Организация применяет общий режим налогообложения. Сотрудники организации, находясь в командировке, снимали квартиру у физического лица. По возвращении из командировки работники приложили к авансовому отчету только договор найма жилого помещения от своего имени.
Какие документы необходимы для отражения расходов, связанных с наймом жилого помещения, в бухгалтерском и налоговом учете? Обязана ли организация сообщать в налоговую инспекцию о доходах, полученных физическим лицом (наймодателем), то есть выступать в роли налогового агента?
В рассматриваемой ситуации соответствии со статьей 167 ТК РФ работодатель обязан возместить командированному работнику расходы по найму даже в случае отсутствия оправдательных документов в пределах норм, установленных локальным нормативным актом (приказом по организации).
Документами, подтверждающими расходы по найму жилого помещения, в целях налогообложения прибыли являются договор найма жилого помещения, составленный в простой письменной форме, и расписка физического лица - наймодателя в получении денег.
Командировочные расходы в части найма жилого помещения у частного лица могут быть учтены в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности при наличии оправдательных документов (договора найма и расписки наймодателя).
В случае отсутствия таких документов, но при утверждении руководителем авансового отчета работника, в том числе в части неподтвержденных документально расходов, по нашему мнению, оформляется бухгалтерская справка, и расходы относятся к прочим.
Организация не признается налоговым агентом, следовательно, не обязана сообщать в налоговую инспекцию о доходах, полученных физическим лицом - наймодателем. Обоснуем данный вывод.
1. Расходы по найму жилого помещения во время командировки
Налоговый учет. При направлении работников в служебные командировки следует руководствоваться статьями 166-168 ТК РФ, а также Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749).
Согласно статье 168 ТК РФ и пункта 11 Положения N 749 работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
В соответствии с частью второй статьи 168 ТК РФ и абзацем 2 пункта 11 Положения N 749 размеры командировочных расходов (в том числе и суточных) определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Нормативно-правовые акты не содержат запрета на проживание командированного сотрудника в частном секторе. Следовательно, во время командировки работник может проживать как в гостинице, так и в частной квартире.
Аналогичное мнение отражено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2007 N А56-8092/2007, в котором судьи пришли к выводу, что поскольку НК РФ не содержит требований к документам, которые должны представляться налогоплательщиком в подтверждение расходов по найму жилого помещения, то документом, подтверждающим расходы по найму жилого помещения, может быть документ, составленный нанимателем и наймодателем в произвольной форме.
Расходы по найму жилого помещения во время нахождения работника организации в служебной командировке относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль*(1). При этом данные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены*(2).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Предоставление жилого помещения его собственником во владение и пользование другому лицу оформляется договором найма, который заключается в простой письменной форме*(3). При этом нотариальное заверение данной сделки законом не предусмотрено*(4).
В результате заключения договора у нанимателя возникают обязательства по внесению платы в порядке, предусмотренном договором найма. При расчетах между физическими лицами исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения полностью или в соответствующей части*(5). По мнению налоговых органов, расписка, составленная в произвольной письменной форме, должна содержать фамилию, имя и отчество продавца, его паспортные и адресные данные, запись о размере полученной суммы денежных средств, подпись продавца и дату оплаты*(6).
В соответствии со статьями 160-161 ГК РФ данная расписка не требует нотариального заверения.
Таким образом, подтверждением командировочных расходов по найму жилья у физических лиц выступает договор найма жилого помещения, составленный в простой письменной форме и расписка о получении денег от физического лица - наймодателя.
Следует отметить, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, по найму жилого помещения сотрудником Вашей организации должны быть определены коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
В указанных документах может также быть установлен порядок и размеры возмещения расходов (или невозмещения) по найму жилого помещения в случае непредставления работником документов, подтверждающих данные расходы.
Бухгалтерский учет. Следует принять во внимание, что возмещение расходов сотруднику, связанных с командировкой, является обязанностью работодателя*(7). В тех случаях, когда работник не смог предъявить документы об оплате жилья за время командировки или представил не полный комплект документов, работодатель возмещает эти расходы на основании внутреннего локального документа в соответствии с нормами трудового законодательства. При этом сотрудник должен написать заявление и указать в нем виды и величину фактически произведенных расходов.
Расходы организации в целях признания их в бухгалтерском учете регулируются нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете расходы на командировки включаются в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются на счетах учета затрат (счета 20, 26, 44). При этом источник списания командировочных расходов зависит от цели и характера командировки.
При отсутствии оправдательных документов (в рассматриваемом случае - расписки наймодателя о получении денежных средств), но при принятии руководителем решения о возмещении работнику данных расходов (утверждении руководителем авансового отчета работника, в том числе и в части неподтвержденных документально расходов), по нашему мнению, данные расходы относятся к прочим с отражением на счете 91, субсчет "Прочие расходы" (на основании оформленной бухгалтерской справки).
2. Признание организации налоговым агентом по отношению к наймодателю - физическому лицу
Организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ*(8).
При этом исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, организация признается налоговым агентом только в том случае, если она является источником выплаты дохода.
В рассматриваемой ситуации организация возмещает своему сотруднику расходы по найму жилого помещения, то есть не является стороной договора найма и в расчетах по нему не участвует. Следовательно, она не является источником выплаты дохода и не может признаваться налоговым агентом.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Ваша организация не обязана сообщать в налоговую инспекцию о доходах, полученных физическим лицом - наймодателем.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ налогоплательщики (физические лица) самостоятельно исчисляют НДФЛ, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных договоров гражданско-правого характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества. Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ*(9).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации договор найма заключен между двумя физическими лицами, то наймодатель самостоятельно исполняет обязанности по уплате НДФЛ и представлению соответствующей отчетности.
К сведению. Обращаем внимание, что организация признается налоговым агентом по отношению к наймодателю - физическому лицу, если по договору найма организация выступает его стороной или в роли плательщика (то есть плату за жилое помещение наймодателю выплачивает именно организация). В этой ситуации организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ, а также представить в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ *(10).
Т. Каратаева,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 ноября 2011 г.
"В курсе правового дела", N 21, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(2) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(3) ст. 671 ГК РФ
*(4) ст. 674 ГК РФ
*(5) ст. 408 ГК РФ
*(6) письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.2008 N 18-14/4/122278@
*(7) ст. 167 ТК РФ
*(9) письма УФНС России по г. Москве от 28.04.2010 N 20-14/4/045263@, от 12.11.2009 N 20-14/4/118932
*(10) письмо Минфина России от 07.04.2009 N 03-04-06-01/83
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"