Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 15 июня 2011 г. по делу N 22-7739/2011
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Рыжовой А.В.,
судей Хорлиной И.О., Панариной Е.В.,
при секретаре Свиридовой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Бобоева Д.Г., Азизова А.Н., адвоката Тураханова Т.Х. на приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 05 марта 2011 года, которым
Азизов А.Н., ранее не судимый,
осужден по ст. 30 ч. 1, ст. 228.1 ч. 3 п. "г" УК РФ к 9 годам лишения свободы, без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Бобоев Д.Г., ранее не судимый,
осужден по ст. 30 ч. 1, ст. 228.1 ч. 3 п. "г" УК РФ к 9 годам лишения свободы, без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания осужденным исчислен с 11 марта 2010 года.
Мера пресечения в отношении Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. до вступления приговора в законную силу оставлена в виде заключения под стражу.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Хорлиной И.О., выступления осужденных Бобоева Д.Г., Азизова А.Н., адвокатов Остафий Н.В., Тураханова Т.Х., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Хохловой А.А., просившей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Бобоев Д.Г. и Азизов А.Н. признаны виновными в совершении приготовления к незаконному сбыту наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.
Преступление совершено в гор. Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденные Бобоев Д.Г. и Азизов А.Н. вину не признали.
В кассационной жалобе (основной и дополнительной) осужденный Бобоев Д.Г. не оспаривая фактические обстоятельства дела, выводы суда о доказанности вины, не согласен с приговором суда в части назначенного ему наказания; указывает, что у него на иждивении находятся трое малолетних детей, беременная жена, престарелые родители, брат-инвалид, ранее к уголовной ответственности не привлекался, положительно характеризуется; умысла на сбыт наркотических средств не имел, просит переквалифицировать его действия на хранение наркотических средств, применить требования ст. 64 УК РФ, снизить назначенное ему наказание.
В кассационной жалобе осужденный Азизов А.Н. не согласен с приговором суда, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; отсутствуют доказательства, подтверждающие его виновность; просит приговор отменить.
В кассационной жалобе адвокат Тураханов Т.Х. считает, что приговор постановлен с нарушением норм материального и процессуального права; в ходе предварительного следствия были нарушены права его подзащитного, показания давались без переводчика, в отношении Азизова А.Н. применялись недозволенные методы следствия; приговор постановлен на недопустимых доказательствах; судом не был установлен умысел на совершение преступления; просит приговор отменить, уголовное дело прекратить.
В возражениях на кассационные жалобы, государственный обвинитель считает, что приговор является законным, обоснованным и справедливым, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и проверив доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, возражениях прокурора, находит приговор законным и обоснованным по следующим основаниям.
Совокупность приведенных в приговоре доказательств была проверена и исследована в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела.
Виновность осужденных Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. подтверждается следующими доказательствами, исследованными в ходе судебного следствия: показаниями самих осужденных, данных ими в ходе предварительного следствия в присутствии адвокатов, с участием переводчика; свидетельскими показаниями Г., Д., Н., Г., С., Б.
Данные показания получены в установленном законом порядке, согласуются между собой. Оснований полагать, что вышеназванные лица оговаривают осужденных Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. не имеется, все свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, наличие личной неприязни между ними и осужденными не установлено.
Помимо показаний свидетелей виновность осужденных Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. подтверждается следующими доказательствами: актами проведения оперативно-розыскного мероприятия, досмотра и изъятия у Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. наркотического средства - смеси, согласно заключению эксперта в состав которой входили 6-моноацетилморфин, героин и ацетилкодеин; протоколом осмотра видеозаписи, согласно которой, в ходе личного досмотра у осужденных было изъято наркотическое средство, а также другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Доводы кассационных жалоб осужденных, защитника являются не состоятельными и опровергаются материалами уголовного дела.
Обстоятельства, при которых совершены преступления и которые в силу ст. 73 УПК РФ подлежали доказыванию, судом установлены, верно.
Материалы дела исследованы с достаточной полнотой, дана оценка всем доказательствам, имеющимся в деле, которые судом обоснованно признаны допустимыми и положены в основу приговора, ходатайства разрешены в соответствии с законом, нарушений норм УПК РФ, являющихся основанием к отмене или изменению приговора, по делу не имеется, оно расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Все ходатайства, в том числе стороны защиты, были рассмотрены судом в соответствии с требованиями закона, по ним судом были приняты мотивированные решения, в том числе о вызове свидетелей стороны защиты.
О направленности умысла осужденных Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. на незаконной сбыт наркотических средств, свидетельствует вид наркотического средства - героин и его большое количество 355,37 грамма, что является особо крупным размером, которое было перевезено, а часть хранили при себе в качестве "пробника".
Юридическая квалификация действиям осужденных Бобоева Д.Г. и Азизова А.Н. по ст.ст. 30 ч. 1, 228.1 ч. 3 п. "г" УК РФ дана правильно, оснований для её изменения не имеется.
В ходе судебного разбирательства тщательно проверялись доводы осужденного Азизова А.Н. о том, что его признание в совершении преступления было вынужденным в результате применения к нему недозволенных методов расследования, а также о нарушении его права на защиту в стадии предварительного следствия, которые обоснованно были признаны неубедительными по основаниям, подробно изложенным в приговоре.
Согласно приговору суд при назначении наказания осужденным учел характер и общественную опасность содеянного ими, обстоятельства дела и данные о личности каждого, а также обстоятельства, смягчающие их наказание.
В частности, суд признал обстоятельствами, смягчающими наказание, в отношении Бобоева Д.Г. - совершение преступления впервые, наличие у него трех малолетних детей на иждивении, положительные характеристики, а в отношении Азизова А.Н. - совершение преступления впервые, положительные характеристики, наличие на иждивении четверых малолетних детей, а также его состояние здоровья.
Суд обоснованно не признал смягчающим обстоятельством наличие у осужденного Бобоева Д.Г. на иждивении брата-инвалида, престарелых родителей, беременной жены, так как данный факт в суде установлен не был, от осужденного и его защитника не было представлено документов подтверждающих данное обстоятельство, как и данных о том, что он отдавал заработанные деньги на их содержание.
Таким образом, назначенное осужденным наказание является справедливым.
При постановлении приговора судом был принято решение об уничтожении вещественных доказательств - сотовых телефонов, принадлежащих осужденным Бобоеву Д.Г. и Азизову А.Н.
Часть 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит указание по решению вопроса о вещественных доказательствах - орудиях преступления, предметах, запрещенных к обращению, предметах, не представляющих ценности, имуществе, деньгах и других ценностях, полученных в результате преступной деятельности. Сотовыми телефонами осужденные обладали на законных основаниях, они не являлись предметами преступления и не были получены в результате преступной деятельности. Суду следовало на основании п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ передать телефоны законным владельцам, в связи с этим приговор суда в данной части подлежит отмене и рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 396, 397, 399 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда определила:
приговор Нагатинского районного суда гор. Москвы от 05 марта 2011 года в отношении Азизова А.Н. и Бобоева Д.Г. оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Этот же приговор в части, касающейся определения судьбы вещественных доказательств мобильных телефонов - отменить, направить дело в этой части на рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 396, 397, 399 УПК РФ.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.