Хочу все знать, или Ликбез для нефинансистов
Большинство моих коллег-финансистов согласится со мной, что подчас, общаясь с любыми сотрудниками компании, мы сталкиваемся с непониманием: что делает целая армия бухгалтеров и финансистов? На первый взгляд, что тут сложного, выпустить счет, или акцептовать его, или сформировать книгу продаж? И уж совсем непонятно, что такого страшного и сложного - подготовить годовой отчет?
Наверное, именно такое непонимание будет являться одной из причин организации курсов, которые можно условно назвать ликбезом для нефинансовых менеджеров. Одна причина названа, но, увы, она не самая главная. Гораздо главнее - научить людей, достаточно далеких от финансов, считать деньги. Особенно остро этот вопрос встал в последнее время.
Итак, можно сказать смело, что острая фаза кризиса миновала. Как и миновала фаза захвата рынка, когда цена его завоевания не волновала никого. Сейчас, если можно так сказать, наступила фаза умиротворения, достройки и шлифовки. И именно сейчас остро встал вопрос обучения азам экономики части моих коллег - и из производства, и из коммерческой службы.
У каждого своя цель
Какие задачи призваны решать производственные отделы? Вовремя и качественно выполнить заказ с минимальными затратами. Ибо чем меньше потратишь, тем больше заработаешь. А цель коммерсантов - продать как можно больше, и чтобы то, что продаешь, всегда было на складе в большом ассортименте и в большом количестве. Вывод один: чтобы всего было много, надо много произвести, а следовательно, надо закупить сырье, причем с избытком. А вдруг подорожает?
Второй вывод: чем больше продашь, тем больше будет премия за объем. А когда расплатится покупатель, и расплатится ли вообще - это головная боль бухгалтерии, финансистов или кого-то там еще, но "не наша".
И в итоге картина на первый взгляд самая что ни на есть радостная: бюджет продаж выполнен, запасов на складе хватит на полгода... А на расчетном счете в банке пусто, и если не совсем пусто, то график платежей расписан жесткий, и вклиниться в эту очередь очень трудно. Предполагаю, что с подобной ситуацией приходилось сталкиваться практически каждому финансовому директору. Как он выходил из такого пике - тема очень интересная, и можно бесконечно долго делиться своим или чужим опытом. Но мне хотелось бы вернуться все-таки к теме ликбеза для нефинансовых менеджеров. Если они так и не научатся ориентироваться в непростом мире цифр и экономических коэффициентов, то что бы ни предпринимал финансовый директор, все может рухнуть или просто вернуться на круги своя.
Опять из личного
Осмелюсь опять поделиться своим опытом, так как неоднократно участвовала в специализированных тренингах для нефинансовых менеджеров, правда, не в роли тренера. И с учетом своего опыта предложила бы подправить общепринятую методику обучения азам экономики специалистов производственного или коммерческого отдела.
В качестве подопытного кролика было бы логичнее взять условную финансовую отчетность компании из родственной отрасли. И более того, эта отчетность должна быть адаптирована, т.е. содержать минимум показателей, чтобы неопытный пользователь не растерялся от потока непонятной информации.
Желательно, чтобы обучение происходило в игровой форме, а для этого понадобится разбить всех участников тренинга на несколько команд. Причем состав команды должен быть обязательно смешанным - чтоб в каждой из них были представители производства, маркетинга, коммерческой службы.
Итак, первый шаг сделан. Собраны команды. Нужен ли капитан? Не обязательно, все равно по ходу обучения всегда найдется один человек, который вольно или невольно возьмет на себя бразды правления, т.е. в данном случае станет генеральным директором компании "XXX".
Модератор - а его наличие является обязательным условием любого успешного тренинга - вкратце расскажет об истории данной компании. И сразу же раздаст анкеты с минимальным количеством вопросов всем участникам. Вопросов, на мой взгляд, должно быть немного, также как и вариантов ответов. В качестве примера могу предложить следующие:
Отчет о прибылях и убытках отражает:
- оплату за услуги ТМЦ и поступление денег за отгруженные товары;
- затраты компании и ее выручку, относящиеся к отчетному году;
- активы и пассивы компании;
- изменение сальдо в банке за отчетный период.
Какая часть баланса отражает источник финансирования компании:
- активы;
- пассивы (кредиторская задолженность);
- долгосрочные займы;
- капитал.
Какова главная цель SWOT-анализа:
- проанализировать источники инвестиций;
- понять структуру уставного капитала компании;
- определить стратегию компании;
- рассчитать затраты на рекламу.
Что не является денежными расходами компании:
- амортизация;
- дивиденды;
- проценты по кредитам;
- налоги.
И так далее. Вопросы должны быть из разных областей и могут быть даже самые неожиданные.
Итоги анкетирования должны быть анонимными и озвучены в виде общего процента правильных ответов. Можно указать самый легкий вопрос, на который все или почти все ответили правильно, или, наоборот, самый трудный вопрос. Сами же анкеты разумнее всего раздать уже после окончания тренинга, чтобы все увидели, где они ответили правильно, а где допустили ошибки.
Цель анкеты - выявить начальный уровень знаний основ экономики всех участников тренинга. Вполне может быть, что базовые знания у всех окажутся на достаточно высоком уровне и не придется тратить лишнее время.
И наконец о главном
Чтобы перейти к основной теме тренинга, разумнее всего все-таки начинать с общих понятий, например с определения основной задачи бизнеса. Все предложенные варианты нужно зафиксировать и вынести на общее обсуждение, подводя таким образом всех к выработке одной - правильной точки зрения.
Если графически изобразить, что представляет собой любой бизнес, то мы плавно подведем всех к основной цели тренинга - понять, что такое финансы компании, что прячется за сухими цифрами финансовой отчетности.
Итак, краеугольный камень уже положен и все трактовки бизнеса можно свести в одну таблицу (рис. 1).
Рисунок 1
/-----------\ /----------\
| Расходы |- Прибыль -| Доходы |
\-----------/ \----------/
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
/-------\ /------------\ /-------------\
Поставщики |Ресурсы|- |Трансформация| |Товары/услуги|- Покупатели
\-------/ \------------/ \-------------/
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Инвестиции
|
Займы /----------------------------\
кредиты --| Источник финансирования |-- Собственный капитал
\----------------------------/
Но это просто схема, без цифр, а значит, не содержащая никакой полезной информации для ее пользователей. Так где же можно увидеть результаты деятельности любой компании? И вот на сцене появляется одно из главных действующих лиц - отчет о прибылях/убытках.
Если совсем кратко охарактеризовать, что же представляет собой отчет, то это сравнение доходов и расходов компании (рис. 2).
Рисунок 2
/-----\ Вознаграждение за
| + | Выручка ----- проданные товары,
\-----/ оказанные услуги
/-----\
| - | Расходы ----- Вознаграждение за
\-----/ потребленные ресурсы
-------------------------------------------------------------------------
/-----\
| = | Прибыль (убытки) компании за отчетный период
\-----/
Таблица
Операции | Стадии производства | Продажа товаров, услуг |
Экономическое содержание |
Затраты | Выручка (доход) |
Капитал | Заем = источник финансирования |
Инвестиции |
Денежное выражение |
Выплата денег (оплата счетов поставщиков) |
Поступление денег (оплата счетов покупателями) |
Если по первой строке такого отчета вопросов, как правило, не возникает, то определение того, что считается расходами компании, у нефинансистов всегда вызывает затруднения. Обычно они полагают, что расходы равнозначны оплате, т.е. если счет поставщика оплачен, то это и есть расходы.
И здесь самое разумное - опять вернуться к игровой форме обучения, взяв в качестве примера сферу деятельности большинства участников тренинга. Например, производство стиральных машин. И для начала, нарисовав условную машину, предложить ученикам поделиться идеями, что надо потратить (купить, например), чтобы собрать эту модель и затем продать ее.
Все версии "студентов", даже самые фантастические, следует записать и потом обсудить.
Более детальное объяснение таких понятий, как "амортизация" "накладные расходы" предлагаю все-таки отложить на следующий день занятия. По своему опыту знаю, что такой объем информации, даже изложенный простым "неэкономическим" языком, может вызвать стресс у нефинансистов. А уж тем более попытка объяснить, что такое принцип начисления, - пустая трата времени. Как говорится, хорошего должно быть в меру, а уж сложного - тем более.
После проверки усвоенного материала - желательно сутра, на свежую голову, в тестовой форме - можно плавно перейти к принципу начисления. Но это будет уже другая история.
Ю. Колесникова,
финансовый директор ООО "Аристон Термо Русь"
"Консультант", N 19, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.