулирования градостроительной деятельности в течение многих лет имела несколько существенных недостатков: сложность внедрения инноваций, отсутствие мобильности, непрозрачность внесения изменений в существующие документы. Это было связано главным образом с тем, что единственным инициатором таких изменений являлось государство. Почти 10 лет существовал запрет на разработки новых СНиПов. Напомнив присутствующим факты предыстории, министр регионального развития сообщил, что в его ведомстве до конца 2011 года будет выпущен приказ, утверждающий план работы по разработке и утверждению новых сводов и правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил на 2012 год. Каждый участник строительной деятельности в соответствии с установленным порядком сможет принять участие в формировании нормативного поля. Упомянутый приказ послужит для такого рода деятельности своеобразной "дорожной картой". "Собственно, за этим мы здесь сегодня и собрались", - сказал Виктор Басаргин.
Единое технологическое пространство
Нынешний этап развития отрасли характеризуется еще одним трендом: российский рынок должен быть открыт для западных инвесторов и профессиональное сообщество должно быть вовлечено в этот процесс. Как сообщил Виктор Басаргин, совместно с Белоруссией и Казахстаном утверждены программы гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Евросоюзе. Это шаг к реальному формированию единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Существенный факт: еврокоды можно будет применять уже в 2011 году, что позволит открыть строительный рынок для инвесторов и использовать лучшие проектные решения других стран.
Более того, как отметил министр регионального развития, разработаны методические рекомендации по порядку действий инвесторов при реализации на территории РФ проектов строительств. Треть государственных стандартов и сводов правил уже обновлена, в середине 2012 года министерство планирует эту работу завершить, опираясь на совместную деятельность с сообществом строителей.
Наряду с себестоимостью важнейшим показателем станет цена владения объекта на протяжении всего его жизненного цикла. Создан федеральный портал мониторинга цен основных строительных ресурсов. С 2012 года он станет важнейшим инструментом принятия решений как распределителями бюджетных средств, так и бизнес-сообществом. Сейчас портал находится в стадии накопления информации.
Кадры решают все
Также министр регионального развития отметил еще одно узкое место российского строительства - кадры. Качественный рывок становления отрасли не может состояться без качественного повышения уровня профессионализма. Этой цели должна послужить стратегическая образовательная площадка, созданная на базе московского строительного университета для ведущих отраслевых вузов страны. Помимо создания нового образовательного стандарта, позитивно повлиять на развитие отраслевой науки сможет прямой диалог между бизнесом и образовательной системой. Инициативы в области этого диалога будут поощряться.
Еще один вопрос, который был затронут в выступлении Виктора Басаргина, - качество строительной продукции, которое определяется применением современных строительных материалов и технологий. В целях повышения качества министерство разработало стратегию развития промышленности индустриального домостроения до 2020 года. Предстоящая задача - реализовать эту стратегию в полном объеме.
Анализ результатов деятельности строительной отрасли за первую половину 2011 года показывает, что наиболее активным потребителем всех инноваций является малоэтажное строительство. Этот сегмент строительного рынка превышает половину возводимого жилья. Причем, как было отмечено докладчиком, существенная часть малоэтажек возведена индустриальным способом.
Среди профессионалов достаточно широко распространено мнение, что основным препятствием к применению инновационных технологий в российском строительстве является отсутствие нормативов для их внедрения. В ходе совещания и развернувшейся дискуссии стало очевидным, что большой объем сводов и правил уже разработан и введен в действие. "Определены все необходимые нормативно-правовые механизмы. Инновационно-ориентированные предприятия уже воспользовались этими возможностями. Мы приглашаем всех остальных последовать их примеру", - обратился с призывом к сообществу Виктор Басаргин.
Роль государства
Техническое нормирование является одним из ключевых показателей уровня развития отрасли. Традиционно наши строители были в этом сильны. Россия получила в наследство от Советского Союза очень мощную, научно обоснованную, организованную систему технического нормирования. К сожалению, темпы развития были утрачены, и нынешние нормы служат тормозом развития отрасли. В своем докладе о формировании системы технического регулирования в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС Илья Пономарев напомнил, что задача государства - не управлять строительным процессом, а помогать процессуальному прохождению всех его стадий.
Обсуждая влияние изменений в нормативной базе на модернизацию строительной отрасли, участники совещания пришли к общему мнению: после десятилетнего перерыва началось обновление нормативной базы в строительстве. Говоря о результатах работы, проводимой Минрегионом по совершенствованию системы технического регулирования, Виктор Басаргин отметил, что впечатляющие итоги достигнуты благодаря помощи строительного сообщества.
С.Л. Артемушкина,
эксперт журнала "Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.