Последние записи отчетного года
Бухгалтерский учет, как известно, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ). Не исключена вероятность, что на одном из перечисленных этапов учетного процесса при обработке поступившей информации бухгалтером совершена ошибка.
Ошибки, ошибки, ошибки...
Под ошибкой понимается неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации.
В зависимости от этапа учетного процесса (сбор, регистрация, обобщение информации), на котором возникают ошибки, их можно разделить на возникающие при составлении первичных документов, при отражении хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета и при составлении отчетности.
Если же классифицировать ошибки в зависимости от природы их возникновения и последствий, то их, на нагл взгляд, можно условно разделить на технические, "методические" и специфические.
Технические ошибки обычно не искажают экономической сущности хозяйственных операций. К ним, в частности, относятся арифметические ошибки, описки, пропуски. Их наличие обычно приводит к неравенству итоговых показателей отчетности или появлению значений, не соответствующих реально возможным.
"Методические" ошибки приводят к неправильному отражению экономической информации об осуществленных операциях, поскольку связаны с несоблюдением правил бухгалтерского учета. К таковым вполне уместно отнести:
ошибки при документировании операции - отражение операции при отсутствии первичных документов или, наоборот, наличие фальсифицированных документов на не осуществленные в действительности операции;
ошибки в периоде отражения: хозяйственная операция, осуществленная в одном отчетном периоде, отражается в бухгалтерском учете и отчетности в следующем периоде. Чаще всего они возникают из-за несвоевременного получения документов от партнеров - накладных, счетов-фактур и т.д.;
ошибки в корреспонденции счетов - составление неправильных проводок, искажающих экономическую сущность осуществленных операций;
ошибки в оценке - неверное определение первоначальной и фактической стоимости объектов учета, начисления амортизации, формирования резервов и т.д. - и связаны они с нарушением установленных правил;
ошибки в представлении информации в отчетности - неправильное отражение информации, сформированной на бухгалтерских счетах, по строкам бухгалтерской отчетности, например необоснованный зачет между статьями активов и пассивов на счетах 60, 62, 68, 69, 71, 76 и т.д.
Специфические ошибки возникают при использовании некорректно настроенных бухгалтерских компьютерных программ, а также вследствие сбоев в работе компьютера. Например, часть данных, введенных в компьютер, может оказаться утраченной из-за компьютерных вирусов, внезапного отключения электричества, поломки компьютера и т.д. Программа не была своевременно настроена:
после осуществления модернизации объекта основных средств;
при изменении способа оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство или ином выбытии, отраженного в учетной политике организации, - в результате чего начисление амортизации, списание материалов производились неверно.
Ошибки в документировании операций связаны с нарушением правил оформления первичных учетных документов, а также с нарушением графика документооборота. Так, возможна ситуация, когда документы, оформленные с ошибками, по какой-то причине сразу не были уничтожены, а впоследствии были приняты к учету. Указанные ошибки зачастую приводят к появлению ошибок в периодизации. Разрыв по времени между поступлением в организацию документов по осуществленной операции и фактическим ее проведением нередко способствует тому, что хозяйственная операция отразится в отчетности следующего периода. Кроме того, ошибки, связанные с документированием операций, могут приводить к искажению оценки объектов учета.
Ошибки в оценке связаны с некорректным определением первоначальной или фактической стоимости активов, начислением амортизации, исчислением стоимости материально-производственных запасов при их списании и т.д. Чаще всего они возникают вследствие неполного или неправильного применения требований соответствующих ПБУ и иных нормативных актов бухгалтерского учета.
Нередки случаи, когда "увязка" бухгалтерского и налогового учета осуществляется за счет методики оценки, установленной для целей налогообложения прибыли. А та, в свою очередь, несколько расходится с требованиями нормативных актов бухгалтерского учета. Примером может служить отнесение в бухгалтерском учете к прочим расходам процентов по заемным средствам, связанным с приобретением сооружений и (или) изготовлением инвестиционных активов, что противоречит пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08).
Ошибки в корреспонденции счетов чаще всего связаны:
с неправильной трактовкой тех или иных хозяйственных операций;
неприменением или некорректным применением требований нормативных актов бухгалтерского учета;
использованием не предусмотренных для учета объектов счетов бухгалтерского учета вследствие несоблюдения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Так, возможно неправильное списание материально-производственных запасов на затраты без предварительного их оприходования на склад (п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н). Стоимость указанных запасов некорректно списывать сразу на затраты со счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. Ошибка заключается в том, что в общую стоимость материально-производственных запасов в этом случае не включается стоимость некоторых материалов, сырья, полуфабрикатов. В результате такой ошибки возможно неверное определение суммы хозяйственной операции. МПЗ должны приходоваться на счете 10 "Материалы", а затем уже списываться на затраты.
Ошибки в документировании, на наш взгляд, во многих случаях являются следствием невнимательности бухгалтерской службы. Ошибки же в корреспонденции счетов в большинстве своем свидетельствуют о недостаточной компетентности этой службы.
Ошибки в представлении информации в отчетности возникают в том случае, если в бухгалтерском учете записи были осуществлены правильно и сальдо на счетах было подсчитано верно, однако при составлении отчетности произошла случайная ошибка в занесении данных или неправильно классифицирован тот или иной объект учета. Например, "свернуто" сальдо по счетам расчетов 60, 62, 76, выданные беспроцентные займы отнесены к финансовым вложениям, а не дебиторской задолженности.
Ошибки в документировании легче всего выявить путем проведения инвентаризации имущества организации или взаимной сверки задолженностей с дебиторами и кредиторами.
Для обнаружения ошибок в оценке или периодизации используются аналитические процедуры. Так, динамика выручки и себестоимости продаж (оборотов по субсчетам 90-1 и 90-2) должна быть однонаправленной. Поэтому в случае если оборот по субсчету 90-1 увеличился, а оборот по субсчету 90-2 за тот же месяц снизился, скорее всего, допущена ошибка в периодизации признания выручки или списания отгруженной продукции (товаров, работ, услуг). Изменение суммы начисленной амортизации за месяц при линейном способе ее начисления может происходить, только если в предыдущем месяце введен объект основных средств или произошло списание объекта либо первоначальная стоимость объекта самортизирована полностью.
Тестирование бухгалтерских записей позволяет обнаружить ошибки, связанные с неправильной корреспонденцией счетов. Значительную помощь в этом может оказать составление шахматной оборотной ведомости. Эта ведомость позволяет проследить все проводки, затрагивавшие дебет данного счета с кредитами других счетов и наоборот. Поэтому на ее основе можно обнаружить "нестандартные" или недопустимые проводки.
При подготовке же данных к годовому отчету бухгалтеры нередко находят такие ошибки.
Способы исправления
Первичными учетными документами, как известно, должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Как правило, на этом этапе возникают недочеты в оформлении первичного документа, отсутствие необходимых документов для его формирования, несоответствие документа унифицированным формам, отсутствие в документе необходимых реквизитов, установленных законом N 129-ФЗ.
Исправления в первичные документы могут вноситься только по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали эти документы. Если в первичном документе допущена ошибка, то она исправляется корректурным способом.
В документе, составленном вручную, неправильная запись перечеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть исправленный текст, сверху же делается правильная запись. Она при этом оговаривается надписью "исправлено" и подтверждается подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
При составлении документа с помощью средств вычислительной техники:
если ошибка обнаружена на стадии составления документа, то документ следует переделать;
если же ошибка обнаружена позже, то исправление делается по аналогии с документом, оформленным вручную.
Запрещается вносить исправления в кассовые и банковские первичные учетные документы (п. 5 ст. 9 закона N 129-ФЗ). Если в документе обнаружена ошибка, то необходимо составить новый. Внесение исправлений в кассовую книгу допускается, исправления делаются корректурным способом, при этом исправительная запись заверяется кассиром и главным бухгалтером организации.
При отражении хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета может возникнуть иная сумма, неверная корреспонденция счетов, ошибки в периодизации и пр. В зависимости от характера обнаруженной ошибки исправления в учетные регистры могут быть внесены несколькими способами.
Корректурный способ применяется в случаях, когда бухгалтерская запись произведена на надлежащих счетах бухгалтерского учета, но в неправильной сумме. Ошибочная запись в этом случае зачеркивается, и надписывается правильная сумма, а при необходимости и текст. Исправление ошибки подтверждается подписью лица, производящего исправление. Этот способ в основном применяется, если ошибка сделана в одном регистре и обнаружена до подсчета итогов. В большинстве своем он используется, когда учет ведется вручную, без использования средств автоматизации.
Способ дополнительной записи используется, если хозяйственная операция не была своевременно учтена (на дату ее совершения) или же операция была учтена в меньшей, чем следует, сумме. В этом случае составляется дополнительная бухгалтерская проводка на всю сумму операции или на разность между правильной и отраженной в регистре суммами операции (именно к этому способу обращаются при доначислении налогов). При этом составляется бухгалтерская справка, на основании которой исправляется ошибка в регистре. В справке желательно зафиксировать факт неправильного отражения хозяйственных операций и обосновать необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей.
Упомянутая бухгалтерская справка может быть составлена в произвольной форме, с любыми реквизитами, позволяющими бухгалтеру быстро сориентироваться: кем, когда и на каком основании была проведена данная исправительная проводка. Если к справке приложить ксерокопии первичных документов хозяйственной операции, по которой были допущены ошибки, и соответствующие уточняющие расчеты, то это позволит в последующем не тратить время на подтверждение обоснованности исправительных проводок.
Способ сторнировочной бухгалтерской записи ("красное сторно") используется при неправильной корреспонденции счетов и при записи операции в большей, чем нужно, сумме. При этом способе сторнируется вся ошибочная проводка, а затем производится запись с правильной корреспонденцией счетов и (или) в правильной сумме.
Возможен и второй вариант исправления: производится запись на ту же сумму, только с "обратной" корреспонденцией счетов, то есть сумма, ранее отнесенная в дебет счета, записывается в кредит данного счета, а сумма, отнесенная в кредит другого счета, записывается по дебету этого счета. В результате неправильная проводка "нейтрализуется", конечные сальдо на этих счетах будут правильными. Однако такое исправление приводит к задваиванию суммы в оборотах текущего отчетного периода.
Для осуществления сторнировочной записи также необходимо оформить бухгалтерскую справку.
Порядок исправления
Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности регламентированы Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. соответственно приказами Минфина России от 22.07.03 N 67н и от 29.07.98 N 34н). Порядок исправления зависит от того, когда именно ошибка обнаружена.
При выявлении организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся. Доходы и расходы, возникшие в прошлом году, при исправлении ошибки в текущем году признаются в составе прочих доходов либо расходов в качестве прибылей либо убытков прошлых лет (п. 11 указаний, п. 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказами Минфина России от 06.05.99 N 32н и N 33н соответственно).
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, отражается по кредиту счета 91-1 субсчет "Прочие доходы", а убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году, - по дебету счета 91-2 субсчет "Прочие расходы" (обособленно в аналитическом учете) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Пример 1
В ноябре 2009 года при проведении инвентаризации объектов основных средств обнаружена ошибка в исчислении амортизации: по принятому к учету 1 октября 2008 года объекту амортизация была начислена за три месяца IV квартала этого года. Сумма ежемесячной амортизации - 8460 руб.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н). Поэтому в октябре 2008 года организация неправомерно включила в расходы по обычным видам деятельности начисленную сумму амортизации - 8460 руб.
Ошибка при отражении операции, осуществленной в 2008 году, обнаружена в следующем отчетном году после утверждения отчета за предыдущий год. Поэтому исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за 2008 год не вносятся. В декабре же текущего года при отражении результатов инвентаризации составляется в том числе и бухгалтерская справка об уменьшении суммы начисленной амортизации. На ее основании производится следующая запись:
- 8460 руб. -уменьшена величина начисленной амортизации.
При выявлении организацией ошибок в бухгалтерском учете текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся в том месяце, когда эти ошибки (искажения) выявлены.
Пример 2
Несколько изменим условия примера 1: объект был принят к бухгалтерскому учету 1 сентября 2009 года и с этого же месяца организация начала начислять по нему амортизацию, ошибка обнаружена в декабре.
Так как моменты обнаружения ошибки и ее совершения находятся в одном отчетном периоде, то при ее обнаружении в декабре составляется соответствующая бухгалтерская справка. На основании ее в учете организации производится сторнировочная проводка на сумму ежемесячной амортизации:
- 8460 руб. - сторнирована сумма амортизации по объекту основных средств, начисленная за сентябрь текущего года.
Если неправильное отражение хозяйственных операций, относящихся к отчетному году, обнаружено после его окончания, но до момента утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности, то исправления производятся записями декабря отчетного года.
Пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предлагается изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), учитывать в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Следовательно, ошибки в бухгалтерском учете исправляются в периоде их обнаружения, а не совершения.
Напомним, что отчетным годом при составлении бухгалтерской отчетности считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно за исключением вновь созданных организаций, для которых таковым признается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря. Если же организация создана после 1 октября, то для нее отчетным периодом будет период с момента регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 закона N 129-ФЗ).
Следовательно, для организаций, которые были зарегистрированы после 1 октября 2008 года, первый отчетный период заканчивается 31 декабря текущего года. В связи с чем у таких организаций ошибки, относящиеся к IV кварталу прошлого года, также признаются ошибками отчетного периода.
Пример 3
Уточним условия примера 1: организация была зарегистрирована 8 октября 2008 года, основное средство принято к учету 1 ноября 2008 года, с этого месяца началось начисление амортизации по объекту. Ошибка обнаружена при подготовке материалов к годовому отчету.
Поскольку организация была зарегистрирована после 1 октября, то первым отчетным годом для нее становится период с 8 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года. Исходя из этого ошибка в начислении амортизации в ноябре 2008 года относится к ошибке отчетного периода. На основании бухгалтерской справки, датированной 31 декабря 2009 года, в учете осуществляется сторнировочная проводка:
- 8460 руб.- сторнирована сумма амортизации по объекту основных средств, начисленная за ноябрь 2008 года.
Таким образом, исправления по ошибкам, которые выявлены при формировании данных к годовому отчету за 2009 год, относящимся как к отчетному году, так и к предшествующим периодам, можно внести заключительными записями декабря.
Реформация баланса
Целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Она же определяется как финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Для того чтобы определить его, необходимо провести реформацию баланса. Помимо определения суммы чистой прибыли (убытка), полученной в течение года, эта операция позволяет начать новый финансовый год "с чистого листа", поскольку осуществляется закрытие всех счетов учета результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.
Обычно реформация баланса осуществляется после того, как в бухгалтерском учете организации будет отражена последняя хозяйственная операция, датированная 31 декабря отчетного года. Операция по реформации баланса состоит из двух этапов.
Вначале закрываются счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".
Затем величина полученного организацией финансового результата за отчетный год включается в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
В течение финансового года доходы и расходы по обычной деятельности организации учитываются на счете 90. Инструкция по применению плана счетов предписывает открыть к этому счету несколько субсчетов:
90-1 "Выручка", на котором учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;
90-2 "Себестоимость продаж" - для учета себестоимости продаж, по которым на субсчете 90-1 признана выручка;
90-3 "Налог на добавленную стоимость", на котором учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);
90-4 "Акцизы" - для учета суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);
90-9 "Прибыль/убыток от продаж" - для отражения финансового результата от обычных видов деятельности.
Записи по открытым субсчетам в течение отчетного периода ведутся накопительно. В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат - прибыль или убыток от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Он исчисляется как разность между суммой выручки от продаж за отчетный месяц (кредит субсчета 90-1) и себестоимостью продаж, определяемой как сумма дебетовых оборотов за отчетный месяц по открытым субсчетам 90-2-90-8. Выявленный финансовый результат отражается на субсчете 90-9 и списывается на счет 99. Если сумма выручки превышает затраты, то организация по итогам месяц получила прибыль:
- отражена прибыль от продаж за текущий месяц.
Если же затраты на продажу превышают размер выручки, то организация в этом месяце понесла убытки:
- отражены убытки от продаж за текущий месяц.
Поэтому на конец каждого месяца на субсчете 90-1 будет кредитовое сальдо, на субсчетах 90-2-90-8 - дебетовое. На субсчете же 90-9 сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым. В целом же синтетический счет 90 сальдо на конец последнего дня месяца не имеет.
На отчетную дату 31 декабря все субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет 90-9. Кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывается проводкой:
- отражено закрытие субсчета "Выручка", -
дебетовые же сальдо субсчетов 90-2, 90-3 и т.д. - обратными проводками:
Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, ...)
- отражено закрытие субсчета "Себестоимость продаж" ("Налог на добавленную стоимость" и т.д.).
В результате приведенных записей по состоянию на 1 января нового отчетного года субсчета счета 90 сальдо не имеют.
На счете 91 обобщается информация о прочих доходах и расходах. К счету 91 обычно открываются субсчета 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы", 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов". Записи по этим субсчетам производятся также накопительно. То есть все субсчета счета 91 в течение года не закрываются.
В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат. Для этого сравниваются суммы прочих доходов (суммарный кредитовый оборот за отчетный месяц субсчета 91-1) и прочих расходов (суммарный дебетовый оборот субсчета 91-2). Выявленный таким образом финансовый результат отражается на субсчете 91-9 и списывается на счет 99:
Дебет 91-9 (99) Кредит 99 (91-9)
- отражена прибыль (убыток) от прочих доходов.
Исходя из этого на конец месяца на субсчете 91-1 всегда будет кредитовое сальдо, на субсчете 91-2-дебетовое, на субсчете 91-9 может быть как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Синтетический же счет 91 на конец последнего дня месяца сальдо не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91-9:
- отражено закрытие субсчета "Прочие доходы";
- отражено закрытие субсчета "Прочие расходы".
Счет 99 предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Как было сказано выше, в конце каждого месяца финансовый результат (прибыль или убыток) от обычных видов деятельности, а также сальдо прочих доходов и расходов переносятся на отдельные субсчета счета 99.
Также на отдельном субсчете счета 99 отражаются суммы причитающихся налоговых санкций:
- начислена сумма налоговых санкций.
Помимо этого на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль (соответственно УРНП и УДНП) и постоянных налоговых обязательств (постоянных налоговых активов). Для их учета организация, применяющая Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н), открывает отдельные субсчета.
Напомним, что условный расход (условный доход) по налогу на прибыль определяется как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ. Постоянное налоговое обязательство (постоянный налоговый актив) определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль (п. 7 и 20 ПБУ 18/02). При этом постоянные налоговые обязательства (ПНО) возникают в том случае, если расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, исключаются из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, доходы же учитываются только при расчете налоговой базы отчетного периода. Постоянные же активы (ПНА) возникают, когда расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде и не участвуют в формировании бухгалтерской прибыли отчетного и последующих периодов или же доходы учитываются только при формировании бухгалтерской прибыли. Начисление вышеперечисленных величин сопровождается следующими записями:
Дебет 99 субсчет "Условный расход (условный доход)" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- начислен условный расход по налогу на прибыль;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99 субсчет "Условный расход (условный доход)"
- начислен условный доход по налогу на прибыль;
Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство (налоговый актив)" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- начислено постоянное налоговое обязательство;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство (налоговый актив)"
- начислен постоянный налоговый актив.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года переносится со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" следующими проводками:
- списана прибыль отчетного года;
- отражен убыток отчетного года.
Таким образом, в результате осуществления реформации баланса субсчета счетов 90, 91 и 99 на 1 января 2010 года сальдо не имеют.
И. Огудин,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455