Предстоящие контрольные мероприятия по социальному обеспечению работников
В предыдущем номере журнала были прокомментированы основные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ*(1), связанные с переходом на новую модель социального страхования*(2). В продолжение темы сегодня речь пойдет о том, как будут проходить проверки соблюдения требований федерального закона. Основные его положения вступят в силу уже со следующего года, поэтому операторам связи уже сейчас будет небезынтересно ознакомиться с администрированием социального обеспечения работников.
А судьи кто?
Сразу скажем, Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах) в части контроля и проверок во многом повторяет нормы Налогового кодекса о проведении проверок, однако он уступает налоговому документу, который совершенствовался уже не один раз, поэтому возможно, что нормы названного закона потребуют в дальнейшем уточнения и разъяснения уполномоченных органов. Пока же будем исходить из принятого документа, где сказано, что правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды контролируют:
1. Пенсионный фонд и его территориальные органы:
- в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование;
- в отношении взносов на обязательное медицинское страхование.
2. Фонд социального страхования и его территориальные органы:
- в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, Пенсионный фонд будет контролировать не только свои, но и медицинские взносы работников. В этих целях фонд и его территориальные органы будут обмениваться информацией с Федеральным фондом медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медстрахования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями о таком обмене (ч. 3 ст. 3 Закона о страховых взносах).
В ходе контрольных мероприятий контролирующий орган каждого внебюджетного фонда руководствуется как нормами Закона о страховых взносах, так и своим нормативным актом: сотрудники отделений Пенсионного фонда - Законом об обязательном пенсионном страховании*(3), Законом о медицинском страховании граждан в РФ*(4) (на правах ревизоров медицинских взносов), работники ФСС - Законом об основах обязательного социального страхования*(5) и Законом об обязательном социальном страховании*(6). Но вернемся к основному документу - Закону о страховых взносах. Для удобства восприятия в дальнейшем всех внебюджетных ревизоров будем именовать органами контроля за уплатой страховых взносов или просто органами контроля.
Насколько компетентны внебюджетные ревизоры?
Органы контроля за страховыми взносами закон наделяет всеми необходимыми полномочиями. В частности, они имеют право требовать от плательщиков документы:
- служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (документы по начислению выплат и вознаграждений сотрудникам);
- подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты взносов (расчеты, декларации, платежные поручения на перечисление взносов и т.д.).
На основании представляемых документов органы контроля могут проводить проверки плательщиков страховых взносов. При этом до и после проверки ревизоры могут вызвать плательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов.
По результатам выявленных нарушений должностные лица контролирующих органов могут потребовать от плательщика их устранения, взыскивать с недобросовестных плательщиков недоимку (пени, штрафы) как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Напомним, плательщики взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной их уплаты в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам. Плюс к этому на нарушителя может быть наложен штраф и независимо от применения мер ответственности за допущенные нарушения плательщиком взносов уплачиваются пени (1/300 от ставки ЦБ РФ).
Законом о страховых взносах предусмотрены следующие способы взыскания:
- за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика;
- за счет иного имущества плательщика, включая наличные денежные средства.
Взыскание недоимки (штрафа, пени) производится по решению органа контроля путем направления в банк плательщика поручения на списание и перечисление во внебюджетные фонды необходимых денежных средств (ст. 19 Закона о страховых взносах). При этом до принятия такого решения ревизоры должны направить плательщику требование об уплате недоимки (пеней, штрафов). Во внесудебном порядке контролирующий орган может взыскать взносы со счетов плательщика в течение двух месяцев, после пропуска этого срока должностным лицам придется обращаться в суд с иском о взыскании недоимки (пеней, штрафов). При недостаточности денежных средств на счетах контролирующие органы могут наложить арест на имущество. Постановление о взыскании задолженности за счет имущества принимается в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате взносов и санкций, а реализуют данное постановление судебные приставы-исполнители.
Органам контроля, как и налоговикам, предоставлено право определять суммы подлежащих перечислению взносов расчетным путем. Для этого им понадобится информация о плательщике страховых взносов, а также об иных аналогичных плательщиках, при том, что у плательщика отсутствует учет объектов обложения страховыми взносами или учет ведется с нарушениями. В противном случае насчитать взносы приблизительно ревизорам не удастся.
Все сказанное касается прав должностных лиц органов контроля, перейдем к обязанностям внебюджетных ревизоров. В первую очередь это контроль за соблюдением законодательства о страховых взносах, куда входит не только Закон о страховых взносах, но и другие специальные нормативные акты, о которых говорилось ранее. В вопросах контроля не обойтись без четкого регистрационного учета плательщиков страховых взносов.
В обязанности органов контроля также входит: доведение необходимой информации по уплате взносов, проведение сверки по платежам, выдача справки о состоянии расчетов с плательщиками, дача разъяснений по применению законодательства. Кроме этого, внебюджетные контролеры будут исполнять иные обязанности, предусмотренные нормативными актами о конкретных видах страхования работников.
Как проверяют уплату страховых взносов?
Законодательством о страховых взносах предусмотрены два вида контрольных мероприятий, проводимых в отношении плательщиков: камеральные и выездные проверки. Они преследуют одни и те же цели, а именно: контроль за соблюдением плательщиком законодательства об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты взносов во внебюджетные фонды. Цели внебюджетных проверок аналогичны целям налоговых, поэтому должностными лицами различных ведомств используются сходные способы проведения контроля.
Камеральные проверки плательщиков взносов
Как и налоговые проверки такого же характера, данное мероприятие внебюджетного контроля проводится по месту нахождения контролирующих органов, которые проверяют плательщика на основании расчетов по страховым взносам и иных документов о его деятельности. Для проведения камеральной проверки не требуется специального разрешения, и проводится она так же, как и налоговая проверка, в течение трех месяцев со дня представления плательщиком отчетности (расчета по страховым взносам).
При выявлении в ходе проверки ошибок в расчетах или при обнаружении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также при недостоверности данных сведений контролирующий орган сообщает об этом плательщику и требует представить пояснения или внести соответствующие исправления в представленный расчет. Если учреждение окажется в такой роли, то ему следует знать, что оно должно не только представить пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий, но и дополнительно представить в орган контроля выписки из регистров бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет взносов.
ФСС в отличие от органов контроля ПФР в ходе камеральной проверки контролирует не только правильность исчисления взносов, но и обоснованность расходов на выплату страхового обеспечения (пособий по нетрудоспособности и т.д.). Указанные расходы также должны быть подтверждены документами по выплате обязательного страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона о страховых взносах).
Выездные проверки плательщиков взносов
В процессе проведения выездных проверок анализируются не только документы, но и практическое соблюдение операторами связи норм Закона о страховых взносах, а также контроль правильности расходования страхового обеспечения. Выездная проверка проводится по месту нахождения плательщика взносов. В отличие от камеральной для проведения такой проверки нужно специальное решение, в котором есть несколько ключевых моментов:
- полное и сокращенное наименования плательщика страховых взносов;
- предмет выездной проверки и период, за который она проводится;
- должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение выездной проверки.
Территориальные органы Пенсионного фонда и органы ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов выездных проверок плательщиков. При этом каждый внебюджетный фонд в ходе проверки преследует свои цели. Так, органы Пенсионного фонда не только контролируют правильность исчисления взносов, но и осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сотрудники ФСС "на выезде" смотрят правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выездная проверка ограничена различными сроками, выделим отдельные из них:
- период, который может быть охвачен выездной проверкой, - три года;
- периодичность проведения проверки (без учета обособленных подразделений) - не чаще одного раза в три года;
- период, в течение которого проводится проверка плательщика*(7), - два месяца;
- продолжительность проверки обособленного подразделения, - месяц;
- приостановление проведения проверки в установленных законом случаях - шесть месяцев.
В частности, руководитель (заместитель) органа контроля вправе приостановить проведение проверки для истребования документов, относящихся к предмету проверки.
Несколько слов о представлении документов
Оператор связи, выступающий в роли плательщика, предъявляет к проверке документы только после получения от ревизоров специальной бумаги - требования о представлении документов. При этом достаточно подготовить только копии, которые заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью организации. Изъятие подлинников или требование о представлении нотариально заверенных копий законом не допускается*(8). Если у ревизоров есть сомнения по поводу подлинности копий, они имеют право ознакомиться с оригиналами документов на месте - на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Срок представления документов - не более 10 дней со дня вручения ревизорами соответствующего требования. Если плательщик не может представить документы в указанный срок, то он должен уведомить об этом проверяющих лиц, не забыв обозначить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены во время. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель) органа контроля за уплатой взносов вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков.
Чем заканчиваются проверки плательщиков?
По результатам проверок начисления и уплаты страховых взносов составляется акт по установленной форме (в течение двух месяцев с момента завершения проверки). Документ вручается в течение пяти дней поверенному лицу (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения). Ознакомившись с составленным документом, плательщик может в течение 15 дней представить свои возражения по сделанным контролерами выводам. К возражениям можно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов для ревизоров.
На основании всех имеющихся документов производится рассмотрение материалов проверки, после чего руководитель контролирующего органа принимает решение о привлечении к ответственности или об отказе в наложении штрафа (в течение 10 дней). При этом плательщик взносов может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, так как отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
В решении о привлечении к ответственности за нарушение излагаются обстоятельства совершенного, включая все сведения, имеющие к нему отношение, а также в обязательном порядке указываются размеры выявленной недоимки, соответствующих пеней и подлежащего уплате штрафа. Копия решения вручается плательщику, после чего он уже получает требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
У плательщика есть право на обжалование вынесенных решений. Если он не согласен, то он может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в письменной форме в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу). По итогам рассмотрения жалобы данный орган контроля (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт или решение органа контроля за уплатой страховых взносов, изменить его или вынести новое решение по существу. Если обжалование в вышестоящем органе не принесло результатов, плательщик может обратиться в суд.
Отметим, в ст. 43 Закона о страховых взносах перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, а в ст. 44 - обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность нарушителя. К первым относятся: совершение нарушения в силу чрезвычайных обстоятельств, выполнение письменных указаний уполномоченных органов, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля как исключающие вину нарушителя. Ко вторым относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной зависимости, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля смягчающими ответственность нарушителя. И наконец, третья группа - это отягощающие ответственность обстоятельства. В законе поименовано одно из таких обстоятельств - совершение нарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При привлечении плательщика к ответственности учитываются все перечисленные обстоятельства. Кроме этого, в Законе о страховых взносах установлен срок давности, позже которого нарушитель не может быть привлечен к ответственности. Данный срок составляет три года и отсчитывается со дня совершения нарушения и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности. Как видим, срок достаточно продолжительный и рассчитывать на него не стоит, за три года вероятность обнаружения ошибки при проведении тех или иных мероприятий достаточно высока.
Виды нарушений в сфере социального страхования и ответственность
Нарушением законодательства о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое Законом о страховых взносах установлена ответственность. При этом в законе выделены в отдельные статьи несколько нарушений. Сведения о них обобщены в таблице.
Вид правонарушения | Ответственность за совершение нарушения |
Непредставление расчета по страховым взносам (ст. 46) | Штраф в размере 5% от суммы взносов (за каждый месяц просрочки), но не более 30% (до 180 дней). При длящемся нарушении - штраф в размере 30% плюс 10% за каждый месяц (после 180 календарных дней) |
Неуплата или неполная уплата взносов (ст. 47) | Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов, если взносы не уплачивались плательщиком умышленно, то штраф - 40% от неуплаченных взносов |
Отказ от представления или непредставление документов (ст. 48) | Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ (копию) |
Ответственность за совершенные нарушения несут организации связи, являющиеся плательщиками взносов (ст. 41 Закона о страховых взносах). Безусловно, не последнюю роль играет характер нарушений. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. В первом случае нарушитель осознает противоправный характер своих действий (бездействия), во втором - нарушитель не осознает противоправного характера своих действий (бездействия) или их последствий, хотя должен и может это осознавать. В зависимости от степени вины его должностных лиц определяется вина в совершении правонарушения (ст. 42 Закона о страховых взносах). Взысканные с нарушителей штрафы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов, поэтому бухгалтеру нужно оформлять платежные поручения по реквизитам фондов, куда уплачиваются взносы.
И.Н. Черныш,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Статья М.В. Кириллова "Новшества социального обеспечения работников", N 5, 2009.
*(3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
*(4) Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1.
*(5) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ.
*(6) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
*(7) Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
*(8) Если иное не предусмотрено законодательством, то есть специальной нормой, имеющей приоритет перед общими положениями закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"