Отмена ЕСН: новые страховые взносы
Подходит к концу 2009 год. По уже сложившейся традиции в канун Нового года наши законодатели принимают пакет налоговых законов, вносящих существенные изменения в действующее законодательство. Будет ли соблюдена эта традиция в текущем году, неизвестно. Одно принципиальное изменение налоговой системы на сегодняшний день уже принято - отменена гл. 24 НК РФ. С 2010 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами. Новые законы полностью меняют саму систему начисления, уплаты, администрирования страховых взносов.
В связи с этим сегодня мы начнем рассматривать новые положения, связанные с уплатой страховых взносов, а также остановимся на законодательных актах, принятых во исполнение новых законов, разъяснениях финансистов и налоговиков по применению данных новшеств.
Нормативная база по уплате страховых взносов
С 1 января 2010 года вступают в силу два новых закона (отдельные положения начинают действовать в иные сроки):
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог".
Данные новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы. С 2010 года спецрежимники ("упрощенцы" и налогоплательщики, применяющие ЕНВД) являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона N 212-ФЗ.
Основные изменения, интересные, в первую очередь, налогоплательщикам, внесены в следующие нормативные документы:
1) федеральные законы:
- от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ);
- от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ);
2) Налоговый кодекс;
3) Кодекс об административных правонарушениях;
4) Трудовой кодекс.
Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Основные положения Закона N 212-ФЗ
Итак, с 1 января 2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будут регулироваться Законом 212-ФЗ:
- в ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
- в ФСС - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в ФФОМС - на обязательное медицинское страхование;
- в ТФОМС - на обязательное медицинское страхование.
Действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они, как и раньше, регулируются отдельным законом - Законом N 125-ФЗ.
Вдобавок к основному закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Также регулируются данным законом и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
В целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития.
Согласно Постановлению Правительства от 31.10.2009 N 877 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" к полномочиям Минздравсоцразвития теперь относится принятие нормативно-правовых актов, в том числе:
- форм документов для исчисления, уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также форм документов, используемых в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, и порядок их заполнения;
- перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для выделения ему страховщиком необходимых средств на выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- форм решения страховщика о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и требования об их возмещении;
- правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в том числе в части определения документов, подтверждающих страховой стаж, и другие.
Отдельно выделены полномочия Минздравсоцразвития на выдачу письменных ответов на вопросы плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Надо отметить, что опыта по ведению разъяснительной работы среди плательщиков страховых взносов у Минздравсоцразвития нет. Да и объем работы только по принятию новых форм отчетных и других документов впечатляет.
Контроль за уплатой страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
- ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Таким образом, с 2010 года проверки страховых взносов будут проводить не налоговые органы, как сегодня, а ПФР и ФСС соответственно их полномочиям. За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону N 255-ФЗ.
Подробно о камеральных и выездных проверках ПФР и ФСС читайте в статье О.А. Ларина "Новым взносам - новые проверки!" в этом номере журнала.
Плательщики страховых взносов. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям - за физических лиц и за себя.
Объект обложения страховыми взносами. Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, близки по содержанию к объекту и базе, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ, но, естественно, они расширены.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом принципиально новым является ограничение размера для облагаемой базы: в отношении каждого физического лица оно устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, действующей сегодня, не предусмотрено. Величина 415 000 руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но данная норма действует только с 1 января 2011 года.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Перечень необлагаемых сумм схож с перечнем, который представлен в ст. 238 НК РФ, но есть и различия, например с 2010 года будут облагаться страховыми взносами:
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;
- сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 000 руб., выплаченная после первого года жизни этого ребенка.
Не будет облагаться страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 000 руб., данное положение приведено в соответствие с нормами по НДФЛ.
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. На данный момент эти нормы не приняты.
Согласно новому закону не будет привычного деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли в целях обложения страховыми взносами, которое было предусмотрено п. 3 ст. 236 НК РФ (выплаты за счет прибыли не облагались ЕСН). С 2010 года страховые взносы будут начисляться с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают они базу по налогу на прибыль или нет.
Расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год.
Тарифы страховых взносов. Самое важное изменение - это тарифы страховых взносов.
ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | Итого | |
2010 г. | |||||
Общий режим налогообложения | 20% | 2,9% | 1,1% | 2% | 26% |
2011 г. | |||||
Общий режим, УСНО, ЕНВД* | 26% | 2,9% | 2,1% | 3% | 34% |
* Подробно для отдельных категорий плательщиков страховых взносов - в ст. 57, 58 Закона N 212-ФЗ. |
Из таблицы видно, что 2010 год будет переходным периодом и общая нагрузка останется на уровне 2009 года (ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Но уже с 2011 года тарифы страховых взносов уравняют, и они не будут зависеть от применяемого режима налогообложения, а также общая нагрузка на организации и индивидуальных предпринимателей резко увеличится.
Отдельные условия по тарифам предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельхозналог, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Видимо, от идеи уплаты одной платежкой всех отчислений от зарплаты уже отказались окончательно.
Сумма, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно нарастающим итогом: чтобы определить сумму за апрель, надо рассчитать сумму за январь - апрель, затем из нее вычесть сумму, исчисленную за январь - март.
Сроки по уплате отчислений от сумм заработной платы не изменились. Как и сегодня, ежемесячные обязательные платежи нужно внести не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляются эти платежи.
В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные Приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443, которые в настоящий момент используют многие налогоплательщики, применять будет нельзя, поскольку утрачивает силу гл. 24 НК РФ и все функции по администрированию страховых взносов переходят к ПФР и ФСС. На сегодняшний момент форма и порядок нового учета не установлены.
Отчетность по страховым взносам. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
- в ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды обязательного медицинского страхования (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом);
- в ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
Формы отчетности будут утверждены федеральным органом.
С 1 января 2011 года плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют указанные расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". При этом уже в 2010 году плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Важные изменения, касающиеся порядка представления сведений в ПФР, внесены в порядок персонифицированного учета (Закон N 27-ФЗ). Отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года. С 2011 года отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Таким образом, возникнет необходимость выстроить работу бухгалтерии так, чтобы сдавать сведения о персонифицированном учете ежеквартально.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Вопросам взыскания недоимки в досудебном и судебном порядке, за счет денежных средств на счетах и за счет имущества плательщика страховых взносов посвящена гл. 3 Закона N 212-ФЗ. Также прописаны обязанности банков по сообщению сведений о счетах организаций и предпринимателей. Не забыли и про пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также прописан порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Расчеты за 2009 год. Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Минфином.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок этих деклараций информация об их результатах передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме в определенном порядке.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ. Взыскание этой недоимки осуществляется органами ПФР в порядке, установленном данным законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@ "О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010", декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год должны быть представлены в налоговые органы по следующим формам:
1) налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, по формам, утвержденным:
- Приказом Минфина РФ от 29.12.2007 N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения";
- Приказом Минфина РФ от 27.02.2006 N 30н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения";
2) индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, - по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 17.12.2007 N 132н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и порядка ее заполнения".
При этом налоговики напоминают, что за 2009 год последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен быть уплачен по сроку не позднее 15 января 2010 года (за декабрь 2009 года).
Подготовительная работа по переходу на уплату страховых взносов
В связи с изменением порядка администрирования страховых взносов в настоящее время идет подготовительная работа в ФСС и ПФР совместно с налоговыми органами. В нее входит формирование нормативно-правовой базы, адаптация программного обеспечения к новым информационно-технологическим задачам, подготовка и переподготовка кадров, организация информационно-разъяснительной работы для страхователей. В настоящее время идет передача базы данных о плательщиках ЕСН в ФСС и ПФР.
В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой инспекцией по уплате ЕСН. Выявить все расхождения и устранить их, а также в случае необходимости провести зачет излишне уплаченных сумм или их возврат на расчетный счет. Как показывает практика даже в случае выполнения предупредительных мер со стороны налогоплательщика нельзя быть уверенным, что впоследствии проблем не возникнет.
На сайтах Минздравсоцразвития и ФСС - www.minzdravsoc.ru и www.fss.ru - можно получить дополнительную информацию по принятию новых нормативных документов, а также по их проектам.
На сайте ФСС представлен целый раздел, посвященный новым страховым взносам ("Переход с 2010 года на уплату страховых взносов"), в котором представлены:
- нормативно-правовые акты;
- горячая линия по вопросам перехода с ЕСН на уплату страховых взносов;
- переход на уплату страховых взносов: что нужно знать страхователю.
На сегодняшний день существуют следующие нормативно-правовые акты, связанные с принятием Законов N 212-ФЗ и 213-ФЗ:
Наименование документа | Реквизиты документа |
"О внесении изменений в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 N 740н |
"О внесении изменений в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2009 N 813н |
"О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" | Постановление Правительства РФ от 19.10.2009 N 839 |
"О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" | Постановление Правительс тва РФ от 17.10.2009 N 820 |
"Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" | Постановление Правительс тва РФ от 17.10.2009 N 826 |
На сайте Минздравсоцразвития представлены проекты следующих документов:
- Приказа от 03.11.2009 "Об утверждении форм документов для осуществления контроля за уплатой страховых взносов". Этим документом предлагается утвердить ряд форм, например форму решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (приложения 1, 2, формы 1-ПФР, 1-ФСС РФ), форму решения о проведении выездной проверки (приложения 9, 10, формы 6-ПФР, 6-ФСС РФ), форму акта камеральной проверки (приложения 17, 18 формы 12-ПФР, 12-ФСС), форму акта выездной проверки (приложения 20, 21, формы 13-ПФР, 13-ФСС) и другие;
- Приказа от 23.10.2009 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам". Данным приказом предполагается утвердить форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) согласно приложению);
- Приказа от 20.10.2009 "Об утверждении Перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения". Данным документом предполагается утвердить перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения согласно приложению;
- Приказа от 20.10.2009 "Об утверждении порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данным документом предполагается утвердить порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Приказа от 14.10.2009 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения". Данным документом будет утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ);
- Приказа от 13.10.2009 "Об утверждении порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям". Данным документом будет утвержден порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
Из всего вышесказанного следует, что сегодня идет серьезная подготовительная работа со стороны государственных органов по переходу с 1 января 2010 года на уплату страховых взносов. Налогоплательщикам тоже надо серьезно подойти к этому вопросу во избежание ненужных проблем, чтобы потом не ходить между налоговой инспекцией и ПФР или ФСС в поисках своих платежей. Скорее всего, переход на новую систему уплаты страховых взносов безболезненным не будет. Пусть для вашей страховой организации он пройдет без потерь!
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"