Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений
Правовые основы регулирования приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений закреплены в Гражданском кодексе. Также казенные учреждения должны руководствоваться БК РФ, бюджетные учреждения - Законом о некоммерческих организациях*(1), автономные учреждения - Законом об автономных учреждениях*(2). В данной статье мы рассмотрим указанные выше положения законодательства РФ и вопросы открытия и ведения лицевых счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений, на которых учитываются операции по приносящей доход деятельности.
Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности казенных учреждений
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в случае если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ). При этом положения указанного пункта:
а) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 года (п. 7 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ*(3)).
В переходный период (с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года) федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. В генеральном разрешении должны быть указаны источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
Федеральное казенное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Указанная смета представляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения, для учета операций с указанными средствами. Приносящая доход деятельность в переходный период осуществляется в соответствии с Порядком осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок N 88н);
б) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями) с 01.01.2011 и до 01.01.2012 применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (п. 8 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
Для казенных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений на переходный период законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут быть установлены иные правила расходования средств от приносящей доход деятельности указанных учреждений (пп. 3 п. 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ). Таким образом, законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления для казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных казенных учреждений могут быть установлены правила, в соответствии с которыми они правомочны использовать средства от приносящей доход деятельности на развитие материально-технической базы учреждения, то есть на собственные нужды. При этом дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и после которой порядок использования таких доходов на собственные нужды не применяется, устанавливается законами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.
Обратите внимание! Заключение и оплата федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральными законами, - в его пределах выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Обратите внимание! Положения Закона о некоммерческих организациях в части использования доходов от приносящей доход деятельности и имущества, приобретенного за счет указанных доходов, в переходный период распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями п. 15, 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ органами государственной власти, органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
В переходный период бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств в части использования доходов от приносящей доход деятельности должны руководствоваться положениями ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ, в частности:
а) федеральные бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности при выполнении следующих условий (пп. 4 п. 19):
- наличие генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества;
- наличие сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденной в установленном порядке и подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета указанного учреждения для учета операций с указанными средствами;
б) для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств порядок и направление использования средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности устанавливается законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пп. 3 п. 16).
В переходный период бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с Порядком N 88н.
Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности автономными учреждениями
Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и по причине соответствия деятельности этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых создано данное автономное учреждение (ст. 2, 4 Закона об автономных учреждениях).
Порядок открытия и ведения лицевых счетов государственных (муниципальных) учреждений, предназначенных для осуществления ими операций по приносящей доход деятельности
Основным документом, регулирующим порядок открытия и ведения лицевых счетов государственных (муниципальных) учреждений, является Приказ Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Порядок N 7н). Указанный документ устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов для участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений. При этом к участникам бюджетного процесса относятся, в частности, получатели бюджетных средств, которыми, в свою очередь, признаются в том числе казенные учреждения (п. 1.2 Порядка N 7н, ст. 6 БК РФ).
Далее рассмотрим порядок открытия и ведения лицевых счетов казенных учреждений, являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, на которых осуществляются операции по приносящей доход деятельности.
Лицевой счет участника бюджетного процесса - казенного учреждения
Осуществление операций по приносящей доход деятельности казенного учреждения производится на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Лицевой счет получателя бюджетных средств - лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, перечисленных получателю бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования); для отражения сведений о сметных назначениях, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, принятия бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности и осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности (пп. 3 п. 2.1 Порядка N 7н).
Обратите внимание! Операции в рамках приносящей доход деятельности казенного учреждения как получателя бюджетных средств осуществляются в специальном разделе лицевого счета получателя бюджетных средств (пп. 3 п. 2.1 Порядка N 7н).
При открытии данного лицевого счета ему присваивается номер, состоящий из 11 разрядов. Для казенного учреждения федерального уровня при формировании учетного номера используется его код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр). Для казенного учреждения субъекта РФ и муниципального образования учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета (п. 2.2 Порядка N 7н).
Лицевые счета открываются казенным учреждениям федерального уровня, включенным в Сводный реестр (п. 2.7 Порядка N 7н). Документы, необходимые для открытия лицевых счетов, представляются по месту нахождения клиента (далее - место обслуживания). Документы, необходимые для открытия лицевых счетов Федеральным казначейством, представляются непосредственно в Федеральное казначейство.
Открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта РФ и муниципального образования осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, или в соответствии с заключенным Соглашением об открытии и ведении лицевых счетов и включенных в Перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (приложение 1 к Порядку N 7н).
Документы, необходимые для открытия лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъектов РФ и муниципальных образований, представляются ими в орган Федерального казначейства по месту их нахождения.
Для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств в органы Федерального казначейства представляются следующие документы (п. 2.12, 2.14.2, 2.14.2.2 Порядка N 7н):
а) Заявление на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752);
б) Карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753). Она подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя средств федерального бюджета (уполномоченными руководителем лицами) и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) вышестоящего участника бюджетного процесса и оттиском гербовой печати или нотариально;
в) копия учредительного документа, положения об обособленном подразделении, утвержденного создавшим его получателем средств федерального бюджета (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению), заверенная учредителем либо нотариально;
г) копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
д) копии Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению), заверенные нотариально либо выдавшим их налоговым органом;
е) Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (код формы по КФД 0531735). Представляется для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств специального раздела для учета операций по приносящей доход деятельности.
Лицевой счет бюджетного учреждения
Осуществление операций по приносящей доход деятельности бюджетного учреждения производится на лицевом счете бюджетного учреждения.
Лицевой счет бюджетного учреждения - лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ).
На лицевом счете бюджетного учреждения отражаются следующие операции (п. 2.133 Порядка N 7н):
- поступления средств;
- суммы выплат.
Для открытия лицевого счета бюджетного учреждения федеральное бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения следующие документы (п. 2.118 Порядка N 7н):
а) Заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (приложение 59 к Порядку N 7н) (код формы по КФД 0531832);
б) Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (приложение 60 к Порядку N 7н) (код формы по КФД 0531833). Карточка подписывается соответственно руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) федерального бюджетного учреждения, скрепляется оттиском его печати на подписях указанных лиц на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) учредителя федерального бюджетного учреждения и оттиском его печати или нотариально;
в) копию учредительного документа, заверенную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее - учредитель федерального бюджетного учреждения), либо нотариально, копию положения об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенную создавшим его федеральным бюджетным учреждением либо нотариально;
г) копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем федерального бюджетного учреждения или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
д) копию Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенных нотариально либо выдавшим их налоговым органом.
Согласно п. 2.125 Порядка N 7н, кроме вышеперечисленных документов, обособленное подразделение федерального бюджетного учреждения вправе дополнительно представить в орган Федерального казначейства ходатайство вышестоящего учреждения об открытии обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения в соответствии с законодательством РФ соответствующего лицевого счета, заверенное подписями руководителя и главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лиц) вышестоящего учреждения.
В случае представления ходатайства вышестоящего учреждения об открытии обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения лицевого счета бюджетного учреждения отметка вышестоящего учреждения о подтверждении необходимости открытия соответствующего лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения в Заявлении на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса не требуется.
Лицевому счету бюджетного учреждения присваивается номер, который указывается в Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (приложение 66 к Порядку N 7н) (код формы по ОКУД 0509011).
Лицевой счет бюджетного учреждения считается открытым с внесением уполномоченным работником органа Федерального казначейства записи о его открытии в Книгу регистрации лицевых счетов (приложение 16 к Порядку N 7н) (код формы по КФД 0531755) (п. 2.128 Порядка N 7н).
В соответствии с п. 2.150 Порядка N 7н органами Федерального казначейства открываются лицевые счета бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) в соответствии с Соглашением об открытии и ведении лицевых счетов.
Открытие бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) лицевого счета бюджетного учреждения осуществляется на основании документов, указанных выше, и в порядке, установленном для открытия федеральному бюджетному учреждению лицевого счета бюджетного учреждения, если Соглашением об открытии и ведении лицевых счетов не предусмотрено иное.
Лицевой счет автономного учреждения
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ, в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных ОФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).
Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных ОФК. Примерная форма соглашения об открытии автономным учреждением лицевых счетов в территориальных ОФК доведена до учреждений Письмом Казначейства РФ от 12.05.2011 N 42-7.4-05/5.3-324 "О примерной форме Соглашения".
Открытие и ведение лицевых счетов автономных учреждений в территориальных ОФК осуществляется в порядке, установленном Казначейством РФ. В 2011 году действует Порядок N 7н.
Открытие и ведение лицевых счетов автономных учреждений в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
Проведение кассовых операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в территориальных ОФК и в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными ОФК, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете. На федеральном уровне порядок проведения кассовых выплат установлен Приказом Казначейства РФ от 29.10.2010 N 15н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств автономных учреждений".
Для осуществления операций по приносящей доход деятельности бюджетного учреждения на лицевых счетах, открываемых в органах Федерального казначейства, используется лицевой счет автономного учреждения.
Лицевой счет автономного учреждения - лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) (пп. 1 п. 2.1.3 Порядка N 7н).
На лицевом счете автономного учреждения отражаются следующие операции (п. 2.133 Порядка N 7н):
- поступления средств;
- суммы выплат.
Для открытия федеральному автономному учреждению лицевого счета автономного учреждения федеральное автономное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения документы, аналогичные документам, представляемым бюджетными учреждениями, с учетом следующих особенностей (п. 2.119 Порядка N 7н):
- копии учредительных документов заверяются федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения (далее - учредитель федерального автономного учреждения) либо нотариально (федеральным автономным учреждением, создавшим обособленное подразделение, либо нотариально);
- копия документа о государственной регистрации юридического лица заверяется учредителем федерального автономного учреждения или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию.
Согласно п. 2.125 Порядка N 7н дополнительно обособленное подразделение федерального автономного учреждения вправе представить в орган Федерального казначейства ходатайство вышестоящего учреждения об открытии обособленному подразделению федерального автономного учреждения в соответствии с законодательством РФ соответствующего лицевого счета, заверенное подписями руководителя и главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лиц) вышестоящего учреждения.
В случае представления ходатайства вышестоящего учреждения об открытии обособленному подразделению федерального автономного учреждения лицевого счета автономного учреждения отметка вышестоящего учреждения о подтверждении необходимости открытия соответствующего лицевого счета обособленному подразделению федерального автономного учреждения в Заявлении на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса не требуется.
Лицевому счету автономного учреждения присваивается номер, который указывается в Выписке из лицевого счета автономного учреждения (приложение 67 к Порядку N 7н) (код формы по ОКУД 0509012) (п. 2.127 Порядка N 7н).
Лицевой счет автономного учреждения считается открытым после внесения уполномоченным работником органа Федерального казначейства записи о его открытии в Книгу регистрации лицевых счетов (код формы по КФД 0531755).
Органами Федерального казначейства открываются лицевые счета автономным учреждениям субъектов РФ (муниципальным автономным учреждениям) в соответствии с Соглашением об открытии и ведении лицевых счетов автономным учреждениям (п. 2.150 Порядка N 7н).
Открытие автономным учреждениям субъектов РФ (муниципальным автономным учреждениям) лицевого счета автономного учреждения осуществляется на основании таких же документов, как и для федеральных автономных учреждений, и в порядке, установленном для открытия федеральному автономному учреждению лицевого счета автономного учреждения, если Соглашением об открытии и ведении лицевых счетов автономным учреждениям не предусмотрено иное (п. 2.152 Порядка N 7н).
В случае если автономные учреждения осуществляют полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, операции по исполнению указанных полномочий учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств (п. 3.12, 3.14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Общие положения по формированию себестоимости платной услуги в целях бухгалтерского учета
Составляющие себестоимости услуги
Себестоимость услуги - это стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
По новым правилам бухгалтерского учета, установленным Инструкцией N 157н*(4) для государственных (муниципальных) учреждений, себестоимость платной услуги должна быть представлена несколькими составляющими:
- прямыми затратами;
- накладными затратами:
- общехозяйственными расходами.
Прямые затраты - это затраты, которые непосредственно относятся на себестоимость оказания единицы услуги.
Накладные затраты - это затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам на оказание конкретной услуги и потому распределяются между видами оказываемых услуг.
Обратите внимание! При оказании одного вида услуг затраты, непосредственно связанные с оказанием данного вида услуг, не делятся на прямые и накладные, а относятся к прямым затратам (п. 134 Инструкции N 157н).
Общехозяйственные расходы - затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление учреждением. К ним относятся административно-управленческие расходы и расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с процессом оказания услуги, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других подобных услуг.
Накладные и общехозяйственные расходы подлежат распределению на конкретные виды оказываемых услуг. Распределение можно осуществлять одним из способов, закрепленных в учетной политике учреждения:
- пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации услуг;
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
При этом следует иметь в виду, что для накладных и общехозяйственных расходов в учетной политике учреждения может быть установлен различный способ их распределения. Например, накладные расходы могут распределяться в зависимости от объема выручки от оказания конкретного вида услуги, а общехозяйственные - пропорционально прямым затратам по оплате труда работников, непосредственно участвующих в оказании услуги. Кроме того, общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), подразделяются согласно учетной политике учреждения на распределяемые и не распределяемые. Распределяемые общехозяйственные расходы относятся на себестоимость реализованной услуги, а не распределяемые - на увеличение расходов текущего финансового года.
С 2011 года еще одним новым объектом учета является незавершенное производство. По определению незавершенное производство в части оказания услуг - это работы, не прошедшие всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом. Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат. Например, в отношении таких учреждений культуры, как театр, незавершенным производством будут считаться прямые затраты на постановку спектакля, который на отчетную дату не допущен к показу.
План счетов бухгалтерского учета в части формирования себестоимости платной услуги
Учет операций по формированию информации в денежном выражении о затратах на оказание услуг ведется на счете 0 109 00 000 "Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг", который имеет четыре группировочных счета:
- 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";
- 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы";
- 0 109 90 000 "Издержки обращения".
Обратите внимание! Правилами ведения аналитического учета по счету 0 109 00 000 предусмотрен учет в разрезе видов оказываемых услуг по видам (кодам) расходов КОСГУ (п. 139 Инструкции N 157н).
Сразу оговоримся, что счет 0 109 90 000 "Издержки обращения", предназначенный для учета затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, не участвует в формировании себестоимости платной услуги, поэтому дальше мы будем говорить только о первых трех группировочных счетах.
Название группировочных счетов говорит о том, какие составляющие себестоимости услуги учитываются на данном счете. Счет 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции работ, услуг" предназначен для учета прямых затрат. На этом счете учитывается незавершенное производство. Кроме того, на этом счете собирается себестоимость услуги в процессе завершения ее формирования, то есть на счет 0 109 60 000 относятся распределенные на конкретную услугу накладные и общехозяйственные расходы. На счете 0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг" учитываются накладные затраты. Для учета общехозяйственных расходов предназначен счет 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы".
Каждый группировочный счет имеет аналитические счета для учета затрат по видам расходов, на которых учитываются затраты, относимые на определенную статью (подстатью) КОСГУ, такие как 211-213, 221-226, 271, 272, 290. Например, группировочный счет 0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг" имеет следующие аналитические счета:
- 0 109 70 211 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы";
- 0 109 70 212 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат";
- 0 109 70 213 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда";
- 0 109 70 221 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи";
- 0 109 70 222 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг";
- 0 109 70 223 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";
- 0 109 70 224 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом";
- 0 109 70 225 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части работ, услуг по содержанию имущества";
- 0 109 70 226 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих работ, услуг";
- 0 109 70 271 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов";
- 0 109 70 272 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов";
- 0 109 70 290 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов".
В целях определения конкретных видов расходов, которые могут быть учтены на том или ином аналитическом счете, а также в целях выяснения вопроса, какие именно затраты могут быть учтены в себестоимости готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг необходимо обращаться к Указаниям по применению бюджетной классификации. Так, например, на аналитических счетах с кодом КОСГУ 223 в 24-26-м разрядах номера счета учитываются затраты, относимые на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ, к которым, в частности, относятся:
- оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии:
- оплата по тарифам за коммунальные услуги;
- оплата услуг канализации, ассенизации, водоотведения;
- другие расходы по оплате коммунальных услуг (расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками; оплата технологических нужд; оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям; приобретение бутилированной питьевой воды; расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации; расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг).
Обратите внимание! В учете учреждения (казенного, бюджетного, автономного) должна быть сформирована себестоимость конкретного вида услуги (п. 134 Инструкции N 157н).
Бухгалтерский учет формирования себестоимости платной услуги казенными учреждениями
Учет затрат на оказание услуг казенными учреждениями ведется на аналитических счетах указанных выше группировочных счетов с кодом 1 в 23-м разряде счета (п. 40 Инструкции N 162н*(5)).
В процессе формирования себестоимости услуги в дебет аналитических счетов счета 0 109 00 000 затраты собираются со следующих счетов (п. 41 Инструкции N 162н):
- 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (0 302 11 730-0 302 13 730, 0 302 21 730-0 302 26 730, 0 302 91 730, 0 302 31 730-0 302 34 730) как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим принятым обязательствам;
- 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" (0 208 21 660-0 208 26 660, 0 208 91 660, 0 208 31 660-0 208 34 660) как уменьшение соответствующей дебиторской задолженности подотчетных лиц;
- 0 104 00 000 "Амортизация" (0 104 11 410-0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 18 410, 0 104 31 410-0 104 38 410, 0 104 39 420) как уменьшение за счет амортизации стоимости соответствующих основных средств и нематериальных активов;
- 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 730, 0 303 05 730, 0 303 06 730, 0 303 07 730, 0 303 08 730, 0 303 10 730-0 303 13 730) как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим платежам в бюджеты;
- 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 31 440-0 105 36 440) как уменьшение стоимости соответствующих материальных запасов;
- 0 101 00 000 "Основные средства" (0 101 11 410-0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410-0 101 38 410) как уменьшение стоимости соответствующих основных средств введенных в эксплуатацию, стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости.
Далее в таблице приведем корреспонденцию счетов по формированию себестоимости услуги казенного учреждения.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
1. Признание в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию фактической стоимости услуги в соответствии с содержанием хозяйственной операции на основании первичных учетных документов | ||
1.1. В части прямых затрат | 2 109 61 xxx | 2 302 xx 730 2 208 xx 560 2 104 xx 410 2 303 xx 730 2 105 xx 440 2 101 xx 410 |
1.2. В части накладных расходов | 2 109 71 xxx | |
1.3. В части общехозяйственных расходов | 2 109 81 xxx | |
2. Признание накладных расходов в себестоимости оказываемой услуги в соответствии с содержанием хозяйственной операции на основании первичных учетных документов - Справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения способом, утвержденным учетной политикой учреждения | 2 109 61 xxx | 2 109 71 xxx |
3. Признание общехозяйственных расходов в себестоимости оказываемой услуги в соответствии с содержанием хозяйственной операции на основании первичных учетных документов - Справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения способом, утвержденным учетной политикой учреждения | 2 109 61 xxx | 2 109 81 xxx |
4. Признание не распределяемых общехозяйственных расходов | 1 40120 xxx | 1 302 xx 730 |
5. Списание себестоимости оказанной услуги на текущие доходы учреждения | 2 401 10 130 | 2 109 61 xxx |
Пример 1
Казенное учреждение культуры оказывает один вид платных услуг. В сентябре 2011 г. при оказании услуги были произведены следующие затраты:
- 180 000 руб. - оплата труда работников, оказывающих услугу;
- 63 000 руб. - начисления на оплату труда работников, оказывающих услугу;
- 27 000 руб. - стоимость прочих основных средств стоимостью до 3 000 руб., отпущенных на оказание услуги;
- 95 000 руб. - зарплата АУП;
- 33 250 руб. - начисления на оплату труда АУП;
- 38 000 руб. - общехозяйственные расходы по содержанию имущества учреждения.
Согласно учетной политике учреждения расходы по содержанию имущества учреждения относятся к не распределяемым общехозяйственным расходам. Остальные общехозяйственные расходы распределяются пропорционально объему выручки от оказания платных услуг в общем объеме оказания услуг, в том числе за счет бюджетного финансирования. Доля платных услуг в общем объеме оказания услуг в сентябре 2011 г. составила 10%. Отсюда в сентябре 2011 г. сумма общехозяйственных расходов, относимых на себестоимость платной услуги, составит:
- 9 500 руб. - в части заработной платы АУП;
- 3 325 руб. - в части начислений на заработную плату АУП.
В учете казенного учреждения операции по формированию себестоимости платной услуги отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата работникам, участвующим в оказании платной услуги | 2 109 61 211 | 2 302 11 730 | 180 000 |
Отражены начисления на заработную плату работников, участвующих в оказании платной услуги | 2 109 61 213 | 2 303 xx 730 | 63 000 |
Списана стоимость основных средств стоимостью до 3 000 руб. на оказание платной услуги | 2 109 61 271 | 2 101 38 410 | 27 000 |
1. Начислена заработная плата АУП: | |||
- и отнесена на себестоимость платной услуги | 2 109 81 211 | 2 302 11 730 | 9 500 |
- и отнесена на расходы учреждения (95 000 - 9 500) руб. | 1 401 20 211 | 1 302 11 730 | 85 500 |
2. Отражены начисления на заработную плату АУП: | |||
- в себестоимости платной услуги | 2 109 81 213 | 2 303 xx 730 | 3 325 |
- в расходах учреждения (33 250 - 3 325) руб. | 1 401 20 213 | 1 303 xx 730 | 29 925 |
Списаны не распределяемые общехозяйственные расходы по содержанию имущества учреждения на расходы учреждения | 1 401 20 225 | 1 302 25 730 | 38 000 |
Списаны на себестоимость платной услуги общехозяйственные расходы в распределяемой части заработной платы АУП | 2 109 61 211 | 2 109 81 211 | 9 500 |
Списаны на себестоимость платной услуги общехозяйственные расходы в распределяемой части начислений на заработную плату АУП | 2 109 61 213 | 2 109 81 213 | 3 325 |
3. Списана фактическая себестоимость платной услуги: | |||
- в части оплаты труда (180 000 + 9 500) руб.; | 2 401 10 130 | 2 109 61 211 | 189 500 |
- в части начислений на оплату труда (63 000 + 3 325) руб.; | 2 109 61 213 | 66 325 | |
- в части амортизации основных средств и нематериальных активов | 2 109 61 271 | 27 000 |
Бухгалтерский учет формирования себестоимости платной услуги бюджетными и автономными учреждениями
Алгоритм формирования себестоимости платной услуги бюджетными и автономными учреждениями тот же, что и для казенных учреждений. Затраты сначала собираются на аналитических счетах группировочных счетов 0 109 60 000, 0 109 70 000, 0 109 80 000, затем накладные и общехозяйственные расходы, относящиеся к оказанию платных услуг, аккумулируются на счете 0 109 60 000. В заключение сформированная себестоимость оказанной услуги списывается на текущие доходы учреждения. При отражении операций по формированию себестоимости платной услуги бюджетные и автономные учреждения используют аналитические счета счета 0 109 00 000 с кодом 0 в 23-м разряде номера счета.
В процессе формирования бюджетным учреждением себестоимости услуги в дебет аналитических счетов счета 0 109 00 000 затраты собираются со следующих счетов (п. 60 Инструкции N 174н*(6)):
- 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (0 302 11 730-0 302 13 730, 0 302 21 730-0 302 26 730, 0 302 91 730, 0 302 31 730-0 302 34 730) как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим принятым обязательствам;
- 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" (0 208 21 660-0 208 26 660, 0 208 91 660, 0 208 31 660, 0 208 32 660, 0 208 34 660) как уменьшение соответствующей дебиторской задолженности подотчетных лиц;
- 0 104 00 000 "Амортизация" (0 104 11 410-0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 21 410-0 104 29 420, 0 104 31 410-0 104 39 420, 0 104 41 410-0 104 48 410) как уменьшение за счет амортизации стоимости соответствующих основных средств и нематериальных активов;
- 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 730-0 303 11 730) как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим платежам в бюджеты;
- 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 31 440-0 105 36 440) как уменьшение стоимости соответствующих материальных запасов;
- 0 101 00 000 "Основные средства" (0 101 11 410-0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410-0 101 38 410) как уменьшение стоимости соответствующих основных средств в части введенных в эксплуатацию стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости.
Согласно п. 60 Инструкции N 183н*(7) автономные учреждения так же, как и бюджетные, применяют счета учета затрат по формированию себестоимости услуги с кодами подстатей КОСГУ в 24-26-м разрядах номера счета, а счета учета обязательств, расчетов с подотчетными лицами, расчетов с бюджетом, амортизации, материальных запасов и основных средств в 24-26-м разрядах номера счета содержат нули.
Таким образом, общая корреспонденция счетов по формированию себестоимости платной услуги бюджетными и автономными учреждениями будет такой же, как и у казенных учреждений, с проставлением нулей:
- в 23-м разряде номеров аналитических счетов счета 0 109 00 000 (для бюджетных и автономных учреждений);
- в 24-26-м разрядах номеров аналитических счетов учета обязательств (счет 0 302 00 000), расчетов с подотчетными лицами (счет 0 208 00 000), расчетов по платежам в бюджеты (счет 303 00 000), основных средств (счет 0 101 00 000), материальных запасов (счет 0 105 00 000) (для автономных учреждений).
Пример 2
Согласно учетной политике бюджетного учреждения накладные расходы распределяются пропорционально доле прямых расходов учреждения на заработную плату работников, непосредственно участвующих в оказании услуги в общем объеме начисленной по учреждению заработной платы. Все общехозяйственные расходы подлежат распределению в соответствии с долей выручки от оказания конкретной услуги в общем объеме оказания услуг, в том числе за счет субсидий из бюджета.
Бюджетное учреждение культуры оказывает платные услуги вида А и Б. При оказании услуг учреждение понесло следующие расходы.
Показатели | Платная услуга А | Платная услуга Б | Итого по платным услугам | Всего по оказанным услугам | ||
сумма, руб. | доля, % | сумма, руб. | доля, % | |||
1. Выручка от оказания услуг | 1 100000 | 21 | 900 000 | 17 | 2 000 000 | 5 200 000 |
2. Прямые расходы: | ||||||
- оплата труда работников участвующих в оказании услуги; | 340 000 | 22 | 280 000 | 18 | 620 000 | 1 520 000 |
- затраты на начисления на оплату труда работников, участвующих в оказании услуги; | 119 000 | 98 000 | 217 000 | 532 000 | ||
- стоимость транспортных услуг | 56 000 | 45 000 | 101 000 | 300 000 | ||
3. Накладные расходы: | ||||||
- услуги связи; | 81 400 | 22 | 66 600 | 18 | 148 000 | 370 000 |
- прочие работы, услуги | 215 600 | 22 | 176 400 | 18 | 391 400 | 980 000 |
4. Общехозяйственные расходы: | ||||||
- коммунальные услуги; | 94 500 | 21 | 76 500 | 17 | 171 000 | 450 000 |
- арендная плата за пользование имуществом | 27 300 | 21 | 22 100 | 17 | 49 400 | 130 000 |
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения должны быть сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Услуга А | Услуга Б | |||
1. Учтены в себестоимости услуг прямые расходы: | ||||
- оплата труда; | 2 109 60 211 | 2 302 11 730 | 340 000 | 280 000 |
- начислений на оплату труда; | 2 109 60 213 | 2 303 xx 730 | 119 000 | 98 000 |
- транспортные расходы | 2 109 60 222 | 2 303 22 730 | 56 000 | 45 000 |
2. Признаны накладные расходы, относящиеся к оказанию платных услуг: | ||||
- услуги связи; | 2 109 70 221 | 2 302 21 730 | 148 000 | |
- прочие работы услуги | 2 109 70 226 | 2 302 26 730 | 391 400 | |
3. Учтены накладные расходы в себестоимости платных услуг: | ||||
- услуги связи; | 2 109 60 221 | 2 109 70 221 | 81 400 | 66 600 |
- прочие работы, услуги | 2 109 60 226 | 2 109 70 226 | 215 600 | 176 400 |
4. Признаны общехозяйственные расходы, относящиеся к оказанию платных услуг: | ||||
- коммунальные услуги; | 2 109 80 223 | 2 302 23 730 | 171 000 | |
- арендная плата за пользование имуществом | 2 109 80 224 | 2 302 24 730 | 49 400 | |
5. Учтены общехозяйственные расходы в себестоимости платных услуг: | ||||
- коммунальные услуги; | 2 109 60 223 | 2 109 80 223 | 94 500 | 76 500 |
- арендная плата за пользование имуществом | 2 109 60 224 | 2 109 80 224 | 27 300 | 22 100 |
6. Списана себестоимость платных услуг на текущие доходы учреждения: | ||||
- оплата труда; | 2 401 10 130 | 2 109 60 211 | 340 000 | 280 000 |
- начисления на оплату труда; | 2 109 60 213 | 119 000 | 98 000 | |
- транспортные расходы; | 2 109 60 222 | 56 000 | 45 000 | |
- услуги связи; | 2 109 60 221 | 81 400 | 66 600 | |
- прочие работы, услуги; | 2 109 60 226 | 215 600 | 176 400 | |
- коммунальные услуги; | 2 109 60223 | 94 500 | 76 500 | |
- арендная плата за пользование имуществом | 2 109 60224 | 27 300 | 22 100 |
Бухгалтерский учет отражения финансового результата от оказания платных услуг
Учет финансового результата текущей деятельности учреждения ведется на счете 0 401 00 000 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта" (п. 293-299 Инструкции N 157н). Для отражения результата финансовой деятельности учреждения по оказанию платных услуг используется счет 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Учет доходов государственными (муниципальными) учреждениями ведется по методу начисления, дата признания дохода определяется по дате перехода права собственности на услугу. Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре.
При оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, если невозможно определить дату перехода права собственности, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.
Сформированная себестоимость оказанных учреждением услуг отражается на счете 0 401 10 130 в уменьшение доходов от оказания платных услуг.
При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов
Учет расчетов по суммам доходов, начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат ведется на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам". Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг предназначены следующие аналитические счета:
- 2 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (в отношении казенных учреждений);
- 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (в отношении бюджетных и автономных учреждений).
Аналитический учет расчетов по доходам ведется в разрезе видов поступлений по плательщикам и соответствующим им суммам расчетов.
Операции по поступлению денежных средств в рублях от оказания платных услуг учитываются на счете 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства".
Далее приведем корреспонденцию счетов по формированию финансового результата от оказания платных услуг казенными учреждениями.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение доходов текущего периода | ||
Начисление доходов за оказанные платные услуги в рамках видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения | 2 205 31 560 | 2 401 101 30 |
Списание сформированной себестоимости услуги на уменьшение дохода | 2 401 10 130 | 2 109 60 xxx |
Поступление доходов в рублях на лицевой счет | 2 201 11 510 | 2 205 31 660 |
Поступление доходов в кассу учреждения | 2 201 34 510 | 2 205 31 660 |
Отражение доходов будущих периодов | ||
Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы услуг | 2 205 31 560 | 2 401 40 000 |
Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов услуг | 2 401 40 000 | 2 401 10 130 |
Отражение дебиторской задолженности неральной ко взысканию | ||
Списание с балансового учета дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, признанной таковой в соответствии с законодательством РФ | 2 401 10 173 | 2 205 31 660 |
Постановка на забалансовый учет списанной дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию | ||
Расчеты по налогам от оказания платных услуг | ||
Начислен НДС со стоимости оказанных услуг (в случае, если операции по оказанию данной услуги попадают под обложение данным налогом в соответствии с Налоговым кодексом) | 2 401 10 130 | 2 303 04 730 |
Начислен налог на прибыль | 2 401 10 130 | 2 303 03 730 |
Перечислен НДС в бюджет | 2 303 04 830 | 2 201 11 610 |
Перечислен налог на прибыль | 2 303 03 830 | 2 201 11 610 |
Заключение счетов текущего финансового года | ||
Отражение убытка (превышение расходов над доходами) | 2 401 30 000 | 2 401 10 130 |
Отражение прибыли (превышение доходов над расходами) | 2 401 10 130 | 2 401 30 000 |
При отражении операций по учету доходов от оказания платных услуг используется вышеприведенная корреспонденция счетов, с учетом следующих особенностей: бюджетные учреждения вместо счета 2 205 31 000 используют счет 2 205 30 000, а автономные учреждения вместо счета 2 205 31 000 используют счет 2 205 30 000 и в 24-26-м разрядах счетов 2 205 30 000, 2 201 11 000, 2 201 34 000, 2 303 04 000, 2 303 04 000 указывают нули.
Пример 3
Стоимость платной услуги, оказываемой автономным учреждением культуры заказчику согласно договору на оказание услуг, составила 980 000 руб. Данная услуга НДС не облагается. Себестоимость платной услуги автономного учреждения за отчетный период составила 671 800 руб., в том числе:
- 228 000 руб. - оплата труда;
- 79 800 руб. - начисления на оплату труда;
- 45 000 руб. - услуги связи;
- 84 000 руб. - транспортные расходы;
- 105 000 руб. - коммунальные платежи;
- 130 000 руб. - прочие расходы.
На лицевой счет автономного учреждения заказчик перечислил предоплату в размере 30% от стоимости договора - 294 000 руб. Окончательный расчет был произведен после подписания акта оказанных услуг.
Прибыль от оказания данной услуги составила 308 200 руб. (980 000 - 671 800). Сумма налога на прибыль равна 61 640 руб.
В учете автономного учреждения культуры указанные операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получена предоплата согласно договору на оказание услуг | 2 201 11 000 | 2 205 30 000 | 294000 |
Списана в уменьшение доходов себестоимость платной услуги: | |||
- оплата труда; | 2 401 10 130 | 2 109 60 211 | 228 000 |
- начисления на оплату труда; | 2 109 60 213 | 79 800 | |
- услуги связи; | 2 109 60 221 | 45 000 | |
- транспортные расходы; | 2 109 60 222 | 84 000 | |
- коммунальные услуги; | 2 109 60 223 | 105 000 | |
- прочие расходы | 2 109 60 290 | 130 000 | |
Начислен доход от оказания платной услуги | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | 980 000 |
Получен окончательный расчет | 2 201 11 000 | 2 205 30 000 | 686 000 |
Начислен налог на прибыль | 2 401 10 130 | 2 303 03 000 | 61 640 |
Перечислен налог на прибыль | 2 303 03 000 | 2 201 11 000 | 61 640 |
Л. Салина,
эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(4) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"