Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230
См. также письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение поручения правительства Российской Федерации от 06.05.2000 г. N МК-П13-13432 рассмотрело Ваше письмо от 11.04.2000 г. N А-01/5-240 о невыполнении отдельными ведомствами постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 и с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации сообщает следующее.
Пунктом 1 Порядка неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды", регулируются вопросы неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда указанная задержка вызвана взысканием Банком России с этих кредитных организаций централизованных кредитов, выданных ими в 1992-1994 гг. предприятиям и организациям отдельных отраслей экономики без уплаты средств организациями-заемщиками.
Согласно п.5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пп.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции" по смыслу ст.57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, и использование указанных сумм налогов банками в качестве несанкционированного кредита государства. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
Аналогичный подход к определению правовой природы пеней нашел свое отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня определяется как способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.
Таким образом, пеня не является штрафной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией (в рассматриваемом случае кредитной организацией) бюджетных средств.
Учитывая изложенное, действия налоговых органов и органов Пенсионного фонда Российской Федерации в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают под действие постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140.
Заместитель министра |
В.А.Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пеня не является штрафной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией, например, кредитной, бюджетных средств.
Действия налоговых органов и органов ПФР в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными.
Письмо МНС РФ от 6 июня 2000 г. N ВП-1-05/1230
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", N 31, август 2000 г.