Положение Банка России от 19 июля 2000 г. N 116-П
"О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической
информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"
14 мая 2013 г.
Настоящее Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании.
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон "О стандартизации"; Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1410; постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"; Распоряжение Банка России от 24.06.97 N Р-208 "О вводе в действие в банковской системе Российской Федерации общероссийских классификаторов"; ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"; ГОСТ 6.01.1-87 "Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения"; ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"; ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России".
Взамен ГОСТ Р 1.2-92 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 153-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.2-2004
См. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст
Использование ЕСКК ТЭИ для кредитных организаций, входящих в банковскую систему России, носит рекомендательный характер в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на межведомственном уровне, за исключением случаев использования общероссийских классификаторов, введенных в действие Постановлениями Госстандарта России и применяемых в обязательном порядке.
1. Основные положения
1.1. Единая система классификации и кодирования Банка России представляет собой совокупность общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России.
Общероссийские классификаторы (OK) - утверждаются Госстандартом России для применения в информационно-вычислительных системах управления различных министерств (ведомств), входят в состав документов Федерального фонда государственных стандартов и являются частью информационных ресурсов Российской Федерации.
Ведомственные (ВК) и локальные (ЛК) классификаторы (справочники) разрабатываются с целью решения задач, связанных с анализом состояния банковской системы, динамики развития экономики, финансовых рынков и обеспечения интеграции Государственных информационных ресурсов с информационными ресурсами Банка России. Ведомственные и локальные классификаторы (справочники) относятся к информационным ресурсам Банка России.
Перечень общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) ТЭИ, применяемых в системе Банка России, приведен в Приложении 1.
Термины и определения понятий, применяемых в ЕСКК ТЭИ, приведены в Приложении 2.
1.2. Организация нормативно-справочной информации (НСИ), содержащейся в общероссийских, ведомственных, локальных классификаторах и справочниках, обеспечивает: понятийно-терминологическое единство, определяющее сопоставимость банковской информации на всех уровнях ее сбора, обработки и использования; единое описание объектов классификации.
1.3. Объектами классификации и кодирования в Банке России являются виды экономической деятельности, виды банковских операций, унифицированные формы банковских документов, экономические показатели, денежные единицы, кредитные организации, счета бухгалтерского учета, корреспондентские счета, подразделения расчетной сети Банка России и пр.
1.4. Использование ЕСКК ТЭИ Банка России при постоянно растущем объеме информации создает необходимые предпосылки для эффективной организации ее сбора, обработки, оперативного анализа и организации хранения в системе Банка России.
1.5. Работы по классификации и кодированию технико-экономической информации осуществляются с целью обеспечения сопоставимости информации, собираемой и анализируемой в системе Банка России, унификации форм банковских документов и стандартизации информационного обеспечения программных комплексов, разрабатываемых в системе Банка России, и заключаются в обеспечении методического и информационного единства в области разработки, внедрения, ведения и использования классификаторов, информационной совместимости баз данных Банка России и повышении эффективности их функционирования.
1.6. Банк России наряду с органами исполнительной власти Российской Федерации участвует в разработке ЕСКК ТЭИ и является головной организацией, ответственной за разработку и ведение ряда общероссийских классификаторов, их отдельных классов и группировок, относящихся к предмету его экономической деятельности. Эти работы осуществляются в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. N 1410 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики".
1.7. Банк России несет ответственность за формирование следующих общероссийских классификаторов как в целом, так и за отдельные классы и группировки, относящиеся к предмету его экономической деятельности:
- общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-94;
С 1 июля 2001 г. вводится в действие Общероссийский классификатор валют ОК (МК(ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2000 г. N 405-ст
- общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 класс "Унифицированная система банковской документации";
- общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения".
3. Порядок разработки и ведения общероссийских, ведомственных
и локальных классификаторов (справочников)
3.1. Классификационные множества, включаемые в Общероссийские, ведомственные и локальные классификаторы (справочники), представляются в форме, отображаемой на бумажном носителе, а также в виде электронных баз данных.
3.2. Исходная информация об объектах классификации, содержащаяся в некоторых ведомственных классификаторах (справочниках), формируется на территориальном уровне, передается в центральный аппарат Банка России или Главный центр информатизации для формирования эталона ЭБД и осуществления дальнейшего централизованного тиражирования НСИ. НСИ, содержащаяся в ведомственных классификаторах (справочниках), может быть как регламентного обновления (например, ЭБД Справочника БИК РФ), так и обновления по мере возникновения изменений (например, ЭБД План счетов бухгалтерского учета).
3.3. Порядок формирования и ведения электронных баз данных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), их структура регламентируются положениями об ЭБД, разрабатываемыми Департаментом информационных систем или Опорными объектами, Главным центром информатизации Банка России по заданию Департамента информационных систем.
3.4. Порядок разработки, ввода в действие, ведения и использования общероссийских классификаторов устанавливается федеральными органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Госстандарт России, Госкомстат России) и описывается в нормативных документах, которые публикуются в информационных указателях стандартов, выпускаемых ежемесячно Госстандартом России.
3.5. Ведомственные классификаторы (справочники) Банка России представляют собой самостоятельные документы, а также входят в состав инструктивных документов Банка России. Ведомственные классификаторы (справочники) используются в случае отсутствия в общероссийских классификаторах требуемой информации или невозможности ее включения в общероссийские классификаторы путем их расширения. Примерами ведомственных классификаторов (справочников) являются: Книга государственной регистрации кредитных организаций; Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации; Справочник кодов подразделений для формирования сводной отчетности в системе Банка России; План счетов бухгалтерского учета и др.
3.6. Разработка ведомственного классификатора (справочника) предусматривает поэтапное проведение работ, которые организует Департамент информационных систем.
1-й этап:
- проведение исследований, определяющих исходное множество объектов, подлежащих классификации;
- выбор метода классификации и классификационных признаков, позволяющих упорядочить объекты в систему.
2-й этап - разработка методики создания ведомственного классификатора (справочника), содержащей:
- состав и характеристику объектов классификации;
- описание и обоснование классификационных признаков и методов классификации и кодирования объектов, включаемых в ведомственный классификатор (справочник);
- структуру ведомственного классификатора (справочника).
3-й этап - создание ведомственного классификатора (справочника) и программного обеспечения системы ведения ведомственного классификатора (справочника):
- сбор исходных данных;
- установление полного перечня объектов классификации и упорядочение этих объектов в систему;
- разработка структуры и формирование ЭБД ведомственного классификатора (справочника);
- подготовка задания ГЦИ на создание системы ведения ведомственного классификатора (справочника);
- оформление, согласование и утверждение ведомственного классификатора (справочника) в установленном порядке.
4-й этап - ввод в действие ведомственного классификатора (справочника).
3.7. Локальные классификаторы (справочники) разрабатываются при необходимости подразделениями центрального аппарата и территориальными учреждениями Банка России, согласовываются с Департаментом информационных систем в установленном порядке. Локальные классификаторы (справочники) включают в себя информацию, отсутствующую в общероссийских и ведомственных классификаторах (справочниках), и представляют собой систематизированный набор кратких и точных сведений по отдельным видам экономической деятельности структурных подразделений и территориальных учреждений Банка России. Примерами локальных классификаторов (справочников) являются справочник кредитных организаций, заключивших кредитные договоры; справочник участников электронного обмена; справочник ошибок, возникающих при обработке документов (сообщений), и др.
3.8. Разработка локального классификатора (справочника) осуществляется в соответствии с требованиями п.3.6 с учетом следующих особенностей:
- в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается подразделением центрального аппарата Банка России, ввод в действие его осуществляется тем нормативным актом Банка России, в состав которого он включен для описания объектов классификации;
- в случае если локальный классификатор (справочник) разрабатывается территориальным учреждением Банка России, ввод в действие его осуществляется распоряжением территориального учреждения по согласованию с Департаментом информационных систем. Согласование производится в установленном порядке.
4. Регистрация классификаторов технико-экономической информации
4.1. Общероссийские классификаторы или их разделы, разработанные в системе Банка России, утвержденные в установленном порядке, проходят государственную регистрацию. Согласно п.3.5.2 ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов" порядок регистрации общероссийских классификаторов определяет Госстандарт России.
4.2. Р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливаются единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации. Определяется порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в разработке, ведении и использовании указанных классификаторов.
Положение Банка России от 19 июля 2000 г. N 116-П "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"
Текст положения опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 июля 2000 г., N 41, в газете "Бизнес и банки", N 32, август 2000 г., в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", выпуск N 7, 2000 год
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Банка России от 14 мая 2013 г. N 3000-У
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"