Об изменениях, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг
С 9 июня 2011 г. вступили в силу изменения к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.06 N 307, с 17 июня 2011 г. вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, а начиная с августа месяца 2011 г. подлежат принятию нормативные правовые акты во исполнение новых норм Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 6.05.2011 г. N 354. Хотя текст данных как новых правил, так и данные изменения достаточно подробно освещались, учитывая их важность и скорое вступление в полную силу, было бы полезно еще раз напомнить их суть.
Об изменениях, вступающих в силу с 9 июня 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства РФ N 354) внесены изменения:
- в Правила N 307;
- в Правила N 491;
- в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила N 549).
Указанные изменения опубликованы в "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Таким образом, изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 N 354, вступают в силу с 9 июня 2011 г.
Изменения в Правила N 307
Внесены изменения в редакции п. 19, 20, 22, 23, 25, 27 и 80 Правил N 307 (далее - Правила), а также в расчетные формулы, определяющие размер платы за коммунальные услуги и порядок ее корректировки.
Основные изменения заключаются в следующем:
Четко сформулированы положения, касающиеся определения и корректировки размера платы за коммунальные услуги, потребленные в нежилых помещениях многоквартирного дома.
Изменен и дополнен порядок определения объемов потребления коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета (п. 20).
Из п. 19 и п. 20 исключены положения, касающиеся проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учета.
Изменен порядок расчетов за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, все или часть помещений в которых оборудованы индивидуальными и (или) квартирными приборами учета. Так, для помещений, не оборудованных индивидуальными и (или) общими приборами учета, размер платы определяется не по нормативам потребления (как это было ранее), а по формуле 9, приведенной в Приложении 2 к Правилам, в которую также внесены соответствующие изменения. С использованием формулы 9 в новой редакции Правил разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома распределяется теперь не только между потребителями, установившими индивидуальные и (или) квартирные приборы учета, а между всеми потребителями, проживающими в таком доме - пропорционально объему потребления коммунальных услуг внутри жилого (нежилого) помещения:
- оборудованного индивидуальным и (или) квартирным прибором учета - пропорционально показаниям такого прибора учета;
- не оборудованного индивидуальным и (или) квартирным прибором учета - пропорционально объему коммунальных услуг, определенному исходя из норматива потребления (для жилого помещения) и в порядке, установленном п. 20 Правил - для нежилого помещения.
Остались неизмененными положения Правил, устанавливающих необходимость корректировки размеров платы за услуги отопления в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии (п. 21, п. 23 и п. 25; для нежилых помещений содержится отсылка к указанным пунктам в п. 20). При этом порядок корректировки, установленный п. 21 и п. 25 Правил, остался прежним, а в порядок корректировки, установленный п. 23 Правил, внесены изменения. Так, согласно п. 23 в новой редакции Правил корректировка размера платы за услуги отопления производится в отношении всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а не только оборудованных индивидуальными приборами учета или распределителями тепловой энергии (т.е. оплата услуг отопления в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, осуществляется по тому же принципу, что и оплата остальных коммунальных услуг - с использованием показаний этого прибора применительно ко всем потребителям).
Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты, под которой теперь в п. 80 Правил понимается наличие у потребителя задолженности, превышающей не 6, а 3 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Учитывая, что изменения в Правила N 307 вступили в силу с 9 июня т.г. и при этом закон обратной силы не имеет (т.е. не может применяться с 1 июня 2011 г.), можно сделать вывод о возможности применения исполнителем измененных положений Правил N 307, влияющих на размер платы за коммунальные услуги, начиная с 1 июля, т.е. с нового расчетного периода. При этом необходимо соблюсти требования ч. 13 ст. 155 ЖК РФ и проинформировать в письменной форме собственников и нанимателей жилых помещений о вводимых изменениях не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Кроме того, на 1 июля должна была быть произведена инвентаризация расчетов относительно тех категорий потребителей, порядок определения и корректировки размеров платы для которых изменяется с выходом новой редакции Правил N 307. Например, это касается потребителей, проживающих в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, чьи помещения оснащены индивидуальными приборами учета (п. 16 Правил) и которым ежемесячно платежи начислялись исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а объемы фактического потребления коммунальных услуг (с учетом расхода на общедомовые нужды) предъявлялись к оплате в конце года методом корректировки размера платы с использованием формулы 9 Приложения 2 к Правилам. Поскольку в п. 16 Правил изменения не внесены, то после вступления в действие новой редакции Правил в расчетах с указанными выше потребителями как и раньше потребуется использование по аналогии формулы 9. При этом наиболее обоснованным и целесообразным будет ее использование при определении ежемесячных платежей, а не при ежегодной корректировке размера платы. Следовательно, поскольку с 1 июля 2011 г. формула 9 (с изменениями, внесенными в нее постановлением Правительства РФ N 354) будет применяться в ежемесячных расчетах, то на 1 июля 2011 г. должна быть произведена инвентаризация (корректировка) оплаты, начисленной потребителям, установившим индивидуальные приборы учета, за период с 1 января 2011 г. по 30 июня 2011 г. Результаты такой корректировки следовало отразить в платежном документе за июль или август 2011 г.
Изменения в Правила N 491
Установленный в разделе I Правил N 491 (далее - Правила) содержания общего имущества состав общего имущества в многоквартирном доме дополнен внутридомовой инженерной системой водоотведения с указанием элементов, из которых она состоит.
В п. 10 Правил включено положение, устанавливающее дополнительное требование к содержанию общего имущества в многоквартирном доме - соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и энергоэффективности.
В содержание общего имущества (п. 11 Правил) включены такие мероприятия, как:
- организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их передача в специализированные организации для целей дальнейшей утилизации;
- включенные в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень обязательные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- обеспечение установки, ввода в эксплуатацию и надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета используемых коммунальных ресурсов.
Из действий по содержанию и ремонту общего имущества, которые вправе самостоятельно совершать собственники помещений, исключены действия, связанные с утилизацией ртутьсодержащих ламп.
Правила дополнены положениями, регулирующими отношения:
- по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов; затраты на работы по установке и вводу в эксплуатацию ОПУ, а также связанные с надлежащей эксплуатацией ОПУ (осмотрами, техническим обслуживанием, проверкой и др.) включаются в плату за содержание общего имущества, а следовательно, при проведении таких работ после 9 июня 2011 г., соответствующие расходы могут нести в том числе наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда;
- по заключению и оплате энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества; в новой редакции Правил такой договор именуется как энергосервисный договор на общедомовые нужды. Оплата такого договора может производиться по решению собственников помещений за счет экономии платы за коммунальные услуги в ее части, рассчитываемой исходя из объемов коммунальных услуг только на общедомовые нужды. Следовательно заключение такого договора возможно только после начала применения в расчетах с потребителями Новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 N 354. Примерные условия такого договора утверждаются Минрегионом России по согласованию с Минэкономразвития России в срок до 9 ноября 2011 г.
Установлена ответственность УО и ТСЖ (ЖК, ЖСК) за невыполнение работ по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов к установленному решением собственников помещений сроку, а именно: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в который включены расходы на установку ОПУ, подлежит снижению на сумму, определенную в п. 10 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, не вправе требовать от собственников помещений компенсации фактически понесенных им затрат, связанных с несвоевременной установкой общедомового прибора учета коммунальных ресурсов.
Изменения в Правила N 549
Изменен порядок определения объема потребленного газа при ремонте или поверке прибора учета, а также при непредоставлении абонентом поставщику газа сведений о показаниях прибора учета; объемы соответственно определяются:
- за период не более 3 месяцев подряд - исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы приборов учета газа;
- по истечении 3-месячного периода - по нормативам потребления газа.
О введении в действие новых Правил предоставления коммунальных услуг
Постановлением Правительства РФ N 354 утверждены Новые правила предоставления коммунальных услуг, которые вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений в Правила N 306, которые, в свою очередь, должны быть представлены в Правительство РФ в 3-месячный срок, исчисляемый с 9.06.2011 г. Учитывая, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг влечет за собой изменение размера платы за коммунальные услуги, в связи с чем необходимо за 30 дней до выставления платежных документов гражданам уведомить их о новом порядке расчета размера платы за коммунальные услуги, предполагаем, что Новые Правила предоставления коммунальных услуг вступят в силу на большинстве территорий РФ с 1 января 2012 г., если органы исполнительной власти субъектов РФ не введут в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг с более ранней даты.
Считаем, что при своевременном утверждении Правительством РФ изменений к Правилам N 306 в отдельных случаях нецелесообразно будет вводить в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг до 1.01.2012 г., по следующим причинам:
1) изменение нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных категорий потребителей (их повышение для неблагоустроенных домов) может привести к превышению для таких потребителей роста размера платы относительно утвержденного на 2011 г. индекса роста размера платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, что, в свою очередь, потребует принятия решений от субъекта РФ, в целях исключения социальных взрывов в конце 2011 г., изыскивать бюджетные средства на оказание мер соцподдержки таким потребителям;
2) снижение нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных потребителей (для проживающих в домах повышенной комфортности) может повлиять на возникновение выпадающих доходов для РСО, сформировавших свою производственную и инвестиционную программы на 2011 г. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, действие которых предусматривалось на 2011 г. В указанном случае сумма таких выпадающих доходов, возникшая из решения органа государственной власти, должна быть компенсирована регулируемой организацией при формировании тарифов на 2012 г., что приведет либо к росту тарифов РСО, либо к соответствующему бюджетному софинансированию РСО.
Рекомендуем, в целях исключения всех неожиданных ситуаций в конце 2011 г., которые могут возникнуть для потребителей, управляющих организаций и РСО в связи с вступлением в силу Новых Правил предоставления коммунальных услуг, не торопиться с началом их применения.
Считаем, что целесообразным будет следующий рекомендуемый нами вариант:
- субъектам РФ утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в соответствии с изменениями в Правила N 306 в 2011 г. (в любом месяце после вступления в силу изменений) с установлением начала их применения с 1.01.2012 г.;
- субъектам РФ и ОМС установить индекс изменения размера платы за коммунальные услуги на 2012 г. с учетом новых нормативов потребления коммунальных услуг;
- РСО и субъектам РФ учесть новые нормативы потребления коммунальных услуг при формировании тарифов на 2012 г.;
- организациям, управляющим многоквартирными домами (в том числе расчетно-кассовым центрам), начиная с настоящего времени подготовить необходимые изменения в программы расчета размера платы, в том числе с учетом проверки ежемесячных размеров платы по каждому лицевому счету на соблюдение требований п. 72 Новых Правил предоставления коммунальных услуг.
Срок начала действия новых нормативов потребления коммунальных услуг определяет срок начала применения Новых Правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому до утверждения субъектами РФ новых нормативов потребления коммунальных услуг Новые Правила предоставления коммунальных услуг не смогут применяться на соответствующих территориях.
И. Маликова,
генеральный директор ЗАО "АКЦ Жилкомаудит",
главный редактор отраслевого практического журнала для специалистов ЖКХ "Жилкомаудит",
канд. эколог. наук
"Коммунальщик", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об изменениях, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг
Автор
И. Маликова - генеральный директор ЗАО "АКЦ Жилкомаудит", главный редактор отраслевого практического журнала для специалистов ЖКХ "Жилкомаудит", канд. эколог. наук
"Коммунальщик", 2011, N 10
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru