Первому заместителю
Председателя правительства РФ
М.М.Касьянову
О применении постановления Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 140 см. также:
письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230
письмо Ассоциации российских банков от 27 июня 2000 г. N А-01/5-395
Ассоциация российских банков неоднократно обращала внимание правительства Российской Федерации на неблагоприятное положение дел в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности отдельных федеральных ведомств и органов исполнительной власти (письма АРБ от 05.07.99 г. N А-01/5-409 и от 24.11.99 г. N А-01/5-691). Тем не менее ситуация практически не меняется.
В последнее время примером тому может служить невыполнение Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС) и Пенсионным фондом России (далее - ПФР) требований постановления правительства РФ от 08.02.99 г. N 140 "О неприменении штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и внебюджетные фонды" (далее - Постановление N 140). Несмотря на то что указанный нормативный акт освобождает в конкретных случаях поименованные в нем кредитные организации от уплаты неустоек, МНС и ПФР продолжают применять к таким банкам финансовые санкции в виде начисления пеней. Свои действия они мотивируют тем, что пени не могут быть отнесены к штрафным санкциям. При этом делается ссылка на постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96 г. N 20-П (далее - Постановление N 20-П), в котором проводится различие между пеней и штрафом.
По мнению Ассоциации, позиция, занятая МНС и ПФР, противоречит действующему законодательству.
Разграничение понятий "пеня" и "штраф" в Постановлении N 20-П обусловливалось тем, что перед Конституционным судом РФ был поставлен вопрос о правомерности взыскания с налогоплательщиков (но не банков как кредитных организаций) штрафов и пеней в бесспорном порядке, так как в отношении налогоплательщиков применялись оба этих вида неустойки. Проводя указанное разграничение, Конституционный суд РФ пришел к выводу, что пеня, в отличие от штрафа, носит обеспечительный характер, поэтому не может рассматриваться как карательная мера и подлежит взысканию в бесспорном порядке.
Что касается кредитных организаций, то к ним согласно действовавшему ранее и действующему в настоящее время законодательству (ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; ст.ст.133 и 135 Налогового кодекса РФ; п.6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 2122-1; п.4 ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)") за задержку проведения платежей налогоплательщиков в бюджет и внебюджетные фонды применялся ранее и применяется в настоящее время только один вид финансовых санкций - с них взыскивается пеня.
Их этих норм следует, что пеня, применяемая в отношении кредитных организаций, носит карательный характер и, следовательно, относится к категории штрафных санкций.
Подтверждением такому толкованию Постановления N 140 служит норма ч.2 ст.140 Федерального закона от 31.12.99 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", в которой четко зафиксировано, что пеня является разновидностью штрафных санкций.
С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Михаил Михайлович, с убедительной просьбой дать указание МНС и ПФР о неукоснительном выполнении постановления N 140.
Президент АРБ |
С.Е. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 апреля 2000 г. N А-01/5-240 "О невыполнении отдельными ведомствами постановления правительства РФ N 140"
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", N 27, июль 2000 г.